Особенности учебной мотивации у школьников 7-8 классов с разными типами детско-родительских отношений
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Выборка: 64 обучающихся 7 классов (возраст испытуемых 12-13 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования учебной мотивации учеников 7-8 классов и типов детско-родительских отношений 7
1.1. Анализ различных подходов к изучению учебной мотивации 7
1.2. Типы детско-родительских отношений 22
1.3 Подходы к изучению учебной мотивации в отечественной и зарубежной психологии 27
1.4. Особенности учебной мотивации в подростковом возрасте 35
Глава 2. Организация и методы исследования 44
2.1.Методологические принципы исследования 44
2.2.Организация исследования 45
2.3.Характеристика выборки исследования 45
2.4. Методы и методики исследования 46
2.5. Методы математико-статистической обработки данных 47
Глава 3. Результаты эмпирического исследования особенностей учебной мотивации учеников 7-8 классов с разными типами детско-родительских отношений 48
3.1. Анализ распределения результатов исследования типов детско-родительских отношений у учащихся 7-8 классов 48
3.2. Результаты сравнительного анализа значений показателей учебной мотивации у учащихся 7-8 классов с разными типами детско-родительских отношений 67
3.3. Результаты корреляционного анализа значений показателей учебной мотивации и типов детско-родительских отношений у лиц подросткового возраста 75
Практические рекомендации 78
Выводы 84
Заключение 86
Список литературы 90
Приложения………………………………………………………...…….. 95
База исследования: ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Выборка: 64 обучающихся 7 классов (возраст испытуемых 12-13 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования учебной мотивации учеников 7-8 классов и типов детско-родительских отношений 7
1.1. Анализ различных подходов к изучению учебной мотивации 7
1.2. Типы детско-родительских отношений 22
1.3 Подходы к изучению учебной мотивации в отечественной и зарубежной психологии 27
1.4. Особенности учебной мотивации в подростковом возрасте 35
Глава 2. Организация и методы исследования 44
2.1.Методологические принципы исследования 44
2.2.Организация исследования 45
2.3.Характеристика выборки исследования 45
2.4. Методы и методики исследования 46
2.5. Методы математико-статистической обработки данных 47
Глава 3. Результаты эмпирического исследования особенностей учебной мотивации учеников 7-8 классов с разными типами детско-родительских отношений 48
3.1. Анализ распределения результатов исследования типов детско-родительских отношений у учащихся 7-8 классов 48
3.2. Результаты сравнительного анализа значений показателей учебной мотивации у учащихся 7-8 классов с разными типами детско-родительских отношений 67
3.3. Результаты корреляционного анализа значений показателей учебной мотивации и типов детско-родительских отношений у лиц подросткового возраста 75
Практические рекомендации 78
Выводы 84
Заключение 86
Список литературы 90
Приложения………………………………………………………...…….. 95
Сегодня перед педагогами, психологами, методистами и социологами поставлена важная задача – создать условия для повышения эффективности обучения школьников и выявить факторы, которые влияют на успешность учебного процесса. В специальной литературе, психологических статьях можно встретить распространенную точку зрения, что учебная мотивация – один из важнейших факторов, оказывающих влияние на обучение школьников. Однако учебная мотивация также является многоаспектным понятием, на которую, в свою очередь, оказывают влияние внешние и внутренние факторы, одним из которых являются детско-родительские отношения.
В семье происходит закладка и формирование основных характеристик личности ребенка, там он получает свой первый жизненный опыт, совершает первые открытия. Одной из важнейших особенностей семьи в процессе развития ребенка является то, что в ней ребенок находится в течение очень значимого периода своей жизни. Поэтому семья может стать как фактором, оказывающим положительное влияние на развитие личности ребенка, так и фактором, препятствующим его гармоничному развитию. В том числе, семья может стать фактором, положительно влияющим на развитие учебной мотивации подростков, а может стать фактором, вызывающим острое нежелание учиться. Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы обусловливается тем, что в подростковом возрасте сформированная положительная учебная мотивация является предопределяющим успешность в учебе фактором, а так как семья – это место, в котором ребенок проводит значительное количество времени, то ее роль в формировании мотивации очень важна и заслуживает подробного исследования.
Теоретической основой исследования послужили такие труды зарубежных ученых как Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Роджерс. Среди отечественных ученых рассматриваемой проблемой занимались А. Я. Варга, Е. О. Смирнова, Э. Г. Эйдемиллер, О. А. Карабанова. Существенный вклад в разработку проблемы учебной мотивации младших школьников внесли Л. И. Божович, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и др.
Методологической основой исследования являются:
- положения в области психологии и детско-родительских отношений (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга);
- положение о тесной связи эмоциональной и волевой регуляции (Е.О. Смирнова).
Цель выпускной квалификационной работы: изучить особенности учебной мотивации учащихся 7-8 классов в связи с типами детско–родительских отношений.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между типом детско-родительских отношений и учебной мотивацией подростков, а именно:
- у обучающихся, чьи отношения с родителями можно охарактеризовать, как принимающие, эмпатичные и близкие, учебная мотивация более выражена, имеет высокий уровень сформированности, направлена на получение знаний.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
1.Изложить теоретические аспекты исследования учебной мотивации учеников 7-8 классов и типов детско-родительских отношений
2. Представить особенности организации и описать методы исследования
3. Провести анализ эмпирического исследования особенностей учебной мотивации учеников 7-8 классов с разными типами детско-родительских отношений, описать результаты.
4. Провести сравнительный анализ значений показателей учебной мотивации у учащихся 7-8 классов с разными типами детско-родительских отношений
5. Провести корреляционный анализ значений показателей учебной мотивации и типов детско-родительских отношений у лиц подросткового возраста.
Объектом исследования являются учащиеся 7-8 классов.
Предмет исследования – особенности учебной мотивации у учащихся 7-8 классов с разными типами детско-родительских отношений.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации знаний об учебной мотивации младших школьников и типах детско-родительских отношений.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в результате эмпирического исследования данные могут быть использованы, прежде всего, при проведении психологами просветительской и профилактической работы с родителями с целью повышения родительских компетенций, касающихся вопросов обучения и воспитания детей.
Методы исследования и анализа данных: метод теоретического анализа литературы, методы психодиагностического обследования и методы статистического анализа эмпирических данных.
Методики исследования:
1. Опросник «Подростки о родителях» ADOR Е. Шафера в модифиции З. Матейчика и П. Ржичана;
2. Методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) П. Трояновской
3. Диагностика уровня школьной мотивации (по Н.Г. Лускановой);
4.Методика «Доминирующая мотивация подростков» (Н.В. Колюцкий, И. Кулагина);
5.Методика для диагностики учебной мотивации школьников (модифицированный вариант методики М.В. Матюхиной);
6.Методики «Направленность на отметку» и «Направленность на приобретение знаний», разработанные Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой.
База исследования: ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Структура работы представлена следующими элементами: введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Первая глава посвящена изучению теоретических основ исследования учебной мотивации учеников 7-8 классов и типов детско-родительских отношений, в частности, рассмотрены вопросы различных подходов к изучению учебной мотивации, типы детско-родительских отношений, подходы к изучению учебной мотивации в отечественной и зарубежной психологии, особенности учебной мотивации в подростковом возрасте.
Во второй главе изложены аспекты, касающиеся организации и проведения исследования: методологические принципы, характеристика выборки исследования, методы и методики исследования.
В третье главы отражены результаты сравнительного и корреляционного анализа значений показателей учебной мотивации у учащихся 7-8 классов с разными типами детско-родительских отношений.
В заключении представлены выводы о проделанной работе.
В семье происходит закладка и формирование основных характеристик личности ребенка, там он получает свой первый жизненный опыт, совершает первые открытия. Одной из важнейших особенностей семьи в процессе развития ребенка является то, что в ней ребенок находится в течение очень значимого периода своей жизни. Поэтому семья может стать как фактором, оказывающим положительное влияние на развитие личности ребенка, так и фактором, препятствующим его гармоничному развитию. В том числе, семья может стать фактором, положительно влияющим на развитие учебной мотивации подростков, а может стать фактором, вызывающим острое нежелание учиться. Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы обусловливается тем, что в подростковом возрасте сформированная положительная учебная мотивация является предопределяющим успешность в учебе фактором, а так как семья – это место, в котором ребенок проводит значительное количество времени, то ее роль в формировании мотивации очень важна и заслуживает подробного исследования.
Теоретической основой исследования послужили такие труды зарубежных ученых как Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Роджерс. Среди отечественных ученых рассматриваемой проблемой занимались А. Я. Варга, Е. О. Смирнова, Э. Г. Эйдемиллер, О. А. Карабанова. Существенный вклад в разработку проблемы учебной мотивации младших школьников внесли Л. И. Божович, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и др.
Методологической основой исследования являются:
- положения в области психологии и детско-родительских отношений (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга);
- положение о тесной связи эмоциональной и волевой регуляции (Е.О. Смирнова).
Цель выпускной квалификационной работы: изучить особенности учебной мотивации учащихся 7-8 классов в связи с типами детско–родительских отношений.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между типом детско-родительских отношений и учебной мотивацией подростков, а именно:
- у обучающихся, чьи отношения с родителями можно охарактеризовать, как принимающие, эмпатичные и близкие, учебная мотивация более выражена, имеет высокий уровень сформированности, направлена на получение знаний.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
1.Изложить теоретические аспекты исследования учебной мотивации учеников 7-8 классов и типов детско-родительских отношений
2. Представить особенности организации и описать методы исследования
3. Провести анализ эмпирического исследования особенностей учебной мотивации учеников 7-8 классов с разными типами детско-родительских отношений, описать результаты.
4. Провести сравнительный анализ значений показателей учебной мотивации у учащихся 7-8 классов с разными типами детско-родительских отношений
5. Провести корреляционный анализ значений показателей учебной мотивации и типов детско-родительских отношений у лиц подросткового возраста.
Объектом исследования являются учащиеся 7-8 классов.
Предмет исследования – особенности учебной мотивации у учащихся 7-8 классов с разными типами детско-родительских отношений.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации знаний об учебной мотивации младших школьников и типах детско-родительских отношений.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в результате эмпирического исследования данные могут быть использованы, прежде всего, при проведении психологами просветительской и профилактической работы с родителями с целью повышения родительских компетенций, касающихся вопросов обучения и воспитания детей.
Методы исследования и анализа данных: метод теоретического анализа литературы, методы психодиагностического обследования и методы статистического анализа эмпирических данных.
Методики исследования:
1. Опросник «Подростки о родителях» ADOR Е. Шафера в модифиции З. Матейчика и П. Ржичана;
2. Методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) П. Трояновской
3. Диагностика уровня школьной мотивации (по Н.Г. Лускановой);
4.Методика «Доминирующая мотивация подростков» (Н.В. Колюцкий, И. Кулагина);
5.Методика для диагностики учебной мотивации школьников (модифицированный вариант методики М.В. Матюхиной);
6.Методики «Направленность на отметку» и «Направленность на приобретение знаний», разработанные Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой.
База исследования: ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Структура работы представлена следующими элементами: введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Первая глава посвящена изучению теоретических основ исследования учебной мотивации учеников 7-8 классов и типов детско-родительских отношений, в частности, рассмотрены вопросы различных подходов к изучению учебной мотивации, типы детско-родительских отношений, подходы к изучению учебной мотивации в отечественной и зарубежной психологии, особенности учебной мотивации в подростковом возрасте.
Во второй главе изложены аспекты, касающиеся организации и проведения исследования: методологические принципы, характеристика выборки исследования, методы и методики исследования.
В третье главы отражены результаты сравнительного и корреляционного анализа значений показателей учебной мотивации у учащихся 7-8 классов с разными типами детско-родительских отношений.
В заключении представлены выводы о проделанной работе.
Учебная мотивация является одним из ключевых факторов успешного обучения. Она определяет степень заинтересованности обучающегося в процессе получения знаний, его стремление к достижению высоких результатов и готовность прикладывать для этого усилия. Мотивация может быть внешней (связанной с внешними стимулами, такими как похвала, вознаграждение или страх наказания) и внутренней (связанной с самой личностью ученика, его интересами, целями и ценностями). Однако именно внутренняя мотивация является наиболее эффективной и стабильной, поскольку она основывается на собственном желании учиться и развиваться, а не на внешних факторах.
В подростковом возрасте учебная мотивация во многом зависит от отношений в семье, родители могут как стимулировать, поддерживать желание ребенка учиться, помогать ему в этом процессе, так и отрицательно влиять на этот процесс: не интересоваться успехами подростка, не спрашивать, что для него важно или в общем создавать некомфортную обстановку в семье.
В подростковом возрасте, прежде всего, укрепляются познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Причем в этом возрасте у большинства школьников интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям. Широкие познавательные интересы в подростковом возрасте, по данным исследования А.К. Марковой, характерны примерно для четвертой части учащихся. Эти интересы вызывают у подростков стремление к решению поисковых задач и нередко выводят учащегося за пределы школьной программы.
В структуре личности подростка широкий познавательный интерес – ценное образование, однако при отсутствии необходимого педагогического воздействия, он может стать основой поверхностного отношения подростка к обучению. Поэтому роль семьи и школы очень важна в процессе формирования учебной мотивации подростка.
Эмпирическое исследование было проведено нами с обучающимися 7 классов в количестве 64 человек, возраста 12-13 лет. Девочек в выборке было 36 человек, мальчиков – 28 человек.
В первую очередь, нами были проанализированы детско-родительские отношения – с мамами и отцами.
Согласно тесту-опроснику, мы не выявили жестоких и патологических отношений в семьях девочек. Да, есть отношения через чур контролирующие, отчужденные, но при этом в них нет жесткости, абьюза, ни один ребенок не ответил на утверждение «Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит» положительно. То есть все девочки, даже при строгих и контролирующих родителях уверены в том, что родители не испытывают к ним негативных, отрицательных чувств. Отношения мальчиков-подростков с родителями также, преимущественно, являются продуктивными, доверительными, комфортными. Исключения есть и в той, и той, группе, но они малочисленны.
Итак, результаты исследования детско-родительских отношений говорят о том, что большинство детей находятся в комфортных отношениях с родителями, даже там, где есть тотальный контроль, нет жестокости, системы наказаний, враждебности. Комфортный, доверительный тип взаимоотношений преобладает в выборке исследования.
Далее, мы разделили всю выборку на две группы по типу детско-родительских отношений. Все полученные профили мы разделили на 2 группы: наиболее позитивный тип ДРО и наименее позитивный тип ДРО. Так мы оценивали отношения с обоими родителями, откровенно негативных, опасных и травмирующих типов ДРО выявлено не было, поэтому было выделено две вышеназванные группы. К условно позитивному типу отнесли профили: доверительный, комфортный, близкий, контролирующий +; к условно негативному отнесли профили: враждебный, подавляющий +, контролирующий, директивный, тоталитарный.
Расчеты, произведенные с помощью U-критерия Манна-Уитни показали, что существуют достоверные отличия в типах детско-родительских отношений в выборке.
Анализ учебной мотивации позволил нам сделать следующие выводы: к высокому уровню мотивации относятся 39% девочек и 32% мальчиков. У данных детей сформирован познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Обучающиеся четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки. Ко II уровню мотивации отнесли 17% девочек и 47% мальчиков. II уровень – это хорошая школьная мотивация. Подобные показатели характерны для обучающихся, которые успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Наиболее выделяются у мальчиков (29%), и у девочек (28%) познавательные мотивы, то есть учеба для них связана, в первую очередь, с процессом получения новой информации, знаний. Также у детей выражена позиция школьника – совокупность качеств, определяющих ребенка как ученика – жажда знаний, готовность выполнять требования педагогов, организовывать свою учебную деятельность, выполнять поисковую деятельность и т.д. Мотивы саморазвития выражены в большей степени у мальчиков (18%), так начинает проявляться стремление к своему профессиональному самоопределению, пониманию того, «кто я есть» и «кем я могу быть».
Школьники ориентированы, преимущественно, на получение знаний – 46% мальчиков и 39% девочек имеют высокую степень такой направленности. Для этих респондентов важна информация, знания, полученные навыки, на оценивание своей учебы они обращают меньше внимания, чем на накопленный знаниевый «багаж». Отметим явную обратно пропорцианальную зависимость между высокой степенью проявления направленности на знания и высокой степенью направленности на получение отметки в данной выборке – явное желание получить знания не зависит от желания получить высокий балл
Далее, мы использовали U-критерия Манна Уитни для того, чтобы подтвердить наше предположение о том, что уровень школьной мотивации обучающихся будет разным, в зависимости от типа ДРО и произведенные расчеты подтвердили эту гипотезу.
Проведенный корреляционный анализ показал, что существуют сильные зависимости между особенностями ДРО и учебной мотивацией подростков:
- между типом ДРО и уровнем учебной мотивации (методика Н.Г. Лускановой) существует сильная прямая зависимость. Чем благоприятнее отношение между ребёнком и родителем в семье, тем выше его уровень школьной мотивации. Мы полагаем, что в гармоничной семье, где отношения основываются на сотрудничестве, взаимопонимании, поддержке, близости, честности и открытости, у ребенка гораздо больше шансов получить информацию о важности обучения, осознать значимость получения знаний. Детей в таких семьях поддерживают, в том числе, и в процессе обучения, мотивируют, помогают получать информацию, объясняют непонятные моменты, хвалят за удачи и помогают разобраться с проблемами;
- между типом ДРО и доминирующей мотивацией подростков (Н.В.Колюцкий). В наиболее благополучных типах ДРО у детей проявляются познавательный мотив, мотив саморазвития, позиции школьника. В наименее благополучных – эмоциональные, внешние мотивы.
- расчеты также показали, что зависимость между типом детско-родительских отношений и учебной мотивацией по Матюхиной имеет зависимость умеренной силы. Традиционно проявляются учебно-познавательные мотивы у детей с наиболее позитивными характеристиками ДРО, однако в данной диагностике появился и мотив достижения успеха, и мотив избегания неудач. И тот, и тот мотивы также проявились у детей с позитивным типом ДРО.
В подростковом возрасте учебная мотивация во многом зависит от отношений в семье, родители могут как стимулировать, поддерживать желание ребенка учиться, помогать ему в этом процессе, так и отрицательно влиять на этот процесс: не интересоваться успехами подростка, не спрашивать, что для него важно или в общем создавать некомфортную обстановку в семье.
В подростковом возрасте, прежде всего, укрепляются познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Причем в этом возрасте у большинства школьников интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям. Широкие познавательные интересы в подростковом возрасте, по данным исследования А.К. Марковой, характерны примерно для четвертой части учащихся. Эти интересы вызывают у подростков стремление к решению поисковых задач и нередко выводят учащегося за пределы школьной программы.
В структуре личности подростка широкий познавательный интерес – ценное образование, однако при отсутствии необходимого педагогического воздействия, он может стать основой поверхностного отношения подростка к обучению. Поэтому роль семьи и школы очень важна в процессе формирования учебной мотивации подростка.
Эмпирическое исследование было проведено нами с обучающимися 7 классов в количестве 64 человек, возраста 12-13 лет. Девочек в выборке было 36 человек, мальчиков – 28 человек.
В первую очередь, нами были проанализированы детско-родительские отношения – с мамами и отцами.
Согласно тесту-опроснику, мы не выявили жестоких и патологических отношений в семьях девочек. Да, есть отношения через чур контролирующие, отчужденные, но при этом в них нет жесткости, абьюза, ни один ребенок не ответил на утверждение «Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит» положительно. То есть все девочки, даже при строгих и контролирующих родителях уверены в том, что родители не испытывают к ним негативных, отрицательных чувств. Отношения мальчиков-подростков с родителями также, преимущественно, являются продуктивными, доверительными, комфортными. Исключения есть и в той, и той, группе, но они малочисленны.
Итак, результаты исследования детско-родительских отношений говорят о том, что большинство детей находятся в комфортных отношениях с родителями, даже там, где есть тотальный контроль, нет жестокости, системы наказаний, враждебности. Комфортный, доверительный тип взаимоотношений преобладает в выборке исследования.
Далее, мы разделили всю выборку на две группы по типу детско-родительских отношений. Все полученные профили мы разделили на 2 группы: наиболее позитивный тип ДРО и наименее позитивный тип ДРО. Так мы оценивали отношения с обоими родителями, откровенно негативных, опасных и травмирующих типов ДРО выявлено не было, поэтому было выделено две вышеназванные группы. К условно позитивному типу отнесли профили: доверительный, комфортный, близкий, контролирующий +; к условно негативному отнесли профили: враждебный, подавляющий +, контролирующий, директивный, тоталитарный.
Расчеты, произведенные с помощью U-критерия Манна-Уитни показали, что существуют достоверные отличия в типах детско-родительских отношений в выборке.
Анализ учебной мотивации позволил нам сделать следующие выводы: к высокому уровню мотивации относятся 39% девочек и 32% мальчиков. У данных детей сформирован познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Обучающиеся четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки. Ко II уровню мотивации отнесли 17% девочек и 47% мальчиков. II уровень – это хорошая школьная мотивация. Подобные показатели характерны для обучающихся, которые успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Наиболее выделяются у мальчиков (29%), и у девочек (28%) познавательные мотивы, то есть учеба для них связана, в первую очередь, с процессом получения новой информации, знаний. Также у детей выражена позиция школьника – совокупность качеств, определяющих ребенка как ученика – жажда знаний, готовность выполнять требования педагогов, организовывать свою учебную деятельность, выполнять поисковую деятельность и т.д. Мотивы саморазвития выражены в большей степени у мальчиков (18%), так начинает проявляться стремление к своему профессиональному самоопределению, пониманию того, «кто я есть» и «кем я могу быть».
Школьники ориентированы, преимущественно, на получение знаний – 46% мальчиков и 39% девочек имеют высокую степень такой направленности. Для этих респондентов важна информация, знания, полученные навыки, на оценивание своей учебы они обращают меньше внимания, чем на накопленный знаниевый «багаж». Отметим явную обратно пропорцианальную зависимость между высокой степенью проявления направленности на знания и высокой степенью направленности на получение отметки в данной выборке – явное желание получить знания не зависит от желания получить высокий балл
Далее, мы использовали U-критерия Манна Уитни для того, чтобы подтвердить наше предположение о том, что уровень школьной мотивации обучающихся будет разным, в зависимости от типа ДРО и произведенные расчеты подтвердили эту гипотезу.
Проведенный корреляционный анализ показал, что существуют сильные зависимости между особенностями ДРО и учебной мотивацией подростков:
- между типом ДРО и уровнем учебной мотивации (методика Н.Г. Лускановой) существует сильная прямая зависимость. Чем благоприятнее отношение между ребёнком и родителем в семье, тем выше его уровень школьной мотивации. Мы полагаем, что в гармоничной семье, где отношения основываются на сотрудничестве, взаимопонимании, поддержке, близости, честности и открытости, у ребенка гораздо больше шансов получить информацию о важности обучения, осознать значимость получения знаний. Детей в таких семьях поддерживают, в том числе, и в процессе обучения, мотивируют, помогают получать информацию, объясняют непонятные моменты, хвалят за удачи и помогают разобраться с проблемами;
- между типом ДРО и доминирующей мотивацией подростков (Н.В.Колюцкий). В наиболее благополучных типах ДРО у детей проявляются познавательный мотив, мотив саморазвития, позиции школьника. В наименее благополучных – эмоциональные, внешние мотивы.
- расчеты также показали, что зависимость между типом детско-родительских отношений и учебной мотивацией по Матюхиной имеет зависимость умеренной силы. Традиционно проявляются учебно-познавательные мотивы у детей с наиболее позитивными характеристиками ДРО, однако в данной диагностике появился и мотив достижения успеха, и мотив избегания неудач. И тот, и тот мотивы также проявились у детей с позитивным типом ДРО.
Подобные работы
- Эмоциональный интеллект подростков в контексте детско-родительских отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Влияние детско-родительских отношений на учебную мотивацию школьников (Белгородский Госудaрственный Нaционaльный Исследовaтельский Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОШЕНИЯ К НИМ СО СТОРОНЫ МАТЕРЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ СТИЛЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Влияние детско-родительских отношений на
адаптацию первоклассников к обучению в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2013 - Влияние стратегий родительского воспитания на школьную мотивацию подростка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017



