Группового консультирование как средство развития психологической готовности педагогов к реализации инклюзивного
образования при работе в дошкольном образовательном учреждении
(на примере детей с синдромом Дауна)
Реферат 3
Abstract 6
Введение 8
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы развития психологической готовности педагогов ДОУ к реализации инклюзивного образования при работе в ДОУ (на примере детей с синдромом Дауна) 12
1.1. Психологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного
образования как психологическая проблема и коппинг-стратегии, которые используют педагоги 12
1.2 Организация инклюзивного образования в ДОУ и психолого - педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна 22
1.3. Групповое консультирование педагогов при реализации инклюзивного образования в ДОУ 34
Выводы по главе I 41
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГРУППЕ ДОУ (НА ПРИМЕРЕ
ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА) 43
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 43
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 59
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 67
Выводы по главе II 72
Заключение 73
Список используемых источников 75
Приложение 1 82
Приложение 2 121
На современном этапе развития общества, в связи с реформами в образовании остро встал вопрос о введении инклюзивного обучения, как на уровне школ, так и на уровне детских садов. Это предполагает получение образования детьми с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья в школах и детских садах общего типа - в шаговой доступности от дома, с нормативно развивающимися сверстниками.
Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является не только тенденцией современного образования, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом об образовании.
Инклюзивное образование - процесс совместного воспитания и обучения всех детей, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности и создаются условия в соответствии с особыми потребностями, оказывается необходимая специальная поддержка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание коррекционной работы и/ или инклюзивного образования включается в образовательную программу дошкольной организации. Данный раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации. Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
В новых социальных условиях, работая по новым образовательным стандартам, педагогический состав учреждений должен овладеть необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики.
Различные аспекты проблемы развития профессиональной компетенции и профессиональной готовности педагогов являлись предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых.
Б. С. Гершунский, В. И. Журавлев, Э. Ф. Зеер, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин считают, что для профессиональной подготовки педагога необходим не только запас знаний, но и научно-педагогическая составляющая.
Другой точки зрения придерживаются В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина, О. Н. Никитина. Ученые рассматривают процесс подготовки педагога к работе в условиях инклюзивного образования с позиции развития личности самого педагога. Они исходят из того, что только в условиях интенсивно развивающей образовательной среды будет обеспечена самостоятельность и учебная активность, способность проектировать собственные образовательные пути.
Таким образом, подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования - это творческий процесс формирования и развития профессиональной компетентности педагогов, включающий мотивационный, гносеологический, проективный, перцептивно-
рефлексивный и деятельностный компоненты.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Групповое консультирование как средство развития
психологической готовности педагогов к реализации инклюзивного образования при работе в ДОУ (на примере детей с синдромом Дауна) ».
Цель научного исследования: на основе анализа выявить теоретические основы проблемы психологической готовности педагогов к реализации инклюзивного образования группе ДОУ, научно обосновать, разработать и апробировать комплекс консультативных мер по обеспечению психологической помощи педагогам при реализации инклюзивного образования.
...
В современном мире очень важны не только профессиональные качества для педагога, но и его личностные качества, потому что личность педагога — это «инструмент», и важно, чтобы педагог был способен эмоционально сопереживать детям и оказывать им моральную поддержку.
У педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, психологическая готовность помогать должна быть выше, чем у коллег. Поэтому данная категория педагогов особо нуждается в психологической поддержке.
В данной работе были изучены теоретические основы проблемы психологической готовности педагогов, реализующих инклюзивное образование.
Для проведения нашего экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления уровней развития психологической готовности у педагогов, реализующих инклюзивное образование.
В результате нашего констатирующего эксперимента было выявлено: у 50% педагогов низкий уровень психологической готовности. Для 41 %
испытуемых характерен средний уровень психологической готовности к реализации инклюзивного образования. Всего 9 % педагогов обладают высоким уровнем психологической готовности к реализации инклюзивного образования.
Педагогов с низкой психологической готовностью к реализации инклюзивного образования характеризует наличие стойкой
неудовлетворенности от педагогической деятельности, наличие высокого уровня контроля в профессиональной деятельности, так же эти педагоги имеют низкое принятие особенностей детей с которыми работают. Мало рефлексируют свою деятельность и имеют низкий уровень эмпатических тенденций.
Для педагогов с высоким уровнем психологической готовности к реализации инклюзивного образования характерна общая удовлетворенность профессиональной педагогической деятельностью. Они не истощены эмоционально, не напряжены, способны адекватно воспринимать окружающую действительность и адекватно на нее эмоционально реагировать. Также эти педагоги отличаются высоким уровнем эмпатии и высоким уровнем рефлексии собственной педагогической деятельности.
С целью развития психологической готовности педагогов реализующих инклюзивное образование, была разработана и апробирована программа групповых консультаций. Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений уровня психологической готовности педагогов реализующих инклюзивное образование. Это подтвердилось статистической проверкой различия.
Таким образом, мы экспериментально доказали, что групповое консультирование для развития психологической готовности педагогов к реализации инклюзивного образования будет результативно и эффективно.
Результаты исследования обсуждены с администрацией ДОУ, а также могут быть использованы практикующим психологам образовательных дошкольных учреждений и центрами коррекции и реабилитации детей с ОВЗ, и иным организациям реализующим инклюзивное образование.
1. Воробьева, Д.В. Понятие психологической и профессиональной готовности педагогов в работе с детьми с ОВЗ в инклюзивной // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011.
2. «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ» под Ред: Марина Староверова ВЛАДОС, 2011
3. Ann Cheryl Armstrong, Derrick Armstrong & Ilektra SpandagouInclusive Education: International Policy & Practice
4. Creating an Inclusive School, 2nd Edition Edited by Richard A. Villa and Jacqueline S. Thousand
5. http://raguda.ru/ou/inkljuzija-v-doshkolnom-obrazovanii.html
6. http://vocabulary.ru/dictionary/896/word/ psihologicheskaja-gotovnost.
7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/07/12/kouching-sessiya-kak- aktivnaya-forma-obucheniya-napravlennaya-na
8. Inclusive Education Examining Equity on Five Continents
Edited by Alfredo J. Artiles, Elizabeth B. Kozleski, and Federico R. Waitoller
9. Алёхина С. В. Инклюзивное образование: история и современность Педагогический университет «Первое сентября», 2013. — 33 c.
10. Алехина С.В., Алекссевна М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С.83-92.
11. Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н.
Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. —
2011. — № 1. — С. 83-92.
12. Амирова, Л. А. Профессионально-педагогическая мобильность учителя как целевая установка высшего педагогического образования [Текст] / Л. А. Амирова, З. А. Багишнева // Almamater. — 2004. — № 1. — С. 5560.
13. Барковская Е. Поддержка - что это такое? Занятие для педагогов.//Школьный психолог №15, 2011г. - С.42
14. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. для вузов. - СПб. и др.: Питер, 2001. - 299 с.
15. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М Жукова, Л А Петровской, О В Соловьевой. — 3-е, исправленное изд. М.: Смысл, 1999. —377 с
... всего 60 источников