Введение 3
Глава 1.Система выразительных средств в языке и ее место в школьных программах 7
1.1. Выразительные средства в языке 7
1.2. Анализ содержания школьной программы на предмет изучения
выразительных средств 19
Глава 2. Элективные курсы в предрофильном образовании 28
2.1. Теоретические аспекты элективного курса 28
2.2. Программа элективного курса «Выразительные средства языка в
письменной речи» 39
Заключение 47
Список литературы 49
Языковая компетенция - умение учеников использовать слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических норм согласования, управления, построения предложений разных видов [ФГОС 2010: с.3].
Лингвистическая компетенция - способствует формированию познавательной культуры личности ученика, происходит процесс развития логического мышления, памяти, воображения обучающихся, усвоение навыков самоанализа и самооценки [ФГОС 2010: c.3].
Коммуникативная компетенция - предполагает совокупность сведений о речи, её функциях, усовершенствование умений в области основных видов речевой деятельности, а именно: говорения, слушания и понимания, чтения, письма. Основным умение, которое должно формироваться в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты. Включает в себя знание основных понятий лингвистики речи: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста [ФГОС 2010: с.3].
Культуроведческая компетенция— это постижение национальной культуры своего народа, познание ее самобытности, формирование одной из важнейших ценностных ориентаций - осознание значимости родного языка в жизни народа, развитие духовно - нравственного мира школьника, его национального самосознания [ФГОС 2010: с.3].
Существует взаимосвязь между выразительными средствами языка и рассматриваемыми компетенциями. Умение пользоваться выразительными средствами является показателем владения языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. И в тоже время формирование данных компетенций происходит на уроках по русскому языку во время работы с выразительными средствами языка.
Главной составляющей развитой речевой деятельности учащихся является осмысленное и уместное употребление выразительных средств.
Изучение выразительных средств в школе осуществляется на уроках по русскому языку и по литературе. Чтобы определить объем информации представленный на уроках русского языка на тему выразительных средств, был проведен анализ: 1) Учебно-методического комплекса Т.Г. Рамзаевой для начальной школы [Рамзаева 2015: с. 231].
2) Рабочей программы для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. - М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык [Львова 2009: с. 260].
Знакомство с выразительными средствами языка происходит еще в начальной школе.
В 1 классе происходит знакомство с синонимами и антонимами. С помощью системы практических упражнений у учеников формируются представления о синонимических и антонимических словах. Также учеников знакомятся с многозначностью слова с помощью пословиц и крылатых выражений. После многозначности ученики изучают омонимы.
С 1-4 класс ученики постоянно встречается с фразеологическими оборотами — в баснях, в народных сказках, в стихотворениях и других художественных произведениях. Происходит непосредственная работа над фразеологизмами и объяснением фразеологических единиц.
В начальной школе дети знакомятся с метафорой, эпитетом, образным сравнением. В 1 классе учащиеся без употребления термина объясняют
эпитеты, во 2 и 3 классах обращают внимание на экспрессивные оттенки слова, на настроение создаваемое эпитетами. Больше подходят к изучению термина с точки зрения образности речи.
Со 2 класса ученики начинают работать с образными сравнениями в стихотворениях и прозе.
Начальная школа является важным этапом в развитии образной речи и лексического запаса учеников, овладении всеми богатствами русского языка. Способность правильного употребления слова в свойственном ему значении представляет собой важный компонент формирования лексической культуры и речевой деятельности учеников.
В 5 классе изучение выразительных средств на уроках русского языка в начинается с изучения звукописи в художественном тексте в разделе «Фонетики». Звукопись как выразительное средство устной речи.
В разделе «Текстоведение» изучаются предложения со сравнительными оборотами.
В разделе «Лексика и фразеология» изучается: Переносное значение слова; Роль тропов в художественном тексте. Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.).
...
Научить детей умению правильно использовать языковые средства выразительности в письменной речи является одной из задач русского языка как учебного предмета, так как выразительность является важным коммуникативным качеством речи. Речь является основным показателем общей культуры человека, его интеллекта и его речевой культуры. К сожалению, на уроках русского языка выразительные средства изучаются поверхностно, это приводит к тому, что письменная и устная речь школьников не развивается. Именно поэтому овладение культурой речи, ее совершенствование так необходимо нынешнему поколению.
В данной работе перед нами была поставлена цель разработать элективный курс «Выразительные средства языка» для 9 класса. Данный курс должен помочь ученикам сформировать правильный подход к употреблению выразительных средств в письменной речи.
Для достижения цели перед нами был поставлен ряд задач. В ходе данной работы все задачи были решены. На основе анализа трудов ученых- лингвистов и методистов описать систему выразительных средств русского языка и подходы к ее изучению, в работе был описан подход к изучению выразительных средств в лингвистике. Исследовав данную, область мы определили, что в современной лингвистике и литературоведении отсутствует общепринятая классификация выразительных средств. Т.к. даже на этапе определения основных терминов существуют разногласия. Воспользовавшись классификацией И.Р. Гальперина, мы смогли систематизировать понятия выразительных средств.
Проанализировать школьные программы по русскому языку на предмет объема информации о выразительных средствах в начальной и средней школе, были описаны УМК по русскому языку для начальной школы 44
под редакцией Т.Г. Рамзаевой и для средней общеобразовательной школы под редакцией С.И. Львовой. Данная работа помогла определить, какие выразительные средства, и в каком объеме, изучаются в школе. Мы проанализировали, в каких формах дан теоретический материал. В начальной школе он практически отсутствует, ученики формируют знания о выразительных средствах с помощью практической работы с текстом. В средней школе теоретический материал дается в виде схем.
Изучив подходы к разработке элективных курсов в школе, мы провели исследование на предмет организации элективные курсов в предпрофильной обучении. Определили, какое значение «элективный курс» имеет в предпрофильном образовании. Подробно рассмотрели: фундаментальный, методологический, универсальный, прагматичный, деятельностноценностный, компетентностный подходы к созданию элективных курсов, выявили их особенности. Изучили виды элективных курсов: предметноориентированные и межпредметные курсы, определили их задачи. Проанализировали структуру элективных курсов, узнали, из каких компонентов они состоят, как правильно составить программу.
Разработанная нами программа элективныого курса для направлена на углубленное изучение выразительных средств языка. Программа рассчитана на 16 уроков, которые представлены в форме лекции, практического занятия, беседы, комбинированного урока. Предложение уроки имеют практическую направленность. Данным курсом нами была представлена попытка сформировать у учеников правильное представление о выразительных средствах, а также развить речевую культуру письменной и устной речи.
...
1. Бирих А. К. Словарь русской фразеологии. Историко- этимологический справочник: свыше 2500 русских образных оборотов / Бирих А.К., В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова; Под ред. В. М. Мокиенко; СПбГУ. - СПб. : Фолио-Пресс, 1998. - 700 c.
2. Блок А.А. Стихотворения и поэмы. / Сост., предисл. И примеч. Вл. Орлова. - М.: Худож. лит. 1980. - с. 189.
3. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С. и др. Стилистика русского языка Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Учеб.пособие. — Л.: Просвещение, 1982. — 286 с.
4. Бондарев Ю.В. Горячий снег: Роман. - СПб.:Азбука, Азбука - Аттикус, 2013. - 448 с. - (Азбука-классика)
5. Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили М.: Высшая школа, 1967. — 376 с.
6. Вартаньян, Э.А. Путешествие в слово : для ст. шк. возраста / Э.А. Вартаньян ; Ил. В.В. Хомякова. - М.: Просвещение, 2007. - 175 с.
7. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. — С..265
8. Винокур Г.О. О языке художественной литературы Учебное издание. — М.: Высшая школа, 1991. — 445 с.
9. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: энциклопед. словарь- справ. / под ред. А.П. Сковородникова. - 2-е изд. - М. : Флинта [и др.], 2009. - 480 с.
10. Голуб И. Б. Стилистика русского языка Учебное пособие. — 11-е изд.
— М.: Айрис-пресс, 2010. — 448 с. — (Высшее образование).
11. Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка: более 4000 синонимов: [толкование значений. Сочетаемость с другими словами. Особенности употребления синонимов] / К. С. Горбачевич. - М. :Эксмо, 2009. - 601 с.
12. Гультяева Л.И. Разработка и проведение элективных курсов для предпрофильного и профильного обучения //Информатика, 2007. - №3.
13. Розенталь Д.Э. «А как лучше сказать?». Книга для учащихся старших классов. Второе издание, исправленное и дополненное - М.: Просвещение, 1988.
14. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 с.
15. Жуковский В. А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Вступ. ст. В. Я. Лазарева. Сост. и прим. В. В. Афанасьева. М., «Современник», 1983.
... всего 45 источников