НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
1.1. Предложно-падежные конструкции в грамматическом строе речи 6
1.2. Особенности формирования предложно-падежных конструкций в
дошкольном возрасте 9
1.3. Метод наглядного моделирования в коррекционно-развивающем
обучении дошкольников 16
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)
2.1. Цель, задачи и описание экспериментального исследования 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
3.1. Цель, задачи и основные принципы коррекционной работы над
предложно-падежными конструкциями 38
3.2. Этапы логопедической работы по формированию предложно-падежных
конструкций 40
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
1.1. Предложно-падежные конструкции в грамматическом строе речи 6
1.2. Особенности формирования предложно-падежных конструкций в
дошкольном возрасте 9
1.3. Метод наглядного моделирования в коррекционно-развивающем
обучении дошкольников 16
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)
2.1. Цель, задачи и описание экспериментального исследования 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
3.1. Цель, задачи и основные принципы коррекционной работы над
предложно-падежными конструкциями 38
3.2. Этапы логопедической работы по формированию предложно-падежных
конструкций 40
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
В речевом развитии ребенка важное место занимает формирование грамматического строя речи. Для правильного построения высказывания ребенку необходимо оперировать различными грамматическими категориями. Одними из наиболее сложных грамматических категорий являются предложно-падежные конструкции.
В практике логопедической работы отмечается, что в старшем дошкольном возрасте дети с нормальным речевым развитием достаточно грамотно и корректно формулируют не только простые, но и сложные предложения. Относительно низкий уровень усвоения предложно-падежных конструкций наблюдается у детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР).
Дети с ОНР испытывают значительные трудности с пониманием и использованием предложно-падежных конструкций. Своеобразие употребления предложных конструкций проявляется в виде пропусков, замен и смешений предлогов, так усвоенный предлог может использоваться только для конкретной ситуации, а в аналогичных случаях пропускаться. Наблюдаются ошибки в употреблении падежных окончаний, в несоответствии предлога и падежного окончания в процессе построения предложений. Нарушения являются стойкими и могут сохраняться у школьников на этапе начального обучения.
Закономерности освоения предложных конструкций родного языка раскрыты в работах А.Н. Гвоздева, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Н.П. Рудаковой, Н.В. Серебряковой.
Методики формирования значения грамматических форм и понимания синтаксических конструкций представлены в исследованиях Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой, Л.Н. Ефименковой, И.И. Кашириной, Л.Д. Парамоновой, О.С. Яцель.
Несмотря на то, что данная проблема довольно детально изучена, для повышения эффективности логопедической работы существует необходимость совершенствования используемых средств формирования предложно-падежных конструкций в речи дошкольников с ОНР. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования - предложно-падежные конструкции в речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования - наглядное моделирование как средство формирования предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования - изучить эффективность использования наглядного моделирования в логопедической работе, направленной на формирование предложно-падежных конструкций в речи детей дошкольного возраста с ОНР.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы и проанализировать специальную методическую литературу, связанную с темой исследования;
2. Подобрать методику для диагностики уровня сформированности предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с ОНР;
3. Организовать и провести констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей понимания и употребления предложно-падежных конструкций детьми дошкольного возраста с ОНР;
4. Апробировать комплекс игр и упражнений по формированию предложно-падежных конструкций, разработанный с использованием метода наглядного моделирования;
5. Провести контрольный эксперимент с целью выявления эффективности использования наглядного моделирования в логопедической работе, направленной на развитие предложно-падежных конструкций.
В основу исследования положена гипотеза о том, что использование наглядного моделирования повышает эффективность логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций в речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ литературы по теме исследования, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), количественный и качественный анализ данных.
База исследования: данное исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад № 88 г. Пензы.
Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В практике логопедической работы отмечается, что в старшем дошкольном возрасте дети с нормальным речевым развитием достаточно грамотно и корректно формулируют не только простые, но и сложные предложения. Относительно низкий уровень усвоения предложно-падежных конструкций наблюдается у детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР).
Дети с ОНР испытывают значительные трудности с пониманием и использованием предложно-падежных конструкций. Своеобразие употребления предложных конструкций проявляется в виде пропусков, замен и смешений предлогов, так усвоенный предлог может использоваться только для конкретной ситуации, а в аналогичных случаях пропускаться. Наблюдаются ошибки в употреблении падежных окончаний, в несоответствии предлога и падежного окончания в процессе построения предложений. Нарушения являются стойкими и могут сохраняться у школьников на этапе начального обучения.
Закономерности освоения предложных конструкций родного языка раскрыты в работах А.Н. Гвоздева, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Н.П. Рудаковой, Н.В. Серебряковой.
Методики формирования значения грамматических форм и понимания синтаксических конструкций представлены в исследованиях Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой, Л.Н. Ефименковой, И.И. Кашириной, Л.Д. Парамоновой, О.С. Яцель.
Несмотря на то, что данная проблема довольно детально изучена, для повышения эффективности логопедической работы существует необходимость совершенствования используемых средств формирования предложно-падежных конструкций в речи дошкольников с ОНР. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования - предложно-падежные конструкции в речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования - наглядное моделирование как средство формирования предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования - изучить эффективность использования наглядного моделирования в логопедической работе, направленной на формирование предложно-падежных конструкций в речи детей дошкольного возраста с ОНР.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы и проанализировать специальную методическую литературу, связанную с темой исследования;
2. Подобрать методику для диагностики уровня сформированности предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с ОНР;
3. Организовать и провести констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей понимания и употребления предложно-падежных конструкций детьми дошкольного возраста с ОНР;
4. Апробировать комплекс игр и упражнений по формированию предложно-падежных конструкций, разработанный с использованием метода наглядного моделирования;
5. Провести контрольный эксперимент с целью выявления эффективности использования наглядного моделирования в логопедической работе, направленной на развитие предложно-падежных конструкций.
В основу исследования положена гипотеза о том, что использование наглядного моделирования повышает эффективность логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций в речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ литературы по теме исследования, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), количественный и качественный анализ данных.
База исследования: данное исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад № 88 г. Пензы.
Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Своевременное формирование грамматических компонентов языковой системы является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития ребенка.
Многообразие предлогов в сочетании с различными падежами позволяет передавать большое количество всевозможных значений. При анализе предложно-падежных конструкций раскрываются разнообразие семантических и стилистических оттенков речи. В русском языке более ста предлогов, и часть из них изменяют свое значение в зависимости от контекста, поэтому важно научить ребенка правильно употреблять предложно-падежные конструкции уже в дошкольном возрасте.
У дошкольников с ОНР отмечается замедленный темп усвоения грамматических категорий, и как следствие значительные трудности в понимании и употреблении предложно-падежных конструкций. Актуальность коррекции нарушений предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с ОНР определяется необходимостью их своевременной и полноценной подготовки к обучению в школе.
Для оценки уровня сформированности предложно-падежных конструкций в речи детей дошкольного возраста с ОНР использовались задания, объединенные в две серии.
На этапе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты: 13% детей продемонстрировали средний уровень сформированности навыков использования предложно-падежных конструкций во фразовой речи, 31% дошкольников - уровень ниже среднего и 56% детей - низкий уровень. По результатам констатирующего эксперимента высокий уровень владения навыками построения предложно- падежных конструкций зафиксирован не был.
Качественный анализ полученных ответов выявил ряд ошибок, допускаемых дошкольниками на первоначальном этапе исследования: нарушение понимания смыслового значения предлогов и, как следствие, их замена и смешение при построении предложений; неверное употребление падежных окончаний существительных. И, как следствие, сложности с использованием предложно-падежных конструкций в процессе построения предложений.
С целью преодоления выявленных у дошкольников затруднений были определены основные этапы логопедической работы направленной на уточнение смыслового значения предлогов, их использование с падежной формой существительных при построении предложений. На этапе формирующего эксперимента был разработан комплекс игр и упражнений по работе над предложно-падежными конструкциями с использованием метода наглядного моделирования. Например, значения предлогов уточнялись с помощью графических схем, демонстраций действий с предметами и иллюстративного материала.
Эффективность коррекционно-развивающей работы была подвержена на этапе контрольного эксперимента. В ходе анализа была выявлена положительная динамика в процессе выполнения заданий: дети допускали меньшее количество ошибок при подборе предлога и падежного окончания имени существительного, использовали верную предложно-падежную конструкцию при составлении предложений по сюжетным картинкам.
В результате 6% детей показали высокий уровень сформированности навыков использования предложно-падежных конструкций в речи, 38% детей продемонстрировали средний уровень, 44% - уровень ниже среднего и 12% - низкий уровень. Следует отметить не только качественное повышение уровней сформированности предложно-падежных конструкций в речи дошкольников с ОНР, но и рост результатов внутри однородной группы.
Таким образом, использование метода наглядного моделирования позволило интенсифицировать процесс обучения, а логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций способствовала речевому развитию дошкольников с ОНР.
Многообразие предлогов в сочетании с различными падежами позволяет передавать большое количество всевозможных значений. При анализе предложно-падежных конструкций раскрываются разнообразие семантических и стилистических оттенков речи. В русском языке более ста предлогов, и часть из них изменяют свое значение в зависимости от контекста, поэтому важно научить ребенка правильно употреблять предложно-падежные конструкции уже в дошкольном возрасте.
У дошкольников с ОНР отмечается замедленный темп усвоения грамматических категорий, и как следствие значительные трудности в понимании и употреблении предложно-падежных конструкций. Актуальность коррекции нарушений предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с ОНР определяется необходимостью их своевременной и полноценной подготовки к обучению в школе.
Для оценки уровня сформированности предложно-падежных конструкций в речи детей дошкольного возраста с ОНР использовались задания, объединенные в две серии.
На этапе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты: 13% детей продемонстрировали средний уровень сформированности навыков использования предложно-падежных конструкций во фразовой речи, 31% дошкольников - уровень ниже среднего и 56% детей - низкий уровень. По результатам констатирующего эксперимента высокий уровень владения навыками построения предложно- падежных конструкций зафиксирован не был.
Качественный анализ полученных ответов выявил ряд ошибок, допускаемых дошкольниками на первоначальном этапе исследования: нарушение понимания смыслового значения предлогов и, как следствие, их замена и смешение при построении предложений; неверное употребление падежных окончаний существительных. И, как следствие, сложности с использованием предложно-падежных конструкций в процессе построения предложений.
С целью преодоления выявленных у дошкольников затруднений были определены основные этапы логопедической работы направленной на уточнение смыслового значения предлогов, их использование с падежной формой существительных при построении предложений. На этапе формирующего эксперимента был разработан комплекс игр и упражнений по работе над предложно-падежными конструкциями с использованием метода наглядного моделирования. Например, значения предлогов уточнялись с помощью графических схем, демонстраций действий с предметами и иллюстративного материала.
Эффективность коррекционно-развивающей работы была подвержена на этапе контрольного эксперимента. В ходе анализа была выявлена положительная динамика в процессе выполнения заданий: дети допускали меньшее количество ошибок при подборе предлога и падежного окончания имени существительного, использовали верную предложно-падежную конструкцию при составлении предложений по сюжетным картинкам.
В результате 6% детей показали высокий уровень сформированности навыков использования предложно-падежных конструкций в речи, 38% детей продемонстрировали средний уровень, 44% - уровень ниже среднего и 12% - низкий уровень. Следует отметить не только качественное повышение уровней сформированности предложно-падежных конструкций в речи дошкольников с ОНР, но и рост результатов внутри однородной группы.
Таким образом, использование метода наглядного моделирования позволило интенсифицировать процесс обучения, а логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций способствовала речевому развитию дошкольников с ОНР.
Подобные работы
- Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня методом наглядного моделирования (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Влияние малых форм детского фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ
МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018



