ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Сущность и составляющие компоненты межличностных взаимоотношений 5
1.2. Особенности взаимоотношений в классе детей младшего школьного возраста 9
1.3. Особенности эмоциональной составляющей межличностных отношений детей младшего школьного возраста 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Результаты исследования 22
2.3. Деятельность социального психолога по формированию межличностных отношений детей в смешанном по этническому признаку классе 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Проблема межличностных взаимоотношений детей со сверстниками достаточно подробно изучалась в отечественной психологии (В.В. Абраменкова [1, с. 163], М.И. Лисина [12], B.C. Мухина [17], [18], Я.Л. Коломинский [10], Е.О. Смирнова [24], Д.И. Фельдштейн [25] и другие). В психолого-педагогической литературе содержательно представлены сведения о роли межличностных отношений в развитии личности, о специфике отношений в различных возрастных и социальных группах. Тем не менее, изучение характера межличностных отношений в группе не теряет своей актуальности в силу своеобразия отношений в конкретной группе.
Кроме того, в связи с экономической, политической и национально-правовой нестабильностью в ближнем зарубежье, наблюдается высокий уровень миграционной активности в России, в том числе в Красноярском крае. По данным Красноярскстата в 2012 году из стран СНГ и стран дальнего зарубежья иммигрировало в Красноярский край 7672 и 852 человека, а в 2016 - 12357 и 2114 соответственно [28]. Следовательно, в школы регулярно поступают на обучение дети мигрантов, которые с разной степенью социализируются в классе. Наличие в классе детей мигрантов, тем более из иной культурной среды, может существенно изменить характер межличностных отношений в «смешанных» классах. Развитие личностных качеств учащихся во многом определяется характером отношений со сверстниками в классе. Кроме того, коллектив выступает важнейшим средством воспитания в школьной практике и лежит в основе организации образовательного процесса, особенно в начальной школе. Таким образом, знание особенностей межличностных отношений в «смешанных» классах поможет правильно выстроить образовательно-воспитательный процесс, улучшит психологический климат в учебной группе и, тем самым, будет обеспечивать благоприятные условия для развития каждого ученика класса.
Отсюда, цель исследования: выявить особенности межличностных отношений в 1 классе начальной школы, где совместно обучаются дети коренного населения и дети мигрантов.
Объект: межличностные отношения детей младшего школьного возраста в классе.
Предмет: особенности межличностных отношений детей коренного населения и детей мигрантов младшего школьного возраста.
Гипотеза: предполагается, что в 1 классе, где совместно обучаются дети коренного населения и дети мигрантов, межличностные отношения могут иметь особенности. Выявление особенностей отношений сверстников в «смешанном» классе позволит определить необходимые направления работы и разработать конкретные мероприятия с целью оптимизации межличностных отношений в учебной группе.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления:
- сущности и структуры межличностных отношений в социальных группах;
- типичных особенностей межличностных отношений младших школьников в классе;
2. Экспериментально изучить особенности эмоционального компонента межличностных отношений в классе, где обучаются дети коренного населения и дети мигрантов;
3. Разработать рекомендации для педагогов и психологов образовательных учреждений, работающих в классах с детьми мигрантов.
Методы:
- Теоретический анализ литературы,
- Эмпирические методы: социометрический эксперимент, тест на распознавание эмоций по схеме лица П. Экмана.
- Методы качественной и количественной обработки результатов.
Современный мир, с постоянно увеличивающейся мобильностью населения, заставляет деятелей разнообразных наук направлять свои исследования на явление миграции. Его рассматривают в рамках социологии, психологии, педагогики, экономики, политики и многого другого. Мигранты стремятся к активному вхождению в российскую среду, настроены на расширение социальных связей, чувствуют уверенность в своих возможностях, но, при этом, в процессе адаптации сталкиваются с отчужденностью, социальной и физической незащищенностью. Большую, если не одну из главных ролей, играет социализация детей и молодежи, ведь именно на основе подрастающего поколения и будет основываться дальнейшее развитие страны и ее внутренняя безопасность. Сейчас трудно найти школу, в которой есть классы без мигрантов, поэтому большую значимость имеет наблюдение за психологическим климатом в учебной группе и регулированием межличностных отношений. Профессиональная работа педагогов и психологов в общеобразовательных учреждениях гарантирует нам достаточную социализацию и интеграцию детей и подростков семей из стран СНГ и дальнего зарубежья, что однозначно благоприятно скажется на дальнейшем встраивании индивидов в общество. Изучение особенностей межличностных отношений в работе показало неоднозначность отношения к мигрантам в школе, как , например, более высокие показатели в индивидуальном индексе «Статус», но более низкие в интенсивности общения, при этом в целом отношения детей мигрантов и детей коренного населения были доброжелательными, были выявлены взаимные симпатии. Антипатии же присутствовали преимущественно между детьми мигрантов разных этнических групп. Дальнейшее углубленное исследование позволит выявить причины этого явления, а, следовательно, и разработать программу для оптимизации отношений в классах, где совместно обучаются дети мигрантов и дети коренного населения.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре: учеб. Пособие для вузов. М.: Воронеж: НПО, Модэк, 2012. 432 с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьника: учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 384 с.
3. Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе. М.: Сфера, 2005. 29 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 2006. 340 с.
5. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учеб. пособие для вузов. М.: Педагогическое общество России, 2016. 28 с.
6. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Издательство Московского Университета, 2002. 208 с.
7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2006. 117 с.
8. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск: Народная Асвета, 2000. 239 с.
9. Козлова С.А. Нравственное воспитание младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром. М.: 2008. 460 с.
10. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 2004. 480 с.
11. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2007. 490 с.
12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: 2006. 480 с.
13. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М.: 2000. 490 с.
14. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.: 2003. 350 с.
15. Межличностное общение. Уч. для вузов. В.Н. Куницина и др. СПб. 2001. 370 с...(32)