Геймификация как средство развития лексических навыков обучающихся основной школы на уроках иностранного языка
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения проблемы развития лексических навыков обучающихся основной школы на уроках
иностранного языка средствами геймификации 10
1.1. Особенности обучения иностранному языку в основной школе 10
1.2. Развитие лексических навыков у обучающихся основной школы на
уроках иностранного языка 16
1.3. Понятие геймификации и методические возможности ее использования для развития иноязычных лексических навыков обучающихся в основной
школе 25
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию лексических навыков у обучающихся основной школы на уроках иностранного языка средствами геймификации 39
2.1. Диагностика уровня развития лексических навыков обучающихся
основной школы на уроках иностранного языка 39
2.2. Разработка серии уроков по развитию иноязычных лексических навыков обучающихся основной школы с применением геймификации 48
2.3. Итоги апробации серии уроков по развитию иноязычных лексических навыков с применением геймификации у обучающихся основной
школы 58
Выводы по главе 2 72
Заключение 76
Список использованных источников 79
Приложение А 85
Приложение Б 86
Приложение В 87
Приложение Г 88
Приложение Д 90
Приложение Ж 93
Приложение И 94
Приложение К 95
Приложение Л 96
Приложение М 97
Приложение Н 100
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения проблемы развития лексических навыков обучающихся основной школы на уроках
иностранного языка средствами геймификации 10
1.1. Особенности обучения иностранному языку в основной школе 10
1.2. Развитие лексических навыков у обучающихся основной школы на
уроках иностранного языка 16
1.3. Понятие геймификации и методические возможности ее использования для развития иноязычных лексических навыков обучающихся в основной
школе 25
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию лексических навыков у обучающихся основной школы на уроках иностранного языка средствами геймификации 39
2.1. Диагностика уровня развития лексических навыков обучающихся
основной школы на уроках иностранного языка 39
2.2. Разработка серии уроков по развитию иноязычных лексических навыков обучающихся основной школы с применением геймификации 48
2.3. Итоги апробации серии уроков по развитию иноязычных лексических навыков с применением геймификации у обучающихся основной
школы 58
Выводы по главе 2 72
Заключение 76
Список использованных источников 79
Приложение А 85
Приложение Б 86
Приложение В 87
Приложение Г 88
Приложение Д 90
Приложение Ж 93
Приложение И 94
Приложение К 95
Приложение Л 96
Приложение М 97
Приложение Н 100
Актуальность темы исследования. В настоящее время обучение иностранным языкам выходит на новый уровень в системе образования. Опираясь на требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в рамках системнодеятельностного и личностно-ориентированного подходов, образовательный процесс должен быть направлен на:
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• формирование иноязычной коммуникативной компетенции;
• обогащение активного и потенциального словарного запаса
обучающихся .
Традиционное обучение не вызывает у школьников больше выраженного интереса к изучению предмета, поэтому интерактивные технологии призваны повысить мотивацию, и педагоги стремятся им соответствовать и преподносить обучающимся базовый материал при помощи инновационных технологий и средств, в нашем случае при помощи геймификации.
Геймификация является одним из инновационных средств для стимуляции мотивации к изучению школьных предметов, в том числе и иностранного языка. Геймификация относительно новое, но уже показавшее свою эффективность средство использования игровых технологий и элементов игры в образовательном процессе для повышения интереса обучающихся к решению различных задач. Соответственно, в современном мире при работе с обучающимися основной школы на уроке иностранного языка, введение в процесс обучения игровых технологий и элементов игры кажется обоснованным, чтобы мотивировать обучающихся, апеллировать к их интересам и дать стимул к изучению иностранных языков, и в частности, развивать лексические навыки.
Исходя из вышесказанного, актуальность данного исследования состоит в том, что занятия, ограничивающиеся стандартным учебнометодическим комплексом, уже не удовлетворяют интересам обучающихся, поскольку их представление об уроке, способном дать стимул к изучению (как самостоятельному, так и программному) иностранного языка. Обучение с применением игровых элементов создает конкурентную среду, генерирующую любопытство и азарт, и приносящую моментальное удовлетворение от достижения поставленной цели и получения заслуженной награды.
На данный момент существуют исследования, посвященные изучению различных видов речевой деятельности обучающихся основной школы.
Следует отметить, что возможность использования видеоигр и компьютерных игр при развитии лексических навыков на уроках иностранного языка в контексте геймификации требует отдельного внимания. Анализ литературы по проблеме исследования и состояния процесса обучения в основной школе позволил выявить следующее противоречия:
• между наличием социального запроса на цифровизацию образования и недостатком кадрового и методического обеспечения удовлетворения данного запроса на уровне школьного образования;
...
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• формирование иноязычной коммуникативной компетенции;
• обогащение активного и потенциального словарного запаса
обучающихся .
Традиционное обучение не вызывает у школьников больше выраженного интереса к изучению предмета, поэтому интерактивные технологии призваны повысить мотивацию, и педагоги стремятся им соответствовать и преподносить обучающимся базовый материал при помощи инновационных технологий и средств, в нашем случае при помощи геймификации.
Геймификация является одним из инновационных средств для стимуляции мотивации к изучению школьных предметов, в том числе и иностранного языка. Геймификация относительно новое, но уже показавшее свою эффективность средство использования игровых технологий и элементов игры в образовательном процессе для повышения интереса обучающихся к решению различных задач. Соответственно, в современном мире при работе с обучающимися основной школы на уроке иностранного языка, введение в процесс обучения игровых технологий и элементов игры кажется обоснованным, чтобы мотивировать обучающихся, апеллировать к их интересам и дать стимул к изучению иностранных языков, и в частности, развивать лексические навыки.
Исходя из вышесказанного, актуальность данного исследования состоит в том, что занятия, ограничивающиеся стандартным учебнометодическим комплексом, уже не удовлетворяют интересам обучающихся, поскольку их представление об уроке, способном дать стимул к изучению (как самостоятельному, так и программному) иностранного языка. Обучение с применением игровых элементов создает конкурентную среду, генерирующую любопытство и азарт, и приносящую моментальное удовлетворение от достижения поставленной цели и получения заслуженной награды.
На данный момент существуют исследования, посвященные изучению различных видов речевой деятельности обучающихся основной школы.
Следует отметить, что возможность использования видеоигр и компьютерных игр при развитии лексических навыков на уроках иностранного языка в контексте геймификации требует отдельного внимания. Анализ литературы по проблеме исследования и состояния процесса обучения в основной школе позволил выявить следующее противоречия:
• между наличием социального запроса на цифровизацию образования и недостатком кадрового и методического обеспечения удовлетворения данного запроса на уровне школьного образования;
...
Данная магистерская диссертация была выполнена на тему «Геймификация как средство развития лексических навыков обучающихся основной школы на уроках иностранного языка».
Цель работы заключалась в теоретическом обосновании и апробации разработанной серии уроков на основе геймификации как средстве развития лексических навыков обучающихся основной школы на уроках иностранного языка.
Были определены методические аспекты использования геймификации как средства развития лексических навыков иностранного языка и представлены результаты исследования.
В теоретической главе было подробно рассмотрено понятие «лексический навык», его виды и принципы работы с лексическим материалом на уроках иностранного языка. «Автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи».
В ходе теоретического анализа были рассмотрены виды мультимедийных средств, среди которых выделяется геймификация. Геймификацией называют способ организации обучения с применением инструментария компьютерных или видеоигр.
В дополнение к обучению по учебно-методическому комплексу было необходимо включить серию уроков с применением средств геймификации. Данная серия уроков способствовала развитию лексических навыков на уроках иностранного языка, как в письменной, так и в устной речи, а также повысить эффективность образовательного процесса путем применения современных инновационных технологий.
Мы рассмотрели критерии разработки видеоигр для урока иностранного языка. Среди них можно выделить: звуковое сопровождение; начисления очков и баллов; соответствие возрасту обучающихся; лимит во времени; несколько этапов или раундов. В дополнение к этому, было необходимо разработать такие игры, которые соответствовали интересам современных обучающихся.
Была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МАОУ СШ №121 с целью подтверждения поставленной гипотезы. Исследование доказало, что использование приема геймификации действительно способствует активному развитию лексических навыков у обучающихся основной школы.
В течение 12 уроков мы совмещали традиционное обучение с использованием видеоигр в экспериментальной группе, а в контрольное группе учебный процесс проводился только по учебно-методическому комплексу, без видеоигр. Описанные в этой работе видеоигры вводились на уроках перекрестно с различными заданиями, как устными, так и письменными. На протяжении 12 уроков обучающиеся экспериментальной группы садились за компьютеры индивидуально.
Было установлено, что комбинация видеоигр и применение средств геймификации вкупе с обучением по учебному плану позволило обучающимся:
• закрепить лексические единицы в письменной речи;
• закрепить лексические единицы в устной речи (монолог и диалог);
• улучшить запоминание лексики (на слух и визуально);
• распознавать звуковую форму лексических единиц.
Кроме того, видеоигры способствовали развитию концентрации внимания, улучшению зрительного и слухового восприятия.
Так как в течение данной серии уроков обучающиеся изучали не только лексику по теме «Школьные предметы», но и наречия частотности, а также повторяли лексику по теме «Умения и возможности» то в упражнениях, которые обучающиеся выполняли в течение серии данных уроков, данная лексика так же изучалась и применялась, перекрестно с лексикой по теме «Школьные предметы».
Контрольные измерения позволяют сделать вывод о том, что применение средств геймификации действительно было эффективным, так как результат экспериментальной группы повысился на 42% касаемо использования лексики на письме, а удовлетворительных и неудовлетворительных оценок не получил ни один обучающийся. Повысился также и уровень владения лексикой в устных формах на 34%. Данный результат показывает, что проведение серии уроков с помощью средств геймификации оказалось эффективным.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что поставленная цель была достигнута. Материалы исследования могут быть включены в учебный процесс как общеобразовательных учреждений, так и учреждений дополнительного образования
Цель работы заключалась в теоретическом обосновании и апробации разработанной серии уроков на основе геймификации как средстве развития лексических навыков обучающихся основной школы на уроках иностранного языка.
Были определены методические аспекты использования геймификации как средства развития лексических навыков иностранного языка и представлены результаты исследования.
В теоретической главе было подробно рассмотрено понятие «лексический навык», его виды и принципы работы с лексическим материалом на уроках иностранного языка. «Автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи».
В ходе теоретического анализа были рассмотрены виды мультимедийных средств, среди которых выделяется геймификация. Геймификацией называют способ организации обучения с применением инструментария компьютерных или видеоигр.
В дополнение к обучению по учебно-методическому комплексу было необходимо включить серию уроков с применением средств геймификации. Данная серия уроков способствовала развитию лексических навыков на уроках иностранного языка, как в письменной, так и в устной речи, а также повысить эффективность образовательного процесса путем применения современных инновационных технологий.
Мы рассмотрели критерии разработки видеоигр для урока иностранного языка. Среди них можно выделить: звуковое сопровождение; начисления очков и баллов; соответствие возрасту обучающихся; лимит во времени; несколько этапов или раундов. В дополнение к этому, было необходимо разработать такие игры, которые соответствовали интересам современных обучающихся.
Была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МАОУ СШ №121 с целью подтверждения поставленной гипотезы. Исследование доказало, что использование приема геймификации действительно способствует активному развитию лексических навыков у обучающихся основной школы.
В течение 12 уроков мы совмещали традиционное обучение с использованием видеоигр в экспериментальной группе, а в контрольное группе учебный процесс проводился только по учебно-методическому комплексу, без видеоигр. Описанные в этой работе видеоигры вводились на уроках перекрестно с различными заданиями, как устными, так и письменными. На протяжении 12 уроков обучающиеся экспериментальной группы садились за компьютеры индивидуально.
Было установлено, что комбинация видеоигр и применение средств геймификации вкупе с обучением по учебному плану позволило обучающимся:
• закрепить лексические единицы в письменной речи;
• закрепить лексические единицы в устной речи (монолог и диалог);
• улучшить запоминание лексики (на слух и визуально);
• распознавать звуковую форму лексических единиц.
Кроме того, видеоигры способствовали развитию концентрации внимания, улучшению зрительного и слухового восприятия.
Так как в течение данной серии уроков обучающиеся изучали не только лексику по теме «Школьные предметы», но и наречия частотности, а также повторяли лексику по теме «Умения и возможности» то в упражнениях, которые обучающиеся выполняли в течение серии данных уроков, данная лексика так же изучалась и применялась, перекрестно с лексикой по теме «Школьные предметы».
Контрольные измерения позволяют сделать вывод о том, что применение средств геймификации действительно было эффективным, так как результат экспериментальной группы повысился на 42% касаемо использования лексики на письме, а удовлетворительных и неудовлетворительных оценок не получил ни один обучающийся. Повысился также и уровень владения лексикой в устных формах на 34%. Данный результат показывает, что проведение серии уроков с помощью средств геймификации оказалось эффективным.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что поставленная цель была достигнута. Материалы исследования могут быть включены в учебный процесс как общеобразовательных учреждений, так и учреждений дополнительного образования
Подобные работы
- Использование интернет-сервиса Quizlet как способа преодоления трудностей при обучении лексике в 5-6 классах на уроке иностранного языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Геймификация как средство формирования лексических навыков при обучении иностранному языку в условиях дополнительного образования детей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯЗЫКОВЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2025 - ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА ОСНОВЕ СТОРИТЕЛЛИНГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Обучение англоязычной лексике с использованием игровых технологий, основанных на типах интеллекта
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕЙМИФИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, СРЕДНЯЯ ШКОЛА)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - Реализация коммуникативного подхода в обучении школьников английскому языку с использованием подкастов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2024





