Использование современных мультфильмов в работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические основы формирования элементарных
математических представлений детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Организация и содержание работы по формированию
элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Современные мультфильмы как разновидность занимательного
материала для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня развития математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Содержание работы по использованию современных
мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Анализ эффективности использования современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста 488
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 577
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические основы формирования элементарных
математических представлений детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Организация и содержание работы по формированию
элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Современные мультфильмы как разновидность занимательного
материала для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня развития математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Содержание работы по использованию современных
мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Анализ эффективности использования современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста 488
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 577
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, так как повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Изучение математики способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
При изучении математических понятий, таких как, количество, форма, время, пространство, дети дошкольного возраста проявляют к ним спонтанный интерес. И очень часто в дошкольных организациях раскрытие содержания этих понятий не является систематичным.
Основам математики предполагается отводить важное место в обучении. Это вызвано несколькими причинами: началом обучения в школе, большим количеством информации, получаемой ребёнком, необходимостью сделать процесс обучения интенсивнее.
Усвоение математической терминологии должно быть непринужденным и интересным для дошкольников, поэтому для объяснения и закрепления материала целесообразно использование занимательных заданий и упражнений. Кроме широко распространенных дидактических игр, логических заданий, головоломок, задач-шуток и математических сказок, по нашему мнению, для изучения или закрепления некоторых математических понятий возможно использование мультфильмов с математическим содержанием.
Мультфильмы привлекают детей своим сюжетом, композицией, необычными образами и моментами, выразительностью. Они вызывают у ребенка яркие эмоции, что способствует лучшему восприятию и усвоению новой информации или закрепления уже изученного. Конечно, при применении мультфильмов в образовательно-воспитательном процессе взрослый уделяет основное внимание сознательному изучению учебного материала и его глубокому пониманию, но для дошкольника этот процесс может проходить практически незаметно.
Вместе с тем, по нашему мнению, несмотря на целесообразность применения мультфильмов в воспитательно-образовательном процессе, в научной литературе пока не вполне четко сформулированы методические рекомендации по их использованию в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Таким образом, тема нашей работы является достаточно актуальной.
Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: применение современных мультфильмов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Цель исследования: изучить возможности использования современных мультфильмов в работе по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников.
Задачи:
1. Определить особенности развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Изучить организацию и содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выяснить возможности использования современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить содержание работы по использованию современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и апробировать его в условиях ДОО.
5. Проанализировать эффективность использования современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май - август 2021 года) был посвящен изучению и анализу научной литературы по проблеме исследования;
II этап (сентябрь - октябрь 2021 года) предполагал выявление уровня формирования элементарных математических представлений;
III этап (ноябрь 2021 - март 2022 года) включал формирующий
эксперимент, направленный на работу по использованию современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений;
IV этап (март - апрель 2022 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений.
Гипотеза исследования: использование современных мультфильмов способствует повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников.
Методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение материалов;
- эмпирические: методика диагностики элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста (Д.И. Шаньшина).
Теоретико-методологическая основа исследования:
- труды в области нравственного воспитания детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.В. Петерина, С.Г. Якобсон, Л.И. Божович, М.И. Воловикова, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, М. Микляева;
- исследования о воспитательном потенциале мультфильмов
(Р.Г. Казакова, М.В. Корепанова, И.Я. Медведева, А.Ф. Лалетина,
- работы о разработке диагностического сопровождения для определения уровня морального развития детей (Л.В. Пименова, А.М. Щетинина,
- основы теории развития математических представлений у дошкольников (А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова, О. Фунтикова).
Практическая значимость исследования заключается в подборке современных мультфильмов, направленных на формирование элементарных математических представлений у дошкольников.
База исследования: филиал №1 «Рябинка» МБДОУ детского сада №109 г. Пензы «Планета детства».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 43 наименования.
При изучении математических понятий, таких как, количество, форма, время, пространство, дети дошкольного возраста проявляют к ним спонтанный интерес. И очень часто в дошкольных организациях раскрытие содержания этих понятий не является систематичным.
Основам математики предполагается отводить важное место в обучении. Это вызвано несколькими причинами: началом обучения в школе, большим количеством информации, получаемой ребёнком, необходимостью сделать процесс обучения интенсивнее.
Усвоение математической терминологии должно быть непринужденным и интересным для дошкольников, поэтому для объяснения и закрепления материала целесообразно использование занимательных заданий и упражнений. Кроме широко распространенных дидактических игр, логических заданий, головоломок, задач-шуток и математических сказок, по нашему мнению, для изучения или закрепления некоторых математических понятий возможно использование мультфильмов с математическим содержанием.
Мультфильмы привлекают детей своим сюжетом, композицией, необычными образами и моментами, выразительностью. Они вызывают у ребенка яркие эмоции, что способствует лучшему восприятию и усвоению новой информации или закрепления уже изученного. Конечно, при применении мультфильмов в образовательно-воспитательном процессе взрослый уделяет основное внимание сознательному изучению учебного материала и его глубокому пониманию, но для дошкольника этот процесс может проходить практически незаметно.
Вместе с тем, по нашему мнению, несмотря на целесообразность применения мультфильмов в воспитательно-образовательном процессе, в научной литературе пока не вполне четко сформулированы методические рекомендации по их использованию в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Таким образом, тема нашей работы является достаточно актуальной.
Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: применение современных мультфильмов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Цель исследования: изучить возможности использования современных мультфильмов в работе по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников.
Задачи:
1. Определить особенности развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Изучить организацию и содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выяснить возможности использования современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить содержание работы по использованию современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и апробировать его в условиях ДОО.
5. Проанализировать эффективность использования современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май - август 2021 года) был посвящен изучению и анализу научной литературы по проблеме исследования;
II этап (сентябрь - октябрь 2021 года) предполагал выявление уровня формирования элементарных математических представлений;
III этап (ноябрь 2021 - март 2022 года) включал формирующий
эксперимент, направленный на работу по использованию современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений;
IV этап (март - апрель 2022 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования современных мультфильмов как средства формирования элементарных математических представлений.
Гипотеза исследования: использование современных мультфильмов способствует повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников.
Методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение материалов;
- эмпирические: методика диагностики элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста (Д.И. Шаньшина).
Теоретико-методологическая основа исследования:
- труды в области нравственного воспитания детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.В. Петерина, С.Г. Якобсон, Л.И. Божович, М.И. Воловикова, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, М. Микляева;
- исследования о воспитательном потенциале мультфильмов
(Р.Г. Казакова, М.В. Корепанова, И.Я. Медведева, А.Ф. Лалетина,
- работы о разработке диагностического сопровождения для определения уровня морального развития детей (Л.В. Пименова, А.М. Щетинина,
- основы теории развития математических представлений у дошкольников (А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова, О. Фунтикова).
Практическая значимость исследования заключается в подборке современных мультфильмов, направленных на формирование элементарных математических представлений у дошкольников.
База исследования: филиал №1 «Рябинка» МБДОУ детского сада №109 г. Пензы «Планета детства».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 43 наименования.
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений в дошкольных учреждениях не всегда систематично.
Мультфильмы привлекают детей своим сюжетом, композицией, необычными образами и моментами, выразительностью. Они вызывают у ребенка яркие эмоции, что способствует лучшему восприятию и усвоению новой информации или закрепления уже изученного. Конечно, при применении мультфильмов в образовательно-воспитательном процессе взрослый уделяет основное внимание сознательному изучению учебного материала и его глубокому пониманию, но для дошкольника этот процесс может проходить практически незаметно.
В первой главе нашего исследования мы проанализировали имеющиеся психолого-педагогические и методические работы по данной теме и пришли к выводу, что современные мультфильмы обладают большим потенциалом в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. В процессе просмотра мультфильмов дошкольник может научиться счёту, познакомиться с плоскими и объемными фигурами, изучить отношения между предметами и их величинами, освоить пространственные и временные ориентиры. Как и другие виды занимательного материала, мультфильмы повышают мотивацию ребенка к процессу обучения, способствуют развитию познавательных процессов, активизации мышления, способствуют появлению положительного эмоционального отношения к предмету познания, позволяют сделать воспитательно-образовательный процесс интересным и непринужденным.
Также мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте дошкольник знакомится с числами второго десятка, знает основные математические знаки (+, -, =, <, >) и умеет решать задачи, используя их, учится различать некоторые геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, многоугольник) и геометрические тела (шар, куб, параллелепипед (коробка), цилиндр, конус, пирамида), может измерять предметы с помощью линейки и записывать результат, способен определять время с точностью до получаса, разбирается в понятиях «слева, справа, выше, ниже, толще, тоньше». При организации воспитательно¬образовательного процесса, направленного на формирование данных математических понятий, можно использовать разнообразные методы и приемы обучения.
Вторая глава нашего исследования посвящена опытно¬экспериментальной работе проводилась на базе старшей дошкольной группы филиала №1 «Рябинка» МБДОУ детского сада №109 г. Пензы «Планета детства». В исследовательской работе приняло участие 22 воспитанника старшей группы (5-6 лет).
В ходе проведения констатирующего этапа нами были использованы методики изучения уровня развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Методика обследования развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста включала следующие задания.:
1. Методика «Количественные представления». Автор: С.Д. Забрамная.
2. Методика «Представления о величине». Автор: С.Д. Забрамная.
3. Методика «Ориентировка во времени». Автор: С.Д. Забрамная.
Результаты, полученные в ходе проведенной диагностики на констатирующем этапе, свидетельствуют о том, что уровень развития у большинства детей старшего дошкольного возраста достигает лишь среднее пороговое значение.
Цель формирующего этапа нашего эксперимента состояла в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами современной мультипликации. На основе анализа полученных результатов нами был разработан план работы по использованию современных мультфильмов по формированию элементарных математических представлений в старшей дошкольной группе .
На формирующем этапе нами были разработаны и проведены ООД с использованием современной мультипликации.
Мультфильмы для работы были отобраны в соответствии с требованиями к отбору кинопродукции. В качестве материала в работе с детьми использовались современные мультфильмы отечественного производства; зарубежные мультфильмы; обучающие мультфильмы. В работу были включены преимущественно короткометражные мультфильмы, однако нами использовались кинопроизведения, продолжительность которых превышала 10 минут. В этом случае просмотр был разделён на две части, либо организовался предварительный кинопросмотр перед работой.
В ходе проведения ООД работа воспитателя строилась по следующему алгоритму:
1) просмотр мультфильма;
2) отбор эпизодов, в которых герой мультфильма увлекательной форме повествуют ребенку про математические понятия, далее происходит выполнение игровых математических заданий;
3) организация обсуждения с «проблемно-проверочными вопросами», которые позволяют выявить степень усвоения юными зрителями информации;
4) подведение итогов, рефлексия.
После проведения формирующего этапа было проведено повторное исследование. После которого пришли к выводу, что все воспитанники повысили свои знания либо по 1-2 методикам, либо по всем 3, что свидетельствует о успешном проведении формирующего этапа экспериментальной работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе использования современных мультфильмов.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, цель достигнута.
Мультфильмы привлекают детей своим сюжетом, композицией, необычными образами и моментами, выразительностью. Они вызывают у ребенка яркие эмоции, что способствует лучшему восприятию и усвоению новой информации или закрепления уже изученного. Конечно, при применении мультфильмов в образовательно-воспитательном процессе взрослый уделяет основное внимание сознательному изучению учебного материала и его глубокому пониманию, но для дошкольника этот процесс может проходить практически незаметно.
В первой главе нашего исследования мы проанализировали имеющиеся психолого-педагогические и методические работы по данной теме и пришли к выводу, что современные мультфильмы обладают большим потенциалом в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. В процессе просмотра мультфильмов дошкольник может научиться счёту, познакомиться с плоскими и объемными фигурами, изучить отношения между предметами и их величинами, освоить пространственные и временные ориентиры. Как и другие виды занимательного материала, мультфильмы повышают мотивацию ребенка к процессу обучения, способствуют развитию познавательных процессов, активизации мышления, способствуют появлению положительного эмоционального отношения к предмету познания, позволяют сделать воспитательно-образовательный процесс интересным и непринужденным.
Также мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте дошкольник знакомится с числами второго десятка, знает основные математические знаки (+, -, =, <, >) и умеет решать задачи, используя их, учится различать некоторые геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, многоугольник) и геометрические тела (шар, куб, параллелепипед (коробка), цилиндр, конус, пирамида), может измерять предметы с помощью линейки и записывать результат, способен определять время с точностью до получаса, разбирается в понятиях «слева, справа, выше, ниже, толще, тоньше». При организации воспитательно¬образовательного процесса, направленного на формирование данных математических понятий, можно использовать разнообразные методы и приемы обучения.
Вторая глава нашего исследования посвящена опытно¬экспериментальной работе проводилась на базе старшей дошкольной группы филиала №1 «Рябинка» МБДОУ детского сада №109 г. Пензы «Планета детства». В исследовательской работе приняло участие 22 воспитанника старшей группы (5-6 лет).
В ходе проведения констатирующего этапа нами были использованы методики изучения уровня развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Методика обследования развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста включала следующие задания.:
1. Методика «Количественные представления». Автор: С.Д. Забрамная.
2. Методика «Представления о величине». Автор: С.Д. Забрамная.
3. Методика «Ориентировка во времени». Автор: С.Д. Забрамная.
Результаты, полученные в ходе проведенной диагностики на констатирующем этапе, свидетельствуют о том, что уровень развития у большинства детей старшего дошкольного возраста достигает лишь среднее пороговое значение.
Цель формирующего этапа нашего эксперимента состояла в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами современной мультипликации. На основе анализа полученных результатов нами был разработан план работы по использованию современных мультфильмов по формированию элементарных математических представлений в старшей дошкольной группе .
На формирующем этапе нами были разработаны и проведены ООД с использованием современной мультипликации.
Мультфильмы для работы были отобраны в соответствии с требованиями к отбору кинопродукции. В качестве материала в работе с детьми использовались современные мультфильмы отечественного производства; зарубежные мультфильмы; обучающие мультфильмы. В работу были включены преимущественно короткометражные мультфильмы, однако нами использовались кинопроизведения, продолжительность которых превышала 10 минут. В этом случае просмотр был разделён на две части, либо организовался предварительный кинопросмотр перед работой.
В ходе проведения ООД работа воспитателя строилась по следующему алгоритму:
1) просмотр мультфильма;
2) отбор эпизодов, в которых герой мультфильма увлекательной форме повествуют ребенку про математические понятия, далее происходит выполнение игровых математических заданий;
3) организация обсуждения с «проблемно-проверочными вопросами», которые позволяют выявить степень усвоения юными зрителями информации;
4) подведение итогов, рефлексия.
После проведения формирующего этапа было проведено повторное исследование. После которого пришли к выводу, что все воспитанники повысили свои знания либо по 1-2 методикам, либо по всем 3, что свидетельствует о успешном проведении формирующего этапа экспериментальной работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе использования современных мультфильмов.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, цель достигнута.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Система работы по использованию информационных технологий у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Условия использования метода проектов в познавательной деятельности дошкольников на математическом материале
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Создание мультфильмов как средство формирования математических представлений у детей 5 – 6 лет (Новосибирский педагогический колледж №1)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Развитие у детей 6-7 лет с амблиопией навыков микроориентировки средствами анимационной педагогики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Построение здоровьесберегающей среды при организации занятий физической культурой с дошкольниками
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - ПОСТРОЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6170 р. Год сдачи: 2021



