Введение 2
Глава 1. Пензенские мужские гимназии 5
1.1 Пензенские гимназии до реформ 1864 года 5
1.2 Пензенские гимназии с 1864 по 1917 7
1.3 Рейтинг и система оценивания знаний учащихся в гимназиях Пензенской
губернии и России в конце XIX - начале XX века 14
1.4 Вторая мужская гимназия 29
1.5 Частные гимназии и прогимназии второй половины XIX-начала XX
века 31
1.6 Пензенская мужская гимназия С.А. Понамарёва 35
Глава 2. Пензенские женские гимназии в конце XIX начале XX века 37
2.1. Предпосылки открытия 37
2.2 Женские гимназии и прогимназии управление, социальный состав и материальная база 41
2.3 Пензенская женская гимназия в системе учебных заведений Российской империи середины XIX - начале XX вв 44
3. Конспект урока краеведение в 8 классе по теме «Пензенские гимназии в конце XIX начале XX века» 51
Заключение 60
Актуальность. Система образования российского общества является одним из важнейших, основополагающих социальных институтов. В современной России, перетерпевшей в последнем десятилетие прошлого столетия сильнейшие социальные, политические и экономические изменения, что привело к появлению и возрождению различных типов образовательных заведений, в том числе и гимназий, стала активно расширяться сфера образовательных услуг, при этом вновь образованные учебно-воспитательные заведения получили новый толчок к совершенствованию и развитию. Особое внимание в них стало уделяться развитию общечеловеческих и национально-региональных духовных ценностей подрастающего поколения, поиску новых и модернизации существующих форм и методов обучения и воспитания.
Именно по примеру Пензенской губернии, можно проследить все преобразовании в области народного образования:
Во-первых, Пензенская гимназия была образована 10 апреля 1804 года и принадлежала к числу первых гимназий как в Казанском учебном округе, так и на территории Российской империи.
Во-вторых, Пензенская губерния на всём протяжении XIX- начале XX века оставалась в своих прежних границах, что позволяет проследить становление и развитие и развитие гимназического образования в губернии в сравнительно длительных хронологических рамка.
В-третьих, в начале XIX века, когда вся империя была разделена на учебные округа, во главе которых стоял университет, Пензенская губерния была отнесена к Казанскому учебному округу. Однако в 1874 году Министерство Народного Просвещения посчитало целесообразным причислить губернию к Харьковскому учебному округу, что определённым образом повлияло на развитие гимназического образования гимназического образования в Пензе. Таким образом, Пензенская губерния являлась одной из немногих губерний России, которая в рассматриваемый период испытала на себе в образовательном отношении влияние двух университетов Казанского (1804-1874) и Харьковского (1874-1917), что обусловило специфику развития гимназического образования.
Хронологические рамки. Избрание хронологических рамок проведенного исследования также обусловлено особой исторической значимостью периода становления и развития отечественного гимназического образования. В своей научной работе , я постараюсь осветить становление и развитие Пензенских гимназий в период с 1864 по 1917 , потому что именно это период реформирования по новому уставу, снижение востребованности гимназического образования в губернии, повлекшее за собой сокращение численности учащихся мужской гимназии; появление первой женской гимназии в Пензе; период наибольшего развития методических основ деятельности учебных заведений; период уменьшения темпов развития гимназического образования и его востребованность в Пензенской губернии, повлекший в 1918 году
реорганизацию гимназий в единые трудовые школы.
Территориальные рамки исследования охватывают Пензенскую губернии.
Цель работы. Исследование развитие гимназического
образования в Пензенской губернии периода конца XIX в.- начале XX в., а также возможности применения материалов исследования в практической педагогической деятельности в средней школе
Для достижения цели необходимо решить ряд задач.
1. Необходимо изучить особенности развития первой Пензенской гимназии.
2. Необходимо изучить источники и литературу по Пензенским гимназиям конца XIX-начале XX века.
3. Необходимость изучить становление и развитие второй Пензенской гимназии в конце XIX начале XX века.
4. Необходимость проследить разницу между гимназиями до реформ 1864 года и после
5. Необходимость изучить становление и развитие частных гимназий в Пензенской губернии в конце XIX начале XX века.
6. Необходимость изучить становление и развитие первой женской гимназии.
Объектом является изучение истории Пензенских мужских и женских гимназий.
Предметом является становление и развитие Пензенских мужских и женской гимназий конца XIX начала XX века.
Историография. Попытки осмысления состояния, становления и тенденций развития Пензенских гимназий в конце XIX- начале XX века, были предприняты в монографии О.А Костюковой «Становление и развитие гимназического образования в Российской губернии в XIX - нач. XX века (на примере Пензенской губернии)». Особый интерес в контексте проводимого исследования представляет написанный в конце XIX века исторический очерк развития Пензенской мужской гимназии инспектора П.П. Зеленецкого. Автор основательно и подробно рассмотрел статистические и исторические изменения, происходившие в начале 70-ых годов XIX века, однако не касается при этом педагогических аспектов гимназического образования в Пензенской губернии. Статья И. С. Коннова «Женская гимназия в системе учебных заведений Пензы в середине XIX начале XX века», (2009). Научный труд в сборнике статей Международной научно-практической конференции статья В.Н. Паршиной «Проблема недостатка мест в женских гимназиях в Пензенской губернии в начале XX века», (2008). Фетисова «А помните девочки, какая жизнь была...» [Об открытии первой женской гимназии в Пензе], (2008). Традиция быть первым: 225-летие со дня образования отметила классическая гимназия №1 г. Пенза, (2011). Статья Никулина В.И. О роли Пензенского земства в создании системы народного образования, (1995). Статья Пахалиной Е.А., Фирсовой Е.Б. в книге Очерки истории народного образования Пензенского края «Пензенские гимназии». Гошуляк Л. Д. в своём труде Губернский образовательный комплекс России второй половины XIX - начала XX веков (2001).
Однако, как показывает анализ научной литературы, системного историко-педагогического исследования развития гимназического образования в России в конце XIX- начале XX века в контексте его региональной направленности, касающегося Пензенской губернии, в современной литературе не предпринималось. Именно противоречие между актуальностью и значимостью исследования, с одной стороны, и недостаточной разработанностью вопроса становления и развития российского гимназического образования на региональном уровне, применительно к Пензенской губернии, с другой стороны, обусловило выбор проблемы исследования, решение которой, определенное как цель исследования, представлено в данной работе.
Научная новизна выпускной квалифицированной работы заключается в глубоком рассмотрении вопроса становления и развития пензенских гимназий в конце XIX начала XX века, а именно изучение развития после реформ 1864 года первой мужской гимназии, создание и развитие второй мужской и первой женской гимназии.
В качестве методологии в работе использован системный подход, реализованный на основе комплекса методов: социокультурного, историкосравнительного, историко-генетического, статистического, абстрактнологического и других. Структурно работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы. Первые две главы посвящены непосредственно исследованию Пензенской мужской и женской гимназий, третья глава посвящена использованию материалов исследования в практической педагогической.
В конце XIX – начале XX века в Пензенской губернии, как и во всей
России, происходило становление гимназического образования, которое
формировалось при поддержке государства для воспитания и обучения
подрастающего поколения, подготовки к продолжению образования в
высших учебных заведениях и подготовки к реализации жизненнопрактических целей.
Анализ исторических, архивных документов и материалов позволяет,
рассматривая становление и развитие пензенских гимназий, обозначить
дополнительные исторические подпериоды, характерные для эволюции
гимназического образования Пензенской губернии:
- с 1864 по 1874 год – период реформирования по новому уставу,
снижение востребованности гимназического образования в губернии,
повлекшие за собой сокращение численности учащихся мужской гимназии;
появление первой женской гимназии;
- с 1874 по 1910 год – период наибольшего развития методических
основ деятельности учебных заведений, появление новых гимназий в состав
Харьковского учебного округа;
- с 1910 по 1917 год – период уменьшения темпов развития
гимназического образования и его востребованности в Пензенской губернии,
повлекшие в 1918 году реорганизацию гимназий в единые трудовые школы.
Выделение этих период обосновывается востребованностью в губернии
гимназического образования, его популярностью среди населения,
выражающейся изменением численности учащихся в гимназии,
производимых различными городскими обществами и частными лицами, а
также уровнем развития учебно-методической базы гимназий.
В результате исследования, представленного в ВКР, показано, что
понимание «гимназии» как учебного заведения и «гимназического
образования» на протяжении очередного исторического периода
неоднократно уточнялось.
62
«Устав гимназий и прогимназий 1864 года» отвергал предложенное
основание градации учебных заведений своего предшественника и заявил,
что гимназии предназначены для всех сословий и имеют своей целью дать
«…воспитывающему в них юношеству общее образование, и вместе с тем
служат приготовительными заведениями для поступления в университет и
другие высшие специальные училища». При этом гимназическое образование
стало пониматься как образование, включающее в себя курс предметов двух
направлений: классического и реально-практического.
Последующий «Устав гимназий и прогимназий 1871 года» не изменил
понимания гимназии как учебного заведения, но уточнил понятие
гимназического образования, которое принятием этого устава стало только
классическим.
В работе выявлено, что социально-педагогическими условиями
становления гимназического образования в России до начала XIX века
выступили идеи виднейших общественных и педагогических деятелей конца
XVIII века, которые были положены в основу учебных планов, программ,
учебников, раскрывающих содержание гимназического образования, а также
учебно-методический опыт созданных в XVIII веке училищ, называемых
гимназиями, и необходимость расширения сети образовательных
учреждений, подготавливающих к университетскому, в связи острой
потребностью государства в квалифицированных специалистах.
Выявлено, что нормативно-правовыми документами, регулирующими
и регламентирующими процесс становления и развития гимназического
образования в конце XIX – начале XX века явились законодательные акты
МНП.
Проводимые государством, реформы оказали двойственное влияние на
развитие гимназического образования в Пензенской губернии. Так, с 1854 по
1864 год, 1874 по 1910 год происходило интенсивное развитие
гимназического образования, а с 1864 по 1874, с 1910 по 1917 год
гимназическое образование замедлялось в темпах развития.
63
Таким образом, одной из важных особенностей гимназического
образования в Пензенской губернии было то, что оно отставало в своем
темпе становлении и развития от гимназий в столичных округах. Однако в
большей степени это накладывало отпечаток более на количественные, чем
образования замедлялось в темпах развития.
Таким образом, анализ развития Пензенских гимназий позволил
сделать вывод о том, что Пензенские гимназии конца XIX начала XX века
решала идентичные проблемы, волнующие образовательные учреждения
современности. Более того, рассмотрение процесса становления и развития
гимназического образования и напрямую связанного с ним университетского
образования в конце XIX – начале XX века позволяет проанализировать
сегодняшние эволюционные процессы и реформы как в области среднего, так
и высшего образования. Именно поэтому многие выводы, относящиеся к
развитию образования XIX – XX века имеют особую ценность не только с
позиции исторического и педагогического анализа, но и с точки зрения
развития современного образования, так как они способствуют осмыслению
сути происходящего в настоящем, развитию историко-педагогического
мировоззрения личности, а также содействуют применению всего лучшего из
наследия прошлого в учебно-воспитательном процессе современных
учебных заведений.