Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ВОПРОСОВ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ЗА ПЕРИОД С 2018 ПО 2022 ГГ.) С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ

Работа №159014

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2023
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 История ЕГЭ в России 5
1.2 ЕГЭ в педагогической науке 8
1.3 Место ЕГЭ в современной системе образования 10
1.4 ЕГЭ: положительные и отрицательные стороны 13
1.5 Перспективы развития ЕГЭ в России 18
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 22
3.1 Анализ структуры вопросов ЕГЭ по биологии за период с 2018 - по
2022 гг 22
3.2 Анализ уровня сложности вопросов ЕГЭ по биологии за период с 2018 -
по 2022 гг 26
3.3 Анализ соотношения вопросов ЕГЭ по разделам биологии за период с
2018 - по 2022 гг 38
3.4 Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ по биологии за период с
2018-по 2022 гг 43
3.5 Анализ результатов сдачи ЕГЭ по биологии за период с 2018 - по 2022
гг. у выпускников по России и Пензенской области 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63


Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - это основная форма государственной итоговой аттестации (ГИД) по образовательным программам среднего общего образования, являющаяся школьным выпускным экзаменом и, вместе с тем, вступительным экзаменом в высшие учебные заведения.
Сущность ЕГЭ заключается в разработке и организации единой системы оценки знаний обучающихся по программе среднего общего образования.
Целью ЕГЭ является оценка результатов освоения обучающимися школ основных образовательных программ среднего общего образования с целью повышения его качества, а также повышения доступности высшего образования для выпускников.
Задачи ЕГЭ следующие:
- выражение оценки качества образования на принципе организации системы внешнего оценивания и использования педагогических измерений;
- повышение доступности высшего образования путем предоставления выпускникам возможности выбирать несколько высших учебных заведений и несколько направлений в них;
- определение требований к общеобразовательной подготовке обучающихся;
- уменьшение психологической и умственной нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счет сокращения числа экзаменов;
- повышение качества системы государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки качества подготовки выпускников учреждений общего образования [35].
Актуальность: единый государственный экзамен (ЕГЭ) является единственной формой оценки качества образования в средних общеобразовательных учреждениях, а также основным и значимым элементом развития и совершенствования всей системы образования в них. По этой причине анализ содержания вопросов ЕГЭ по той или иной дисциплине с целью повышения эффективности подготовки - очень важная и первостепенная задача, стоящая перед школой.
Цель данной работы: проанализировать вопросы ЕГЭ по биологии за период с 2018 - по 2022 гг. с целью выявления изменений в их структуре, содержании и уровне сложности с целью повышения эффективности подготовки.
Задачи данной работы:
1) провести анализ научной и учебно-методической литературы и со-ответствующих документов по тематике ВКР;
2) проанализировать структуру вопросов ЕГЭ по биологии за период с 2018 - по 2022 гг.;
3) сравнить содержание вопросов ЕГЭ по биологии за период с 2018 - по 2022 гг. по уровню сложности (базовый, повышенный, высокий);
4) сравнить соотношение вопросов ЕГЭ по биологии за период с 2018 - по 2022 гг. по следующим разделам: биология растений (ботаника), биология животных (зоология), биология человека и общая биология;
5) выявить и представить наиболее типичные и распространенные ошибки в решении вопросов ЕГЭ по биологии в период с 2018 - по 2022 гг.
6) проанализировать и сравнить результаты сдачи ЕГЭ по биологии за период с 2018 - по 2022 гг. у выпускников средних общеобразовательных учреждений по Пензенской области и в целом по России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с определенной в диссертации целью были выполнены поставленные задачи и получены следующие результаты в ходе проведенного исследования:
1. Проведен тщательный анализ научно-педагогической литературы и соответствующих документов по тематике ВКР;
2. Проанализирована структура вопросов ЕГЭ по биологии за период с 2018 - по 2022 гг.: общее количество вопросов за данный период не измени-лось и осталось на прежнем уровне в количестве 28 заданий - 21 задание в первой (1) части и 7 заданий во второй (2) части.
В период с 2018 - по 2021 гг. количество содержательных разделов ЕГЭ по биологии также не изменилось, и было представлено в количестве 7: 1 - «Биология как наука, методы научного познания»; 2 - «клетка как биологическая система»; 3 - «Организм как биологическая система»; 4 - «Система и многообразие органического мира»; 5 - «Организм человека и его здоровье»; 6 - «Эволюция живой природы»; 7 - «Экосистемы и присущие ей закономерности». Количество содержательных разделов ЕГЭ по биологии в 2022 году, однако, сократилось до 6, вследствие объединения разделов 2 и 3 - «Клетка как биологическая система» и «Организм как биологическая система».
3. Проведен сравнительный анализ уровня сложности вопросов ЕГЭ по биологии в период с 2018 - по 2022 гг.: количество вопросов на разных уровнях сложности за указанный период не изменилось. Максимальное количество вопросов - 12 - базового уровня и 9 вопросов повышенного уровня сложности. Часть 2 содержала полностью вопросы высокого уровня сложности в количестве 7.
Однако изменился процент максимального балла за выполнение вопросов какого-либо уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу. Так, в 2018 году преобладающим был базовый уровень сложности вопросов, что составило 36,0 % максимального балла за их выполнение. Выполнение вопросов базового и высокого уровня сложности в совокупности давали больший процент максимального балла (70,0%). В период с 2019 - по 2021 гг. преобладающими уже стали базовый и высокий уровни сложности вопросов - 34,5 % максимального балла можно было получить за их выполнение по каждому из этих уровней сложности. А в 2022 году доминирующим уровнем сложности вопросов стал высокий (35,0%). Выполнение за-даний базового и высокого уровня сложности в период с 2019 - по 2022 гг. в совокупности давали 69,0%. Начиная с 2019 года, наметилась тенденция на повышение процента высокого уровня сложности вопросов ЕГЭ.
4. Проведен сравнительный анализ соотношения вопросов ЕГЭ по биологии за период с 2018 - по 2022 гг. по биологическим разделам, как в демонстрационных вариантах ФИЛИ, так и в вариантах из сборников по подготовке к ЕГЭ по биологии под редакцией Рохлова В.С.: преобладающими были вопросы по общей биологии. Так, в демонстрационных вариантах ФИЛИ, они составили 67,9%; в вариантах из сборников под редакцией Рохлова - минимальный процент составил 60,7% (2021 и 2022 гг.), максимальный процент -71,4% (2020 г.).
Количество вопросов по биологии человека в демонстрационных вариантах ФИЛИ в течение указанного периода не изменилось и составило 14,3%. В вариантах из сборников под редакцией Рохлова количество варьировалось - минимальный процент составил 10,7% (2021 и 2022 гг.), максимальный процент - 14,3% (в период с 2018 - по 2020 гг.).
Наименьшее количество вопросов в период с 2018 - по 2022 гг. наблюдалось по биологии растений и биологии животных. В демонстрационных вариантах ФИЛИ в течение данного периода количество вопросов по биоло-гии животных возросло с 7,1% до 10,7%; а количество вопросов по биологии растений снизилось с 10,7% до 7,1%. В вариантах из сборников под редакцией Рохлова количество вопросов по биологии животных варьировалось - минимальный процент составил 7,1% (2019 г.), максимальный процент - 17,9 % (2018 и 2020 гг.); а количество вопросов по биологии растений возросло - с 3,5% в 2018 г. до 10,7% в 2022 г.
5. Выявлены и представлены наиболее типичные и распространенные ошибки в решении вопросов ЕГЭ по биологии в период с 2018 - по 2022 гг.
6. Проведен сравнительный анализ результатов сдачи ЕГЭ по биологии за период с 2018 - по 2022 гг.: прослеживалась динамика снижения показателя среднего балла за данный период, как по России (с 51,4 до 50,2 баллов), так и по Пензенской области (с 57,7 до 52,7 баллов). По всей видимости, снижение среднего балла результата сдачи ЕГЭ по биологии за данный период связано с тенденцией к повышению количества вопросов высокого уровня сложности.



1. Аванесов В.С. Проблема педагогических измерений качества образования // Педагогические измерения. 2015. № 3. С. 4-16.
2. Аванесов В.С. Теория и практика педагогических измерений: материалы публикаций. Екатеринбург: ЦТ и МКО УГТУ-УПИ, 2005. 98 с.
3. Аванесов В.С. Формы тестовых заданий: учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. Москва: Центр тестирования, 2005. 156 с.
4. Азизова Л. Р. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) как педагогический эксперимент: плюсы и минусы // Психолого-педагогические науки. 2019. № 3. С. 5-9.
5. Болотов В. А. ЕГЭ на пути к созданию системы независимой оценки качества образования // Высшее образование сегодня. 2004. № 11. С. 23-27.
6. Бородина А. ЕГЭ со всех сторон // Лицейское и гимназическое образование. 2005. №3. С. 9-13.
7. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по биологии // Федеральный институт педагогических измерений, 2017. 39 с.
8. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2019 года по биологии // Федеральный институт педагогических измерений, 2018. 39 с.
9. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 года по биологии // Федеральный институт педагогических измерений, 2019. 39 с.
10. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2021 года по биологии // Федераль¬ный институт педагогических измерений, 2020. 39 с.
11. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2022 года по биологии // Федераль¬ный институт педагогических измерений, 2021. 39 с.
12. ЕГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. Рохлова В.С. Москва: Издательство «Национальное образование»,
2018. 368 с.
13. ЕГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. Рохлова В.С. Москва: Издательство «Национальное образование»,
2019. 369 с.
14. ЕГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. Рохлова В.С. Москва: Издательство «Национальное образование»,2020.367 с.
15. ЕГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. Рохлова В.С. Москва: Издательство «Национальное образование»,2021370 с.
16. ЕГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. Рохлова В.С. Москва: Издательство «Национальное образование»,2022.365 с.
17. Рохлов В. С., Петросова Р.А., Мазяркина Т. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по биологии // Федеральный институт педаго-гических измерений. Москва, 2018. 22 с.
18. Рохлов В. С., Петросова Р.А., Мазяркина Т. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по биологии // Федеральный институт педаго-гических измерений. Москва, 2019. 24 с.
19. Рохлов В. С., Петросова Р.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по биологии И Федеральный институт педагогических измере¬ний. Москва, 2020. 28 с.
20. Рохлов В. С., Петросова Р.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ
2021 года по биологии И Федеральный институт педагогических измерений. Москва, 2021. 37 с.
21. Рохлов В. С., Петросова Р.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ
2022 года по биологии И Федеральный институт педагогических измерений. Москва, 2022. 41 с.
22. Рыжкин А., Ефремова Н., Ковалёв Л. Единый государственный экзамен: опыты и перспективы // Высшее образование в России. 2002. № 3. С. 3-9.
23. Смушкевич Л. Е. Единый госэкзамен и модернизация общего среднего образования // Высшее образование сегодня. 2004. № 9. С. 25-28.
24. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в
2018 году единого государственного экзамена по биологии // Федеральный институт педагогических измерений. Москва, 2017. 13 с.
25. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в
2019 году единого государственного экзамена по биологии // Федераль¬ный институт педагогических измерений. Москва, 2018. 13 с.
26. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в
2020 году единого государственного экзамена по биологии // Федеральный институт педагогических измерений. Москва, 2019. 13 с.
27. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в
2021 году единого государственного экзамена по биологии // Федеральный институт педагогических измерений. Москва, 2020. 13 с.
28. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в
2022 году единого государственного экзамена по биологии // Федеральный институт педагогических измерений. Москва, 2021. 13 с.
29. Статистические материалы по результатам государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пензенской области в 2018 году // Институт регионального развития Пензенской области. Пенза, 2018. 146 с.
30. Статистические материалы по результатам государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пензенской области в 2019 году // Институт регионального развития Пензенской области. Пенза, 2019. 286 с.
31. Статистические материалы по результатам государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пензенской области в 2020 году // Институт регионального развития Пензенской области. Пенза, 2020. 213 с.
32. Статистические материалы по результатам государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пензенской области в 2021 году // Институт регионального развития Пензенской области. - Пенза, 2021. 223 с.
33.Черепанов, В. С., Шихов, Ю. А. Квалиметрический мониторинг качества образования: концептуально-программный подход // Образование и наука. 2008. №2. С. 64-73.
34.Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2008. 98 с.
35. Шудегов В. Е. О едином государственном экзамене // Высшее образование сегодня. 2006. № 3. С. 24-27.
36. Вокруг о ЕГЭ. Д. А. Медведев [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/98003(дата обращения 24.10.2022)
37. ЕГЭ бояться - в ВУЗ не поступать: Нечаев В. [Электронный ресурс]. URL: http://filolingvia.com/news/2009-03-21-2530(дата обращения 29.10.2022)
38. ЕГЭ изменят за два года [Электронный ресурс]. URL:
https://rg.ru/2021/08/29/ege-izmeniat-za-dva-goda.html(дата обращения 13.11.2022)
39. ЕГЭ: Кто против, кто за, кто воздержался. Учителя, политики, общественные деятели - о ЕГЭ [Электронный ресурс]. URL: https://svpressa.ru/politic/article/274871/(дата обращения 25.10.2022)
40. Миронов С.М. о ЕГЭ [Электронный ресурс]. URL: https://www.kop.ru/articles/s-m-mironov-o-ege/(дата обращения 01.11.2022)
41. Мнения и комментарии членов Совета РФ о ЕГЭ [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/events/news/20978/(дата обращения 27.10.2022)
42. Новости ЕГЭ: Любовь Слиска [Электронный ресурс]. URL:
https://ctege.info/stati-o-ege/ege-eto-ne-proverka-znaniy-eto-lotereya.html(да¬та обращения 26.10.2022)
43. Путин о ЕГЭ: «Есть минусы, есть и плюсы в этой системе» [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.org/article/putin-o-ege-est-minusy-est-i-plusy- v-etoj-sisteme(дата обращения 24.10.2022)
44. Путин: система ЕГЭ будет совершенствоваться [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20080214/99211007.html(дата обращения 24.10.2022)
45. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://base, garant.ru/72125228/53f89421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/ (дата обращения 23.09.2022)
46. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/182981/(Дата обращения: 05.09.2022)
47. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2002 г. № 222 «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» [Элек-тронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/184335/(Дата обращения: 05.09.2022)
48. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. № 725 «О продлении на 2004 год срока проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/9018812397marker(Дата обращения: 14.09.2022)
49. Приказ Минпросвещения РФ № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018 (с изм. от 16.03.2021) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_313212/ (дата обращения 23.09.2022)
50. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/190647/(Дата обращения: 17.09.2022)
51. Федеральный закон от 13.02. 2009 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в
статью 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статью И Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [Электронный ресурс]. URL:
https://www.consultant.ni/document/cons_doc_LAW_84892/(Дата обращения: 17.09.2022)
52. Федеральный закон от 10.02.2010 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ni/190647/(Дата обращения: 17.09.2022)
53. Федеральный институт педагогических измерений. Аналитические и методические материалы [Электронный ресурс]. URL: https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy(дата обращения 05.12.2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ