Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАСТИЛИНОГРАФИЕЙ

Работа №159126

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Творческое мышление в исследованиях отечественных и зарубежных ученых 7
1.2. Особенности развития творческого мышления детей в старшем
дошкольном возрасте 18
1.3. Пластилинография как средство развития творческого мышления
детей дошкольного возраста 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика развития творческого мышления детей старшего
дошкольного возраста 32
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 43
2.3. Результаты контрольного эксперимента 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ

За последние годы возникает острая необходимость в формировании у детей творческого потенциала, так как общество предъявляет множество требований, заключающихся в умении эффективно и нестандартно решать поставленные перед человеком трудности. Творческие способности можно увидеть в продуктах деятельности ребенка дошкольного возраста, так как в результате творческой деятельности происходит овладение множеством структурных компонентов, например, целеполаганием, мотивацией, наблюдательностью, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и закономерности и т. д. - что в совокупности и составляет творческое мышление.
Дошкольный возраст таит богатейшие возможности для развития творческого мышления. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте. Дошкольное образование решает задачи для преимущественно успешного формирования творческого потенциала детей путем разработки наиболее успешных форм и методов работы. Творческое мышление - это индивидуальная особенность, качество человека, которое определяет успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческого мышления детей. Поэтому способности развиваются в основном стихийно и в результате не достигают высокого уровня развития.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) заявлено, что содержание дошкольного образования должно охватывать различные образовательные области, ориентированные на развитие всех сторон личности ребенка, в том числе художественно - эстетическое развитие личности. Одним из направлений в работе первого уровня образования является развитие способностей и развитие творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений не только с самим собой, но и с другими детьми, взрослым и самим миром. Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что сегодня общество нуждается в педагогике творчества, где знания будут не передаваться, а создаваться самими детьми в процессе познания, что позволит ребенку быть субъектом образования.
Поднимаемая проблема развития детского творчества, выявление творческого потенциала личности находят отражение в трудах многих отечественных ученых, в частности, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, A.M. Матюшкина, С.Л. Рубинштейна и др.
В исследованиях по педагогике и психологии подчеркиваются значительные потенциальные возможности детей дошкольного возраста, являющиеся фундаментом для развития творческих способностей (Н.А. Ветлугина, В.Т. Кудрявцев, В.А. Петровский, Н.Н. Поддьяков, Р.Б. Стеркина, и др.). Особый интерес в связи с рассматриваемой проблемой представляет старший дошкольный возраст.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе анализа научных источников по проблеме развития творческих способностей в период дошкольного детства нами выявлено, что в современной психологии творческие способности преимущественно рассматриваются как индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения творческой деятельности различного вида и характера. В основе творческих способностей лежат такие процессы, как процессы воображения и процессы мышления. Период дошкольного детства характеризуется богатыми возможностями для развития творческого мышления. Вместе с тем, эти возможности с течением времени утрачиваются, поэтому так важно развивать творческое мышление именно в период дошкольного детства.
Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление обладает общими характеристиками (критериями); имеет временные рамки и определенные этапы; значительна роль бессознательного в этом процессе, а одним из ключевых моментов его является инсайт. Творческое мышление направлено на создание новых идей.
Для детей старшего дошкольного возраста характерным является наличие таких особенностей, как познавательная активность, стремление к поиску, интерес к творческой деятельности, склонность к подражанию, повышенный уровень эмоциональной и возбудимости. Для активизации творческого потенциала личности особенно важным является специально организованная игровая деятельность.
Важным аспектом в развитии творческого мышления является развитие у детей умения выделять, оформлять при помощи средств и воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, нами удалось выявить те ресурсы, с помощью которых пластилинография дает 60
возможность развивать творческую активность, в частности творческое мышление, а также побуждение интереса к изобразительной деятельности старших дошкольников. Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно - значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
С опорой на теоретические положения была проведена экспериментальная работа. В эксперименте приняли участие 36 детей старшего дошкольного возраста. Из них 18 детей составили экспериментальную группу и 18 детей - контрольную. Экспериментальная работа включала 3 этапа - констатирующий, формирующий, контрольный.
Обобщенные результаты по двум методикам позволяют говорить, что у детей обеих групп преобладал средний уровень развития творческого мышления. При этом детей с низким уровнем развития творческого мышления больше, чем детей с высоким уровнем развития творческого мышления. Дети с низким уровнем развития творческого мышления имели трудности в генерации необычных идей, в скорости решении проблемных ситуаций и в способности отклоняться от традиционных схем мышления.
Был реализован комплекс занятий пластлинографии детей старшего дошкольного возраста, в рамках которого осуществлялся ряд психолого­педагогических условий, способствовавших развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
...


1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 2011. 118 с.
2. Андреева Е.В., Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Яковлева Н.А. Творческие задания «Золотого ключика». Самара, 2001. 108 с.
3. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Казань, 2006. 214 с.
4. Андриянова Т.Н., Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать. Ульяновск, 2001. 52 с.
5. Ануфриенко Е.В, Попова Н.В. Развитие творческого воображения у дошкольников // Материалы: 67-я научно-практическая конференция преподавателей и студентов: в 2 ч. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2017. С.24 -30.
6. Афонькина Ю.А. «Творческая академия»: программа развития способности к творческой деятельности у старших дошкольников // Методист. 2012. № 4. С.64-67.
7. Бабаева Ю.Д. Творческие способности и ценностная структура личности // Психология и школа. 2008. № 1. С. 55-59.
8. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. 428 с.
9. Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание, 2014. 182 с.
10. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
11. Витцлак Г. Диагностика развития и личности путем анализа игровой деятельности на основе теорий Д.Б. Эльконина // Мир психологии. 2004. №1. С. 58-60.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2011. 94с.
13. Гилфорд Дж. Природа умственного развития. М.: Прогресс, 1967.
14. Гин С.И. Мир логики. Методическое пособие для учителей начальной школы. М: Вита-Пресс. 2013. 140с.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия, 2012. 427 с.
16. Долгова В.И., Попова Е. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками. Монография. М.: Перо, 2015. 208 с.
17. Долгова В.И., Апплеева И.А. Здоровьесберегающая психологически безопасная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 6 (136). С. 222­226.
18. Доман Г.Д. Как развить интеллект ребенка. М.: Аквариум, 2010. 218 с.
... всего 45 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ