Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей самооценки и тревожности у детей, воспитывающихся в однодетной и многодетной семьях 7
1.1. Воспитательный потенциал однодетной и многодетной семьи 7
1.2. Самооценка и тревожность в подростковом возрасте: понятие, подходы к
определению 17
1.3. Особенности самооценки и тревожности детей из однодетной и
многодетной семьи 30
Выводы по 1 главе 42
Глава 2. Исследование различий в показателях самооценки и тревожности детей из однодетной и многодетной семьи 44
2.1. Описание процедуры и методов исследования 44
2.2. Результаты диагностики показателей самооценки и тревожности детей из
однодетной и многодетной семьи 48
2.3. Различия в показателях самооценки и тревожности детей из однодетной
и многодетной семьи 53
Выводы 56
Заключение 59
Список используемых источников 61
Приложения 66
На сегодняшний день, когда учет психологических особенностей детей для оптимизации процесса их адаптации, обучения и воспитания, является важной задачей, стоящей перед обществом, проблема личностных особенностей различных категорий детей привлекает внимание многих исследователей.
По мнению педагогов-психологов самооценка и тревожность, как составляющие личностной сферы, заслуживают особого внимания. Так, тревожность детей может стать их личностной особенностью, при этом сопровождающейся неадекватной самооценкой - заниженной, завышенной, часто противоречивой. Такие дети часто испытывают затруднения в общении, редко проявляют инициативу, а интерес к учебе снижен. Им свойственны неуверенность в себе, в своих способностях, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация [7,19].
Количественный состав семьи также может способствовать формированию выше перечисленных личностных особенностей детей. Особенно это прослеживается в подростковом возрасте.
Стоит отметить, что прямой зависимости воспитательного потенциала семьи от количества детей, которые в ней воспитываются, нет, но факт наличия у ребенка братьев и сестер может обусловливать некоторые индивидуально-психологические особенности развития. То, насколько благоприятно оно будет протекать, зависит от многих факторов (наличие определенного психологического климата в семье, уровень педагогической культуры родителей, личный пример родителей и т.д.), и только лишь при рассмотрении их в совокупности можно говорить о степени их влияния на развитие личностных качеств детей. В различных моделях семьи складываются свои условия жизни, внутрисемейные отношения, что определяет психологические характеристики детей и специфику процесса их социализации.
Согласно подходу В.С. Мерлина к человеку, как интегральной индивидуальности, индивидуальность человека представляет собой большую систему, состоящую из нескольких относительно замкнутых автономных подсистем, находящихся в иерархическом отношении друг к другу. Подсистема «человек-организм» включает физиологические свойства, «человек-личность» рассматривается как подсистема психологического уровня, и «человек-общество» характеризует социально-психологические свойства индивидуальности.
Интегральная индивидуальность - это открытая система. Изменения в ней происходят в зависимости от социальной ситуации развития, в которой находится ребенок. Человек имеет возможность выбора, который он делает в соответствии со своими индивидуальными свойствами [24].
В психолого-педагогической литературе принято считать, что промежуточными опосредующими звеньями во взаимосвязях свойств интегральной индивидуальности подсистем «человек-индивид» и «человек- личность» могут выступать такие специфические средовые особенности конфигурации, как размер семьи и очередность рождения детей.
Следовательно, исследование различий в показателях личностного развития, в частности самооценки и тревожности, детей из однодетной и многодетной семьи, является одним из актуальных.
Диагностические данные, полученные нами в ходе исследования, могут быть использованы в работе школьного психолога для разработки коррекционных программ и профилактических мероприятий по оптимизации эмоциональных состояний детей, а также составления тренинговых программ, способствующих снижению уровня личностной тревожности и повышения самооценки детей из однодетных и многодетных семей.
Цель исследования: изучение различий в показателях самооценки и тревожности детей из однодетной и многодетной семьи для использования диагностических данных в коррекционной работе с детьми этой категории и консультативной практике с их родителями и педагогами.
Объект исследования: показатели самооценки и тревожности.
Предмет: различие в показателях самооценки и тревожности детей из однодетной и многодетной семьи.
Гипотеза: существуют различия в показателях самооценки и
тревожности детей из однодетной и многодетной семьи.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические данные по проблеме исследования различий в показателях самооценки и тревожности детей из однодетной и многодетной семьи.
2. Провести диагностическое исследование различий в показателях самооценки и тревожности детей из однодетной и многодетной семьи.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные различия в показателях самооценки и тревожности детей из однодетной и многодетной семьи.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
Теоретической основой исследований является подход В.С. Мерлина к человеку, как интегральной индивидуальности, что позволяет всесторонне и комплексно рассмотреть психолого-педагогические особенности детей в различных типах семей.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
• «Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина»;
• методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;
• методика «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн» (авторы Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн) в модификации А.М. Прихожан.
Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью с помощью критерия U-Манна-Уитни для оценки различий между двумя выборками по уровню количественно измеренного признака.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №48 города Пензы. Выборку исследования составили 30 подростков (13 мальчиков и 17 девочек) - учащиеся 5-6 классов в возрасте 11-13 лет. Среди них 15 подростков из однодетных семей и 15 подростков из многодетных семей.
В настоящее время существуют различные психолого-педагогические исследования, посвященные рассмотрению личностных характеристик детей разных возрастов. На сегодняшний день учет психологических особенностей детей для оптимизации процесса их обучения и воспитания является важной задачей, стоящей перед обществом.
Следует отметить, что самооценка и тревожность, как составляющие личностной сферы, заслуживают особого внимания. В психологической литературе отмечается, что тревожный ребенок часто имеет неадекватную самооценку - заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, а интерес к учебе снижен. Ему могут быть свойственны неуверенность в себе и своих способностях, боязливость и т.п. [7,19]. Кроме того, формированию таких личностных особенностей детей может способствовать и количественный состав семьи. Особенно четко это прослеживается у подростков.
Хотя и нет прямой зависимости воспитательного потенциала семьи от количества детей, сам факт наличия у подростка братьев и сестер накладывает отпечаток на формирование его личности.
Психологический климат в однодетных и многодетных семьях существенно отличается друг от друга, что обуславливает значимые различия и в характере внутрисемейных отношений, что определяет психологические характеристики детей, воспитывающихся в них, и специфику процесса их социализации.
Следовательно, исследование различий в показателях самооценки и тревожности детей из однодетной и многодетной семьи, является одним из актуальных, особенно в среде подростков.
Диагностические данные, полученные нами в ходе исследования, могут быть использованы в работе школьного психолога для разработки коррекционных программ и профилактических мероприятий по оптимизации эмоциональных состояний детей, а также составления тренинговых программ, способствующих снижению уровня личностной тревожности и повышения самооценки детей из однодетных и многодетных семей.
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 208 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 2000. - 373 с.
4. Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.: Инфа - М, 2005. С.368
5. Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 89 с.
6. Архиреева Т.В. Становление критического отношения к себе у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. - 2005. - № 3. - с. 19.
7. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. № 4, 2001. - С. 31-38.
8. Бельская Л.И. Влияние изменения структуры семьи на воспитание личности // Ученые записки Ивановского пед. института. Т. 102. Сознание и нравственность. Вып.3. Иваново, 1972. - С. 50.
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. под ред. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. 2-ое изд. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997. - 584 с.
11. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 2006. № 3. - С. 21-30.
12. Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. «Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний» // Вестн. Моск. ун-та. Серия 1. Психология. 2007. № 1. - С. 36-41.
13. Власюк И.В. Приоритеты семейной политики с позиций социального педагога // Педагогика. 2007, № 3. - С. 120.
14. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. - М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2005. - 142 с.
15. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. - 1998. № 2. - С.46-56....54