Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения школьников с разным профилем обучения
1.1 Феномен профессионального самоопределения в психологопедагогических исследованиях 6
1.2. Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения старшеклассников 16
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников с разным профилем обучения
2.1. Описание процедуры эмпирического исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных 30
Заключение 50
Список используемых источников 52
Приложения 56
С каждым годом в стране появляются все больше новых и разнообразных профессий. Выбор профессии является важным для каждого, накладывая отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека: материальное благополучие, семейные отношения, место жительства, идентичность, уровень притязаний и самоуважение.
Подростку в мире профессий ориентироваться довольно нелегко. На данный момент много возможностей в разнообразии выбора профессий, проблемой является сориентироваться и самоопределиться в профессии индивида. Профориентационную информацию школьники получают из средств массовой информации, интернета, по разговорам с друзьями и родными, по наблюдениям родителями и их окружением. Что-то подобное стрессу испытывает каждый подросток, выбирающий дальнейшую профессиональную сферу деятельности, ведь она должна отвечать интересам и целям, которые дети ставят перед собой.
Проблемой профессионального самоопределения в науке занимались как отечественные, так и зарубежные ученые: Е.А. Климов, Н.Н. Захаров, К.М. Гуревич Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцева, Б.Ф. Ломов, М.Х. Титма, А.К. Марков, Д. Голланд, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев, К. Роджерс, Л.И. Божович, Т.М. Буякас, А. Маслоу, Э. Гинзберг и другие.
За это время ученые многое сделали для того, чтобы помочь подросткам в вопросе профессионального самоопределения: разработаны методики, тренинги, а также учебные заведения с профильными направленностями. Также детей окружают профессионалы, готовые поддержать и помочь в выборе дальнейшего профессионального будущего (педагогический коллектив, психологи). Данную обязанность в первую очередь на себя берет школа, ведь именно там подростки делают свои первые шаги в свое будущее.
Данная тема была и будет актуальна всегда, ведь правильно сделанный выбор подроста - это отличный специалист, компетентный в своей профессиональной сфере и готовый с удовольствием работать.
Цель исследования: выявление особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с разным профилем обучения, для использования полученных данных в консультативной практике педагога- психолога и профессиональной деятельности педагогов.
Объект исследования: профессиональное самоопределение личности.
Предмет: специфика профессионального самоопределения
старшеклассников с разным профилем обучения.
Гипотеза: у старшеклассников химико-биологического профиля обучения, по сравнению с их сверстниками из других профильных классов, более сформирован статус профессиональной идентичности и чаще выявляется внутренняя мотивация будущей профессиональной деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.
2. Изучить теоретические аспекты влияния профильного обучения на профессиональное самоопределение личности.
3. Провести диагностику для выявления специфики профессионального самоопределения старшеклассников разного профиля обучения
4. Обработать, проанализировать и интерпретировать результаты диагностического исследования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ
2. Методы психодиагностики с применением методик:
• Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов).
• Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов).
• Мотивация профессиональной деятельности (К. Замфир в модификации А.А. Реана).
База исследования: старшеклассники МОУ «Лицей№230» города Заречный, Пензенской области.
Профессиональное самоопределение одна из актуальных тем в нашем мире, так важно дать всю необходимую помощь индивиду в выборе профессиональной деятельности, учитывая все индивидуальные особенности подростка. Наша образовательная система делает все, для того чтобы помочь обучающимся сделать свой профессиональный выбор. Одна из таких мер в помощи обучению старшеклассников стало решение об открытии профилированных классов. Профильное обучение- общеобразовательная система, углубленного изучения определенных предметов в обучении старшеклассников.
Целью данной работы являлось изучение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с разным профилем обучения. Поэтому первая глава была посвящена феноменам профессионального самоопределения, также были изучены факторы, влияющие на выбор профессии индивидом.
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что обучающиеся в химико-биологическом классе более осознанно сделали свой выбор относительно своего профиля обучения. Как показала методика А.А. Азбеля, А.Г. Грецова, у них больше всего учеников со сформированным статусом профессиональной идентичности. Лицеисты в большей степени осознанно сделали свой выбор относительно школьных специализированных направлений. Обучающиеся в дальнейшей работе, как показало исследование, будут нацелены на работу при опоре на внутреннюю и внешнюю положительную мотивацию.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что у старшеклассников химико-биологического профиля обучения, по сравнению с их сверстниками из других профильных классов, более сформирован статус профессиональной идентичности и чаще выявляется внутренняя мотивация будущей профессиональной деятельности, подтверждена частично и не на уровне значимости.
Результаты исследования могут быть полезны в работе профориентологов, педагогов-психологов, педагогов-предметников в образовательных организациях.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова- Славская. - М.: Мысль, 2013. - 299 с
2. Алексеева, Г.И. Организационно-педагогические основы реализации профильного обучения Северных регионов России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук.— М., 2010. 55 с.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. 2-е издание Санкт-Петербург 2011г., 272с.
4. Андриенко, Е. В. Основы педагогической культуры. Программа предпрофильной и профильной подготовки учащихся НГПЛ [Текст]/ Е. В. Андриенко, Г. А. Казанская, Г. А. Коротько - Новосибирск, 2005. - 36 с.
5. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга I. Система профильного обучения старшеклассников: методическое пособие. М., 2004. С. 25, 73.
6. Божович Л.И. личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008г., 400с.
7. Вараксина А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников [Электронный источник] // cspu.ru
8. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее...Тренинговая программа проессионального и жизненного самоопределния для воспитанников детских домов и школ-интертатов. - М.: Генезис, 2012.
9. Воронина, Е.В. Профильное обучение: модель организации, управления и методическое сопровождение. — М.: «5 за знания», 2006. — с. 43.
10. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1978г., 187с.
11. Дубинина, А. В. Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования [Текст] / А. В. Дубинина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — с. 5-7.
12. Ефимова, Е. Педагогическая поддержка старшеклассников при выборе профильного обучения // Народное образование. — 2008. — № 5. — с. 181 - 185.
13. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Э.Ф. Зеер. - Воронеж: МОДЭК, 2013.- 195 с.
14. Зубанова П.И. Понятие профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе [Электронный источник] // https://scienceforum.ru/2020/article/2018018456
15. Кисляков, А. В., Щербаков А. В. Построение модели воспитания и социализации обучающихся на основе принципа интегративности // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. Том II (Психологопедагогические науки). с. 26-32....38