Введение 6
1 Теоретические основы организации расчетов с бюджетом
и внебюджетными фондами 9
1.1 Сущность и принципы налогообложения деятельности организации .. 9
1.2 Задачи учета и контроля расчетов с бюджетом и внебюджетными
фондами 18
1.3 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с бюджетом и
внебюджетными фондами 22
1.4 Информационные технологии в бухгалтерском учете 27
2 Оценка системы учета расчетов с бюджетом и внебюджетными
фондами 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО
«Искра-Агро» 34
2.2 Организация и порядок учета расчетов по налогам и сборам в ООО
«Искра-Агро» 40
2.3 Анализ налоговой нагрузки ООО «Искра-Агро» 52
2.4 Направления оптимизации расчетов с бюджетом и внебюджетными
фондами в ООО «Искра-Агро» 57
Заключение 65
Список использованных источников 68
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. Они входят в состав основных источников доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Исторически сложилось, что налоги имеют место среди одних из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства. В условиях рыночных отношений налоговая система является базой для механизма государственного регулирования экономики с помощью финансовых рычагов. Эффективное функционирование всей хозяйственной совокупности страны зависит от того, насколько верно и гибко построена система налогообложения. Государство использует налоги с помощью закреплённых за ним функций, прежде всего, это фискальная и стимулирующая функции.
В аграрной сфере при условиях постоянного обновления в законодательстве и совершенствования управления, выработке новых путей развития сельскохозяйственных предприятий, усиливается роль и значение системы налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции.
Сельскохозяйственные организации в отношении налогообложения имеют право находиться на льготных условиях. Данная категория налогоплательщиков в настоящее время имеет право выбора: применять общий режим налогообложения или же специальный, то есть перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. Сельхозпроизводители, которые выбрали специальный режим налогообложения, освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организации, налога на добавленную стоимость. Введение специального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей преследовало цель снижения налоговой нагрузки на сельхозпредприятия, что влечет за собой уменьшение задолженности сельхозтоваропроизводителей перед бюджетом и внебюджетными фондами.
На сегодняшний день в России при динамично развивающихся процессах создания современных экономических отношений требования к возникновению налоговых обязательств и организации их учета, качеству учетной и отчетной информации хозяйствующего субъекта, необходимой как для эффективного управления организацией, так и для своевременного, полноценного налогового планирования, претерпевают значительные изменения. Причиной этому служит влияние факторов, основным из которых в настоящее время является приведение российского учета и отчетности в соответствии с МСФО. При этом важное значение имеет не только полное, своевременное исполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, но и правильное их отражение в бухгалтерском учете. Особую актуальность последнее получило с выделением налогового учета в отдельный вид учета, а также принятием ряда нормативных актов (например, ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»),которые регламентируют специальные правила бухгалтерского учета налогооблагаемых показателей.
В целях исчисления единого сельскохозяйственного налога, установлен кассовый метод признания доходов и расходов, но при этом бухгалтерский учет сельскохозяйственные организации ведут методом начислений.
Таким образом, сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые применяют специальный налоговый режим, также необходимо вести налоговый учет для определения налоговой базы по данному налогу.
Учитывая непрерывный процесс реформирования систем бухгалтерского учета и налогообложения, а также ужесточения государственной политики налогового администрирования возрастает роль проведения анализа расчетов организации с бюджетом. Стабильное финансовое положение любого хозяйствующего субъекта во многом зависит от величины его налоговых обязательств и существенностью его налоговых рисков, что подчеркивает необходимость оптимизации налоговой нагрузки и повышение эффективности налогообложения. В связи с этим тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по организации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на примере ООО «Искра-Агро».
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
-определить сущность и принципы налогообложения деятельности организации;
-рассмотреть задачи учета и контроля расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
-изучить систему нормативно-правового регулирования учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
-дать краткую экономическую характеристику организации;
-рассмотреть организацию и порядок учета расчетов по налогам и сборам в ООО «Искра-Агро»;
-провести анализ налоговой нагрузки;
-определить направления оптимизации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Искра-Агро».
Объектом исследования является ООО «Искра-Агро» Сосновоборского района.
Предметом исследования является учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Искра-Агро»
Теоретическая база сформирована нормативными документами, материалами учебных пособий, публикациями периодических изданий.
Информационной базой являются годовые отчеты за период 2014-2016 гг., регистры бухгалтерского и налогового учета, налоговая отчетность ООО «Искра-Агро».
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были использованы логический, математический, экономико-статистический, монографический методы исследования.
Деятельность сельскохозяйственных организаций в настоящее время осуществляется при постоянном изменении нормативно-правовой базы. При этом важны не только своевременное исполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, но и правильное их отражение в бухгалтерском учете. В условиях непрерывного процесса реформирования систем бухгалтерского учета и налогообложения, а также ужесточения государственной политики налогового администрирования возрастает роль анализа расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. По результатам выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы и предложения.
Объектом исследования при написании выпускной квалификационной работы послужило ООО «Искра-Агро» Сосновоборского района, которое имеет молочное направление. Хозяйство является прибыльным и в 2016 г. от продажи произведенной продукции получило выручку 9916 тыс. руб. Однако, превышение прочих расходов над прочими доходами позволило хозяйству получить прибыли до налогообложения лишь в сумме 292 тыс. руб., являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, находится на специальном режиме налогообложения и платит в бюджет единый сельскохозяйственный налог. Данный налог влияет на величину чистой прибыли, сумма которой в отчетном году составила 22 тыс. руб., что выше уровня 2014 г. на 9 тыс.руб.
Учет расчетов с бюджетом в ООО «Искра-Агро» ведется в соответствии с бухгалтерским и налоговым законодательством на счете 68, к которому открыты субсчета по каждому уплачиваемому налогу.
Для определения суммы доходов и расходов, которые включены в налоговую базу по ЕСХН, в организации ведут книги по учету доходов и расходов. Записи в них делают на основании соответствующих регистров бухгалтерского учета, заранее скорректировав их на сумму фактически полученных или уплаченных денежных средств. Книги открываются на год и
по своей сути являются регистрами налогового учета по ЕСХН. Но требования, которые предъявляются Налоговым кодексом РФ, к регистрам налогового учета при их составлении не соблюдаются. Поэтому для организации учета по ЕСХН предлагается модель, согласно которой необходимо предусмотреть отдельные налоговые регистры для группировки данных по различным видам доходов и по группам расходов, разработать сводный регистр учета доходов и расходов, в который будут переноситься сгруппированные данные из аналитических регистров бухгалтерского и налогового учета (Приложение Е).
В данном регистре выделяют доходы в соответствии со спецификой производства в разрезе выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки и прочих доходов. Кроме того, в регистре налогового учета целесообразно показать доходы по источникам поступления.
По такому же принципу можно построить и учет расходов. В учетной политике необходимо утвердить формы налоговых регистров по ЕСХН, которые будут применяться в учете.
Поэтому одним из предложений по улучшению организации расчетов с бюджетом будет-разработка сводного налогового регистра учета доходов и расходов
Для совершенствования учета расчетов по налогу на доходы физических лиц предлагается использование усовершенствованной формы налоговой карточки, в которую внесены реквизиты, указанные в п.1 ст.230 НК РФ.
Анализ динамики налогов, проведенный в работе показал, что в целом за 2016 г. было начислено обязательных платежей на сумму 1 405 тыс. руб., а уплачено 1 233 тыс. руб. В итоге на конец 2016 года задолженность ООО «Искра-Агро» перед бюджетом и внебюджетными фондами составляет 172 тыс.руб.. Анализ структуры уплаченных за 2016 г. обязательных платежей свидетельствует о том, что наибольший удельный вес занимают страховые взносы в государственные внебюджетные фонды и налог на доходы физических лиц. На долю единого сельскохозяйственного налога и транспортного налога приходится по 2,4 %. Негативным моментом в деятельности ООО «Искра-Агро» является увеличение налоговой нагрузки на добавленную стоимость. Так, в 2014 г. нагрузка составила 55%, а к 2016г. нагрузка выросла до 97,8%.
Проведенный в работе сравнительный анализ налоговых расходов ООО «Искра-Агро» при разных режимах с использованием финансово¬экономических показателей организации за 2016 г. позволил сделать вывод о том, что, выбрав специальный режим налогообложения в виде ЕСХН, ООО «Искра-Агро» по итогам 2016 г. уплатил в бюджет налогов на 22 тыс. руб. По итогам 2016 г. для ООО «Искра-Агро» система налогообложения в виде ЕСХН является оптимальной.
В целях оптимизации исчисления налогов и контроля налоговой нагрузки в ООО «Искра-Агро» был сформирован бюджет налоговых платежей на 2017 год. Данные бюджета показывают суммы уплаченных налогов и страховых взносов за отчетный год, являются фундаментом для анализа и оценки деятельности организации, включают в себя запланированные суммы доходов за каждый квартал. Так, например выручка от реализации продукции за 2016 год составила 9916 тыс.руб., к концу 2017 года планируется получить выручку от продажи продукции в сумме 10666 тыс.руб. Это связано с тем, что с января 2017 года у ООО «Искра-Агро» появляется новый покупатель, а также организация увеличивает объем продаж для своих старых клиентов.
Таким образом, предложенные в работе мероприятия позволят повысить эффективность расчетов по налогам и сборам.
1) Конституция Российской Федерации // Инф. система «Консультант Плюс» - 2017 - 8 мая.
2) Налоговый кодекс Российской Федерации // Инф. Система
«Консультант Плюс» -2017-8 мая.
3) Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 23.05.2016 г.) // Инф. система «Консультант Плюс» - 2017 - 8 мая.
4) Федеральный закон от 3.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»// Инф. система «Консультант Плюс»-2017-9 мая.
5) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (ред. от 29.03.2017 г.) // Инф. система «Консультант Плюс» -2017-8 мая.
6) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): приказ Минфина РФ от 06.10.2008г. № 106н (ред. от 6.04.2015 г.) // Инф. система «Консультант Плюс» -2017- 8 мая.
7) Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99): приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н (ред. от 29.03.2017 г.) // Инф. система «Консультант Плюс» -2017- 8 мая.
8) Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» (ПБУ 10/99): приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н (ред. от 6.04.2015 г.) // Инф. система «Консультант Плюс» -2017- 8 мая.
9) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению: приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (ред. от 29.08.2014 г.) // Инф. система «Консультант Плюс» -2017- 8 мая.
10) Балдин К.В. Информационные системы в экономике: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2013. - 395 с.
11) Башкатов В.В. Учетная политика для целей налогообложения как основы ведения налогового учета сельскохозяйственных организаций// Политематический электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета . 2014. №104. С. 25-26.
12) Башкатов В.В, Оптимизация налогообложения организации уплачивающих ЕСХН в системе управленческого учета.// Потенциал современной науки .2014.№6. С. 7-9.
13) Бодрова Т. В. Налоговый учет и отчетность. М.: Издательско- торговая корпорация Дашков и К°, 2013. - 471 с.
14) Брызгалин А.В. Учетная политика для целей налогообложения// Налоги и финансовое право. 2014. № 2. С. 12-13.
15) Будяк Г.Н. Организация расчетов с бюджетом: методическое пособие. М.: КноРус, 2014. -77 с.
16) Ветрова М.Н. Налоговое бюджетирование в сельскохозяйственных организациях// Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. 2016. № 1. С.34-37.
17) Горохова Н.А. Формирование налогового бюджета// Планово-экономический отдел. 2015. № 1. С. 35-44.
18) Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 534с.
19) Ермишина О.Ф. Современные подходы к формированию учетной политики для целей налогового учета // Все для бухгалтера. 2015. № 5. С. 15-25.
20) Кацыка А.В. Оптимизация налогообложения в рамках существующего законодательства и государственное налоговое планирование// Управленческий учет. 2015. № 8. С. 78 - 86.
21) Коваль Л.С. Налоговое планирование: оптимизация налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта // Право и экономика. 2015. № 9. С. 15-21.
22) Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. М.: Инфра - М., 2014. - 681 с.
23) Лаврухина Н.В. Критерии выбора оптимальной системы налогообложения в организации//Теория и практика общественного развития. 2013. №12. С. 11-12.
24) Лермонтов Ю.А. Страховые взносы с 2017 года. О новых правилах исчисления и уплаты //Финансовая газета. 2016.№3. С. 16-19.
25) Лисович Г.М. Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве. М.: Вузовский учебник, 2015. - 318 с.
26) Мандрощенко О.В. Подходы к оценке определения оптимальной налоговой нагрузки субъекта предпринимательской деятельности// Международный бухгалтерский учет. 2014. № 28. С. 19-31.
27) Минченко А.А Особенности расчетов с бюджетом по ЕСХН при промышленной переработке сельскохозяйственной продукции// Бухучет в сельском хозяйстве. 2014. № 11. С. 24 - 28.
28) Мухамедзянов К.З. Эффективность учетной политики для целей налогообложения организации// Налоги и налоговое планирование. 2016. - № 7. С. 12-19.
29) Нестеренко Н.А. Налоговый учет. Д: Феникс, 2015. 412 с.
30) Оломская Е.В.. Основные противоречия в системе нормативного регулирования налогового учета и пути их преодоления// Вестник Адыгейского государственного университета. 2014. № 1. С. 138.
31) Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: учебник. М.: Юрайт, 2015. 747 с.
32) Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве.М.: Финансы и статистика, 2016. 321 с.
33) Попова Л.В. Элементы методики налогообложения
сельскохозяйственных производителей при эффективном учетном процессе // Управленческий учет. 2015. № 2. С. 77 - 80.
34) Селищев Н.В 1С: Бухгалтерия 8.2: учебник. Санкт-Петербург :Книга.ру, 2016.400 с.
35) Сигидов Ю.И. Различные варианты соотношение моделей и систем бухгалтерского (финансового и управленческого) и налогового учета для целей оптимизации налогообложения// Научный журнал КабГау. 2013. № 89(05). С. 28-30.
36) Сидоров В. Налогоплательщик ЮЛ: установка, использование, решение проблем [Электронный ресурс] URL: http://netler.ru/pc/jul.htm (дата обращения: 13.05.2017).
37) Смагина Н.В. К вопросам о взаимосвязи системы финансового, управленческого и налогового учета// Журнал вестник НГИЭИ.2015. №1. С.44.
38) Цой Е.В. Информационное обеспечение налогового учета// Экономика и экономические науки. 2014. №10. С.14-15.
39) Чипуренко Е.В. Налоговый анализ: новое научное направление// Международный бухгалтерский учет. 2015. № 4. С. 26-37.