Введение
1.1. Содержание понятия школьное самоуправление
1.2. Нормативно-правовое регулирование Школьного самоуправления
1.3. Школьное самоуправление как фактор самоопределения и социализации личности ученика
Глава 2. Эмпирическое исследование организации школьного
самоуправления в МБОУ СОШ №2 г.Кызыла и МБОУ СОШ с. Суг-Аксы Сут-Хольского района Республики Тыва
2.1. Характеристика МБОУ СОШ № 2 Республики Тыва
2.2. Особенности организации школьного самоуправления в МБОУ СОШ с. Суг-Аксы Сут-Хольского района
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования. Тема организации школьного самоуправления актуальна, так как с одной стороны она обусловлена потребностями общества, предполагая потребность личности в том, чтобы учебная деятельность была неотделима от всех других факторов, определяющих социальное развитие ребенка, и возможность самоопределяться возникает как стремление и потребность.
Однако есть учебная деятельность в современном образовательном процессе, где предполагаются жестко зафиксированные формы работы ребенка без учета самореализации личности, поэтому возникает противоречие, что не учитываются социальные функции учебной деятельности, а с другой стороны организационные формы учебной деятельности, методы работы, отсутствие вариативных программ, не дают реализовать ребенку себя. Сама форма организации не достаточно способствует развитию личностных качеств. Этот аспект в психолого¬педагогической литературе освещается двояко, с одной стороны - активно речь идет о связи учения и развития (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д Б. Эльконин и др.), с другой стороны - частные методики ориентированы на усредненного ученика без учета личностных качеств; с одной стороны - проблема развивающего обучения, а с другой стороны даже в этой системе обобщенный унифицированный характер воздействия ученика, который обеспечивает всех без исключения. Традиционное обучение, применяемые формы работы вступают в противоречие с потребностями учеников. Противоречие объективно существует с одной стороны - в том, что каждый ученик - уникален, и ему необходимо такую организацию учебной деятельности, которая бы обеспечивала его адекватное социальное самоопределение и создавало бы базу для его социального развития в дальнейшем, а с другой стороны - недостаточность рассмотрения и учета принципов в обучении, которые были бы направлены на привлечение индивидуальной активности каждого школьника и разработку теоретико-методические основ и технологии реализации этого процесса.
1. проанализировать основные понятия и различные подходы к изучению проблемы «школьное самоуправление»;
2. рассмотреть характеристики взаимоотношений в коллективе как психолого-педагогическую проблему;
3. выявить с помощью эмпирического материала удовлетворенность организации школьного самоуправления в МБОУ СОШ №2 г'.Кызыла и МБОУ СОШ с. Суг-Аксы Сут-Хольского района Республики Тыва.
Гипотеза исследования - городские и сельские школьники удовлетворены работой организации школьного самоуправления.
Объект исследования - самоуправление школьников.
Предмет исследования - удовлетворенность самоуправление школьников.
Выборка исследования - для эмпирической части исследования, выявления удовлетворенности работой организации школьного самоуправления приняли участие всего 60 учеников 9-11 классов МБОУ СОШ №2 г. Кызыла и МБОУ СОШ с. Суг-Аксы Сут-Хольского района Республики Тыва.
Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач, авторским анкетированием
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Органы самоуправления в школе призваны всесторонне содействовать тому, чтобы учащиеся стремились быть инициативными участниками происходящих в школьной и общественной жизни преобразований, достойными гражданами своей Родины воспитывать у учащихся ответственное отношение в учебе как к своему гражданскому долгу, общественную активность, дисциплинированность, добиваться участия школьных организаций в социально значимых делах школы, города, региона.
В эффективной системе управления общеобразовательным учреждением, одной из главных задач является создание и активизация школьного самоуправления, в котором участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.
Участие обеспечивается в системе взаимоотношений:
- сотрудничество,
- партнерство,
- сотворчество,
- сопереживание,
- совместная деятельность и диалог, где учитель - профессионально компетентный, гуманист, равноправный партнер, организатор учебной и в не учебной деятельности, участник коллективного процесса, а ученик - целостная личность, субъект учения и деятельности, участник учебного сотрудничества, критически мыслящая личность, не ученик, а обучающийся.
В МБОУ СОШ № 2 г. Кызыла РТ и МБОУ СОШ с.Суг-Аксы Сут- Хольского района школьное самоуправление является хорошей опорой для создания здорового общества и ускоряет развитие общественного сознания молодёжи. Оно помогает каждому найти и реализовать себя в той области, которая его интересует, будь то политика, экономика или искусство.
Так же развитие школьного самоуправления ускоряет развитие молодёжных движений и организаций, осуществляющих защиту законных прав и интересов молодого поколения.
В практической части данного исследования были проанализированы опыт работы школ г. Кызыла и с. Суг-Аксы по ведению системы школьного самоуправления.
Как показывает наше исследование, школьное самоуправление более организовано и систематизировано в МБОУ СОШ с. Суг-Аксы Сут- Хольского района.
Применяемая на практике модель школьного самоуправления школы с. Суг-Аксы основной акцент делает на индивидуальное развитие школьника, тогда как школьное самоуправление средней школы №2 г. Кызыла ориентировано на активном участии школьников на массовых мероприятиях. Данная модель построена как общественная организация.
Таким образом, с точки зрения индивидуального развития школьника и его самоопределения, социализации, в организации школьного самоуправления средней школы №2 г. Кызыла мы внесли бы следующие рекомендации:
- доработать положение о школьном самоуправлении с учетом развития индивидуальных способностей учеников;
- при планировании работы школьного совета исходить из вопросов самоопределения, дальнейшего профессионального выбора, саморазвития личности ученика;
- проводить активную работу среди учеников по популяризации школьного самоуправления.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// СПС Консультант плюс
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС Консультант плюс
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант плюс
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации». - [Электронный ресурс] - [Режим доступа]: ЪаБе.сопБиИа^.га
5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: Ъазе.сопБиИа^.га
6. Устав МБОУ СОШ № 2 г.Кызыла РТ,
7. Программа школьного ученического самоуправления.
8. Положение о Школьном ученическом самоуправлении,
9. План работы МБОУ СОШ № 2 г.Кызыла РТ,
10. План воспитательной работы МБОУ СОШ № 2 г.Кызыла РТ.
11. План работы школьного ученического самоуправления.
12. Положение о детской организации «Хунчугеш» МБО СОШ с. Суг- Аксы Сут-Хольского района.
Основная литература
13. Валькова М.В. Что необходимо при формировании школьного ученического самоуправления / М.В. Валькова //Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 6. - С. 51-58.
14. Влияние информационной образовательной среды вуза на развитие и саморазвитие личности студента. Учебно-методическое пособие [/ под ред. С.Ю. Рубцовой. - Южно-Сахалинск: изд. Сахалинской областной типографии, 2008. - 155 с.
15. Гусева Н.И. Попечительский совет как одна из новых форм государственного общественного самоуправления современным МБДОУ / Н.И. Гусева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - № 3. - С. 61- 67.
16. История и современность Тувы. // Сборник студенческих работ выпусников Тувинских филиала ФГОУ ВПО Восточно-Сибирской Государственной академии культуры и искусств и статей преподавателей. - Кызыл 2010.
17. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика / В.Т. Кабуш. - Мн.: Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы - детям», 1999. - 187 с.
18. Киреева Г.А. Организация внеклассной работы в школе слабослышащих. Развивать и воспитывать творчеством [Электронный ресурс] : книга для педагога / Г.А. Киреева, Т.Н. Федосеева. - СПб. : КАРО, 2008. - С. 26.
19. Коротов В.М. Самоуправление школьников / В.М. Коротов. - М.: Просвещение, 1981. - 208 с.
20. Недвецкая М.Н. Самоуправление в школе: стратегия, субъекты, содержание: Учебно-методическое пособие / М.Н. Недвецкая, А.А. Овчарова, О.А. Воронина. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 96 с.
21. Недвецкая М.Н. Самоуправление в школе: стратегия, субъекты, содержание: Учебно-методическое пособие / М.Н. Недвецкая, А.А. Овчарова, О.А. Воронина. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 96 с.
22. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе / Л.И. Новикова // Педагогика и психология. - 2008. -№ 7. - С. 79.
23. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе с позиции практики / Л.И. Новикова // Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей. - 2014. - №3. - С. 100-101.
24. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Рус. яз., 1984. - 816 с.
25. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2005. -720 с.
26. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Рос. энцикл., 2002. - 528 с.
27. Радомысльская Е. А. Современные аспекты формирования ученического самоуправления в детских объединениях через призму истории / Е.А. Радомыльская // Известия Пензенского
государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского: общественные науки. - 2011. - № 24. - С. 752-755.
28. Растегаева Д.А. Школьное самоуправление как способ воспитания ответственности учащихся / Д.А. Растегаева // Девятые Есиповские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО "Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко". 2015. - С. 165-168.
29. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление: учебник / Д. В. Рогаткин. - Петрозаводск: Юниорский союз «Дорога», 2003. - 245 с.
30. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
31. Собкин В.С. Демократизация образования: школьное самоуправление глазами подростка / В.С. Собкин, Е.В. Николашина // Социокультурные трансформации подростковой субкультуры / Собкин В.С. Сер. "Труды по социологии образования" Российская акад. образования, Центр
социологии образования; Под редакцией Собкина В.С.. - М., 2006. - С. 76-83.
32. Сокольников Ю.П. Организация детского самоуправления в школе / Ю.П. Сокольников. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1965. - 135 с.
33. Феофанов О. Школьное самоуправление и социальное взросление подростков / О. Феофанов // Воспитание школьников. - 2008. - №7. - С. 9-13.