ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие творческих способностей и их развитие у детей
дошкольного возраста 8
1.2. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста в процессе рисования 17
1.3. Использование нетрадиционных техник рисования для развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
2.1. Изучение уровня развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста 42
2.2. Организация работы по развитию творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста в процессе рисования с использованием нетрадиционных техник 47
2.3. Определение эффективности использования нетрадиционных техник рисования в работе по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 72ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие творческих способностей и их развитие у детей
дошкольного возраста 8
1.2. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста в процессе рисования 17
1.3. Использование нетрадиционных техник рисования для развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
2.1. Изучение уровня развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста 42
2.2. Организация работы по развитию творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста в процессе рисования с использованием нетрадиционных техник 47
2.3. Определение эффективности использования нетрадиционных техник рисования в работе по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Одним из самых сложных и интересных в педагогике и психологии является вопрос о развитии способностей человека, об его одаренности. Данной проблемой занимались Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн [38], Б.М. Теплов и другие учёные. Следует отметить, что способности - это важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, в том числе и творческие, тем больше он имеет возможностей для самореализации.
Происходящие в современном обществе процессы формируют новый социальный заказ, а именно - формирование творческой, социально адаптированной личности. Общество нуждается в инициативных, думающих людях, способных выполнять любой вид деятельности творчески. В связи с этим складываются и новые требования к учебно-воспитательному процессу, целью которого должно стать развитие индивидуальности, повышение интеллектуального и творческого потенциала каждого члена общества.
Творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности. А детское творчество - это чудесная и загадочная страна, и помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить зависимости - все это в совокупности и составляют творческие способности.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, так как речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на 3
первых этапах её становления. ФГОС ДО [36] ставит перед нами ряд задач, одна из которых - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самими собой, другими детьми, взрослыми и миром.В связи с этим важная роль отводится дополнительному образованию детей, как одного из необходимых составляющих факторов, способствующих развитию способностей, творческого потенциала у детей и их склонностей.
Современное образование направлено в том числе и на формирование и развитие творческих способностей детей. Большой потенциал для развития творческого развития заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Проблема развития изобразительного творчества в целом, и развития творческих способностей детей, в частности, всегда занимала одно из ведущих мест в психолого-педагогической литературе, о чем свидетельствуют ряд исследований (В.И. Шацкая, Е.А. Флерина, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина [7], Т.С. Комарова [23], Р.Г. Казакова [20], И.А. Лыкова [31] и др.). Однако до сих пор остаётся одной из самых актуальных в теории воспитания и образования дошкольников.
Несмотря на достаточную разработанность данного вопроса, где рассматриваются традиционные подходы в решении проблемы развития творческих способностей детей, необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.
Одним из решений данной проблемы, мы считаем использование нетрадиционных техник рисования. Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования - «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования с использованием нетрадиционных техник».
В качестве объекта исследования мы избрали процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в определении эффективности использования нетрадиционных техник рисования в работе по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы определить понятие творческих способностей и их значение для развития детей дошкольного возраста;
2) уточнить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования, в т. ч. с использованием нетрадиционных техник;
3) изучить исходный уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать и апробировать содержание работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования с использованием нетрадиционных техник;
5) изучить эффективность проведённой работы и сделать соответствующие выводы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырёх этапов работы:
I этап (май-август 2020 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2020 года) предполагал диагностику по выявлению уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
III этап (октябрь 2020 года - март 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования с использованием нетрадиционных техник;
IV этап (апрель-май 2021 года) предусматривал повторную
диагностику и определение эффективности проведённой работы.
В нашем исследовании мы исходим из гипотезы. Она состоит в предположении, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, основанной на использовании нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста, произойдут качественные и количественные изменения в развитии творческих способностей у выделенной группы дошкольников.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили работы по проблеме творчества (А.А. Потебня, П.К. Энгельмейер, С.О. Грузенберг, Л.В. Петровский, Л.С. Выготский [9], А.Ф. Лосев, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Е. Торренс и др.) и детской художественной деятельности (А.В. Никитина [34], И.А. Лыкова [31], Т.С. Комарова [23], Т.Г. Казакова [21], Г.Г. Григорьева [12], Н.А. Ветлугина [7] и др.).
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы студентами на практике и воспитателями ДОО в работе по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе филиала «Созвездие» МБДОУ детский сад №143 г. Пензы «Вишенка».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 41 наименование, и приложений.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования показал, что проблема развития творческих способностей детей в настоящее время является актуальной для современной дошкольной педагогики и методики обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Творчество играет огромную роль в развития личности, совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Ребёнка с
рождения окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений социально-эстетического идеала. Для своевременного и полноценного развития творческих способностей дошкольника, необходимо приобщение к изобразительной деятельности. Одним из решений данной проблемы, считаем использование нетрадиционных техник рисования.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели понятие творческих способностей, особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования и использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В ВКР предлагается обзор исследований педагогов и психологов по проблеме развития творческих способностей дошкольников. Опираясь на существующие научные подходы, мы определили условия, необходимые для развития творческих возможностей дошкольников.
Проведенный анализ литературы по теме работы показал, что формирование творческих способностей средствами изобразительной деятельности проходит ряд этапов. Средства выразительности, используемые детьми в изодеятельности, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений, навыков рисования и от уровня сформированности художественных умений.
Анализ определений понятия творческих способностей в различной литературе, позволяет отметить, что существуют различные виды художественного творчества, они разрабатываются и постоянно дополняются в разнообразных учебных программах, которые используются педагогами на занятиях. Одним из самых эффективных средств развития творческих способностей детей является изобразительная деятельность. Процесс формирования творческих способностей является длительным и занимает 64
много времени, что не всегда возможно в рамках образовательного процесса. В этой связи возникает необходимость в занятиях дополнительного образования.
Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе по развитию творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования с использованием нетрадиционных техник.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе филиала «Созвездие» МБДОУ детский сад №143 г. Пензы «Вишенка». Опытноэкспериментальная работа состояла из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
Задача констатирующего эксперимента - диагностика уровней развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Нами была использована методика Е. Торренса «Неполные фигуры» по определению уровней творческого развития у детей.
Формирующий эксперимент представлен циклом занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования, включающих разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и др., способствующие развитию и дальнейшему формированию творческих способностей у дошкольников.
В контрольном эксперименте использовались та же методика диагностики, что и на констатирующем этапе исследования.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод: использование нетрадиционных техник рисования повысило динамику показателей уровня развития творческих способностей; тематика детских рисунков стала более разнообразной; работы детей стали отличаться выразительностью и оригинальностью; дети знают и умело используют нетрадиционные техники рисования, что свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности; у детей сформировались такие черты творческой личности, как целеустремленность, самостоятельность, инициативность.
Таким образом, сделанные выводы позволяют нам считать, что цель исследования достигнута, задачи решены. Вместе с тем исследование выявило ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено.
1. Байназарова Т.Б., Сыздыкбаева А.Д. Нетрадиционные техники
рисования как путь развития творческих способностей дошкольников. // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №3. - С. 77-80. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/netraditsionnye-tehniki-risovaniya-kak-put- razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov
2. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. - М.: Владос, 2008. - 224 с.
3. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. - 256 с.
4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2009. - 192 с.
5. Вариатианая примерная основная образовательная программа дошкольного образвания «Тропинки». / Под ред. В.Т Кудрявцева. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 166 с.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л.А Венгера. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
7. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества
детей. // Художественное творчество и ребёнок. Монография. - М.:
Педагогика, 1982. - 288 с.
8. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для вузов. / Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., стер. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
10. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная психология: учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 512 с.
12. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений. - М.: Академия, 2005. - 344 с.
13. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: Скрипторий, 2008. - 72 с.
14. Детская психология: учебник для вузов. / Под ред. О.Е. Смирновой. - 3-е изд, перераб. - СПБ.: Питер, 2009. - 306 с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2019. - 464 с....41