Введение 3
1. Корпоративный университет 5
1.1. Структура корпоративного университета «Русал» 5
1.2. Структура профильных классов в России 18
1.3. Разработка модели профильных классов «Русал» 31
2. Опытно-экспериментальные условия профильного класса 38
2.1 Анализ деятельности образовательной организации 38
2.2. Анализ SWAT, PAST 47
2.2.1. Условия реализации, апробации 52
2.2.2. Критерии результативности 64
2.3. Анализ результатов 66
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 78
Актуальность исследования особенностей создания и функционирования профильных классов обусловлена тем, что современная система образования начинает меняться под потребности бизнеса. Среди российской общественности, в государственно-политических и деловых кругах утверждается понимание того, что устойчивое экономическое развитие страны невозможно без восстановления утраченного промышленного потенциала и освоения высоких технологий. Это нашло свое отражение в содержании и целях национальных проектов, реализуемых практически во всех отраслях народного хозяйства. Их осуществление предполагает насыщение предприятий и организаций квалифицированными специалистами в области инженерного дела и цифровых технологий.
Тем не менее, как известно, на рынке труда наблюдается нехватка грамотных инженерных кадров. Одна из причин - смещение интересов выпускников школ в сторону «популярных» нетехнических направлений. В свою очередь, это сказалось на качественном составе поступающих в инженерно-технические вузы, а значит, и на уровне подготовки их выпускников. И если ведущие инженерные вузы страны в основном справляются с проблемой ухудшения качественного состава поступающих, то непосредственно на местах, в большинстве субъектов Федерации эта проблема стоит в полный рост. Ее усугубляют нынешний демографический кризис и образовательная миграция.
Устойчивое и динамичное развитие народного хозяйства России требует насыщения сферы материального производства инженерно- техническими кадрами. Однако расширение их подготовки сдерживается предпочтением у основного большинства выпускников школ заинтересованности в продолжении образования по направлениям и специальностям социально-гуманитарного профиля. Это ставит новые задачи в области профессиональной ориентации и научно-технического просвещения среди учащейся молодежи и среди населения.
Таким образом, реальный сектор экономики продолжает испытывать нехватку квалифицированных кадров, которые могли бы сразу приступить к работе по профессии после окончания учебных заведений, а также тех, кто самостоятельно развивается и повышает свои компетенции.
Объект исследования - профильное образование.
Предмет исследования - модель профильного класса
Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать особенности проектирования модели профильного класса «РУСАЛ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить структуры корпоративных университетов;
• выделить структуру профильных классов в России;
• провести разработку модели профильных классов «Русал»;
• дать анализ деятельности образовательной организации;
• провести анализ SWAT, PAST: условий реализации, апробации и критериев результативности.
Структура данной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Школа не просто готовит к профессиональной деятельности, а закладывает ее фундамент через овладение профессиональными компетенциями уже в школьные годы. Успешность и эффективность личности в современном обществе не просто закладывается, а активно формируется уже в дошкольном детстве, и от качества дошкольного образования напрямую зависит качество школьных знаний.
В основу реализации профильных классов РусАЛ развития положен современный программно-целевой метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны рядовых сотрудников. Выполнение государственного задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации профильных классов РусАЛ оформляются как педагогические проекты. Результатом работы школы по направлениям программы является повышение эффективности работы образовательной организации, результатом реализации инициативных проектов - высокий уровень удовлетворенности общества качеством образования.
Формат профильных классов РусАЛ обеспечивает не только планирование бюджета, но и полноценную синхронизацию и актуализацию существующих стратегических документов с перспективными разработками и инновационными решениями, достижение целевых показателей, декомпозицию и координирование направлений деятельности, согласование действий и ответственности педагогов и руководителей разных отделений , органов государственного и муниципального управления, что в конечном итоге позволяет эффективно планировать и реализовывать необходимые
проекты. Решение приоритетных задач социально-
экономического развития невозможно обеспечить в полной мере без реализации инновационных проектов по разработке и созданию новых моделей, развитию и совершенствованию существующих моделей, механизмов, образовательных программ, технических средств и технологий в области образования и молодежной политики. Реализация профильных классов РусАЛ позволит обеспечить поступательное интенсивное развитие системы образования школы по всем направлениям за счет указанных новых перспективных разработок, 6 полученных на основе выполнения поисковых экспериментальных проектов, а также проектов по мониторингу и сопровождению процессов их внедрения в практику. В связи с этим предполагается не программно-целевой подход, а проектно-целевой подход в рамках реализации профильных классов РусАЛ в отличие от классического программно-целевого. Выполнение профильных классов РусАЛ связано с реализацией других подпрограмм государственной программы, с реализацией Стратегии развития системы образования до 2022 года, а также с применением новейших правовых основ государственной политики в сфере образования, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Без использования проектно-целевого метода будет невозможно достижение целей и решение задач, предусмотренных в этих стратегических документах. Реализация профильных классов РусАЛ позволит создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в образовании Школы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования. Приказ Мин. образования и науки РФ от 17.05.2012г. №413 [Электронный ресурс]. - URL:
йИр://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения 17/08/2021)
2. Аетдинова Р. Р. Классический университет VS корпоративный университет [Электронный ресурс] / Р. Р. Аетдинова // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. Сборник материалов XVI Всероссийской научной конференции. - Электрон, дан. - 2018. - С. 35-38. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asD7icU37753180 (Дата обращения: 15.07.2021)
3. Ангеловская С. К. Инновационные подходы к организации профориентационной деятельности профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. № 2 (14). С. 71-74.
4. Андреев И. Один раз увидеть // Наука и жизнь. 2011. № 12. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/20224 (дата обращения: 14.07.2021).
5. Белозерова Л. А., Поляков С. Д., Жидяева О. О. Социокультурные особенности поколения Z: опыт эмпирического исследования // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 3. С. 16-24.
6. Белоусов А. А., Некрасова Г. И. Проектирование системы профессиональных проб для школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 10 (октябрь). С. 899-912. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2018/181075.htm. (дата обращения 10.07.2021).
7. Валеева Р. Р., Давыдов А. Е. Игровые формы профориентационной
работы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 4 (52). С. 126-133.
8. Власова О. В. Корпоративные университеты [Электронный ресурс] / О.
В. Власова // Международный молодёжный симпозиум по управлению, экономике, финансам. Сборник научных статей. - Электрон, дан. - 2019.
- С. 348-352. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp7idM3094828 (Дата обращения: 15.07.2021)
9. Воробьёва Т. И., Лизунов П. В. О проблеме профессионально ориентирующего воспитания как направления инновационной деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 1 (25). С. 102-107.
10. Всероссийский фестиваль науки «Наука 0+». URL: http://www.festivalnauki.ru (дата обращения: 14.07.2021).
11. Гулюк Н. В. Оценка эффективности использования модели корпоративного университета экономики [Электронный ресурс] / Н. В. Гулюк И. В. Новичкова // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики. Материалы IX Международной научно-практической конференции. - Электрон, дан. - 2017. - С. 236-239. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp7idM9171045 (Дата обращения: 15.07.2021)
12. Долженко Р. А. Опыт оценки эффективности обучения в корпоративном университете Сбербанка [Электронный ресурс] / Р. А. Долженко // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - Электрон, дан. - 2018. - № 42. - С. 161-179. - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/opvt-otsenki-effektivnosti-obucheniya-v- korporativnom-universitete-sberbanka/viewer (Дата обращения: 15.07.2021)
13. Ермаков Д. С. Профессиональное самоопределение и профессиональная
ориентация школьников: историко-педагогические аспекты,
современный взгляд // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №3 (27). С. 75-80.
14. Зачем Сбербанку собственный университет стоимостью больше 10 млрд руб./ rbc.ru/ [Электронный ресурс] / URL: https://www.rbc.ru/business/27/04/2015/552c5db89a7947afb2f0f06a / (Дата обращения: 20.08.2021)
15. Инженерная олимпиада школьников Центра России. URL: https://olimpiada.ru/activity/5398 (дата обращения: 14.07.2021).
... всего 62 источников