Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования музыкальной культуры в условиях начальной школы.................................................................6
1.1. Роль музыки в учебной деятельности младших школьников......................6
1.2. Культурологическая модель развития младших школьников в процессе обучения музыке....................................................................................................17
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня музыкальной культуры младших школьников............................................................................................28
2.1. Констатирующий эксперимент......................................................................28
2.2. Формирующий эксперимент..........................................................................40
2.3. Контрольный эксперимент............................................................................51
Заключение...........................................................................................................56
Список используемой литературы......................................................................58
Цель исследования - научное обоснование и разработка концепции развивающего музыкального образования младших школьников.
Объект исследования - общее музыкальное образование в начальной школе.
Предмет исследования - процесс изучения музыкального искусства в начальной школе на принципах развивающего образования и педагогики искусства.
Задачи исследования:
1. На основе анализа философско-эстетической, психолого-педагогической литературы обосновать перспективность идей развивающего музыкального образования и возможность их воплощения в учебных программах, учебниках, конкретных методиках в начальной школе.
2. Вскрыть теоретические и методические предпосылки перевода общего музыкального образования на новый уровень преподавания и разработать педагогическую технологию изучения музыкального искусства, адекватную его природе и основным закономерностям. ...
На протяжении всей истории человечества музыка занимала одно из основных мест в формировании личности. Она рассматривалась как часть мироздания, подчиненная всеобщим законам Вселенной: «Законы вселенной – законы музыки» (Меркето Падуанский).
Социокультурные и экономические преобразования в российском обществе конца XX – начала XXI вв. вызвали глубокие изменения в системе образования. Все более приоритетными становятся общечеловеческие ценности и идеалы, актуализируется проблема развития творческой личности, способной осуществлять социально ответственный выбор, осознанно оценивать свою деятельность. И это не случайно. В наше время с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества.
Главные задачи формирования личности ребенка младшего школьного возраста посредством музыки:
- развитие способности целостного, гармоничного восприятия действительности, нравственного, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы;
- обеспечение психологической адаптации к музыке как виду искусства и предмету обучения;
- развитие практических умений общения с музыкой; ...
1. Абдуллин, Э.Б. Методологический анализ проблемы музыкальной педагогики в системе высшего образования / Э.Б.Абдуллин. – М.: Прометей, 1990. – 188с.
2. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336с.
3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 416 с.
4. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. / Л.А.Безбородова, Ю.Б.Алиев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.
5. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / В. Н.Белкина. — Ярославль, 1998. - 255 с.
6. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.
7. Гажим, И. Ф. Еще раз о цели музыкального образования / И. Ф. Гажим // Теория музыкального образования. — М., 2004. — С. 220—233.
8. Григорович Л.А. Педагогика и психология / Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2008. 480 с.
9. Григорович Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2003. - 314 с.
10. Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. - Самара: Бахрах, 2004. - 143 с.
11. Дмитрюкова, Л.В. Инструментальная подготовка учителя музыки (лекции-беседы): учеб. пособие для студентов муз.-пед. фак. / Л.В. Дмитрюкова. – Саратов: Изд-во Сарат. Пед. ин-та, 2004. – 28с.
12. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Зимина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304с.
13. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – 207с...