Педагогические условия воспитания бережного отношения к миру природы малой родины у детей дошкольного возраста (Томский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чажемтовский детский сад» (Колпашевский район, Томская область).
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы воспитания бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста 7
1.1. Сущностная характеристика понятия «бережное отношение к природе» малой родины у детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности воспитания бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста 16
1.3. Педагогические условия воспитания бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста 26
Выводы по первой главе 36
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста 37
2.1. Диагностика уровня сформированности бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста 37
2.2. Реализация работы по воспитанию бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста 47
2.3. Результаты реализации работы по воспитанию бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста 68
Выводы по второй главе 76
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 85
Приложения 90
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чажемтовский детский сад» (Колпашевский район, Томская область).
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы воспитания бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста 7
1.1. Сущностная характеристика понятия «бережное отношение к природе» малой родины у детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности воспитания бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста 16
1.3. Педагогические условия воспитания бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста 26
Выводы по первой главе 36
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста 37
2.1. Диагностика уровня сформированности бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста 37
2.2. Реализация работы по воспитанию бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста 47
2.3. Результаты реализации работы по воспитанию бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста 68
Выводы по второй главе 76
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 85
Приложения 90
Актуальность выбора темы исследования обуславливается тем, что экологические проблемы, а также необходимость их решения дали жизнь совершенно новому направлению в образовании - экологическому. Усугубление экологических проблем выдвинуло перед педагогической наукой задачу воспитания подрастающего поколения в стиле бережного, гуманного отношения к природе, умеющим справиться с проблемой рационального природопользования, защиты и возобновления природных ресурсов. Для того чтобы данные положения стали нормой поведения каждого человека, нужно с детства планомерно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей нас среды.
В системе непрерывного экологического образования период дошкольного детства занимает основополагающее место в силу его уникальности, с точки зрения развития личности. Дошкольный возраст - очень важный период в развитии экологической культуры личности. Это период, когда происходят качественные изменения, которые в большой степени определяют процесс развития экологической культуры личности. У ребёнка это выражается в формировании бережного отношения к окружающему миру, он начинает выделять себя из остального мира.
Детский сад должен уже сегодня проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще своё видение мира - как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания является главной целью экологического образования. Мы должны сформировать у детей чувство ответственности, любви и сопереживания природе малой родины. Если этого не сделать, то очень скоро Земля из «голубой планеты» превратится в безжизненную пустыню.
Перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоят важнейшие задачи: сформировать ценностное отношение к миру природы, экологическое сознание личности, ориентированной на отсутствие противопоставления человека и природы, главной же задачей является воспитание у дошкольников личностного отношения к природе малой родины, как жизненно важной ценности, осознание ребенком своего места в природе и своей роли в ее сохранении.
Важность бережного отношения к миру природы малой родины подчеркивается действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором ознакомление детей с миром природы и их экологическое воспитание рассматриваются в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривают решение таких задач как: формирование первичных представлений о живой и неживой природе; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы малой родины и окружающему миру в целом.
Таким образом, налицо противоречие исследования - между социальной и научной актуальностью исследования современных путей формирования ценностного отношения к миру природы малой родины у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории педагогической науки и практике.
Проблема исследования: комплекс каких педагогических условий будет способствовать воспитанию бережного отношения к природе малой родины у дошкольников в процессе экологического образования?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать педагогические условия воспитания бережного отношения к миру природы малой родины у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания у детей дошкольного возраста бережного отношения к миру природы малой родины.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе малой родины в условиях современного ДОУ.
Гипотеза исследования: послужило предположение о том, что успешному воспитанию ценностного отношения к миру природы малой родины у старших дошкольников будет способствовать:
- создание эколого-развивающей пространственной среды в ДОУ, включающей общение с природой и получение знаний о ней в разных видах деятельности: познавательной, игровой, трудовой и др.
- применение комплекса мероприятий, обеспечивающего формирование бережного отношения к живой природе у детей дошкольного возраста, игровые упражнения, беседы, наблюдения за природой, чтение художественной литературы, а также практические занятия.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровня сформированности бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по воспитанию бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста, оценить его эффективность.
Теоретическая база исследования:
- составили идеи развивающего обучения детей (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова), теоретические и методические положения о развитии ценностного отношения к живой природе у детей и экологического воспитания дошкольников (В.С. Волгина, С.Д. Дерябо, Е.Н. Лазаренко, С.Н. Николаева, Т.А. Серебрякова, И.В. Цветкова и др.).
- психолого-педагогическими исследованиями доказано, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью которого является природа (Л.И. Божович, Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова, В.Г. Грецова, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Н.Н. Кондратьева, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.Н. Николаева и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования; систематизация научных данных, сравнение, анализ и обобщение опыта;
- эмпирические: наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
База исследования: МБДОУ «Чажемтовский детский сад», находящегося по адресу Томская область, м.р-н Колпашевский, с.п. Чажемтовское, с Чажемто, ул. Ленина, д. 20. В эксперименте участвовали 20 детей старшей группы в возрасте 5 ˗ 6 лет.
Практическая значимость: содержащиеся в работе теоретические и методические материалы по воспитанию бережного отношения к природе малой родины у дошкольников, подобранные дидактические игры, могут быть использованы в системе работы воспитателей по экологическому воспитанию и воспитанию бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста. По его результатам исследования разработан комплекс мероприятий и подготовлены методические рекомендации для родителей старших дошкольников по формирования у детей дошкольного возраста бережного отношения к миру природы малой родины.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
В системе непрерывного экологического образования период дошкольного детства занимает основополагающее место в силу его уникальности, с точки зрения развития личности. Дошкольный возраст - очень важный период в развитии экологической культуры личности. Это период, когда происходят качественные изменения, которые в большой степени определяют процесс развития экологической культуры личности. У ребёнка это выражается в формировании бережного отношения к окружающему миру, он начинает выделять себя из остального мира.
Детский сад должен уже сегодня проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще своё видение мира - как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания является главной целью экологического образования. Мы должны сформировать у детей чувство ответственности, любви и сопереживания природе малой родины. Если этого не сделать, то очень скоро Земля из «голубой планеты» превратится в безжизненную пустыню.
Перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоят важнейшие задачи: сформировать ценностное отношение к миру природы, экологическое сознание личности, ориентированной на отсутствие противопоставления человека и природы, главной же задачей является воспитание у дошкольников личностного отношения к природе малой родины, как жизненно важной ценности, осознание ребенком своего места в природе и своей роли в ее сохранении.
Важность бережного отношения к миру природы малой родины подчеркивается действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором ознакомление детей с миром природы и их экологическое воспитание рассматриваются в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривают решение таких задач как: формирование первичных представлений о живой и неживой природе; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы малой родины и окружающему миру в целом.
Таким образом, налицо противоречие исследования - между социальной и научной актуальностью исследования современных путей формирования ценностного отношения к миру природы малой родины у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории педагогической науки и практике.
Проблема исследования: комплекс каких педагогических условий будет способствовать воспитанию бережного отношения к природе малой родины у дошкольников в процессе экологического образования?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать педагогические условия воспитания бережного отношения к миру природы малой родины у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания у детей дошкольного возраста бережного отношения к миру природы малой родины.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе малой родины в условиях современного ДОУ.
Гипотеза исследования: послужило предположение о том, что успешному воспитанию ценностного отношения к миру природы малой родины у старших дошкольников будет способствовать:
- создание эколого-развивающей пространственной среды в ДОУ, включающей общение с природой и получение знаний о ней в разных видах деятельности: познавательной, игровой, трудовой и др.
- применение комплекса мероприятий, обеспечивающего формирование бережного отношения к живой природе у детей дошкольного возраста, игровые упражнения, беседы, наблюдения за природой, чтение художественной литературы, а также практические занятия.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровня сформированности бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по воспитанию бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста, оценить его эффективность.
Теоретическая база исследования:
- составили идеи развивающего обучения детей (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова), теоретические и методические положения о развитии ценностного отношения к живой природе у детей и экологического воспитания дошкольников (В.С. Волгина, С.Д. Дерябо, Е.Н. Лазаренко, С.Н. Николаева, Т.А. Серебрякова, И.В. Цветкова и др.).
- психолого-педагогическими исследованиями доказано, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью которого является природа (Л.И. Божович, Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова, В.Г. Грецова, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Н.Н. Кондратьева, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.Н. Николаева и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования; систематизация научных данных, сравнение, анализ и обобщение опыта;
- эмпирические: наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
База исследования: МБДОУ «Чажемтовский детский сад», находящегося по адресу Томская область, м.р-н Колпашевский, с.п. Чажемтовское, с Чажемто, ул. Ленина, д. 20. В эксперименте участвовали 20 детей старшей группы в возрасте 5 ˗ 6 лет.
Практическая значимость: содержащиеся в работе теоретические и методические материалы по воспитанию бережного отношения к природе малой родины у дошкольников, подобранные дидактические игры, могут быть использованы в системе работы воспитателей по экологическому воспитанию и воспитанию бережного отношения к природе малой родины у детей дошкольного возраста. По его результатам исследования разработан комплекс мероприятий и подготовлены методические рекомендации для родителей старших дошкольников по формирования у детей дошкольного возраста бережного отношения к миру природы малой родины.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
В заключении выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:
Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания у детей дошкольного возраста бережного отношения к малой родине, к родной стране. Бережное отношение к природе малой родины - это значимый компонент дошкольного образования.
Важность бережного отношения к миру природы подчеркивается действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором ознакомление детей с миром природы и их экологическое воспитание рассматриваются в рамках образовательной области «Познавательное развитие».
Понятие «бережное отношение к природе дошкольников», представляет собой действенную, сознательную связь ребенка с объектами природы по ее сохранению, восстановлению и развитию в процессе активной практической деятельности на основе целостного понимания универсальной значимости природы и многообразия ее ценностей.
Правильное создание и формирование эколого-развивающей среды в ДОУ обеспечит развитие ценностного и гуманного отношения к природе каждого воспитанника, поможет сформировать у детей познавательное отношение к ней, сопричастность ко всему живому, поможет обнаружить интерес и потребности в общении детей с объектами природы. В педагогической литературе описывается множество методов и приемов формирования у дошкольников определенных ценностей.
Опытно - экспериментальная работа по развитию бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Чажемтовский детский сад», Колпашевского района. Всего в исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Диагностика уровня сформированности бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста осуществлялось в несколько этапов, а именно:
I этап - констатирующий - диагностика сформированности бережного отношения к природе у старших дошкольников.
II этап - формирующий - практическая работа в экспериментальной группе по реализации педагогических условий с целью формирования у детей бережного отношения к миру природы.
III этап - аналитический - проведение контрольной диагностики включил в себя обработку и анализ полученных результатов контрольного тестирования, сравнение с констатирующей диагностикой, формулирование обобщающих выводов.
В ходе констатирующей диагностики были применены следующие методики:
Был проведен опрос детей в возрасте 5-6 лет (старшая группа). В опросе приняло участие 20 детей. Опрос проводился по методике Е. Иштыковой для выявления исходного уровня экологической культуры детей дошкольного возраста, по диагностической методике «Забота о природе» В.В. Смирновой была направлена на выявление уровня сформированности практико–поступочного компонента субъективного отношения природе. по методике диагностики «Ценностное отношение к природе» (Н.Н. Кондратьева).
Педагогический эксперимент подтвердил гипотезу нашего исследования, что динамика в развитии бережного отношения к природе у детей 5-6 лет будет иметь место, если:
- создать эколого-развивающую пространственную среду в ДОУ, включающей общение с природой и получение знаний о ней в разных видах деятельности: познавательной, игровой, трудовой и др.
- применить комплекс мероприятий, обеспечивающего формирование бережного отношения к живой природе у детей дошкольного возраста, игровые упражнения, беседы, наблюдения за природой, чтение художественной литературы, а также практические занятия.
После проведения формирующего этапа эксперимента мы получили следующие данные:
Опрос проводился по методике Е. Иштыковой для выявления исходного уровня экологической культуры детей дошкольного возраста.
Проведенный опрос показал, что уровень экологических знаний у детей 5–6 лет старшей группы ДОУ в целом высокий (30 %) и средний (60 %), а значит, что большинство детей знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). И лишь 10 % воспитанников имеют низкий уровень экологических знаний, неустойчивые представления о некоторых особенностях живого и неживого, не относят растений к живому.
Проведенный опрос показал, что уровень экологических знаний у детей 5–6 лет старшей группы повысился, высокий уровень возрос до 50 %. Средний уровень понизился до 45 %, на констатирующем этапе число воспитанников составляло 60%, а значит, что большинство детей знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). И лишь 5 % воспитанников имеют низкий уровень, они не имеют представления о живой и неживой природе, о деревьях, и животных.
Далее подсчитывались баллы экологического отношения детей старшего дошкольного возраста. Итак, 35 % детей показали высокий уровень, они проявляют сильные эмоции, радость от общения с животными и растениями, интерес к познанию живого, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. 45 % опрошенных (средний уровень) проявляют интерес, интересуются лишь знакомыми животными. 20 % воспитанников детского сада находятся на низком уровне и имеют слабые эмоциональные проявления или они вообще отсутствуют.
После повторной диагностики, на высоком уровне находятся 45 % детей проявляют сильные эмоции, радость от общения с животными и растениями, интерес к познанию живого, сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь проявляя сознательность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. 40 % опрошенных (средний уровень) проявляют интерес, избирательность, ситуативность: интересуются лишь знакомыми животными, проявляют отношения эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. 15 % воспитанников детского сада находятся на низком уровне и имеют слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют, не проявляют интерес или он ситуативен.
Результаты проведенного опроса по уровню сформированности экологической деятельности детей старшего дошкольного возраста следующие, высокий уровень продемонстрировали 25% детей, этих воспитанников легко привлечь к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановке в живом уголке. Средний уровень продемонстрировали 50% детей, у них недостаточно сформированы умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями, недостаточно развито бережное отношение к миру природы. Низкий уровень зафиксирован у 20% детей. Они неохотно откликаются на призыв помочь взрослому по уходу за растениями и животными.
После формирующего этапа работы результаты уровня экологической деятельности детей старшего дошкольного возраста следующие: у большинства детей (45 %) зафиксирован высокий уровень, на констатирующем этапе количество детей составляло 25%. Средний уровень замечен у 40 % дошкольников, на констатирующем этапе процент составлял 50%. Низкий уровень подтвердился у 15% детей, на констатирующем этапе было зафиксировано 25 % детей с низким уровнем.
Высокий уровень экологической культуры выявлен у 30% детей 5–6 лет. У этих детей ярко выражены способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Согласно полученным данным, у воспитанников старшей группы уровень экологической культуры средний (50 %), соответственно который формируется в семье, ближайшем окружении ребенка, и конечно, в детском саду. Низкий уровень зафиксирован у 20% детей, у них недостаточно знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними.
При проведении повторной диагностики получены следующие результаты: Высокий уровень экологической культуры выявлен у 40% детей 5–6 лет, на констатирующем этапе процент составлял 30%.
У воспитанников старшей группы уровень экологической культуры средний (45 %), уровень понизился и составлял на констатирующем этапе 50%, это означает, что после проведения формирующего этапа у детей развивается уровень экологической культуры, бережного отношения к родной земле. Низкий уровень зафиксирован у 20% детей, у них недостаточно знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях.
Далее была применена методика диагностики «Ценностное отношение к природе» (Н.Н. Кондратьева). В ходе обследования выяснилось, что высокий уровень понимания ребенком ценности природных объектов показали 30% детей. 45% детей имеют средний уровень ценностного отношения к природе. Многие дети обладают низким уровнем понимания ценности природных объектов (25%), они затрудняются ответить, в частности, на вопросы о том, зачем нужны животные и растения и что нужно растениям и животным, чтобы хорошо себя чувствовать.
После проведения формирующего этапа сформированность ценностного отношения к природе у детей 5–6 лет показала следующие результаты: высокий уровень показали 45% детей, на констатирующем этапе это число составляло 30%. Средний уровень зафиксирован у 40% дошкольников, на констатирующем этапе процент составил 45% детей. Низкий уровень показали 10% дошкольников, процент значительно снизился, на констатирующем этапе процент составлял 25% дошкольников.
Следующей была проведена диагностическая методика «Забота о природе» В.В. Смирновой. По данной методике были получены следующие результаты исследования уровня сформированности представлений детей об использовании человеком природных ресурсов: высокий уровень - 25% (5 чел.), высокий уровень характеризуется тем, что ребенок владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем. Средний уровень - 40% (8 чел.). Ребенок находит путь решения экологических проблем, но не всех. Низкий уровень - 35% (7 чел.). Ребенок не может найти выхода из экологических проблемных ситуаций и объяснить причины их возникновения.
После проведения необходимых мероприятий для развития бережного отношения к природе малой родины были получены следующие результаты: Судя по данным диаграммы, высокий уровень показали 40% дошкольников, на констатирующем этапе было зафиксировано 25% дошкольников. Средний уровень показали 45% детей, а на констатирующем этапе было 40% детей. Низкий уровень был зафиксирован у 15% дошкольников, в то время как на констатирующем этапе процент составил 35%.
Проанализировав полученные результаты в ходе экспериментального исследования, можно с уверенностью утверждать, что представленный комплекс мероприятий по развитию бережного отношения к природе детей 5-6 лет - эффективен.
Экспериментальная работа показала, что развитие бережного отношения к природе у детей 5-6 лет протекает более успешно при реализации разработанных психолого-педагогических условий. Таким образом, выдвинутая нами в начале работы гипотеза доказана.
Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания у детей дошкольного возраста бережного отношения к малой родине, к родной стране. Бережное отношение к природе малой родины - это значимый компонент дошкольного образования.
Важность бережного отношения к миру природы подчеркивается действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором ознакомление детей с миром природы и их экологическое воспитание рассматриваются в рамках образовательной области «Познавательное развитие».
Понятие «бережное отношение к природе дошкольников», представляет собой действенную, сознательную связь ребенка с объектами природы по ее сохранению, восстановлению и развитию в процессе активной практической деятельности на основе целостного понимания универсальной значимости природы и многообразия ее ценностей.
Правильное создание и формирование эколого-развивающей среды в ДОУ обеспечит развитие ценностного и гуманного отношения к природе каждого воспитанника, поможет сформировать у детей познавательное отношение к ней, сопричастность ко всему живому, поможет обнаружить интерес и потребности в общении детей с объектами природы. В педагогической литературе описывается множество методов и приемов формирования у дошкольников определенных ценностей.
Опытно - экспериментальная работа по развитию бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Чажемтовский детский сад», Колпашевского района. Всего в исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Диагностика уровня сформированности бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста осуществлялось в несколько этапов, а именно:
I этап - констатирующий - диагностика сформированности бережного отношения к природе у старших дошкольников.
II этап - формирующий - практическая работа в экспериментальной группе по реализации педагогических условий с целью формирования у детей бережного отношения к миру природы.
III этап - аналитический - проведение контрольной диагностики включил в себя обработку и анализ полученных результатов контрольного тестирования, сравнение с констатирующей диагностикой, формулирование обобщающих выводов.
В ходе констатирующей диагностики были применены следующие методики:
Был проведен опрос детей в возрасте 5-6 лет (старшая группа). В опросе приняло участие 20 детей. Опрос проводился по методике Е. Иштыковой для выявления исходного уровня экологической культуры детей дошкольного возраста, по диагностической методике «Забота о природе» В.В. Смирновой была направлена на выявление уровня сформированности практико–поступочного компонента субъективного отношения природе. по методике диагностики «Ценностное отношение к природе» (Н.Н. Кондратьева).
Педагогический эксперимент подтвердил гипотезу нашего исследования, что динамика в развитии бережного отношения к природе у детей 5-6 лет будет иметь место, если:
- создать эколого-развивающую пространственную среду в ДОУ, включающей общение с природой и получение знаний о ней в разных видах деятельности: познавательной, игровой, трудовой и др.
- применить комплекс мероприятий, обеспечивающего формирование бережного отношения к живой природе у детей дошкольного возраста, игровые упражнения, беседы, наблюдения за природой, чтение художественной литературы, а также практические занятия.
После проведения формирующего этапа эксперимента мы получили следующие данные:
Опрос проводился по методике Е. Иштыковой для выявления исходного уровня экологической культуры детей дошкольного возраста.
Проведенный опрос показал, что уровень экологических знаний у детей 5–6 лет старшей группы ДОУ в целом высокий (30 %) и средний (60 %), а значит, что большинство детей знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). И лишь 10 % воспитанников имеют низкий уровень экологических знаний, неустойчивые представления о некоторых особенностях живого и неживого, не относят растений к живому.
Проведенный опрос показал, что уровень экологических знаний у детей 5–6 лет старшей группы повысился, высокий уровень возрос до 50 %. Средний уровень понизился до 45 %, на констатирующем этапе число воспитанников составляло 60%, а значит, что большинство детей знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). И лишь 5 % воспитанников имеют низкий уровень, они не имеют представления о живой и неживой природе, о деревьях, и животных.
Далее подсчитывались баллы экологического отношения детей старшего дошкольного возраста. Итак, 35 % детей показали высокий уровень, они проявляют сильные эмоции, радость от общения с животными и растениями, интерес к познанию живого, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. 45 % опрошенных (средний уровень) проявляют интерес, интересуются лишь знакомыми животными. 20 % воспитанников детского сада находятся на низком уровне и имеют слабые эмоциональные проявления или они вообще отсутствуют.
После повторной диагностики, на высоком уровне находятся 45 % детей проявляют сильные эмоции, радость от общения с животными и растениями, интерес к познанию живого, сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь проявляя сознательность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. 40 % опрошенных (средний уровень) проявляют интерес, избирательность, ситуативность: интересуются лишь знакомыми животными, проявляют отношения эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. 15 % воспитанников детского сада находятся на низком уровне и имеют слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют, не проявляют интерес или он ситуативен.
Результаты проведенного опроса по уровню сформированности экологической деятельности детей старшего дошкольного возраста следующие, высокий уровень продемонстрировали 25% детей, этих воспитанников легко привлечь к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановке в живом уголке. Средний уровень продемонстрировали 50% детей, у них недостаточно сформированы умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями, недостаточно развито бережное отношение к миру природы. Низкий уровень зафиксирован у 20% детей. Они неохотно откликаются на призыв помочь взрослому по уходу за растениями и животными.
После формирующего этапа работы результаты уровня экологической деятельности детей старшего дошкольного возраста следующие: у большинства детей (45 %) зафиксирован высокий уровень, на констатирующем этапе количество детей составляло 25%. Средний уровень замечен у 40 % дошкольников, на констатирующем этапе процент составлял 50%. Низкий уровень подтвердился у 15% детей, на констатирующем этапе было зафиксировано 25 % детей с низким уровнем.
Высокий уровень экологической культуры выявлен у 30% детей 5–6 лет. У этих детей ярко выражены способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Согласно полученным данным, у воспитанников старшей группы уровень экологической культуры средний (50 %), соответственно который формируется в семье, ближайшем окружении ребенка, и конечно, в детском саду. Низкий уровень зафиксирован у 20% детей, у них недостаточно знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними.
При проведении повторной диагностики получены следующие результаты: Высокий уровень экологической культуры выявлен у 40% детей 5–6 лет, на констатирующем этапе процент составлял 30%.
У воспитанников старшей группы уровень экологической культуры средний (45 %), уровень понизился и составлял на констатирующем этапе 50%, это означает, что после проведения формирующего этапа у детей развивается уровень экологической культуры, бережного отношения к родной земле. Низкий уровень зафиксирован у 20% детей, у них недостаточно знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях.
Далее была применена методика диагностики «Ценностное отношение к природе» (Н.Н. Кондратьева). В ходе обследования выяснилось, что высокий уровень понимания ребенком ценности природных объектов показали 30% детей. 45% детей имеют средний уровень ценностного отношения к природе. Многие дети обладают низким уровнем понимания ценности природных объектов (25%), они затрудняются ответить, в частности, на вопросы о том, зачем нужны животные и растения и что нужно растениям и животным, чтобы хорошо себя чувствовать.
После проведения формирующего этапа сформированность ценностного отношения к природе у детей 5–6 лет показала следующие результаты: высокий уровень показали 45% детей, на констатирующем этапе это число составляло 30%. Средний уровень зафиксирован у 40% дошкольников, на констатирующем этапе процент составил 45% детей. Низкий уровень показали 10% дошкольников, процент значительно снизился, на констатирующем этапе процент составлял 25% дошкольников.
Следующей была проведена диагностическая методика «Забота о природе» В.В. Смирновой. По данной методике были получены следующие результаты исследования уровня сформированности представлений детей об использовании человеком природных ресурсов: высокий уровень - 25% (5 чел.), высокий уровень характеризуется тем, что ребенок владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем. Средний уровень - 40% (8 чел.). Ребенок находит путь решения экологических проблем, но не всех. Низкий уровень - 35% (7 чел.). Ребенок не может найти выхода из экологических проблемных ситуаций и объяснить причины их возникновения.
После проведения необходимых мероприятий для развития бережного отношения к природе малой родины были получены следующие результаты: Судя по данным диаграммы, высокий уровень показали 40% дошкольников, на констатирующем этапе было зафиксировано 25% дошкольников. Средний уровень показали 45% детей, а на констатирующем этапе было 40% детей. Низкий уровень был зафиксирован у 15% дошкольников, в то время как на констатирующем этапе процент составил 35%.
Проанализировав полученные результаты в ходе экспериментального исследования, можно с уверенностью утверждать, что представленный комплекс мероприятий по развитию бережного отношения к природе детей 5-6 лет - эффективен.
Экспериментальная работа показала, что развитие бережного отношения к природе у детей 5-6 лет протекает более успешно при реализации разработанных психолого-педагогических условий. Таким образом, выдвинутая нами в начале работы гипотеза доказана.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ СИБИРИ СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ЭСКИЗА ЭВЕНКИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019



