Формирование учебно-познавательной компетенции средствами проблемного обучения на начальном этапе изучения английского языка в средней образовательной школе
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования учебно¬познавательной компетенции на уроках английского языка в начальной школе 6
1.1 Понятие компетенции. Типы и виды компетенций в обучении английскому языку 6
1.2 Понятие проблемного обучения 16
1.3. Проблемное обучение как способ формирования учебно-познавательной компетенции у младших школьников на уроках ино-странного языка 19
Глава 2. Особенности развития учебно-познавательной компетенции младших школьников на уроках иностранного языка с использованием метода проектов 27
2.1 Диагностика сформированности учебно-познавательной компетенции младших школьников на констатирующем этапе 27
2.2. Серия проблемных заданий, направленных на развитие учебно-познавательной компетенции младших школьников на уроках английского языка 31
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы и их интерпретация 42
Заключение 45
Список литературы 47
Преобразования, происходящие в последние годы в системе общего образования, его усовершенствование, переход на компетентностную модель образования предполагают необходимость выработки и осуществления нового ценностного подхода к общему образованию. Таким образом, наибольшую актуальность приобретает не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций.
В этой связи, формирование учебно - познавательной компетенции является одной из главных задач образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития и становления личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе, умению учиться.
В работах Л.И. Бим, Н.Д. Галськовой, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассова и др. отмечается, что средством формирования учебно-познавательной компетенции при изучении иностранного языка в школе возникают различные технологии, формы и методы обучения, например, метод проектов, игровые технологии и т.д. В рамках реализации ФГОС второго поколения приоритетной становится технология проблемного обучения, так как она планирует включение детей в активную познавательную деятельность для развития умений самостоятельно ставить цели, находить пути решения, использовать необходимую информацию и анализировать свою деятельность.
Метод проблемного обучения широко распространен в системе российского образования и применяется многими педагогами и учителями. Теория проблемного обучения представлена в трудах М.И. Махмутова, Ю.К. Бабанского, Т.В. Кудрявцева. Значительный вклад в раскрытие проблемного обучения внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, И.С. Якиманская и другие.
Тем не менее, анализ практического опыта показал, что на этапе начальной школы данный метод на уроках иностранного языка не используется активно. Учебно-методические комплекты по иностранному языку для начальной школы включают задания репродуктивного характера, не предполагающими включение детей в активную познавательную деятельность. Педагоги испытывают сложности в постановке проблемных вопросов, созданию проблемных ситуаций к имеющимся в учебниках материалам.
Данное обстоятельство обусловило выбор темы бакалаврской работы: «Формирование учебно-познавательной компетенции средствами проблемного обучения на начальном этапе изучения английского языка в средней образовательной школе»
Объект исследования - учебно-познавательная иноязычная компетенция.
Предмет исследования - эффективность процесса формирования учебно-познавательной компетенции на уроках иностранного языка в начальной школе с использованием проблемного обучения.
Цель - выявить способы осуществления процесса формирования учебно-познавательной компетенции средствами проблемного обучения на начальном этапе изучения английского языка в средней образовательной школе.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования сформулированы задачи:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по основным вопросам;
-систематизировать полученные сведения и сформировать представление об учебно-познавательной компетенции, ее значении, структуре, этапах развития;
- разработать и экспериментально проверить серию заданий проблемного содержания по формирования учебно-познавательной компетенции на уроках иностранного языка в начальной школе.
Методы исследования: анализ научных источников, анализ работ учащихся, наблюдение, эксперимент, метод статистической обработки данных.
Структура бакалаврской работы.
В соответствии с общим замыслом и логикой исследования его научные результаты изложены в работе, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе исследуются понятия «компетентность» и «компетенция», даётся их описание и характеристики. Описывается проблемное обучение, как способ формирования учебно-познавательной компетенции у младших школьников. Во второй главе исследуются особенности развития учебно-познавательной компетенции, способы диагностики. Предлагаются серии проблемных заданий. Производится анализ полученных результатов.
На современном этапе развития общества востребована личность, обладающая не столько обширными знаниями из различных областей, сколько целым комплексом социальных и интеллектуальных умений, позволяющих ей быстро адаптироваться к условиям изменяющейся действительности. В этой связи, формирование учебно - познавательной компетентности является одной из важнейших задач образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе, умению учиться.
Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся начальных классов на уроках английского языка можно наилучшим образом осуществить в процессе организации проблемного обучения.
В ходе теоретического исследования был осуществлен анализ содержания и структуры понятия «учебно-познавательная компетенция».
Согласно А.В. Хуторскому, учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Обеспечить качественное формирование учебно-познавательной компетенции и усвоение стандарта образования и возможно только через деятельностный подход к обучению, который можно осуществить путем организации проблемного обучения.
Под проблемным обучением понимается сегодня такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей, формирование учебно-познавательной компетенции.
Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.
Констатирующий этап показал низкий и средний уровень развития учебно-познавательной компетенции учащихся контрольного и экспериментального классов и обусловил необходимость проведения формирующего эксперимента.
В ходе формирующего этапа на основе имеющегося в учебнике материала мы разработали серию лексических игр проблемного содержания, подобрали к имеющимся в учебнике текстам проблемные вопросы и ряд проблемных диалогов.
Контрольный срез показал положительную динамику в развитии всех компонентов учебно-познавательной компетенции учащихся экспериментального класса и подтвердил выдвинутую в начале исследования гипотезу.
1. Азарова С.И. Милли/ Millie: Учебник для 3 кл. общеобраз. учрежд. / С.И. Азарова, Э.Н. Дружинина, Е.В. Ермолаева, Е.В. Зоткина, Л.Г. Карпова, Е.М. Коренкова, Е.В. Костюк, И.В. Крайнева, Н.Н Петрова. - Обнинск: Титул, 2011. - 36 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. - Казань: КГПУ, 2008. - 38 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2006.-376 с.
4. Арцишевская Е. В. Способности и склонности. - М.: Педагогика.2008.- 104 с.
5. Бабанский Ю.К. О книге М.И. Махмутова «Проблемное обучение» // Педагогика. - 2006. - №5. - С. 140-142
6. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 32 с.
7. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). - Тверь: Титул, 2001 - 57с.
8. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников / В.А. Беликов. - Челябинск: Изд- во ЧГПИ «Факел», 2014. - 157 с.
9. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. - М.: Просвещение, 2007. - 232 с.
10. Г абдуллина М.Г. Разработка проблемных заданий в процессе преподавания литературы на английском языке// Иностранные языки в школе. - 2005 - №4 - С.7-13.
11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.-М., 2015. - 58с.
12. Гальскова Н.Д. Межкультурное общение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 1. - С.3-8.
13. Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в современной компетенции образования в области иностранных языков // Иностранные языки в школе - 2009. - №7 - С.9-15.
14. Гальскова Н.Д. Образование в области иностранных языков: новые вызовы и приоритеты // Иностранные языки в школе. - 2008. - №5 - С.2-6.
15. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным
языкам. - М.: АРКТИ, 2004. - 138 с.
16. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным
языкам: Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.
17. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. — М.: Педагогика-пресс, 2008. - 307 с.
18. Закиров Г.С. Организация самообразования учащейся молодежи. - Казань: КГПУ, 2010. - 165 с.
19. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. - 2012. - №6 - С.2-10.
20. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 2003. - 165 с.
21. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2011. -80 с.
22. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Педагогика,
2009. - 192 с.
23. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 2009. - 83 с.
24. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М., 2009. - 112с.
25. Мильруд Р.П., Матиенко А.В. Языковой тест: проблемы педагогических измерений // Иностранные языки в школе. - 2006. -№5. - С.7-13.
26. Науменко Ю. В. Методология, концепция и технология здоровьеформирующего образования / Ю. В. Науменко // Отечественная и зарубежная педагогика: науч. и информ.-аналит. пед. журн. - 2013. - № 5 (14). - С. 115-146.
27. Павлова Л.В. Педагогические приемы организации личностно-ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся. - Магнитогорск, 2009. - 143 с.
28. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
29. Пассов Е.И. Методика как наука будущего. - Златоуст, 2015. - 78с.
30. Рабунский Е.Г. Теория и практика индивидуального подхода к школьникам в обучении. -Горький, 2008. - 464 с.
31. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - М., 1998. -123 с.
32. Санникова А.И. Развитие творческого потенциала школьников в образовательном процессе. - Пермь, 2002. - 40 с.
33. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. - М.: Еврошкола, 2001. - 239 с.
34. Симкин В.Н. Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция// Иностранные языки в школе.1997 - №5 - С. 86.
35. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 2006. - 152 с.
36. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. - М.: Астрель, 2008. - 60 с.
37. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс: Пособие для студентов педвузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
38. Тамарин В.Э. Единство и особенности различных форм познавательной деятельности учащихся / В.Э. Тамарин // Педагогика. - 1999. - №2. -С. 106-116.
39. Усова А.В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений / А.В. Усова. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 2011. - 23 с.
40. Ухтомский А. А. Доминанта / А. А. Ухтомский. - М. : Наука, 2006.-272 с.
41. Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: МГУ, 2003. - 416 с.
42. Шаимова Г. А. К трактовке терминов «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. - 2013. - №11. - С. 89-91.
43. Шамова Т.И. Проблемный подход в обучении. -УЦ.: Перспектива,-2010. - 47с
44. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпед¬гиз, 2003. - 432 с.
45. Шумилин А.Т. Проблемы структуры и содержания процесса познания / А.Т. Шумилин. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 167 с.
46. Эльконин Б.Д. Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1998. - 47с.
47. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения // Современные походы к компетентностно-ориентированному образованию. - Красноярск, 2002. - С. 22.
48. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2006. - 96 с.