Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изобразительная деятельность как средство развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Работа №159072

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и психолого-педагогические аспекты развития
графических навыков у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности изобразительной деятельности детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Специфика развития графических навыков у детей старшего
дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Изучение исходных уровней развития графических навыков у
детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Содержание работы по развитию графических навыков у детей
старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 36
2.3. Определение эффективности использования изобразительной
деятельности в работе по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 63

В дошкольном возрасте одним из наиболее важных направлений развития ребенка является формирование графических навыков, поскольку они имеют огромное значение для его всестороннего развития.
Проблема формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста является особенно актуальной в контексте подготовки их к школе и профилактики школьной неуспеваемости.
По данным специалистов, у многих современных детей, посещающих начальную школу, выявляется дисграфия - нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью его моторного и графического компонентов [16].
Наиболее продуктивным и естественным способом формирования графических навыков в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность. Огромную роль в этом играет мотивационный компонент, а именно - интерес детей к данному виду деятельности.
Овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию. Однако, по мнению И.А. Лыковой, И.С. Туриловой и др., в дошкольных образовательных организациях (ДОО) формированию графических навыков уделяется недостаточно внимания [31].
Так, большинство детей дошкольного возраста не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движений руки при рисовании, поэтому эти движении часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать задуманное [2].
В настоящее время появились изобразительные материалы, направленные на формирование графических навыков у дошкольников, в том числе, у детей старшего дошкольного возраста. Они имеют различную направленность: штриховки, предлагающие проведение достаточно сложных видов линий; обведение контуров различной конфигурации; рисование силуэтов по клеточкам и т. д.
Учитывая все вышесказанное, считаем тему данного исследования актуальной.
Объект исследования - процесс развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование изобразительной деятельности в качестве средства развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - определить эффективность использования изобразительной деятельности в качестве средства развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью нами были определены задачи исследования:
1) провести анализ литературы по теме исследования;
2) охарактеризовать понятие и психолого-педагогические аспекты развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста;
3) описать особенности изобразительной деятельности старших дошкольников, а также возможности ее использования в качестве средства развития графических навыков у детей;
4) подобрать методику и провести диагностику развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста;
5) определить содержание работы по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности и провести его апробацию на практике;
6) изучить эффективность использования изобразительной деятельности в качестве средства развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
• I этап (май-август 2023 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
• II этап (сентябрь 2023 года) предполагал проведение констатирующего эксперимента, целью которого являлось изучение исходного уровня развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста;
• III этап (сентябрь-декабрь 2023 года) включал формирующий эксперимент по определению содержания работы, направленной на развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности, а также ее апробацию;
• IV этап (декабрь 2023 года) предусматривал проведение контрольного эксперимента, с целью определения динамики в развитии графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, а также эффективности проведенной работы.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что изобразительная деятельность является эффективным средством развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ литературы, изучение имеющегося педагогического опыта, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, педагогический эксперимент.
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы по проблеме формирования графических навыков в период дошкольного возраста В.И. Волынкина, А.В. Запорожца, И.А. Лыковой,
B. И. Ядэшко и др., а также отражающие методику и условия формирования графических навыков у детей дошкольного возраста - Т.Г. Казаковой,
C. А. Козловой, Т.С. Комаровой и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами ДОО предложенных методических разработок в работе над развитием графических навыков детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №106 «Облачко» г. Пензы.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование было направлено на изучение эффективности развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили, что уровень развития графических навыков является одним из показателей интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. У детей с высоким уровнем развития моторики рук и графических навыков лучше развиты внимание, память, речь, они умеют логически рассуждать.
Недостаточный уровень развития графических навыков приводит к трудностям в овладении навыками письма: неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. Неподготовленность к письму, низкий уровень развития графических умений грозят развитием негативно­напряженного, тревожного состояния ребенка в школе и низким уровнем успеваемости ребенка.
В теоретической части исследования мы охарактеризовали понятие «графические навыки», специфику их развития в период старшего дошкольного возраста, а также особенности изобразительной деятельности старших дошкольников и возможности ее использования в процессе развития графических навыков у детей.
Графические навыки - одни из ключевых, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях, а также для подготовки руки к овладению письмом. Для успешного развития графических навыков необходимо сформировать у дошкольников предпосылки графической деятельности: развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, чувство ритма, зрительное восприятие и зрительное внимание, зрительно-пространственные представления.
В практической части данного исследования нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий из трех последовательных и взаимосвязанных этапов.
Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что у большинства детей старшего дошкольного возраста ЭГ и КГ средний и низкий уровень развития графических навыков. При этом, в КГ большая часть детей продемонстрировали средний, в ЭГ низкий уровень развития исследуемых показателей. Высокого уровня развития графических навыков на этапе констатирующей диагностики не было выявлено ни у кого из дошкольников, участвующих в эксперименте.
В рамках формирующего этапа эксперимента мы осуществляли развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. В ходе их проведения мы использовали следующие способы развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста: контроль качества техники выполнения задания; применение разнообразных изобразительных материалов при выполнении заданий; показ взрослым графических действий; графические игры и упражнения.
Графические игры и упражнения, как наиболее эффективное средство развития техники рисования и графических навыков мы использовали не только в процессе проведения занятий по изобразительной деятельности, но и вне их. Они имели различную направленность: штриховки, проведение достаточно сложных видов линий; обведение контуров различной конфигурации; рисование силуэтов по клеточкам и т. д.
Из данных, полученных в ходе итоговой диагностики, мы выявили, что у 10 детей старшего дошкольного возраста, составивших ЭГ (83%), - стал высокий уровень развития графических навыков, у 2 дошкольников (17%) - средний. Низкий уровень развития графических навыков на контрольном этапе эксперимента не был выявлен ни у одного ребенка ЭГ.
Данные, полученные в ходе итоговой диагностики в КГ детей старшего дошкольного возраста, показали, что у 2 дошкольников (17%), - стал высокий уровень развития графических навыков, у 2 дошкольников (17%) - остался низкий. Остальные дети в КГ - 8 человек (66%) в ходе итоговой диагностики, также, как на констатирующем этапе эксперимента, продемонстрировали средний уровень развития графических навыков.
Таким образом, опыт нашей работы показал, что изобразительная деятельность способствует наиболее эффективному развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в расширении представлений автора о способах и приемах формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.


1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.: Ось-89, 2000. - 272 с.
2. Астахова Т.В. Формирование графомоторных навыков у дошкольников. - М.: Владос, 2000. - 156 с.
3. Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием. // Дошкольное воспитание. - 2017. - №8. - С. 49-53.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 312 с.
5. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2002. - 173 с.
6. Гарунович Л.Б. Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста. Режим доступа - http://docviever. yandex.ru
7. Голубева О.Л. Основы композиции. - М.: Изобразительное
искусство, 2001. - 124 с.
8. Горбатова Е.В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. - Мозырь: Белый ветер, 2015. - 98 с.
9. Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь 1. Послушные линии: пособие. - Мозырь: Белый ветер, 2015. - 32 с.
10. Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь 2. Графические узоры: пособие. - Мозырь: Белый ветер, 2015. - 32 с.
11. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 264 с.
12. Гризик Т.И. Подготовка к обучению письму. - М.: Просвещение, 2007. - 152 с.
13. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. - М.: Школьная пресса, 2005. - 268 с.
14. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М.: АПН РСФСР, 1990. - 258 с.
15. Илюхина В.А. Письмо с секретом. Преодоление трудностей при обучении письму. - М.: Просвещение, 2007. - 304 с.....34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ