ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Слоговая структура слова с лингвистической точки зрения 7
1.2. Развитие слоговой структуры слова в
онтогенезе 1
0
1.3. Современные подходы в коррекции слоговой структуры слова.... 15
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального изучения слоговой
структуры слова у дошкольников с ОНР 19
2.2. Анализ реультатов экспериментального изучения 24
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Организация экспериментального обучения 32
3.2.2. Основной этап 37
3.3. Результаты контрольного эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
В настоящее время у детей дошкольного возраста встречаются разнообразные нарушения речи, но одним из наиболее сложных для коррекции явялется такое проялвение речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов чаще всего выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как показывает практика, частота данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность [1].
Актуальность выбранной темы заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи, и у большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которое признано ведущим и стойким в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с недоразвитием речи дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков.
Правильное и своевременное усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотной речью и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Хорошая, красивая, грамотно поставленная речь важнейшее условие всестороннего,
полноценного развития детей, позволяющая беспроблемно адаптироваться в социуме.
Проблемой формирования состояния слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи занимались многие ученые и логопеды.
Нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слова дал Лурия А.Р. [25]. В своей книге «Психология музыкальных способностей» Теплов Б.М. писал о том, что чувство ритма или ритмическое чувство является основой слогосложения [34].
Жукова Н.С. в своей периодизации затронула формирование слоговой структуры слов, как в норме, так и у детей с ОНР [14]. Такие авторы как Гуровец Г.В. , Есеченко Л.Б. , Левина Р.Е., Маркова А.К., Лалаева Р.И., Ковшиков В.А. занимались изучением звукослоговой структуры слова у детей с моторной алалией [17, 19, 26]. Агранович З.Е., Бабина Г.В. в
соавторстве с Сафонкиной Н.Ю., Курдвановская Н.В. в соавторстве с Ванюковой Л.С. и Четверушкина Н.С. разработали практические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией [2, 4, 18].
Однако механизмы нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи еще изучены недостаточно. Очевидна необходимость совершенствования коррекционно-педагогической работы, а также поиска более эффективных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи. Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической
недостаточности, мотивационной сферы ребенка.
По данным последних исследований многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы:
• оптико-пространственная ориентация;
• возможности темпо-ритмической организации движений;
• способность к серийно-последовательной обработке информаци.
Поэтому при коррекции слоговой структуры слова необходим систематический, целенаправленный и комплексный подход, которой будет направлен на развитие речеслухового восприятия, слухвой памяти, чувства ритма и правильного произношения слов разной слоговой структуры.
Цель ВКР: формирование слоговой структуры слова у дошкольников с недоразвитием речи.
Объект: ошибки слоговой структуры слова в речи дошкольников с недоразвитием речи.
Предмет: игры, задания и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи.
Задачи:
1. Изучить литературу по специфике формирования, становления, уточнения слоговой структуры слова.
2. Провести экспериментальное изучение состояния слоговой структуры слова у детей недоразвитие речи.
3. На основе полученных данных подобрать игры, задания и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников недоразвитием речи.
Методы, используемы при написании работы:
1. Изучение и анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы.
2. Экспериментальный метод: констатирующий эксперимент,
формирующий (обучающий) эксперимент, контрольный эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Гипотеза:
1. У детей дошкольного возраста с недоразвитием речи нарушена слоговая структуры слова.
2. Использование игр, задания и упражнений в работе с детьми с недоразвитием речи помогает преодолеть нарушения слоговой структуры слова.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствуют нарушения слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.
Практика логопедической работы указывает на то, что коррекция слоговой структуры слова - одна из важнейших и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, которые имеют общее недоразвитие речи.
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
Слоговая структура слова - это умение чередовать ударные и безударные слоги различной организации; слоговая структура слова представляет собой кинетическую артикуляционную программу; на усвоение этой программы влияют те компоненты, которые содержатся в самой слоговой структуре. Слог является минимальной единицей речевого потока.
Усвоение слогового состава слова детьми интенсивно протекает в раннем возрасте и заканчивается к началу дошкольного возраста. Усвоение звукового состава слова формируется позже, чем овладение слоговым составом. При нормальном развитии любая структура проходит определенные стадии развития, прежде чем ребенок овладеет нормативным механизмом этой структуры.
Искажения слоговой структуры слова зависят как от уровня речевого недоразвития ребенка, так и от его характера. В одних случаях недоразвитие речи влияет на недостатки овладения слоговым составом слова через отклонения в сенсорной сфере и возникающие вследствие этого трудности в различении слоговых контуров. В других же случаях ввиду несформированности артикуляционной сферы возникают затруднения в воспроизведении слоговых контуров, в слиянии разных слоговых рядов.
В ходе анализа литературы мы выяснили, что многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптикопространственная ориентация, возможности темпоритмической организации движений и действий, способность к серийнопоследовательной обработке информации. Начинать работу необходимо с более легких, посильных заданий, постепенно переходя к трудным, требующим от ребенка максимальной концентрации внимания, умственных усилий, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами.
Проанализировав результаты экспериментального изучения дошкольников, можно сделать вывод, о том, что дети с общим недоразвитием речи испытывают проблемы при воспроизведении слов разной слоговой структуры. Однако, стоит отметить, что данные проблемы носят разный уровень выраженности: от высокого до низкого. Комплексное исследование детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких видах исследуемой речи у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения.
Дети нуждаются в системной коррекционной работе, поэтому на занятиях необходимо учитывать речевые особенности детей и использовать соответствующие игры и упражнения.
Характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка. Для составления коррекционных занятий по развитию слоговой структуры слова необходимо учитывать ведущую деятельность, использовать системный подход. Для успешного результата важную роль играет взаимодействие нескольких специалистов, а именно логопеда, воспитателя, инструктора по физической культуры и музыкального работника.
1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей/ З.Е. Агранович. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2005. - 42 с.
2. Агранович, З.Е. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей / З.Е. Агранович. - Спб.: Детство-Пресс, 2014. - 24 с.
3. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. - М.: Парадигма, 2010. - 94 с.
4. Бабина, Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи : учеб.-метод. пособие для вузов по специальности 031800 «Логопедия» / Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. - М. : Книголюб, 2005 (Домодедово (Моск. обл.) : ДПК). - 95 с.
5. Бабина, Г.В., Шарипова Н.Ю. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез: монография / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский пед. гос. ун-т». - М.: МПГУ: Прометей, 2013. - 190 с.
6. Баева, А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи / А.И. Баева // Логопед. - № 2. - 2004. С. 15-17.
7. Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: методическое пособие / С. Е. Большакова. - М.: творч. центр «Сфера», 2007. - 53 с.
8. Бондарко, Л.В. Звуковой строй современного русского языка [Электронный ресурс] / Л.В. Бондарко. - М.: Просвещение, 1977. - 175 с. - Режим доступа: https://library.tou.edu.kz/fulltext/buuk/b883.pdf , свободный (дата обращения 12. 11.2021.).
9. Вдовина, И.А. Особенности воспроизведения слоговой структуры слова детьми с общим недоразвитием речи / И.А. Вдовина // Логопед. - 2012.
• № 2. - С.11-16.
10. Вершина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершина // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 34-42.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс ; Москва : Творческий центр Сфера, 2007. - 470, с.
12. Гвоздев, А.Н. Современный русский язык. Фонетика и морфология (Теоретический курс): учебное пособие Электронный ресурс / А.Н. Гвоздев.
• М.: Просвещение, 1973. - 350 с. - Режим доступа:
https://www.studmed.ru/gvozdev-a-n-sovremennyy-russkiy-literaturnw-yazyk- chast-1 -fonetika-i-morfologiya e82d786e 171 .html , свободный (дата обращения
11.10.2021) .
13. Епифанова, О.В. Логопедия: разраб. занятий с детьми дошк. возраста / О. В. Епифанова. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2004- 327 с.
14. Жукова, Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у детей: [книга для логопедов: учебное пособие] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Литур, 2011. - 316 с.
15. Каше, Г. А. Формирование произношения у детей с общим
недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Г.А. Каше. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1962. - 107 с. - Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/1/0255/1 0255-4.shtml , свободный (дата обращения
27.11.2021) ....45