Влияние оздоровительной гимнастики на детей первых классов с избыточной массой тела (Теория и методика физической культуры, Поволжский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Туризма)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МАОУ СОШ No33.
Выборка: 10 учащихся первого класса с избыточной массой тела.
Введение……………………………………………………………. 3
1 Возрастные особенности учащихся 7-8 лет с избыточной массой тела….6
1.1 Характеристика ожирения………………………6
1.2Возрастные характеристики учащихся 7-8 лет…………………... 11
2 Оздоровительная гимнастика при избыточной масса тела……… 16
2.1 Средства оздоровительной гимнастики…16
2.2 Организация комплекса занятий для учеников первого класса с избыточным весом…18
Заключение…………………………………………………………. 23
Список использованной литературы…24
Актуальность. В XXI веке проблема ранней смертности населения актуальна. Одной из основных причин этого является ожирение - заболевание, которое впоследствии приводит к нарушению обмена веществ и, как следствие, развитию различного рода заболеваний. К счастью, с ожирением можно бороться различными методами: физкультурой, закаливанием, правильным питанием, соблюдением правил гигиены.
Согласно статистике ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), с 2001 по 2016 год почти вдвое больше людей стали страдать от избыточного веса. 23% мужчин и 28% женщин в России страдают ожирением. Детское или подростковое ожирение не уступает взрослому, по статистике за 2015 год, 27% детей школьного возраста имеют избыточный вес.
В школах занятия оздоровительной гимнастикой можно разделить по структуре движений: циклические и ациклические упражнения. Это разделение определяет степень влияния на организм занятий физической культурой в школе.
Циклические упражнения - это двигательные действия, которые повторяются с определенным циклом. Например: бег, спортивная ходьба, катание на лыжах, плавание и другие элементы, которые включены в школьную образовательную программу.
Ациклические упражнения используются для развития функций опорно-двигательного аппарата, что приводит к развитию физических качеств и организма в целом: силы, реакции, гибкости, подвижности в суставах и нервно-мышечном аппарате. [3].
Ациклические упражнения часто встречаются в общей физической подготовке, различных видах гимнастики (художественной, атлетической), группах здоровья и группах продленного дня.
Если человек здоров и ведет активный образ жизни, он более эффективно справляется со своими обязанностями и достигает более высокого положения в обществе. Проблема физического развития школьников в последнее время очень актуальна. Различные специалисты (физиологи, методисты, врачи) уже много лет работают над решением этой проблемы.
Проблемой исследования является недостаточно эффективный выбор средств оздоровительной физической культуры для учащихся 7-8 лет с избыточной массой тела в соответствии с современными требованиями.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс физической культуры в школе.
Предметом исследования является методика оздоровительной гимнастики для учащихся 7-8 лет.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные средства и методы оздоровительной физической культуры для учащихся с избыточной массой тела.
Задачи исследования:
1) Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2) Определить наиболее эффективные средства и методы оздоровительной физической культуры при ожирении.
3) Разработать комплекс оздоровительной гимнастики при ожирении для учащихся 7-8 лет и экспериментально доказать его эффективность.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы из 25 наименований. Общий объем работы 26 страниц.
Малоподвижный образ жизни делает организма человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Самое верное средство борьбы с любыми болезнями, например избыточной массой тела, - укрепление здоровья школьников. Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание школьников.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что занятия оздоровительной гимнастики несут позитивный характер и способствуют снижению массы тела занимающихся.
2. Наиболее эффективными средствами оздоровительной гимнастики являются циклические упражнения с оздоровительной направленностью (ходьба, бег, велоезда, гребля, плавание, ходьба на лыжах и др.).
Наиболее эффективными методами оздоровительной гимнастики являются:
- метод максимальных усилий - метод непредельных усилий - метод динамических усилий - «ударный» метод
- метод изометрических усилий
3. Был разработан комплекс упражнений оздоровительной гимнастики.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что применяемый нами комплекс упражнений оказывает положительное влияние на учащихся первого класса с избыточной массой тела.