Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования песенного материала при формировании основных видов речевой деятельности 6
1.1 Роль песни в обучении иностранному языку 6
1.2 Принципы отбора песенного материала 14
1.3 Алгоритм работы с песенным материалом на уроках немецкого языка 19
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Практическая организация использования песенного материала в процессе обучения немецкому языку 31
2.1 Анализ песенного материала в современных УМК по немецкому языку
31
2.2 Практические разработки по использованию песенного материала на
уроках немецкого языка 54
Выводы по 2 главе 64
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение 1 71
Формирование иноязычных языковых навыков - одна из важнейших проблем современных методологических исследований. Развитие каждого иноязычного навыка - фонетического, лексического или грамматического - и видов речевой деятельности обладает своими характерными особенностями.
Стоит отметить, что в общении, прежде всего, огромную роль играет именно звуковое оформление речи. Чтобы адекватно понимать сообщение говорящего и при этом правильно выражать свои собственные мысли, нужно обладать хорошо отработанными фонетическими навыками. Поэтому во время коммуникации нарушение фонетических норм будет причиной неправильного восприятия речи говорящего.
Обучение лексическим языковым навыкам также является сложной и важной задачей в обучении иностранным языкам. С помощью лексики передаётся и воспринимается содержательная сторона речи. Лексика - это строительный материал речи, без которой неосуществима коммуникация.
Кроме того, без навыков письменного, устного общения, а также навыков аудирования невозможно овладеть иноязычной коммуникативной компетенцией, сформированность которой является обязательным требованием ФГОС.
Именно здесь приходит на помощь песенный материал, который предлагает эффективное использование песен в качестве средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, сформированность которой является обязательным требованием ФГОС.
Использование песни на уроке делает процесс обучения более интересным и повышает мотивацию обучающегося. Важной задачей педагога является правильный подбор и использование песенного материала в соответствии с целями обучения. Подлинный образец звучащей речи носителей языка, безусловно, способствует формированию устойчивых произносительных навыков на любом этапе обучения, поэтому часто отдается предпочтение аутентичным материалам.
Актуальность исследования обусловлена тем, что системного подхода к использованию возможностей, предоставляемых песенным материалом по формированию видов речевой деятельности и речевым навыкам, не разработано, а это значительно осложняет его использование в учебном процессе.
Объект исследования: песенный материал как средство обучения иноязычным языковым навыкам.
Предмет исследования: формирование видов речевой деятельности и иноязычных навыков с использованием аутентичного песенного материала.
Цель исследования: проанализировать использование песенного материала на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе при обучении иноязычным языковым навыкам.
Задачи исследования:
• обозначить роль песенного материала в обучении иностранному языку;
• охарактеризовать принципы отбора песенного материала;
• проанализировать этапы работы с песенным материалом;
• проанализировать современные УМК по немецкому языку на предмет использования песенного материала;
• разработать практические материалы по использованию песен на уроках немецкого языка.
Методами исследования являются анализ, синтез, обобщение и изучение методик использования песенного материла при обучении, а также моделирование, апробация.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических материалов для работы с песней на уроках немецкого языка.
Теоретическая основа исследования опирается на многочисленные труды отечественных и зарубежных авторов, освещающих использование песенного материала при обучении (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, Т.Н. Красавина, Р.П. Мильруд, З.Н. Никитенко, О.М. Осиянова, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, Е.А.Силлерова, С.В. Шатилов, G. Blell и К. Hellwig).
Апробация исследования состоялась на X Всероссийской научнопрактической конференции «Авдеевские чтения» в апреле 2022 г., где были представлены результаты исследования.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В ходе работы нами был создан комплекс упражнений, направленный на формирование навыков и видов речевой деятельности, для которых созданы условия плавного и логичного развития на каждом из этапов работы с песенным материалом.
Использование песенного материала является необходимым, так как он служит развитию коммуникативной компетенции и играет большую роль в качестве социокультурного компонента обучения иностранному языку.
Основываясь на теоретические исследования, мы приходим к нижепредставленным выводам.
Во-первых, песенный материал объединяет в себе все четыре вида деятельности (аудирование, говорение, письмо и чтение) и все навыки (фонетический, лексический, грамматический). Во-вторых, аудирование, основанное на песенном материале, способно обучать лексике в контексте звучащей речи, грамматическим конструкциям, фонетическим явлениям и умению воспринимать иноязычную речь на слух. Также нельзя не отметить эффективность использования песенного материала в обучении говорению (монологической и диалогической речи). Песня и мелодия способствуют более легкому переходу к речевому взаимодействию, так как, например, речевые конструкции, используемые в ней, проще запомнить благодаря рифме и тем самым вывести их на уровень предложения. Использование песни повышает мотивацию и внимание из-за более легкого восприятия текста при чтении, поэтому материал будет усваиваться качественнее, что также обеспечит выход на такой вид продуктивной речевой деятельности, как письмо. Песенный материал как средство обучения чтению несет в себе также большую ценность для расширения спектра страноведческих знаний обучающихся.
Итак, песни могут быть использованы для формирования представленных выше навыков и видов речевой деятельности, но нужно
определить цель использования песни, от этого будет зависеть ее вид. Всего выделяется три вида песенного материала: учебные песни; адаптированный песенный материал; аутентичный песенный материал. Мы придерживаемся мнения отечественных ученых-методистов (Е.В. Носович, Р.П. Мильруд, Г.И. Воронина, Н.В. Елухина, Г.В. Рогова), которые утверждают, что учебные песни затруднят в будущем переход на аудирование аутентичных. Но выбрать аутентичную песню, отвечающую целям урока, иногда является сложной задачей, которую, однако, можно решить, прибегнув к существующим принципам отбора песенного материала. Мы
придерживаемся которая включает в себя принцип аутентичности, принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферы личности, принцип методической ценности для формирования и совершенствования базовых речевых навыков и умений.
Рассмотрев различные формы и способы работы с песней, мы выделили алгоритм, выведенный Г.В. Яцковской, состоящий из ориентировочного, тренировочного и творческого этапов, которые позволяют должным образом освоить работу с песенным материалом.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что песенный материал порой является неотъемлемой частью урока иностранного языка, но при условии, что соблюдены принципы отбора песенного материала и четко обозначены 3 этапа при работе с песней. Тогда велика вероятность добиться высоких результатов при развитии видов речевой деятельности и навыков.
Мы считаем, что подобные комплексы упражнений на основе песенного материала заинтересуют подростков, если они подобраны в соответствии с их возрастными особенностями, и тем самым помогут в создании условий для наиболее благоприятного погружения в естественную языковую среду.
1. Аверин М.М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р., Лытаева М.А. Сборник примерных рабочих программ: учебное пособие для общеобразовательных организаций - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2020. - 176 с.
2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы - Москва: Просвещение, 1988. - 254 с.
3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь - Москва: Новь, 1999. - 530 с.
4. Воронина Г.И. Организация работы с аутентичными
текстами молодёжной прессы в старших классах школ с углубленным изучением немецкого языка // Иностранные языки в
школе. - 1999. - № 2. - С. 26-29.
5. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам - Москва: Кнорус, 2018. - 235 с.
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя - Москва: АРКТИ, 2000. - 165 с.
7. Гебель С.Ф. Использование песни на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2009. - №5. - С. 28-30.
8. Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой: Детям вместо букваря. С аудиоприложением - СПб., 1988. - 63 с.
9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе - Москва, 1991. - 223 с.
10. Иванова Е.В. Музыка в нашей жизни // Иностранные языки в школе. - 2007. - №3. - С. 58-59.
11. Кащук С.М. Формирование лингвистической компетенции на основе современных песен - Москва, 2004. - 263 с.
12. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика - Москва, 2009. - 411 с.
13. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учебное пособие - Москва: Высшая школа, 1986. - 103 с.
14. Колпакова М.К. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам - СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.
15. Комарова Ю.А. Использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам обучающихся старших классов // Иностранные языки в школе. - 2008. - №4. - С. 41-46....40