Использование обучающих компьютерных программ в процессе обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам 6
1.1 Проблема понимания информационных технологий в современном
научном знании 6
1.2 Определение и классификация компьютерных обучающих программ 14
1.3 Возможности использования компьютерных обучающих программ в
процессе обучения иностранному языку 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Практические основы использования компьютерных
обучающих программ в процессе обучения немецкому языку 31
2.1 Примеры компьютерных обучающих программ по немецкому языку 31
2.2 Практические материалы по обучению немецкому языку в 5 классе с
использованием компьютерных обучающих программ 43
Выводы по второй главе 57
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение
Глава 1. Теоретические основы использования информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам 6
1.1 Проблема понимания информационных технологий в современном
научном знании 6
1.2 Определение и классификация компьютерных обучающих программ 14
1.3 Возможности использования компьютерных обучающих программ в
процессе обучения иностранному языку 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Практические основы использования компьютерных
обучающих программ в процессе обучения немецкому языку 31
2.1 Примеры компьютерных обучающих программ по немецкому языку 31
2.2 Практические материалы по обучению немецкому языку в 5 классе с
использованием компьютерных обучающих программ 43
Выводы по второй главе 57
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение
В марте 2020 года в России было принято решение о переводе образовательных учреждений на дистанционный формат обучения для выполнения необходимых мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Во время удаленного обучения все участники образовательного процесса столкнулись с трудностями. Особая нагрузка в этот период легла на учителей, которые были вынуждены за короткий период перенести большое количество информации в онлайн-среду. В то же время не все учителя оказались готовы применить новые модели коммуникации с учениками и проведения уроков через различные средства для дистанционной работы.
Поэтому в последнее время всё чаще обсуждается вопрос об актуальности применения информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам. Использование компьютерных обучающих программ на уроке иностранных языков помогает реализовать личностно¬ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей школьников, их уровня обученности, склонностей. Следует обратить внимание на такие технические и методические возможности обучающих программ, как способность моделирования условий коммуникативной деятельности, увеличения объёма языковой тренировки в процессе овладения лексико-грамматическими навыками, реализации принципа обратной связи, объективного и полного контроля навыков и умений; возможность унификации учебного процесса в различных учебных заведениях, стимулирования учителя к применению различных новаторских приёмов [10; с. 95].
Цель данной работы - изучение эффективности использования компьютерных обучающих программ на уроке немецкого языка в 5 классе.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие «информационные технологии" и их классификацию»;
- раскрыть понятие «компьютерные обучающие программы» и их преимущества использования на уроке;
- проанализировать различные виды компьютерных обучающих программ;
- разработать комплекс упражнений по немецкому языку с использованием компьютерных обучающих программ.
Объект исследования - использование информационных технологий на уроке немецкого языка.
Предмет исследования - возможности применения компьютерных обучающих программ на уроке немецкого языка в 5 классе.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретические (анализ педагогической, методической литературы по теме, ее синтез, анализ, систематизация);
- эмпирические (изучение отечественного и зарубежного опыта по заданной теме, наблюдение, сравнение).
Теоретической основой для исследования данного вопроса послужили труды А.И. Берг, Н. Винер, Г.Р. Громова, В.И. Гриценко, А.П. Ершова, Д.В. Зарецкого, Е.В. Зворыгина, И.П. Иниевой, Г. Клейман, A. Н. Колмогорова, Г. Клейман, Ю.А. Первина, Е.С. Полат, Б. Сендова, B. Ф. Шолохович и др.
Практическая значимость работы обусловлена результатами и систематизации анализа компьютерных обучающих программ «Duolingo», «Busuu», «Rosetta Stone», «Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента! », «Der Die Das», «Mein Weg nach Deutschland», «Memrise», а также разработанными материалами по использованию данных компьютерных обучающих программ в качестве дополнительных средств в 5 классе.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении дается обоснование актуальности работы, определяются цели, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе рассматривается понятие «информационные технологии» и их классификация. Также мы раскрываем понятие «компьютерные обучающие программы» и рассматриваем различные классификации и возможности использования компьютерных обучающих программ в процессе обучения иностранному языку.
Вторая глава посвящена анализу компьютерных обучающих программ, их преимуществ и недостатков. Кроме того, в этой главе предлагаются дополнительные практические материалы по обучению немецкому языку в 5 классе с использованием компьютерных обучающих программ на базе УМК "Немецкий язык. 5 класс. (Горизонты, Аверин М.М, Джин Ф, Рорман Л.").
Заключение содержит вывод по поставленной проблеме.
Поэтому в последнее время всё чаще обсуждается вопрос об актуальности применения информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам. Использование компьютерных обучающих программ на уроке иностранных языков помогает реализовать личностно¬ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей школьников, их уровня обученности, склонностей. Следует обратить внимание на такие технические и методические возможности обучающих программ, как способность моделирования условий коммуникативной деятельности, увеличения объёма языковой тренировки в процессе овладения лексико-грамматическими навыками, реализации принципа обратной связи, объективного и полного контроля навыков и умений; возможность унификации учебного процесса в различных учебных заведениях, стимулирования учителя к применению различных новаторских приёмов [10; с. 95].
Цель данной работы - изучение эффективности использования компьютерных обучающих программ на уроке немецкого языка в 5 классе.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие «информационные технологии" и их классификацию»;
- раскрыть понятие «компьютерные обучающие программы» и их преимущества использования на уроке;
- проанализировать различные виды компьютерных обучающих программ;
- разработать комплекс упражнений по немецкому языку с использованием компьютерных обучающих программ.
Объект исследования - использование информационных технологий на уроке немецкого языка.
Предмет исследования - возможности применения компьютерных обучающих программ на уроке немецкого языка в 5 классе.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретические (анализ педагогической, методической литературы по теме, ее синтез, анализ, систематизация);
- эмпирические (изучение отечественного и зарубежного опыта по заданной теме, наблюдение, сравнение).
Теоретической основой для исследования данного вопроса послужили труды А.И. Берг, Н. Винер, Г.Р. Громова, В.И. Гриценко, А.П. Ершова, Д.В. Зарецкого, Е.В. Зворыгина, И.П. Иниевой, Г. Клейман, A. Н. Колмогорова, Г. Клейман, Ю.А. Первина, Е.С. Полат, Б. Сендова, B. Ф. Шолохович и др.
Практическая значимость работы обусловлена результатами и систематизации анализа компьютерных обучающих программ «Duolingo», «Busuu», «Rosetta Stone», «Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента! », «Der Die Das», «Mein Weg nach Deutschland», «Memrise», а также разработанными материалами по использованию данных компьютерных обучающих программ в качестве дополнительных средств в 5 классе.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении дается обоснование актуальности работы, определяются цели, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе рассматривается понятие «информационные технологии» и их классификация. Также мы раскрываем понятие «компьютерные обучающие программы» и рассматриваем различные классификации и возможности использования компьютерных обучающих программ в процессе обучения иностранному языку.
Вторая глава посвящена анализу компьютерных обучающих программ, их преимуществ и недостатков. Кроме того, в этой главе предлагаются дополнительные практические материалы по обучению немецкому языку в 5 классе с использованием компьютерных обучающих программ на базе УМК "Немецкий язык. 5 класс. (Горизонты, Аверин М.М, Джин Ф, Рорман Л.").
Заключение содержит вывод по поставленной проблеме.
Рассмотрев несколько понятий ИТ, мы остановились на точке зрения И.Г. Захаровой, которая рассматривает ИТ как педагогические технологии, которые используют специальные способы, технические и программные и средства, например кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети для работы с информацией, для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса.
Среди информационных технологий важную роль играют компьютерные обучающие программы. Мы рассмотрели несколько классификаций КОП и опираемся на классификацию Е.А. Власова, который выделяет 3 вида компьютерных обучающих программ: контролирующие КОП (содержащие только этап контроля); обучающие КОП (содержащие все этапы); контрольно-корректировочные КОП (включающие этапы коррекции, дополнительной презентации, тренировки и контроля).
Применение компьютерных обучающих программ в процессе урока имеет много достоинств. Важным преимуществом использования компьютерных обучающих программ в процессе обучения является переход на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащихся. Это помогает воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально-активной личности. Помимо этого, применение компьютерных обучающих программ делает урок более привлекательным и современным, КОП обеспечивают индивидуализация обучения. Кроме этого, она из главных задач учителя - умение мотивировать ребенка на изучение своего предмета, поэтому в этом случае у компьютерных обучающих программ есть огромное преимущество, так как они являются хорошими мотиваторами, они привлекают внимание и дети учат иностранный язык с удовольствием. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность и интерактивность тренировочных упражнений вызывают огромный интерес у учащихся и превращают обучение иностранному языку в живой и творческий процесс. Но компьютерные обучающие программы не используются постоянно в течение всего урока, а лишь служат дополнительным материалом и стимулом для обучения.
Однако О.В. Брезгина выделяет недостатки применения компьютерных обучающих программ. Во-первых, она выделяет недостаточную медийную и информационную грамотность учителя в условиях развития информационных технологий. Второй недостаток заключается в обеспокоенности врачей в связи с долговременным использованием компьютера. Поэтому с 1 января 2021 г. вступило в силу Постановление главного государственного санитарного врача РФ об утверждении новых санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Данное постановление будет действовать до начала 2027 года. Согласно пункту 2.10.2 новых правил, общая продолжительность использования компьютера на уроке для детей 1-2 классов не должна превышать 20 минут, 3-4 классов - 25 минут, 5-9 классов - 30 минут, 10¬11 классов - 35 минут. При этом продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для учащихся 1-4 классов - 10 минут, 5-9 классов - 15 минут.
Во второй части нашей работы мы проанализировали несколько компьютерных обучающих программ: Duolingo, Busuu, Rosetta Stone, Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента!, Der Die Das, Mein Weg nach Deutschland, Memrise. Все проанализированные программы имеют преимущества, среди которых: интерактивная подачи материала, способствующая повышению мотивации у учащихся , большинство программ относятся к контрольно-корректировочным, что не позволяет ученику изучить новую темы, если в предыдущей теме допущены ошибки. Среди минусов следует отметить, что каждая из компьютерных обучающих программ ориентирована на определенный вид речевой деятельности, в этой связи недостаточное внимание уделяется другим видам речевой деятельности. Результаты анализа представлены в таблице в Приложении 1.
В ходе прохождения педагогической практики в 5 классе МБОУ Гимназии №4 «Ступени» г. Пензы мы заметили, что у многих учеников недостаточная мотивация к изучению немецкого языка и многие ученики теряют интерес к предмету из-за традиционных методов обучения. Помимо этого, проанализировав УМК «Немецкий язык. 5 класс. (Horizonte, Аверин М.М, Джин Ф, Рорман Л.») мы обнаружили, что в некоторых разделах недостаточно тренировочных упражнений, а также недостаточно интерактивности. По этой причине мы предлагаем использовать материалы компьютерных обучающих программ в качестве дополнительного материала к учебнику с целью повысить мотивацию у учащихся и разнообразить тренировочные упражнения. При прохождении педагогической практики в 5 классе МБОУ Гимназии №4 «Ступени» г. Пензы мы апробировали онлайн- программу «Duolingo» (https://www.duolingo.com/learn). Упражнения данной программы использовались в качестве дополнительного материала при прохождении четвертого раздела «Mein Schultag». Интерактивные тренировочные упражнения способствовали повышению мотивации у учащихся, так как разнообразили традиционные методы обучения.
Среди информационных технологий важную роль играют компьютерные обучающие программы. Мы рассмотрели несколько классификаций КОП и опираемся на классификацию Е.А. Власова, который выделяет 3 вида компьютерных обучающих программ: контролирующие КОП (содержащие только этап контроля); обучающие КОП (содержащие все этапы); контрольно-корректировочные КОП (включающие этапы коррекции, дополнительной презентации, тренировки и контроля).
Применение компьютерных обучающих программ в процессе урока имеет много достоинств. Важным преимуществом использования компьютерных обучающих программ в процессе обучения является переход на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащихся. Это помогает воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально-активной личности. Помимо этого, применение компьютерных обучающих программ делает урок более привлекательным и современным, КОП обеспечивают индивидуализация обучения. Кроме этого, она из главных задач учителя - умение мотивировать ребенка на изучение своего предмета, поэтому в этом случае у компьютерных обучающих программ есть огромное преимущество, так как они являются хорошими мотиваторами, они привлекают внимание и дети учат иностранный язык с удовольствием. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность и интерактивность тренировочных упражнений вызывают огромный интерес у учащихся и превращают обучение иностранному языку в живой и творческий процесс. Но компьютерные обучающие программы не используются постоянно в течение всего урока, а лишь служат дополнительным материалом и стимулом для обучения.
Однако О.В. Брезгина выделяет недостатки применения компьютерных обучающих программ. Во-первых, она выделяет недостаточную медийную и информационную грамотность учителя в условиях развития информационных технологий. Второй недостаток заключается в обеспокоенности врачей в связи с долговременным использованием компьютера. Поэтому с 1 января 2021 г. вступило в силу Постановление главного государственного санитарного врача РФ об утверждении новых санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Данное постановление будет действовать до начала 2027 года. Согласно пункту 2.10.2 новых правил, общая продолжительность использования компьютера на уроке для детей 1-2 классов не должна превышать 20 минут, 3-4 классов - 25 минут, 5-9 классов - 30 минут, 10¬11 классов - 35 минут. При этом продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для учащихся 1-4 классов - 10 минут, 5-9 классов - 15 минут.
Во второй части нашей работы мы проанализировали несколько компьютерных обучающих программ: Duolingo, Busuu, Rosetta Stone, Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента!, Der Die Das, Mein Weg nach Deutschland, Memrise. Все проанализированные программы имеют преимущества, среди которых: интерактивная подачи материала, способствующая повышению мотивации у учащихся , большинство программ относятся к контрольно-корректировочным, что не позволяет ученику изучить новую темы, если в предыдущей теме допущены ошибки. Среди минусов следует отметить, что каждая из компьютерных обучающих программ ориентирована на определенный вид речевой деятельности, в этой связи недостаточное внимание уделяется другим видам речевой деятельности. Результаты анализа представлены в таблице в Приложении 1.
В ходе прохождения педагогической практики в 5 классе МБОУ Гимназии №4 «Ступени» г. Пензы мы заметили, что у многих учеников недостаточная мотивация к изучению немецкого языка и многие ученики теряют интерес к предмету из-за традиционных методов обучения. Помимо этого, проанализировав УМК «Немецкий язык. 5 класс. (Horizonte, Аверин М.М, Джин Ф, Рорман Л.») мы обнаружили, что в некоторых разделах недостаточно тренировочных упражнений, а также недостаточно интерактивности. По этой причине мы предлагаем использовать материалы компьютерных обучающих программ в качестве дополнительного материала к учебнику с целью повысить мотивацию у учащихся и разнообразить тренировочные упражнения. При прохождении педагогической практики в 5 классе МБОУ Гимназии №4 «Ступени» г. Пензы мы апробировали онлайн- программу «Duolingo» (https://www.duolingo.com/learn). Упражнения данной программы использовались в качестве дополнительного материала при прохождении четвертого раздела «Mein Schultag». Интерактивные тренировочные упражнения способствовали повышению мотивации у учащихся, так как разнообразили традиционные методы обучения.
Подобные работы
- Формирование иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальном этапе обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Обучение иностранным языкам на основе информационно-коммуникационных технологий в средней общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ЧТЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - БРИТАНСКИЙ ЮМОР НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - Использование мультимедийных средств обучения как средства повышения мотивации учащихся в процессе обучения иностранному языку
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Возможности использования компьютерных технологий для обучения грамматической стороне речи на уроке английского языка (на примере перфекта)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Обучение грамматике английского языка с использованием наглядности на начальном этапе средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021



