Введение
Глава I. Умственное развитие детей дошкольного возраста с ОНР
1.1. Роль умственного воспитания в развитии ребёнка 6
1.2. Особенности умственного развития детей дошкольного возраста с нормой в развитии и с ОНР 9
1.3. Задачи и средства умственного воспитания дошкольников 16
1.4. Методы умственного воспитания дошкольников 20
1.5. Принципы умственного воспитания дошкольников 24
Глава II. Оригами как средство умственного развития дошкольников с ОНР
2.1. Роль конструирования в развитии умственных способностей у дошкольников с ОНР 28
2.2. Виды конструирования из бумаги. Особенности техники «Оригами» 31
2.3. Задачи и содержание работы 36
2.4. Методика обучения дошкольников с ОНР изготовлению «Оригами» 38
Заключение 45
Список литературы 47
Дошкольный возраст - время активного становления индивидуальности каждого ребёнка, время эмоционального отношения к окружающему миру, время приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности.
Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.
Результаты педагогических и психологических исследований показывают, что в дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Какие- либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно устранимы в более старшем возрасте, и оказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие ребёнка.
Отечественные психологи отмечали, что наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков, Д.Б. Эльконин).
В последнее время с каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. Патологии детской речи вызваны различными причинами: внутриутробными патологиями, родовыми травмами, инфекционными заболеваниями и травмами в первые годы жизни детей, социальной педагогической запущенностью.
Отставание детей в речевом развитии отрицательно влияет на умственное развитие детей дошкольного возраста, так как формирование речи и мышления происходит во взаимовлиянии (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Н.И.Жинкин, Д.Б. Эльконин, Ф.А.Сохин).
Полноценное умственное развитие дошкольника - важнейший показатель его подготовки к школьному обучению, поэтому проблема умственного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является актуальной.
Цель исследования: выявить влияние конструирования поделок «Оригами» на умственное развитие детей дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: умственное развитие детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: конструирование игрушек «Оригами», как средство умственного развития детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить историю и проанализировать современное состояние вопроса.
2. Изучить особенности умственных способностей детей дошкольного возраста с ОНР.
3. Рассмотреть возможности ручного труда в умственном развитии детей дошкольного возраста с ОНР.
4. Изучить задачи, содержание и методику работы по обучению дошкольников изготовлению игрушек «Оригами».
Гипотеза исследования. Стимуляция умственного развития дошкольников с ОНР будет проходить эффективно при условии влияние конструирования поделок «Оригами» на умственное развитие детей дошкольного возраста с ОНР.
База исследования. МАДОУ ЦРР - Детский сад № 29 г. Кызыла
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложений.
Умственные способности - это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Умственное развитие ребёнка осуществляется под влиянием социальной среды. Основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
Умственное развитие ребёнка-дошкольника характеризуется развитием мышления и речи. К концу дошкольного возраста ребёнок научается решать мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обусловливает некоторые специфические особенности мышления детей с ОНР. Дети с ОНР имеют сохранные интеллектуальные предпосылки, но у таких детей замедляется темп развития наглядно-образного мышления и применения умственных действий.
Умственное развитие дошкольника происходит в процессе различных видов деятельности, поэтому древнее искусство складывания из бумаги - оригами может использоваться воспитателями как средство умственного развития детей дошкольного возраста с ОНР.
При обучении детей технике оригами воспитателям следует использовать информационо-рецептивный и репродуктивный методы обучения. Большое внимание на занятиях должно отводиться игровым мотивациям, так как игра в дошкольном возрасте - главенствующий вид деятельности ребенка.