ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические основы формирования элементарных
математических представлений детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Организация и содержание работы по формированию
элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Современные мультфильмы как разновидность занимательного
материала для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня развития математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Содержание работы по использованию современных
мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Анализ эффективности использования современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста 488
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 577
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, так как повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Изучение математики способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
При изучении математических понятий, таких как, количество, форма, время, пространство, дети дошкольного возраста проявляют к ним спонтанный интерес. И очень часто в дошкольных организациях раскрытие содержания этих понятий не является систематичным.
Основам математики предполагается отводить важное место в обучении. Это вызвано несколькими причинами: началом обучения в школе, большим количеством информации, получаемой ребёнком, необходимостью сделать процесс обучения интенсивнее.
Усвоение математической терминологии должно быть непринужденным и интересным для дошкольников, поэтому для объяснения и закрепления материала целесообразно использование занимательных заданий и упражнений. Кроме широко распространенных дидактических игр, логических заданий, головоломок, задач-шуток и математических сказок, по нашему мнению, для изучения или закрепления некоторых математических понятий возможно использование мультфильмов с математическим содержанием.
Мультфильмы привлекают детей своим сюжетом, композицией, необычными образами и моментами, выразительностью. Они вызывают у ребенка яркие эмоции, что способствует лучшему восприятию и усвоению новой информации или закрепления уже изученного. Конечно, при применении мультфильмов в образовательно-воспитательном процессе взрослый уделяет основное внимание сознательному изучению учебного материала и его глубокому пониманию, но для дошкольника этот процесс может проходить практически незаметно.
Вместе с тем, по нашему мнению, несмотря на целесообразность применения мультфильмов в воспитательно-образовательном процессе, в научной литературе пока не вполне четко сформулированы методические рекомендации по их использованию в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Таким образом, тема нашей работы является достаточно актуальной.
Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: применение современных мультфильмов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Цель исследования: изучить возможности использования современных мультфильмов в работе по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников.
Задачи:
1. Определить особенности развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Изучить организацию и содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выяснить возможности использования современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить содержание работы по использованию современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и апробировать его в условиях ДОО.
5. Проанализировать эффективность использования современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май - август 2021 года) был посвящен изучению и анализу научной литературы по проблеме исследования;
II этап (сентябрь - октябрь 2021 года) предполагал выявление уровня формирования элементарных математических представлений;
III этап (ноябрь 2021 - март 2022 года) включал формирующий
эксперимент, направленный на работу по использованию современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений;
IV этап (март - апрель 2022 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений.
Гипотеза исследования: использование современных мультфильмов способствует повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников.
Методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение материалов;
- эмпирические: методика диагностики элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста (Д.И. Шаньшина).
Теоретико-методологическая основа исследования:
- труды в области нравственного воспитания детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.В. Петерина, С.Г. Якобсон, Л.И. Божович, М.И. Воловикова, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, М. Микляева;
- исследования о воспитательном потенциале мультфильмов
(Р.Г. Казакова, М.В. Корепанова, И.Я. Медведева, А.Ф. Лалетина,
- работы о разработке диагностического сопровождения для определения уровня морального развития детей (Л.В. Пименова, А.М. Щетинина,
- основы теории развития математических представлений у дошкольников (А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова, О. Фунтикова).
Практическая значимость исследования заключается в подборке современных мультфильмов, направленных на формирование элементарных математических представлений у дошкольников.
База исследования: филиал №1 «Рябинка» МБДОУ детского сада №109 г. Пензы «Планета детства».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 43 наименования.
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений в дошкольных учреждениях не всегда систематично.
Мультфильмы привлекают детей своим сюжетом, композицией, необычными образами и моментами, выразительностью. Они вызывают у ребенка яркие эмоции, что способствует лучшему восприятию и усвоению новой информации или закрепления уже изученного. Конечно, при применении мультфильмов в образовательно-воспитательном процессе взрослый уделяет основное внимание сознательному изучению учебного материала и его глубокому пониманию, но для дошкольника этот процесс может проходить практически незаметно.
В первой главе нашего исследования мы проанализировали имеющиеся психолого-педагогические и методические работы по данной теме и пришли к выводу, что современные мультфильмы обладают большим потенциалом в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. В процессе просмотра мультфильмов дошкольник может научиться счёту, познакомиться с плоскими и объемными фигурами, изучить отношения между предметами и их величинами, освоить пространственные и временные ориентиры. Как и другие виды занимательного материала, мультфильмы повышают мотивацию ребенка к процессу обучения, способствуют развитию познавательных процессов, активизации мышления, способствуют появлению положительного эмоционального отношения к предмету познания, позволяют сделать воспитательно-образовательный процесс интересным и непринужденным.
Также мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте дошкольник знакомится с числами второго десятка, знает основные математические знаки (+, -, =, <, >) и умеет решать задачи, используя их, учится различать некоторые геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, многоугольник) и геометрические тела (шар, куб, параллелепипед (коробка), цилиндр, конус, пирамида), может измерять предметы с помощью линейки и записывать результат, способен определять время с точностью до получаса, разбирается в понятиях «слева, справа, выше, ниже, толще, тоньше». При организации воспитательно¬образовательного процесса, направленного на формирование данных математических понятий, можно использовать разнообразные методы и приемы обучения.
Вторая глава нашего исследования посвящена опытно¬экспериментальной работе проводилась на базе старшей дошкольной группы филиала №1 «Рябинка» МБДОУ детского сада №109 г. Пензы «Планета детства». В исследовательской работе приняло участие 22 воспитанника старшей группы (5-6 лет).
В ходе проведения констатирующего этапа нами были использованы методики изучения уровня развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Методика обследования развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста включала следующие задания.:
1. Методика «Количественные представления». Автор: С.Д. Забрамная.
2. Методика «Представления о величине». Автор: С.Д. Забрамная.
3. Методика «Ориентировка во времени». Автор: С.Д. Забрамная.
Результаты, полученные в ходе проведенной диагностики на констатирующем этапе, свидетельствуют о том, что уровень развития у большинства детей старшего дошкольного возраста достигает лишь среднее пороговое значение.
Цель формирующего этапа нашего эксперимента состояла в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами современной мультипликации. На основе анализа полученных результатов нами был разработан план работы по использованию современных мультфильмов по формированию элементарных математических представлений в старшей дошкольной группе .
На формирующем этапе нами были разработаны и проведены ООД с использованием современной мультипликации.
Мультфильмы для работы были отобраны в соответствии с требованиями к отбору кинопродукции. В качестве материала в работе с детьми использовались современные мультфильмы отечественного производства; зарубежные мультфильмы; обучающие мультфильмы. В работу были включены преимущественно короткометражные мультфильмы, однако нами использовались кинопроизведения, продолжительность которых превышала 10 минут. В этом случае просмотр был разделён на две части, либо организовался предварительный кинопросмотр перед работой.
В ходе проведения ООД работа воспитателя строилась по следующему алгоритму:
1) просмотр мультфильма;
2) отбор эпизодов, в которых герой мультфильма увлекательной форме повествуют ребенку про математические понятия, далее происходит выполнение игровых математических заданий;
3) организация обсуждения с «проблемно-проверочными вопросами», которые позволяют выявить степень усвоения юными зрителями информации;
4) подведение итогов, рефлексия.
После проведения формирующего этапа было проведено повторное исследование. После которого пришли к выводу, что все воспитанники повысили свои знания либо по 1-2 методикам, либо по всем 3, что свидетельствует о успешном проведении формирующего этапа экспериментальной работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе использования современных мультфильмов.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, цель достигнута.
1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных
математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
2. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин И.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов. - Просвещение, Москва, 1988. - 576 с.
3. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. - 479 с.
4. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, 2013. - 210 с.
5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
6. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников. - М.: Издательство Феникс, 2005. - 256 с.
7. Веселые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познавательных процессов. / Сост. С.Е. Гаврина. - Ярославль: «Академия развития», «Академия Холдинг», 2002. - 230 с.
8. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008 с.
9. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1977. - С. 417-425.
10. Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. Формирование начальных математических понятий // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников. Хрестоматия. Ч. III. - СПб.: Питер, 1994. - С. 43-46.
11. Гололобова Л.А. Занимательный материал по формированию у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений. // Совушка. - 2017. - №4(10). - [Электронный ресурс]. - URL:https://kssovushka.ru/zhurnal/10.
12. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://oopd.ru/ru/
13. Дуброва В.П. Диагностические программы для определения
математических представлений дошкольников. // В.П. Дуброва,
Е.П. Милашевич. / Педагогическая практика в детском саду. - М., Academia, 2014.- С. 132-141.
14. Корнеева Г.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусеибова. - М., Просвещение, 2014. - 144 с.
15. Куниченко О.В. Воспитательные возможности мультфильма и их использование в работе воспитателей дошкольного образовательного учреждения. // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2014. - №3(30). - С. 39-44.
16. Куниченко О.В. Особенности воспитания нравственной поведения детей 5-7 лет в условиях экранной культуры. // Известия ВГСПУ. Серия «Педагогические науки». - № 7(82). - 2013. - С. 76-79.
17. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 2013. - 120 с.
18. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. - М.:
Педагогическое общество России, 2004. - 480 с.
19. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 112 с.
20. Математика от трех до семи. Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. - М.: Академия, 2001. - 198 с.
21. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 64 с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2002. - 456 с.
23. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
24. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход: Материалы пед. конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Науч. шк. А.В. Хуторского; под ред. А.В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010. - 245 с.
25. Олейник Н.В. Педагогические возможности использования мультфильма в воспитательно-образовательном процессе детского сада: теория и практика. // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 5 (10). - С. 420-427.
26. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.
27. Петерсон Л.Г. Программа «Ступеньки» курса математики для дошкольной подготовки детей 3-6 лет. - М.: Ювента, 2010. - 40 с.
28. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 170 с.
29. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
ЬН:р://минобрнауки.рфМоситеп{8/6261
30. Программа воспитания и обучения в детском саду. // Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 232 с.
31. Программно-методическое пособие. Проект. - М.: Издательство НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012. - 123 с.
32. Психология и педагогика игры. / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Просвещение, 1991. - 341 с.
33. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. / Авторы-составители: З.А. Михайлова. Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина. З.А. Серова - СПб: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 160 с.
34. Соколова М.В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей. // Психологическая наука и образование. - 2019. - №2. - C. 68-74.
35. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Педагогика, 1988. - 265 с.
36. Фалькович Т.А. Формирование математических представлений. / Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2015. - 165 с.
37. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
38. Флегонтова Л.И. Мультипликационный фильм как средство создания учебной ситуации, способствующей формированию универсальных учебных действий младших школьников. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://progimnaziya 1.ucoz.ru/Webinar/multiplikacionnyj film kak sredstvo sozdanija uche.pdf.
39. Хуторской A.B. Современная дидактика: учеб. для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.
40. Шевелев К.В. Авторская образовательная программа Математика для дошкольников. - М.: Издательство Ювента, 2012. - 32 с.
41. Шварц А.Ю. Репрезентации значений математических понятий в
зависимости от уровня математической подготовки. // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011». / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. - М.: МАКС Пресс, 2011. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://lomonosovmsu. ru/archive/Lomonosov_2011/index_2.htm/structure_22.htm
42. Щуклина Е.С. Роль современной мультипликации в воспитании ребенка. // Вестник Пензенского государственного университета. - 2018. - №4. - C. 12-14.
43. Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В., Екжанова Е.А. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (проект). - М.: Просвещение, 2016. - 240 с.