Введение
Глава I. Умственное развитие детей дошкольного возраста с ОНР
1.1. Роль умственного воспитания в развитии ребёнка 6
1.2. Особенности умственного развития детей дошкольного возраста с нормой в развитии и с ОНР 9
1.3. Задачи и средства умственного воспитания дошкольников 16
1.4. Методы умственного воспитания дошкольников 20
1.5. Принципы умственного воспитания дошкольников 24
Глава II. Оригами как средство умственного развития дошкольников с ОНР
2.1. Роль конструирования в развитии умственных способностей у дошкольников с ОНР 28
2.2. Виды конструирования из бумаги. Особенности техники «Оригами» 31
2.3. Задачи и содержание работы 36
2.4. Методика обучения дошкольников с ОНР изготовлению «Оригами» 38
Заключение 45
Список литературы 47
Дошкольный возраст - время активного становления индивидуальности каждого ребёнка, время эмоционального отношения к окружающему миру, время приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности.
Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.
Результаты педагогических и психологических исследований показывают, что в дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Какие- либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно устранимы в более старшем возрасте, и оказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие ребёнка.
Отечественные психологи отмечали, что наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков, Д.Б. Эльконин).
В последнее время с каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. Патологии детской речи вызваны различными причинами: внутриутробными патологиями, родовыми травмами, инфекционными заболеваниями и травмами в первые годы жизни детей, социальной педагогической запущенностью.
Отставание детей в речевом развитии отрицательно влияет на умственное развитие детей дошкольного возраста, так как формирование речи и мышления происходит во взаимовлиянии (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Н.И.Жинкин, Д.Б. Эльконин, Ф.А.Сохин).
Полноценное умственное развитие дошкольника - важнейший показатель его подготовки к школьному обучению, поэтому проблема умственного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является актуальной.
Цель исследования: выявить влияние конструирования поделок «Оригами» на умственное развитие детей дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: умственное развитие детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: конструирование игрушек «Оригами», как средство умственного развития детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить историю и проанализировать современное состояние вопроса.
2. Изучить особенности умственных способностей детей дошкольного возраста с ОНР.
3. Рассмотреть возможности ручного труда в умственном развитии детей дошкольного возраста с ОНР.
4. Изучить задачи, содержание и методику работы по обучению дошкольников изготовлению игрушек «Оригами».
Гипотеза исследования. Стимуляция умственного развития дошкольников с ОНР будет проходить эффективно при условии влияние конструирования поделок «Оригами» на умственное развитие детей дошкольного возраста с ОНР.
База исследования. МАДОУ ЦРР - Детский сад № 29 г. Кызыла
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложений.
Умственные способности - это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Умственное развитие ребёнка осуществляется под влиянием социальной среды. Основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
Умственное развитие ребёнка-дошкольника характеризуется развитием мышления и речи. К концу дошкольного возраста ребёнок научается решать мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обусловливает некоторые специфические особенности мышления детей с ОНР. Дети с ОНР имеют сохранные интеллектуальные предпосылки, но у таких детей замедляется темп развития наглядно-образного мышления и применения умственных действий.
Умственное развитие дошкольника происходит в процессе различных видов деятельности, поэтому древнее искусство складывания из бумаги - оригами может использоваться воспитателями как средство умственного развития детей дошкольного возраста с ОНР.
При обучении детей технике оригами воспитателям следует использовать информационо-рецептивный и репродуктивный методы обучения. Большое внимание на занятиях должно отводиться игровым мотивациям, так как игра в дошкольном возрасте - главенствующий вид деятельности ребенка.
1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 272 с.
2. Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред.Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез,2007. - 112 с.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. под ред. Л.А.Венгера.- М.: «Просвещение», 1978. - 224 с.
4. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся пед.училищ / Под ред. В.И.Ядешко, Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1978. - 416 с.
5. Иванова Н.Н. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования умственных действий // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 4. С. 106-110.
6. Иванова Н.Н. Компьютеризированная модификация методики планомерно-поэтапного формирования умственных действий для психокоррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - № 3-1. - С. 52-59.
7. Колмакова А.А. Умственное и речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интеграции образовательных областей «познание» и «художественное творчество» // Научно-методический
электронный журнал Концепт. 2014. Т. 20. С. 3511-3515.
8. Корнева К.А. Поделки из бумаги. - СПб.: - 2001. - 104 с.
9. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб.практикум: Учеб.пособие для студентов пед.институтов. - М.: Просвещение, 1997. - 128 с.
10. Венгер Л.А., О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И.Цеханская. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989. - 127 с.
11. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет.сада - М.: просвещение, 1981. - 159 с.
12. Лузьянина О.А. Оригами. Игрушки из бумаги: - Вып. 3. - Новосибирск: «Студия Дизайн ИНФОЛИО», 1995. - 80 с.
13. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб.пособие для учащихся пед. училищ./ Под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой - М.: Просвещение, 1997. - 272 с.
14. Малетина Н., Л. Пономарёва. Моделирование в описательной речи детей с ОНР.// Ж-л «Дошкольное воспитание». № 6. - 2004. - с. 64-68.
15. Мусалова А.Р. Особенности работы логопеда с дошкольниками с общим недоразвитием речи в сенсорной комнате // В сборнике: Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в россии и за рубежом Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 63-65.
16. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», «академия, К», 1998. - 224 с.
17. Некипелова Л.В., Глушкова Ю.В. Наглядное моделирование как средство умственного развития дошкольников с онр в работе учителя- логопедА // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 255-257.
18. Оригами. Бумажный конструктор для детей: - пер. с японского. Вып.1.
- Новосибирск: «Студия Дизайн ИНФО - ЛИО», 1994. -72 с.
19. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.:Просвещение, 1999. - 148 с.
20. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике - 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 64 с.
21. Простякова М.Н., Кузнецова О. Игры - сказки в обучении оригами. // Ж-л «Дошкольное воспитание». 1997. - № 5. - с. 69-71.
22. Пятибратова Н., С. Шаховская. Изучение состояния процессов внимания и зрительного восприятия у детей с ОНР. // Ж-л «Дошкольное воспитание». № 6. - 2009. - с. 82-88.
23. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит. Изд.центр. ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
24. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 144 с.
25. Соколова С. Оригами: Игрушки из бумаги. - М.: РИПОЛ КЛАССИК; СПб.: Валери СПД, 2002. - 400 с.
26. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги. - М.: Изд-во Эксмо, СПб: Валери СПД, 2003. - 240 с.
27. Ступак Е.А. Оригами. Подарки к праздникам // Елена Ступак. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 160 с.
28. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребёнка. - Ярославль: ООО «Академия развития», 1996. - 224 с.
29. Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей. - М.: Линка - Пресс. - 2004. -187 с.
30. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. // Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.С. Сохина. - М.; Просвещение, 1984. - 207 с.
31. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. Пособие для студ. сред.учеб.пед.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-336 с.
32. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 240 с.
33. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2007. - 224 с.
34. Фурсова С.Ю. Выявление и развитие детских талантов и одарённости. // Ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения».2009. - № 10. -- с. 38-43.