Влияние оздоровительной гимнастики на детей первых классов с избыточной массой тела (Теория и методика физической культуры, Поволжский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Туризма)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МАОУ СОШ No33.
Выборка: 10 учащихся первого класса с избыточной массой тела.
Введение……………………………………………………………. 3
1 Возрастные особенности учащихся 7-8 лет с избыточной массой тела….6
1.1 Характеристика ожирения………………………6
1.2Возрастные характеристики учащихся 7-8 лет…………………... 11
2 Оздоровительная гимнастика при избыточной масса тела……… 16
2.1 Средства оздоровительной гимнастики…16
2.2 Организация комплекса занятий для учеников первого класса с избыточным весом…18
Заключение…………………………………………………………. 23
Список использованной литературы…24
Актуальность. В XXI веке проблема ранней смертности населения актуальна. Одной из основных причин этого является ожирение - заболевание, которое впоследствии приводит к нарушению обмена веществ и, как следствие, развитию различного рода заболеваний. К счастью, с ожирением можно бороться различными методами: физкультурой, закаливанием, правильным питанием, соблюдением правил гигиены.
Согласно статистике ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), с 2001 по 2016 год почти вдвое больше людей стали страдать от избыточного веса. 23% мужчин и 28% женщин в России страдают ожирением. Детское или подростковое ожирение не уступает взрослому, по статистике за 2015 год, 27% детей школьного возраста имеют избыточный вес.
В школах занятия оздоровительной гимнастикой можно разделить по структуре движений: циклические и ациклические упражнения. Это разделение определяет степень влияния на организм занятий физической культурой в школе.
Циклические упражнения - это двигательные действия, которые повторяются с определенным циклом. Например: бег, спортивная ходьба, катание на лыжах, плавание и другие элементы, которые включены в школьную образовательную программу.
Ациклические упражнения используются для развития функций опорно-двигательного аппарата, что приводит к развитию физических качеств и организма в целом: силы, реакции, гибкости, подвижности в суставах и нервно-мышечном аппарате. [3].
Ациклические упражнения часто встречаются в общей физической подготовке, различных видах гимнастики (художественной, атлетической), группах здоровья и группах продленного дня.
Если человек здоров и ведет активный образ жизни, он более эффективно справляется со своими обязанностями и достигает более высокого положения в обществе. Проблема физического развития школьников в последнее время очень актуальна. Различные специалисты (физиологи, методисты, врачи) уже много лет работают над решением этой проблемы.
Проблемой исследования является недостаточно эффективный выбор средств оздоровительной физической культуры для учащихся 7-8 лет с избыточной массой тела в соответствии с современными требованиями.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс физической культуры в школе.
Предметом исследования является методика оздоровительной гимнастики для учащихся 7-8 лет.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные средства и методы оздоровительной физической культуры для учащихся с избыточной массой тела.
Задачи исследования:
1) Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2) Определить наиболее эффективные средства и методы оздоровительной физической культуры при ожирении.
3) Разработать комплекс оздоровительной гимнастики при ожирении для учащихся 7-8 лет и экспериментально доказать его эффективность.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы из 25 наименований. Общий объем работы 26 страниц.
Малоподвижный образ жизни делает организма человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Самое верное средство борьбы с любыми болезнями, например избыточной массой тела, - укрепление здоровья школьников. Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание школьников.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что занятия оздоровительной гимнастики несут позитивный характер и способствуют снижению массы тела занимающихся.
2. Наиболее эффективными средствами оздоровительной гимнастики являются циклические упражнения с оздоровительной направленностью (ходьба, бег, велоезда, гребля, плавание, ходьба на лыжах и др.).
Наиболее эффективными методами оздоровительной гимнастики являются:
- метод максимальных усилий - метод непредельных усилий - метод динамических усилий - «ударный» метод
- метод изометрических усилий
3. Был разработан комплекс упражнений оздоровительной гимнастики.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что применяемый нами комплекс упражнений оказывает положительное влияние на учащихся первого класса с избыточной массой тела.
1. Агеевец, В. К. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации / В.К. Агеевец // Теория и практика физической культуры, 2004. - No 2004. - No 5. - С. 12-16
2. Акбашев, Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый / Т. Акбашев // Народное образование, 1995. - No 5. - С. 105-110
3. Апанасенко, Г. Л. Проблемы управления здоровьем человека / Наука в олимпийском спорте / Г.Л. Апанасенко. - Москва: Спец. Выпуск, 1999. - С. 56 - 60.
4. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский. - Москва: Медицина, 1979. - 298 с.
5. Беюл, Е.А. Ожирение / Е.А. Беюл, В.А. Оленева, В.А. Шатерников. - Москва: Медицина, 1985. - 190 с.
6. Васьков, Ю. В. Рабочая тетрадь учителя 1-4 классы / Ю.В. Васьков. - Харьков: Торсинг, 2014. - 210 с.
7. Волков, В. К. Современные и традиционные оздоровительные системы / В.К. Волков // Теория и практика физической культуры, 1996. - No 12. - С. 7-10.
8. Воробьев, А. Н. Анатомия силы / А.Н. Воробьев. - Москва: Физкультура и спорт, 1997. - 176 с.
9. Гинзбург, М. М. Ожирение как болезнь образа жизни. Современные аспекты профилактики и лечения / М.М. Гинзбург. - Самара: Изд-во Самарского Госмедуниверситета, 1997. - 48 с.
10. Григоренко, В. Г. Теоретические и методические аспекты оптимизации профессиональной подготовки учителя физической культуры / В.Г. Григоренко. - Москва: Изд-во ФСИ России, 1992. - 141 с.
11. Григоренко, В. Г. Теория дифференциально-интегральных оптимумов педагогических факторов в физической и социальной реабилитации человека / В.Г. Григоренко. - Москва: Изд-во ФСИ России, 1993. - 170 с.
12. Давиденко, Д. Основы здорового образа / Д. Давиденко. - Москва, 2017. - С. 57 - 62.
13. Деминская, Л. А. Оздоровительная физическая культура в процессе сохранения и восстановления здоровья современного человека / Л.А. Деминская. // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2007. - No 11. - С. 33-35.
14. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.В. Ермолаев. - Москва: Спорт АкадемияПресс, 2011. - 444 с.
15. Земба, Е. А. Закаливание – составляющая часть оздоровительной системы организма человека // Физическое воспитание студентов творческих специальностей, 2009. - No 3. - С. 91-94.
16. Иванченко, С. Г. Социально-педагогические условия спортивно- массовой и физкультурно-оздоровительной работы со школьниками в досуговой деятельности / С.Г. Иванченко //Физическая культура в школе, 2013. - No 6. - С. 12-16.
17. Кабуш, У. Т. Выхаванне у сучаснай школе / У.Т. Кабуш. – Мн.: Народная асвета, 1995. - 220 с.
18. Колосков, А. Спорт-целитель / А. Колосков // Физическая культура и спорт, 2016. - No 9. - С.10-11.
19. Меерсои, Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон. - Москва: Медицина, 1988. - 256 с.
20. Мурашева, В. Двойные стандарты школьного расписания / В.
Мурашева. - Москва: Здоровье, 2003. - No 3. - С. 7 - 10. 56
21. Мякиченко, Е. Б. Оздоровительная тренировка по системе «Изотон» / Е.Б. Макиченко. - Москва: СпортАкадемПресс, 2015. - 68 с.
22. Никитин, С. Н. Воспитание средствами массово физической культуры через физкультурно - оздоровительные клубы подростков 10 - 15 лет / С.Н. Никитин // Физическое воспитание и образование, 2008. - No 11. - С. 21 - 24.
23. Осипова, М. П. Воспитание. Третий класс: пособие / М.П. Осипова. - Брест: БрГУ, 2012. - 320 с.
24. Пономарева, В. В. Спортивная медицина: учебное пособие / В.В. Пономарева. - Москва: ГЭОСТАР-Медия, 2016. - 390 с.
25. Попов, С. В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников) / С.В. Попов. - Санкт - Петербург: 1998. - 310 с.