Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования музыкальной культуры в условиях начальной школы.................................................................6
1.1. Роль музыки в учебной деятельности младших школьников......................6
1.2. Культурологическая модель развития младших школьников в процессе обучения музыке....................................................................................................17
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня музыкальной культуры младших школьников............................................................................................28
2.1. Констатирующий эксперимент......................................................................28
2.2. Формирующий эксперимент..........................................................................40
2.3. Контрольный эксперимент............................................................................51
Заключение...........................................................................................................56
Список используемой литературы......................................................................58
Цель исследования - научное обоснование и разработка концепции развивающего музыкального образования младших школьников.
Объект исследования - общее музыкальное образование в начальной школе.
Предмет исследования - процесс изучения музыкального искусства в начальной школе на принципах развивающего образования и педагогики искусства.
Задачи исследования:
1. На основе анализа философско-эстетической, психолого-педагогической литературы обосновать перспективность идей развивающего музыкального образования и возможность их воплощения в учебных программах, учебниках, конкретных методиках в начальной школе.
2. Вскрыть теоретические и методические предпосылки перевода общего музыкального образования на новый уровень преподавания и разработать педагогическую технологию изучения музыкального искусства, адекватную его природе и основным закономерностям. ...
На протяжении всей истории человечества музыка занимала одно из основных мест в формировании личности. Она рассматривалась как часть мироздания, подчиненная всеобщим законам Вселенной: «Законы вселенной – законы музыки» (Меркето Падуанский).
Социокультурные и экономические преобразования в российском обществе конца XX – начала XXI вв. вызвали глубокие изменения в системе образования. Все более приоритетными становятся общечеловеческие ценности и идеалы, актуализируется проблема развития творческой личности, способной осуществлять социально ответственный выбор, осознанно оценивать свою деятельность. И это не случайно. В наше время с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества.
Главные задачи формирования личности ребенка младшего школьного возраста посредством музыки:
- развитие способности целостного, гармоничного восприятия действительности, нравственного, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы;
- обеспечение психологической адаптации к музыке как виду искусства и предмету обучения;
- развитие практических умений общения с музыкой; ...