Особенности реализации прав детей, воспитывающихся в замещающих семьях
|
Введение 3
Глава I. Российское законодательство о правах ребенка и замещающих семьях 3
1.1. Права детей и гарантии их реализации по российскому законодательству . 12
1.2. Понятие замещающей семьи и нормативные требования к замещающим семьям 20
Глава II. Реализация прав детей при различных формах принятия их в семью на воспитание 28
2.1. Реализация прав детей при усыновлении 28
2.2. Реализация прав детей при опеке и попечительстве 33
2.3. Особенности правового статуса детей в приемных семьях 42
2.4. Права ребенка при патронатном воспитании 47
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании обществознания в общеобразовательных организациях 55
3.1. Программа факультативного курса «Особенности реализации прав детей, воспитывающихся в замещающих семьях» 56
Заключение 71
Список источников и литературы
Глава I. Российское законодательство о правах ребенка и замещающих семьях 3
1.1. Права детей и гарантии их реализации по российскому законодательству . 12
1.2. Понятие замещающей семьи и нормативные требования к замещающим семьям 20
Глава II. Реализация прав детей при различных формах принятия их в семью на воспитание 28
2.1. Реализация прав детей при усыновлении 28
2.2. Реализация прав детей при опеке и попечительстве 33
2.3. Особенности правового статуса детей в приемных семьях 42
2.4. Права ребенка при патронатном воспитании 47
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании обществознания в общеобразовательных организациях 55
3.1. Программа факультативного курса «Особенности реализации прав детей, воспитывающихся в замещающих семьях» 56
Заключение 71
Список источников и литературы
Актуальность темы исследования продиктована тем, что в Российской Федерации без попечения родителей остается значительное количество детей. Данная проблема возникает, потому что несовершеннолетним уделяется недостаточно внимания, чаще всего это связано с аморальным поведением родителей; могут возникнуть трудности с материально-бытовой или финансовой стороны; не в полной мере осуществляется защита их прав родителями.
Нужно отметить, что дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены заботы и надлежащего воспитания и в определенной мере отличаются правами от детей, у которых есть кровная семья. Специальный правовой статус у таких детей может возникнуть в любой семье по причине: смерти родителей, лишения родительских прав или их ограничения, признания родителей судом безвестно отсутствующими, и в любом возрасте, до достижения совершеннолетия ребенка.
Выявляют таких детей сотрудники органов опеки и попечительства и направляют их в специальные учреждения. Они же берут на себя большую ответственность за жизнь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязуются дать им все необходимое для осуществления своих потребностей. Помощь нуждающимся детям, помимо органов опеки и попечительства, оказывают: уполномоченный по правам ребенка, органы социальной защиты , комиссии по делам несовершеннолетних.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Государство в лице уполномоченных органов ведет активную работу по сокращению числа учреждений для детей-сирот, способствуя развитию семейных форм воспитания детей. Сравнительный анализ статистических данных показывает следующее. Так, число детей, оставшихся без попечения родителей, согласно информации, размещенной в федеральном банке данных, в 2015 году составило 58 168 человек, на 2020 год данный показатель заметно уменьшился и составил 44 293 человека. Что касается детей, воспитывающихся в замещающих семьях, то здесь также заметны успехи. На протяжении последних 5 лет с каждым годом количество детей, преданных на воспитание в замещающие семьи, увеличивается. Так в 2015 году было преданно на воспитание в семью 59 355, а 2020 году 73 074 детей. Данные о количестве организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также показывают тенденцию к сокращению. В 2020 году таких учреждений насчитывается 646, по сравнению с 2015 годом это число сократилось на 20%. Данные факты свидетельствуют о положительной динамике и указывают на эффективность политики государства в данной области.
В то же время, передавая ребенка в замещающую семью, крайне важно обеспечить ему качество воспитания максимально сравнимое с тем, которое он получал бы в кровной семье. Однако, реалии современной жизни нередко заставляют сталкиваться с серьёзными нарушениями прав детей, воспитывающихся в замещающих семьях. В связи с чем избранная тема, посвященная специфике реализации прав таких детей, приобретает особую актуальность.
Объект исследования - права детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования - особенности реализации прав детей, оставшихся без попечения родителей, как на этапе их устройства в замещающие семьи различных типов, так и в ходе их пребывания в таких семьях.
Степень изученности проблемы. Несмотря на большое количество работ, посвященных правам детей, проблеме реализации прав детей замещающими семьями уделяется не так много внимания. Различные аспекты проблемы исследовались следующими авторами:
Мальсагова Б. Х. рассматривает проблемы, связанные с регулированием правового положения несовершеннолетних детей современным гражданским законодательством, а также предложенные пути решения этих проблем. Особое внимание уделяется роли государственных органов в обеспечении защиты прав ребенка как личности.
Носова К. В. изучает проблему сиротства, которая является одной из актуальнейших в современной российской действительности.
Харлова О. Н. дает анализ семейного воспитания, которое играет определяющую роль в формировании личности ребенка. Автор отмечает, что институт семьи является важнейшим условием его развития и становления.
Митякина Е. В. акцентирует внимание на усыновлении, как приоритетной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Фомичева К.М. активно изучает отношения, связанные с правовым регулированием усыновления, которые в современных условиях активно развиваются.
Еркиль Т.В. рассматривает правовые отношения родителей и детей после процедуры усыновления.
Харсеева В.Л. рассматривает опеку и попечительство как одну из форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Шамолина Т.А. выделяет права и обязанности опекунов и попечителей.
Хамутовская Ю.П. анализирует нормативно-правовые акты, которые регулируют отношения в приемной семье и выделяет особенности реализации прав детей в замещающей семье.
Менкеева Е.П. изучает договор о передаче ребенка в приемную семью.
Волочкова Ю.В. анализирует правовое регулирование отношений в приемной семье и особенности договора по передаче детей в приемную семью.
Матюшева Т.Н. исследует проблемы патроната, формирования нормативно-правовой базы и способы реализации прав детей.
Семенова Е.Н. проводит сравнительную характеристику реализации прав ребенка между родителями, органами опеки и попечительства, патронатным воспитателем.
Карлыханов А.А. уделяет внимание правам и обязанностям патронатного воспитателя.
Таким образом, несмотря на большое количество работ, посвященных правам детей, стоит отметить, что обобщающей работы, которая охватывала бы проблемы реализации прав детей в замещающих семьях всех типов, пока не создано.
Источниковая база исследования. При написании работы были изучены положения следующих нормативно-правовых актов:
1. Всеобщая декларация прав человека провозгласила, что детям необходима особая охрана и забота, наряду с правой защитой .
2. Конвенция о правах ребенка закрепляет, что в любых действиях, касающихся детей, особое внимание должно уделяться обеспечению интересов ребенка .
3. Международный пакт о гражданских и политических правах, регламентирует право семьи на защиту со стороны общества и государства .
4. Конституция Российской Федерации закрепляет, человек, его права и свободы являются высшей ценностью .
5. Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет особенности имущественных прав детей .
6. Семейный кодекс Российской Федерации регламентирует особенности прав детей в Российской Федерации .
7. Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает заключение трудового договора с лицами старше 16 лет, а с лицами младше 16 лет договор могут заключать только при выполнении определенных условий, установленных трудовым законодательством .
8. Уголовный кодекс Российской Федерации регламентирует специфику назначения наказания несовершеннолетним, а также их право на защиту .
9. Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» регламентирует основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации, организационные основы гарантий прав ребенка, гарантии исполнения указанного Федерального закона .
10. Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закрепляет основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, особенности производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, изучение материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания .
11. Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» обеспечивает необходимые благоприятные условия для жизни и воспитания детей-сирот, детей, которые остались без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье, защиту личных и имущественных прав и законных интересов несовершеннолетних .
12. Постановление Правительства РФ № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» регламентирует последовательность действий для граждан, которые изъявляют желание и имеют возможность взять на воспитание несовершеннолетнего .
13. Письмо Министерства образования и науки РФ № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», где дана информация о прохождении специального обучения, чтобы стать кандидатами в родители .
Цель выпускной квалификационной работы заключаются в том, чтобы рассмотреть особенности реализации прав детей, оставшихся без попечения родителей, как на этапе их устройства в замещающие семьи различных типов, так и в ходе их пребывания в таких семьях.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- провести анализ нормативно-правовой базы, регулирующей права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- раскрыть особенности прав детей, оставшихся без попечения родителей при различных формах устройства несовершеннолетних в семью.
- разработать программу факультативного курса по исследуемой проблеме.
- сделать выводы и обобщения.
Для решения вышеуказанных задач выбраны следующие методы: анализ, синтез, сравнительно-правовой методы исследования. Анализ источников и литературы, применявшийся при написании выпускной квалификационной работы, позволил выявить основные характеристики и особенности исследуемой категории «замещающих семей». Синтетический метод помог установить особенности защиты прав детей по отечественному законодательству. Используя в исследовании сравнительно-правовой метод, удалось выявить специфику защиты прав ребенка в замещающей семье по сравнению с кровной.
Научная новизна. Анализ имеющейся научной литературы позволяет утверждать, что, несмотря на относительно большое количество работ, посвященных правам детей, заявленная тема остается не раскрытой в полном объеме, поскольку обобщающей работы, которая охватывала бы проблемы реализации прав детей в замещающих семьях всех типов, пока не создано. В основном материал, изложенный в литературе, затрагивает лишь определенные аспекты проблемы. В связи с этим можно утверждать, что данная работа претендует на комплексность, охватывая все ключевые формы устройства детей в семью на воспитание и реализацию прав детей в замещающих семьях.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования, могут быть использованы на уроках обществознания и права в общеобразовательных заведениях, при написании программы элективных и факультативных курсов по изучению прав детей.
Апробация выпускной квалификационной работы. Отдельные положения работы были изложены в выступлениях на XXI Всероссийской научно-практической конференции «Лебедевские чтения» и на Х111 Международной научно-практической конференции «Национальная безопасность и государственные интересы России». По результатам выступления публикуются статьи.
Структура работы позволяет наиболее полно раскрыть тему выпускной квалификационной работы, достичь ее цели и решить поставленные задачи. Работа включает введение, три главы с разбивкой на параграфы, заключение, список источников и литературы.
Нужно отметить, что дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены заботы и надлежащего воспитания и в определенной мере отличаются правами от детей, у которых есть кровная семья. Специальный правовой статус у таких детей может возникнуть в любой семье по причине: смерти родителей, лишения родительских прав или их ограничения, признания родителей судом безвестно отсутствующими, и в любом возрасте, до достижения совершеннолетия ребенка.
Выявляют таких детей сотрудники органов опеки и попечительства и направляют их в специальные учреждения. Они же берут на себя большую ответственность за жизнь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязуются дать им все необходимое для осуществления своих потребностей. Помощь нуждающимся детям, помимо органов опеки и попечительства, оказывают: уполномоченный по правам ребенка, органы социальной защиты , комиссии по делам несовершеннолетних.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Государство в лице уполномоченных органов ведет активную работу по сокращению числа учреждений для детей-сирот, способствуя развитию семейных форм воспитания детей. Сравнительный анализ статистических данных показывает следующее. Так, число детей, оставшихся без попечения родителей, согласно информации, размещенной в федеральном банке данных, в 2015 году составило 58 168 человек, на 2020 год данный показатель заметно уменьшился и составил 44 293 человека. Что касается детей, воспитывающихся в замещающих семьях, то здесь также заметны успехи. На протяжении последних 5 лет с каждым годом количество детей, преданных на воспитание в замещающие семьи, увеличивается. Так в 2015 году было преданно на воспитание в семью 59 355, а 2020 году 73 074 детей. Данные о количестве организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также показывают тенденцию к сокращению. В 2020 году таких учреждений насчитывается 646, по сравнению с 2015 годом это число сократилось на 20%. Данные факты свидетельствуют о положительной динамике и указывают на эффективность политики государства в данной области.
В то же время, передавая ребенка в замещающую семью, крайне важно обеспечить ему качество воспитания максимально сравнимое с тем, которое он получал бы в кровной семье. Однако, реалии современной жизни нередко заставляют сталкиваться с серьёзными нарушениями прав детей, воспитывающихся в замещающих семьях. В связи с чем избранная тема, посвященная специфике реализации прав таких детей, приобретает особую актуальность.
Объект исследования - права детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования - особенности реализации прав детей, оставшихся без попечения родителей, как на этапе их устройства в замещающие семьи различных типов, так и в ходе их пребывания в таких семьях.
Степень изученности проблемы. Несмотря на большое количество работ, посвященных правам детей, проблеме реализации прав детей замещающими семьями уделяется не так много внимания. Различные аспекты проблемы исследовались следующими авторами:
Мальсагова Б. Х. рассматривает проблемы, связанные с регулированием правового положения несовершеннолетних детей современным гражданским законодательством, а также предложенные пути решения этих проблем. Особое внимание уделяется роли государственных органов в обеспечении защиты прав ребенка как личности.
Носова К. В. изучает проблему сиротства, которая является одной из актуальнейших в современной российской действительности.
Харлова О. Н. дает анализ семейного воспитания, которое играет определяющую роль в формировании личности ребенка. Автор отмечает, что институт семьи является важнейшим условием его развития и становления.
Митякина Е. В. акцентирует внимание на усыновлении, как приоритетной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Фомичева К.М. активно изучает отношения, связанные с правовым регулированием усыновления, которые в современных условиях активно развиваются.
Еркиль Т.В. рассматривает правовые отношения родителей и детей после процедуры усыновления.
Харсеева В.Л. рассматривает опеку и попечительство как одну из форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Шамолина Т.А. выделяет права и обязанности опекунов и попечителей.
Хамутовская Ю.П. анализирует нормативно-правовые акты, которые регулируют отношения в приемной семье и выделяет особенности реализации прав детей в замещающей семье.
Менкеева Е.П. изучает договор о передаче ребенка в приемную семью.
Волочкова Ю.В. анализирует правовое регулирование отношений в приемной семье и особенности договора по передаче детей в приемную семью.
Матюшева Т.Н. исследует проблемы патроната, формирования нормативно-правовой базы и способы реализации прав детей.
Семенова Е.Н. проводит сравнительную характеристику реализации прав ребенка между родителями, органами опеки и попечительства, патронатным воспитателем.
Карлыханов А.А. уделяет внимание правам и обязанностям патронатного воспитателя.
Таким образом, несмотря на большое количество работ, посвященных правам детей, стоит отметить, что обобщающей работы, которая охватывала бы проблемы реализации прав детей в замещающих семьях всех типов, пока не создано.
Источниковая база исследования. При написании работы были изучены положения следующих нормативно-правовых актов:
1. Всеобщая декларация прав человека провозгласила, что детям необходима особая охрана и забота, наряду с правой защитой .
2. Конвенция о правах ребенка закрепляет, что в любых действиях, касающихся детей, особое внимание должно уделяться обеспечению интересов ребенка .
3. Международный пакт о гражданских и политических правах, регламентирует право семьи на защиту со стороны общества и государства .
4. Конституция Российской Федерации закрепляет, человек, его права и свободы являются высшей ценностью .
5. Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет особенности имущественных прав детей .
6. Семейный кодекс Российской Федерации регламентирует особенности прав детей в Российской Федерации .
7. Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает заключение трудового договора с лицами старше 16 лет, а с лицами младше 16 лет договор могут заключать только при выполнении определенных условий, установленных трудовым законодательством .
8. Уголовный кодекс Российской Федерации регламентирует специфику назначения наказания несовершеннолетним, а также их право на защиту .
9. Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» регламентирует основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации, организационные основы гарантий прав ребенка, гарантии исполнения указанного Федерального закона .
10. Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закрепляет основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, особенности производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, изучение материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания .
11. Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» обеспечивает необходимые благоприятные условия для жизни и воспитания детей-сирот, детей, которые остались без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье, защиту личных и имущественных прав и законных интересов несовершеннолетних .
12. Постановление Правительства РФ № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» регламентирует последовательность действий для граждан, которые изъявляют желание и имеют возможность взять на воспитание несовершеннолетнего .
13. Письмо Министерства образования и науки РФ № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», где дана информация о прохождении специального обучения, чтобы стать кандидатами в родители .
Цель выпускной квалификационной работы заключаются в том, чтобы рассмотреть особенности реализации прав детей, оставшихся без попечения родителей, как на этапе их устройства в замещающие семьи различных типов, так и в ходе их пребывания в таких семьях.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- провести анализ нормативно-правовой базы, регулирующей права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- раскрыть особенности прав детей, оставшихся без попечения родителей при различных формах устройства несовершеннолетних в семью.
- разработать программу факультативного курса по исследуемой проблеме.
- сделать выводы и обобщения.
Для решения вышеуказанных задач выбраны следующие методы: анализ, синтез, сравнительно-правовой методы исследования. Анализ источников и литературы, применявшийся при написании выпускной квалификационной работы, позволил выявить основные характеристики и особенности исследуемой категории «замещающих семей». Синтетический метод помог установить особенности защиты прав детей по отечественному законодательству. Используя в исследовании сравнительно-правовой метод, удалось выявить специфику защиты прав ребенка в замещающей семье по сравнению с кровной.
Научная новизна. Анализ имеющейся научной литературы позволяет утверждать, что, несмотря на относительно большое количество работ, посвященных правам детей, заявленная тема остается не раскрытой в полном объеме, поскольку обобщающей работы, которая охватывала бы проблемы реализации прав детей в замещающих семьях всех типов, пока не создано. В основном материал, изложенный в литературе, затрагивает лишь определенные аспекты проблемы. В связи с этим можно утверждать, что данная работа претендует на комплексность, охватывая все ключевые формы устройства детей в семью на воспитание и реализацию прав детей в замещающих семьях.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования, могут быть использованы на уроках обществознания и права в общеобразовательных заведениях, при написании программы элективных и факультативных курсов по изучению прав детей.
Апробация выпускной квалификационной работы. Отдельные положения работы были изложены в выступлениях на XXI Всероссийской научно-практической конференции «Лебедевские чтения» и на Х111 Международной научно-практической конференции «Национальная безопасность и государственные интересы России». По результатам выступления публикуются статьи.
Структура работы позволяет наиболее полно раскрыть тему выпускной квалификационной работы, достичь ее цели и решить поставленные задачи. Работа включает введение, три главы с разбивкой на параграфы, заключение, список источников и литературы.
Одной из актуальных проблем в обществе до сих пор является реализация прав детей. Создаются специальные законы, которые признают, что дети имеют право на защиту и достойное воспитание. Проанализировав различные источники, можно сделать вывод, что количество нормативно¬правовых актов, касающихся защиты прав детей, с каждым годом увеличивается.
В вопросах защиты прав ребенка, наше государство, прежде всего опирается на международные нормативно-правовые акты. Конвенция о правах ребенка уделяет особое внимание защите и обеспечению интересов прав ребенка, а Всеобщая декларация прав человека, говорит об особой охране и заботе детей. Также международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет право семьи на защиту со стороны государства и общества. Что касается внутригосударственного законодательства, оно также принимает и реализует на практике законы, которые заботятся о семьях и детях. Необходимо обратить особое внимание на нормативно-правовые акты, касающиеся категории детей, лишившихся попечения родителей. К таковым можно отнести: Конституцию и Семейный Кодекс РФ, которые являются основополагающими документами в нормативно-правовой базе социального обслуживания и направлены на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь детей; ФЗ от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» определяет дополнительные принципы и меры государственной поддержки детей; ФЗ от 24.04.2008 № 48 «Об опеке и попечительстве».
Таким образом, мы видим, что международные и отечественные нормативно-правовые акты регулируют защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
При рассмотрении форм замещающих семей были выявлены особенности каждой. Усыновление является приоритетной формой устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью. Среди общих прав детей, оставшихся без попечения родителей, права усыновленных имеют особую специфику, выражающуюся в наличии тайны усыновления, а также в бессрочном характере правоотношений и особой правой связи усыновителя и усыновленного, напоминающих кровную связь родителей и детей. Однако, несмотря на максимальную схожесть положения усыновленного и кровного ребенка, могут быть выделены и специфические признаки, выражающиеся в праве на особые государственные выплаты, дуализме наследственных и иных прав усыновленного ребенка в ряде случаев, повышенном внимании со стороны органов опеки и попечительства к семьям, где есть усыновленные дети.
Особенностью прав ребенка, воспитываемого опекуном или попечителем, являются то, что устанавливаемые правоотношения имеют определенный срок действия. Опекунство оформляется на детей, не достигших 14 лет. Опекуны являются законными представителями подопечных. Попечительство оформляется на детей в возрасте от 14 до 18 лет. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей. Отличием в реализации прав детей также является и то, что устройство детей под опеку и попечительство не влечет за собой возникновения между опекунами и детьми, оставшихся без попечения родителей таких правоотношений, которые существуют между биологическими родителями и детьми. Немалую роль в содержании ребенка играет государство, так как оно предоставляет материальные выплаты на содержание ребенка и при достижении им совершеннолетия обеспечивает жильём, при наличии определённых обстоятельств.
Реализация прав детей, воспитывающихся в приемных семьях, носит срочный характер, указанный в договоре, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Истечение срока действия договора или достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие правоотношений между приемными родителями и ребенком. Согласно договору услуги приемного родителя, направленные на воспитание ребенка имеют возмездный характер. А в случае если родитель нигде не работает, то время выполнения обязанностей приемного родителя идёт в стаж работы. Также ребенок имеет поддержку от государства в виде выплат, пособий и наделения жильем по достижении 18 лет.
Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением). Особенностью является, что контроль, воспитание и реализация прав ребенка устанавливается законодательством субъекта РФ. В зависимости от срока патронатного воспитания, определяется момент, где будет проживать ребенок. При длительном периоде дети-сироты находятся на воспитании в семье патронатного воспитателя до наступления совершеннолетия. При коротком сроке ребенка, оставшегося без попечения родителей, переводят в семью до возвращения в кровную или нахождения органами опеки и попечительства лиц, готовых усыновить, взять под опеку или в приемные семьи. При частичном патронате, ребенок посещает воспитателя в случаях необходимости, чаще всего эта форма применяется для лиц, готовящихся к взрослой жизни. Дети, находящиеся на патронатном воспитании, сохраняют право на получение алиментов и пособий. Помимо этого, на ребенка в день рассчитывается сумма на питание. Что касается льгот, то всем детям, находящимся на патронатном воспитании, полагается бесплатное обеспечение одеждой, обовью и предметами хозяйственного обихода. Также на личный счет ребенка в банке начисляются от государства денежные выплаты. И при необходимости после достижения совершеннолетия выдаётся жилье.
Данная работа имеет серьезную практическую значимость. Полученные результаты исследования, могут быть использованы на уроках обществознания и права в общеобразовательных заведениях, при написании программы элективных и факультативных курсов по изучению прав детей. На основе исследуемой проблемы была разработана программа факультативных занятий для учеников 11 класса. Программа имеет четкую структуру предоставления материала и содержит практические задания для лучшего усвоения материала. Данные занятия помогут детям углубить свои знания в области реализации прав детей.
Таким образом, анализ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, позволил выявить свои преимущества и недостатки в реализации прав детей, принятых в замещающую семью того или иного типа на воспитание. Установить взаимосвязь теории с практикой, выявить проблемы, с которыми приходится сталкиваться детям в замещающих семьях, помогло тщательное изучение статистических данных и данных с официальных сайтов органов власти, призванных осуществлять работу в интересах детей. Из всего вышеизложенного следует вывод о том, что важнейшей задачей является совершенствование механизмов реализации имеющегося законодательства в области прав детей с целью минимизации числа конфликтных ситуаций, порождающих нарушения прав детей в замещающих семьях, а при их возникновении - своевременного и разумного их разрешения.
В вопросах защиты прав ребенка, наше государство, прежде всего опирается на международные нормативно-правовые акты. Конвенция о правах ребенка уделяет особое внимание защите и обеспечению интересов прав ребенка, а Всеобщая декларация прав человека, говорит об особой охране и заботе детей. Также международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет право семьи на защиту со стороны государства и общества. Что касается внутригосударственного законодательства, оно также принимает и реализует на практике законы, которые заботятся о семьях и детях. Необходимо обратить особое внимание на нормативно-правовые акты, касающиеся категории детей, лишившихся попечения родителей. К таковым можно отнести: Конституцию и Семейный Кодекс РФ, которые являются основополагающими документами в нормативно-правовой базе социального обслуживания и направлены на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь детей; ФЗ от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» определяет дополнительные принципы и меры государственной поддержки детей; ФЗ от 24.04.2008 № 48 «Об опеке и попечительстве».
Таким образом, мы видим, что международные и отечественные нормативно-правовые акты регулируют защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
При рассмотрении форм замещающих семей были выявлены особенности каждой. Усыновление является приоритетной формой устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью. Среди общих прав детей, оставшихся без попечения родителей, права усыновленных имеют особую специфику, выражающуюся в наличии тайны усыновления, а также в бессрочном характере правоотношений и особой правой связи усыновителя и усыновленного, напоминающих кровную связь родителей и детей. Однако, несмотря на максимальную схожесть положения усыновленного и кровного ребенка, могут быть выделены и специфические признаки, выражающиеся в праве на особые государственные выплаты, дуализме наследственных и иных прав усыновленного ребенка в ряде случаев, повышенном внимании со стороны органов опеки и попечительства к семьям, где есть усыновленные дети.
Особенностью прав ребенка, воспитываемого опекуном или попечителем, являются то, что устанавливаемые правоотношения имеют определенный срок действия. Опекунство оформляется на детей, не достигших 14 лет. Опекуны являются законными представителями подопечных. Попечительство оформляется на детей в возрасте от 14 до 18 лет. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей. Отличием в реализации прав детей также является и то, что устройство детей под опеку и попечительство не влечет за собой возникновения между опекунами и детьми, оставшихся без попечения родителей таких правоотношений, которые существуют между биологическими родителями и детьми. Немалую роль в содержании ребенка играет государство, так как оно предоставляет материальные выплаты на содержание ребенка и при достижении им совершеннолетия обеспечивает жильём, при наличии определённых обстоятельств.
Реализация прав детей, воспитывающихся в приемных семьях, носит срочный характер, указанный в договоре, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Истечение срока действия договора или достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие правоотношений между приемными родителями и ребенком. Согласно договору услуги приемного родителя, направленные на воспитание ребенка имеют возмездный характер. А в случае если родитель нигде не работает, то время выполнения обязанностей приемного родителя идёт в стаж работы. Также ребенок имеет поддержку от государства в виде выплат, пособий и наделения жильем по достижении 18 лет.
Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением). Особенностью является, что контроль, воспитание и реализация прав ребенка устанавливается законодательством субъекта РФ. В зависимости от срока патронатного воспитания, определяется момент, где будет проживать ребенок. При длительном периоде дети-сироты находятся на воспитании в семье патронатного воспитателя до наступления совершеннолетия. При коротком сроке ребенка, оставшегося без попечения родителей, переводят в семью до возвращения в кровную или нахождения органами опеки и попечительства лиц, готовых усыновить, взять под опеку или в приемные семьи. При частичном патронате, ребенок посещает воспитателя в случаях необходимости, чаще всего эта форма применяется для лиц, готовящихся к взрослой жизни. Дети, находящиеся на патронатном воспитании, сохраняют право на получение алиментов и пособий. Помимо этого, на ребенка в день рассчитывается сумма на питание. Что касается льгот, то всем детям, находящимся на патронатном воспитании, полагается бесплатное обеспечение одеждой, обовью и предметами хозяйственного обихода. Также на личный счет ребенка в банке начисляются от государства денежные выплаты. И при необходимости после достижения совершеннолетия выдаётся жилье.
Данная работа имеет серьезную практическую значимость. Полученные результаты исследования, могут быть использованы на уроках обществознания и права в общеобразовательных заведениях, при написании программы элективных и факультативных курсов по изучению прав детей. На основе исследуемой проблемы была разработана программа факультативных занятий для учеников 11 класса. Программа имеет четкую структуру предоставления материала и содержит практические задания для лучшего усвоения материала. Данные занятия помогут детям углубить свои знания в области реализации прав детей.
Таким образом, анализ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, позволил выявить свои преимущества и недостатки в реализации прав детей, принятых в замещающую семью того или иного типа на воспитание. Установить взаимосвязь теории с практикой, выявить проблемы, с которыми приходится сталкиваться детям в замещающих семьях, помогло тщательное изучение статистических данных и данных с официальных сайтов органов власти, призванных осуществлять работу в интересах детей. Из всего вышеизложенного следует вывод о том, что важнейшей задачей является совершенствование механизмов реализации имеющегося законодательства в области прав детей с целью минимизации числа конфликтных ситуаций, порождающих нарушения прав детей в замещающих семьях, а при их возникновении - своевременного и разумного их разрешения.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Социальная адаптация детей-сирот в приемных семьях
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ:
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Инновационные технологии сопровождения замещающих семей в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ К АДАПТАЦИИ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - Защита социальных прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Российский Университет Транспорта)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Сопровождение замещающих семей: формы и методы адаптации детей и родителей
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5660 р. Год сдачи: 2020



