Обучение иностранным языкам на основе информационно-коммуникационных технологий в средней общеобразовательной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы обучения иностранным языкам на основе использования информационно-коммуникационных технологий в средней общеобразовательной школе 7
1.1. Система обучения иностранному языку в современной образовательной
организации 7
1.2. Сущностные характеристики понятия информационно¬
коммуникационные технологии в современном научном знании 11
1.3. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе 18
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Методические основы обучения иностранному языку с использованием информационно-коммуникационных технологий в средней общеобразовательной школе 33
2.1. Использование информационно-коммуникационных технологий в
современных учебно-методических комплектах 33
2.2. Упражнения по обучению иностранному языку с использованием
информационно-коммуникационных технологий 50
2.3. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку 61
Выводы по 2 главе 71
Заключение 73
Список использованных источников 77
Приложения
Глава 1. Теоретические основы обучения иностранным языкам на основе использования информационно-коммуникационных технологий в средней общеобразовательной школе 7
1.1. Система обучения иностранному языку в современной образовательной
организации 7
1.2. Сущностные характеристики понятия информационно¬
коммуникационные технологии в современном научном знании 11
1.3. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе 18
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Методические основы обучения иностранному языку с использованием информационно-коммуникационных технологий в средней общеобразовательной школе 33
2.1. Использование информационно-коммуникационных технологий в
современных учебно-методических комплектах 33
2.2. Упражнения по обучению иностранному языку с использованием
информационно-коммуникационных технологий 50
2.3. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку 61
Выводы по 2 главе 71
Заключение 73
Список использованных источников 77
Приложения
В современном обществе способность общаться на иностранном языке считается нормой для энергичного и целеустремленного профессионала. Если человек свободно владеет всеми аспектами иностранного языка, то это может значительно расширить его перспективы на динамично изменяющемся рынке труда. Однако зачастую выпускники средней школы не обладают достаточным уровнем знаний по иностранному языку, необходимых для эффективной коммуникации.
Выпускники школ сталкиваются с подобной проблемой в результате ограниченного количества часов, выделяемых на обучение иностранному языку в школе, разного уровня языковой подготовки обучающихся, а также их низкой мотивации.
Одним из способов преодоления этих трудностей может стать использование информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в процессе обучения иностранному языку.
Реалии современной жизни таковы, что выпускник средней школы должен быть готов к регулярной образовательной деятельности. В таком ракурсе самостоятельная работа обучающегося становится не просто важной формой учебного процесса, она превращается в его основу. Таким образом, перед учителем иностранного языка ставится задача по организации самостоятельной деятельности обучающихся, которая обеспечивает условия для повышения эффективности и индивидуализации образовательного процесса.
Актуальность данного исследования определяется на трех уровнях:
1) Социально-педагогическом;
2) Научно-теоретическом;
3) Научно-методическом.
На социально-педагогическом уровне актуальность обусловлена изменением характера процесса обучения - он становится более непрерывным, интенсивным и технологичным, а также необходимостью внедрения открытых электронных ресурсов в процесс обучения иностранному языку.
На научно-теоретическом уровне актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью данного вопроса, а также потребностью в систематизации знаний по организации самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку с использованием средств ИКТ.
На научно-методическом уровне актуальность обусловлена недостаточностью методических разработок для учителей иностранного языка по организации самостоятельной работы с использованием ИКТ.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема исследования «Обучение иностранным языкам на основе информационно-коммуникационных технологий в средней общеобразовательной школе».
Проблема исследования - возможности использования ИКТ в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - использование ИКТ в обучении иностранному языку учеников средней школы.
Целью данной работы является изучение особенностей обучения иностранным языкам на основе ИКТ и выявление эффективности их использования в средней общеобразовательной школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение ИКТ и выявить их связь с образованием;
- выявить достоинства и недостатки использования ИКТ в процессе обучения иностранному языку;
- выявить специфические требования к использованию ИКТ в процессе обучения иностранному языку;
- рассмотреть особенности использования ИКТ в современных учебно-методических комплектах;
- представить упражнения по изучению иностранного языка с использованием ИКТ;
- разработать методические рекомендации по использованию ИКТ при обучении иностранному языку.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Теоретические:
- анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме;
- анализ открытых электронных ресурсов.
Эмпирические:
- анкетирование;
- эксперимент;
- статистический анализ.
Гипотезу исследования составило предположение о том, что организация самостоятельной работы учащихся в средней школе по иностранному языку будет эффективной за счет использования средств ИКТ.
При написании работы были изучены труды как отечественных, так и зарубежных авторов, а также были использованы электронные ресурсы (В.А. Красильников, В.В. Беспалов, И.Г. Захарова, О.И. Пащенко, С.В. Панюкова, Н.О. Ветлугина и др.).
Теоретическая значимость работы заключается в подробном и структурированном изучении вопроса об использовании ИКТ в обучении иностранному языку.
Практическая ценность заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы учителями иностранного языка в образовательном процессе.
Работа состоит из содержания, введения, двух глав, кратких выводов к ним, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе раскрыты теоретические основы использования информационных технологий в процессе обучения иностранному языку. Во второй главе представлен анализ возможностей использования некоторых ИКТ при изучении английского языка, методические разработки урока иностранного языка и анализ результатов эксперимента. В заключении содержатся краткие выводы по результатам проделанной работы
Выпускники школ сталкиваются с подобной проблемой в результате ограниченного количества часов, выделяемых на обучение иностранному языку в школе, разного уровня языковой подготовки обучающихся, а также их низкой мотивации.
Одним из способов преодоления этих трудностей может стать использование информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в процессе обучения иностранному языку.
Реалии современной жизни таковы, что выпускник средней школы должен быть готов к регулярной образовательной деятельности. В таком ракурсе самостоятельная работа обучающегося становится не просто важной формой учебного процесса, она превращается в его основу. Таким образом, перед учителем иностранного языка ставится задача по организации самостоятельной деятельности обучающихся, которая обеспечивает условия для повышения эффективности и индивидуализации образовательного процесса.
Актуальность данного исследования определяется на трех уровнях:
1) Социально-педагогическом;
2) Научно-теоретическом;
3) Научно-методическом.
На социально-педагогическом уровне актуальность обусловлена изменением характера процесса обучения - он становится более непрерывным, интенсивным и технологичным, а также необходимостью внедрения открытых электронных ресурсов в процесс обучения иностранному языку.
На научно-теоретическом уровне актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью данного вопроса, а также потребностью в систематизации знаний по организации самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку с использованием средств ИКТ.
На научно-методическом уровне актуальность обусловлена недостаточностью методических разработок для учителей иностранного языка по организации самостоятельной работы с использованием ИКТ.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема исследования «Обучение иностранным языкам на основе информационно-коммуникационных технологий в средней общеобразовательной школе».
Проблема исследования - возможности использования ИКТ в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - использование ИКТ в обучении иностранному языку учеников средней школы.
Целью данной работы является изучение особенностей обучения иностранным языкам на основе ИКТ и выявление эффективности их использования в средней общеобразовательной школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение ИКТ и выявить их связь с образованием;
- выявить достоинства и недостатки использования ИКТ в процессе обучения иностранному языку;
- выявить специфические требования к использованию ИКТ в процессе обучения иностранному языку;
- рассмотреть особенности использования ИКТ в современных учебно-методических комплектах;
- представить упражнения по изучению иностранного языка с использованием ИКТ;
- разработать методические рекомендации по использованию ИКТ при обучении иностранному языку.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Теоретические:
- анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме;
- анализ открытых электронных ресурсов.
Эмпирические:
- анкетирование;
- эксперимент;
- статистический анализ.
Гипотезу исследования составило предположение о том, что организация самостоятельной работы учащихся в средней школе по иностранному языку будет эффективной за счет использования средств ИКТ.
При написании работы были изучены труды как отечественных, так и зарубежных авторов, а также были использованы электронные ресурсы (В.А. Красильников, В.В. Беспалов, И.Г. Захарова, О.И. Пащенко, С.В. Панюкова, Н.О. Ветлугина и др.).
Теоретическая значимость работы заключается в подробном и структурированном изучении вопроса об использовании ИКТ в обучении иностранному языку.
Практическая ценность заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы учителями иностранного языка в образовательном процессе.
Работа состоит из содержания, введения, двух глав, кратких выводов к ним, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе раскрыты теоретические основы использования информационных технологий в процессе обучения иностранному языку. Во второй главе представлен анализ возможностей использования некоторых ИКТ при изучении английского языка, методические разработки урока иностранного языка и анализ результатов эксперимента. В заключении содержатся краткие выводы по результатам проделанной работы
Информационно-коммуникационные технологии идеально подходят для обучения любому иностранному языку. Они могут быть использованы при формировании всех коммуникативных умений и навыков и при обучении всем языковым аспектам изучаемого языка.
Средства ИКТ в данном случае будут нести в себе двойной результат: личностный и учебно-познавательный одновременно. Средства ИКТ не только помогают усвоить материал быстро и прочно, но и развивают старшеклассника, его самостоятельность, ответственность, удовлетворяя его потребности и психофизиологические особенности, мотивируют к изучению неродного языка, а также формируют умение учиться самостоятельно.
Нам удалось определить теоретические основы обучения иностранному языку, в частности особенности использования средств ИКТ в процессе обучения, разработанные такими выдающимися деятелями как Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Бим. И.Л., Бухбиндер В.А, Леонтьев А.А. Филатова В.М. Рогова Г.В., Соловова Е.Н.
Мы рассмотрели средства ИКТ в обучении иностранного языка учащихся старшего школьного возраста и пришли к выводу о том, что они могут быть использованы на уроках английского языка для уточнения значения и употребления изучаемых явлений, для закрепления пройденного материала и развития умения применять изученное на практике.
Во второй главе нашего исследования мы рассмотрели критерии и принципы отбора содержания обучения иностранному языку. Материалы должны быть направлены на развитие у учащихся умений эффективной, свободной и грамотной коммуникации, должны отвечать требованиям программы и уровню знаний и умений учащихся, а также содержать интересную и актуальную информацию.
Также мы провели анкетирования учащихся и учителей, с целью анализа существующей системы обучения учащихся по дисциплине «Английский язык» и изучения интереса, как учеников, так и учителей к обучению иностранному языку при помощи средств ИКТ. Результаты обоих анкетирований показали, что ученики и учителя нуждаются в решении таких проблем, как недостаток часов, отсутствие заданий с актуальным содержанием и т.д.
Для решения задач, поставленных в начале исследования, нами был разработан курс упражнений «English 4U» при помощи различных средств ИКТ и опубликован на мультимедийной онлайн-доске Padlet. Для формирования и развития коммуникативной компетентности у учащихся нами были отобраны аутентичные материалы, связанные с реальными ситуациями, интересами и целями будущих выпускников школы.
Курс «English 4U» разработан на онлайн-доске Padlet на базе учебника Forward. Было создано три модуля: «Travel», «Work» и «Engineering». Данные темы являются достаточно интересными, что увеличивает вовлеченность учащихся в познавательный процесс и самостоятельную работу.
В рамках каждого модуля было разработано по три упражнения. Данные задания сопровождаются материалами, которые способны облегчить их выполнение во время самостоятельной работы (тренировочные упражнения, игры, презентации, URL-ссылки, видеоролики).
Цели разработанных нами упражнений при помощи средств ИКТ, а именно совершенствование коммуникативных умений, повышение интереса и мотивации учащихся к изучению иностранного языка, совершенствование навыка реферирования текста, развитие умения выражать собственное мнение на иностранном языке, а также углубление знаний по темам «Travel»,«Work» и «Engineering» были полностью достигнуты. Это подтверждают результаты учащихся, а также анкетирование.
Обобщая все ответы учеников на анкетирование после прохождения курса «English 4U», можно сделать вывод, что им интересна самостоятельная работа с использованием средств ИКТ, и они находят ее продуктивной. Задания из модуля «Travel» учащиеся отметили как самые интересные и легкие для выполнения. Также в конце опроса учащиеся оставили свои пожелания для улучшения курса: наличие лексических и грамматических упражнений, заданий на перевод и аудирование. Нам важно мнение учащихся, так как этот курс был разработан и будет совершенствоваться с целью эффективного обучения учащихся по дисциплине «Иностранный язык».
Средства ИКТ в данном случае будут нести в себе двойной результат: личностный и учебно-познавательный одновременно. Средства ИКТ не только помогают усвоить материал быстро и прочно, но и развивают старшеклассника, его самостоятельность, ответственность, удовлетворяя его потребности и психофизиологические особенности, мотивируют к изучению неродного языка, а также формируют умение учиться самостоятельно.
Нам удалось определить теоретические основы обучения иностранному языку, в частности особенности использования средств ИКТ в процессе обучения, разработанные такими выдающимися деятелями как Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Бим. И.Л., Бухбиндер В.А, Леонтьев А.А. Филатова В.М. Рогова Г.В., Соловова Е.Н.
Мы рассмотрели средства ИКТ в обучении иностранного языка учащихся старшего школьного возраста и пришли к выводу о том, что они могут быть использованы на уроках английского языка для уточнения значения и употребления изучаемых явлений, для закрепления пройденного материала и развития умения применять изученное на практике.
Во второй главе нашего исследования мы рассмотрели критерии и принципы отбора содержания обучения иностранному языку. Материалы должны быть направлены на развитие у учащихся умений эффективной, свободной и грамотной коммуникации, должны отвечать требованиям программы и уровню знаний и умений учащихся, а также содержать интересную и актуальную информацию.
Также мы провели анкетирования учащихся и учителей, с целью анализа существующей системы обучения учащихся по дисциплине «Английский язык» и изучения интереса, как учеников, так и учителей к обучению иностранному языку при помощи средств ИКТ. Результаты обоих анкетирований показали, что ученики и учителя нуждаются в решении таких проблем, как недостаток часов, отсутствие заданий с актуальным содержанием и т.д.
Для решения задач, поставленных в начале исследования, нами был разработан курс упражнений «English 4U» при помощи различных средств ИКТ и опубликован на мультимедийной онлайн-доске Padlet. Для формирования и развития коммуникативной компетентности у учащихся нами были отобраны аутентичные материалы, связанные с реальными ситуациями, интересами и целями будущих выпускников школы.
Курс «English 4U» разработан на онлайн-доске Padlet на базе учебника Forward. Было создано три модуля: «Travel», «Work» и «Engineering». Данные темы являются достаточно интересными, что увеличивает вовлеченность учащихся в познавательный процесс и самостоятельную работу.
В рамках каждого модуля было разработано по три упражнения. Данные задания сопровождаются материалами, которые способны облегчить их выполнение во время самостоятельной работы (тренировочные упражнения, игры, презентации, URL-ссылки, видеоролики).
Цели разработанных нами упражнений при помощи средств ИКТ, а именно совершенствование коммуникативных умений, повышение интереса и мотивации учащихся к изучению иностранного языка, совершенствование навыка реферирования текста, развитие умения выражать собственное мнение на иностранном языке, а также углубление знаний по темам «Travel»,«Work» и «Engineering» были полностью достигнуты. Это подтверждают результаты учащихся, а также анкетирование.
Обобщая все ответы учеников на анкетирование после прохождения курса «English 4U», можно сделать вывод, что им интересна самостоятельная работа с использованием средств ИКТ, и они находят ее продуктивной. Задания из модуля «Travel» учащиеся отметили как самые интересные и легкие для выполнения. Также в конце опроса учащиеся оставили свои пожелания для улучшения курса: наличие лексических и грамматических упражнений, заданий на перевод и аудирование. Нам важно мнение учащихся, так как этот курс был разработан и будет совершенствоваться с целью эффективного обучения учащихся по дисциплине «Иностранный язык».
Подобные работы
- Обучение лексике на основе информационно-коммуникационных технологий
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ ПОДКАСТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
КОМПОНЕНТА ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧЕНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО -КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ ПЛАТФОРМ DUOLINGO,
LINGUALEO, STEPIC)
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Моделирование системы управления процессом обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТКРЫТЫХ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Управление процессом обучения иностранным языкам средствами современных информационных технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2022 - УГЛУБЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Дифференцированный подход в обучении иностранному языку на начальном этапе в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022



