Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие полифонического мышления у учащихся старших классов на уроках музыки

Работа №159019

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2024
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЛИФОНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 5
1.1. Категория «полифоническое мышление» в педагогике музыкального
образования 5
1.2. Педагогическое руководство по развитию полифонического мышления у
учащихся старших классов на уроках музыки 7
1.3. Методы развития полифонического мышления у учащихся старших
классов на уроках музыки 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 19
2.1. Разработка критериев и показателей оценивания уровней развития полифонического мышления у учащихся старших классов на уроках музыки 19
2.2. Содержание педагогического эксперимента по развитию полифонического мышления у учащихся старших классов на уроках музыки 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39


Актуальность исследования. Согласно современным исследованиям, современная реальность (действительность) многомерна, а значит полифонична, основана на одновременном протекании самых разнообразных, но в то же время взаимосвязанных процессов. Способности, которыми человек обладает - сложная многоуровневая полифоническая система, позволяющая ему адаптироваться к постоянно усложняющемуся окружающему миру. Возникает вопрос: нужно ли развивать и если да, то как каким образом развивать данную полифоническую систему многообразных способностей человека? Каково содержание подобной системы. В первую очередь, это мышление - способность на основе приобретённых знаний и воображения добывать и моделировать полученную информацию. Полифоническое мышление - один из видов мышления субъекта. В музыкальном искусстве полифоническое мышление необходимо для освоения полифонии - вид многоголосия, заключающийся в одновременном звучании нескольких самостоятельных равноправных взаимодействующих между. Развивать полифоническое мышление у учащихся необходимо начиная с самых первых шагов обучения.
Обозначенные аспекты позволили сформулировать проблему исследования: каковы методы развития полифонического мышления у учащихся старших классов на уроках музыки. Данная проблема повлияла на выбор темы исследования: «Развитие полифонического мышления у учащихся старших классов на уроках музыки».
Цель исследования - обоснование и апробация методов развития полифонического мышления у учащихся старших классов на уроках музыки .
Объект исследования: процесс развития полифонического мышления у учащихся старших классов на уроках музыки.
Предмет исследования: методы развития полифонического мышления у учащихся старших классов на уроках музыки.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что развитие полифонического мышления у учащихся старших классов на уроках музыки будет эффективно, если реализованы следующие методы педагогики музыкального обучения: размышление о музыке, интонационно-смысловой анализ, ритмопластические импровизации под музыку и театрализации, поиск художественных аналогий музыкальных произведений в других видах искусства.
Задачи исследования:
1. проанализировать категорию «полифоническое мышление» в педагогике музыкального образования;
2. отобрать и проанализировать методы педагогики музыкального образования, стимулирующие развитие полифонического мышления у учащихся старших классов на уроках музыки.
3. подобрать музыкальный репертуар для развития полифонического мышления у учащихся старших классов на уроках музыки
4. осуществить опытно-экспериментальную работу и выполнить анализ полученных результатов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая обработка данных.
Основой теоретической базы исследования послужили работы, посвящённые преподаванию музыки в школе Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой, Л.А. Безбородовой, О.А. Апраксиной, Д. Кабалевского, Т. Г. Мариупольской, исследования в области психологии Л.С. Выготского, Л. Бочкарева, В.С. Мухиной, труды, направленные на изучение разных аспектов полифонического мышления С.А. Рогова, К.В. Бардина, В.М. Розина, книги о творчестве И.С. Баха Э. Бодки, А. Швейцера, А. Майкапара, Е.Д. Терегулова.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое исследование показало, что реализация предложенных методов музыкального обучения (размышление о музыке, интонационно-смысловой анализ, ритмопластические импровизации и театрализации, поиск художественных аналогий) приводит к эффективному развитию полифонического мышления у учащихся старших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Реализация метода размышления о музыке способствует развитию у учащихся целостного представления об искусстве, изучаемых музыкальных произведениях, формированию аналитических навыков, умения выявлять структурные особенности смысловые значения музыкальных произведений.
Интонационно-смысловой анализ позволяет учащимся глубже проникнуть в художественный мир музыки, осознать и почувствовать связь между интонационным развитием и содержанием музыки.
Ритмопластические импровизации и театрализации помогают развить чувство ритма и выразительности, творческие способности.
Поиск художественных аналогий музыкальных произведений в других видах искусства способствует расширению кругозора, формированию целостного художественного восприятия.
Развитие полифонического мышления у учащихся старших классов на уроках музыки является важным фактором для их интеллектуального и культурного развития. Предложенные методы музыкального обучения (размышление о музыке, интонационно-смысловой анализ,
ритмопластические импровизации и театрализации, поиск художественных аналогий) являются эффективными средствами развития полифонического мышления. Реализация предложенных нами методов на уроках музыки способствует формированию у учащихся целостного понимания музыки, развитию их аналитических, творческих и коммуникативных способностей.
Что и требовалось доказать.



1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. - М.: Академия, 1991. - 405 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.:
Академия, 2004. - 336 с.
3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального
образования. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
4. Аброскина Н.Ю. Построение теоретико-методической модели
формирования основ полифонического мышления учащихся младшего подросткового возраста в условиях дополнительного образования // Музыкальное искусство и образование. 2013. №1. С. 87 - 93. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/postroenie-teoretiko-metodicheskoy-modeli- formirovaniya-osnov-polifonicheskogo-myshleniya-uchaschihsya-mladshego- podrostkovogo(дата обращения: 16.03.2024).
5. Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония: гуманно-личностный подход к образованию / Шалва Амонашвили. - Москва: Амрита, 2019. - 312 с.
6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
7. Арестова А.Ю. Опыт переживания в музыкально-эстетическом воспитании детей // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», 2010. - № 4. -С. 1 - 7. - [Электронный ресурс]. - http:ZZwww.art- education.ru/electronic-journal/opyt-perezhivaniya-v-muzykalnoesteticheskom- vospitanii-detey(дата обращения: 14.02.2024).
8. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Вопросы музыки в школе. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. - 290 с.
9. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования. - Москва: Флинта, 2018. - 236 с.
10. Благинина Т.И. Подготовка будущих учителей к художественному анализу музыкальных произведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02 / Благинина Т.И. - М., 1995. - 19 с.
11. Благинина Т.И., Орлова Н.Н. Пути формирования исполнительского репертуара учителя-музыканта в вузе // Образование и музыка в современном мире: сб. науч. ст. по материалам всерос. с международ. участием симп. / отв. ред. Т. А. Шипилкина, Т. И. Благинина, В. В. Михалева. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2020. - С. 90 - 94.
12. Бодина, Е. А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского. - Москва: Юрайт, 2019. - 234 с.
13. Бодина, Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века. - Москва: Юрайт, 2019. - 333 с.
14. Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха. - М.: Музыка, 1989. - 388с.: нот. Пер. с нем. А. Майкапар.
15. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. - М.:
Институт психологии РАН, 1997. - 280 с.
16. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 572 с.
17. Давидчик А. Б. Работа над полифоническими приемами в классе
фортепиано // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. №39. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-nad-polifonicheskimi-priemami-v-klasse- fortepiano(дата обращения: 16.03.2024).
18. Кабалевский Д. Музыка в воспитании и развитии ребёнка. Роль музыкальной культуры в жизни детей. - Москва: Амрита-Русь, 2018. - 224 с.
19. Каган М. С. Музыка в мире искусств: учеб. пособие для вузов / М. С. Каган. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 218 с. - (Антология мысли). - Текст: непосредственный.
20. Коменский, Я. А. Учитель учителей. - Москва: Карапуз, 2008. - 288 с.
21. Красовская Е. П., Хо Да Педагогические подходы к освоению
полифонических циклов И. С. Баха и Д. Д. Шостаковича в классе фортепиано студентами китайской народной Республики // Музыкальное искусство и образование. 2019. №3. С. 105 - 125. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pedagogicheskie-podhody-k-osvoeniyu- polifonicheskih-tsiklov-i-s-baha-i-d-d-shostakovicha-v-klasse-fortepiano- studentami-kitayskoy-narodnoy(дата обращения: 16.03.2024
22. Кузякина, Т. И. Музыкальная культура личности как сложная система приобщения к миру искусства // Вестник ЧГУ. - 2007. - №3. - С. 354
- 358. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/muzykalnaya-kultura-lichnosti-kak- slozhnaya-sistema-priobscheniya-k-miru-iskusstva(дата обращения: 08.11.2023).
23. Ли Чжуаньди. Педагогические принципы музыкального
образования в китайской школе // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», 2020. - № 2. - С. 174 - 179. - [Электронный ресурс]. - http:ZZwww.art-education.ru/electronic-j ournalZpedagogicheskie-
principy-muzykalnogo-obrazovaniya-v-kitayskoy-shkole (дата обращения: 14.01. 2024).
24. Личностно-ориентированная педагогика. Понятие и цели настоящего образования (по трудам С.И. Гессена) / сост.: Е. Г. Осовский. - М.: Амрита-Русь, ИД Шалвы Амонашвили, 2020. - 248 с.
25. Майкапар А. Мастер-класс И. С. Бах Концерт в итальянском стиле (Итальянский концерт). - MPI, 2006. - 47с.
26. Мариупольская, Т. Г. Подготовка педагога-музыканта для общеобразовательной школы: прошлое и настоящее. // Наука и школа. - 2015.
- № 3. - С. 174-179. - URL: https:ZZreader.lanbook.com/journalArticleZ452314#2(дата обращения: 04.11.2023).
27. Музыка в современном мире : наука, педагогика, исполнительство : Сборник статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции, Тамбов, 14 февраля 2020 года / Редколлегия: О.В. Немкова, О.В.
Генебарт, Е.О. Казьмина. - Тамбов: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова», 2020. - 688 с.
28. Музыка: 1-8 кл.: прогр. общеобразов. учреждений / М-во образования и науки РФ; под рук. Д. Б. Кабалевского. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2007. - 224 с.
29. Музыкальное искусство и образование : Сборник научных статей Всероссийского с международным участием научно-методического семинара, Пенза, 17-19 февраля 2022 года. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2022. - 192 с.
30. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - Москва: Академия, 1999. - 453 с.
31. Осипова И. М. Развитие полифонического мышления в классе
фортепиано детской музыкальной школы // Царскосельские чтения. 2010. № XIV. С. 275 - 279. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-
polifonicheskogo-myshleniya-v-klasse-fortepiano-detskoy-muzykalnoy-shkoly (дата обращения: 16.03.2024).
32. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др., под ред. И. А. Зазяна. - М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
33. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б.С. Рачина. - М.: Композитор, 2012. - 544 с.
34. Рогова С. А. Полифоническое мышление как особый инструмент
познания сложной системы // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №27. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/polifonicheskoe-myshlenie-kak-osobyy-
instrument-poznaniya-slozhnoy-sistemy (дата обращения: 05.02.2024).
35. Розин В. М. Контекстное, полифоническое мышление - перспектива XXI века // Общественные науки и современность. 1996. № 5. С. 120 — 129.
36. Терегулов Е.Д. Забытые правила. Проблемы артикуляции и агогики в клавирных сочинениях И.С. Баха. — М.: Композитор, 1993. — 16 с.
37. Традиции и инновации в современном культурно-
образовательном пространстве : Материалы XII международной научно-практической конференции, Москва, 23 ноября 2021 года / Под научной редакцией Л.А. Рапацкой, отв. ред. В.В. Гетьман, редколлегия М.С. Осеннева, Н.И. Дружкова, Е.А. Шкапа. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2022. - 259 с.
38. Фархутдинова С.Г., Семенюк Т.Е. Развитие интереса подростков к
слушанию академической музыки в общеобразовательных учреждениях // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet», 2021. - Том 4. - № 1. - С. 102. - [Электронный ресурс]. -
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-interesa-podrostkov-k-slushaniyu- akademicheskoy-muzyki-v-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата
обращения: 10.03.2024).
39. Хо Да Особенности методики работы с китайскими студентами
над полифоническими сочинениями европейских композиторов в классе фортепиано в вузе: раскрытие идейно-образного содержания, освоение интонационно-опорных вех, совершенствование исполнительской техники // АНИ: педагогика и психология. 2018. №1 (22). С. 223 - 226. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-metodiki-raboty-s-kitayskimi- studentami-nad-polifonicheskimi-sochineniyami-evropeyskih-kompozitorov-v- klasse-fortepiano-v(дата обращения: 16.03.2024).
40. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. - М.: Юрайт, 1988. - 420 с.
41. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М.: Юрайт, 2003. - 368 с.
42. Чечет Т.Н. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-эстетических ситуаций в процессе личностно¬ориентированного обучения. -Автореф. дисс. к.п.н., Волгоград, 1997. - 21 с.
43. Шапинская Е.Н. Музыка на все времена: классическое наследие и современная культура // Знание. Понимание. Умение, 2015. - № 3. - С. 152 - [Электронный ресурс]. - https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/muzyka-na-vse- vremena-klassicheskoe-nasledie-i-sovremennaya-kultura(дата обращения: 07.04.2023)
44. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. - М.: Музыка, 1964. - 728с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ