Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение иностранным языкам на основе информационно-коммуникационных технологий в средней общеобразовательной школе

Работа №158988

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы обучения иностранным языкам на основе использования информационно-коммуникационных технологий в средней общеобразовательной школе 7
1.1. Система обучения иностранному языку в современной образовательной
организации 7
1.2. Сущностные характеристики понятия информационно¬
коммуникационные технологии в современном научном знании 11
1.3. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе 18
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Методические основы обучения иностранному языку с использованием информационно-коммуникационных технологий в средней общеобразовательной школе 33
2.1. Использование информационно-коммуникационных технологий в
современных учебно-методических комплектах 33
2.2. Упражнения по обучению иностранному языку с использованием
информационно-коммуникационных технологий 50
2.3. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку 61
Выводы по 2 главе 71
Заключение 73
Список использованных источников 77
Приложения


В современном обществе способность общаться на иностранном языке считается нормой для энергичного и целеустремленного профессионала. Если человек свободно владеет всеми аспектами иностранного языка, то это может значительно расширить его перспективы на динамично изменяющемся рынке труда. Однако зачастую выпускники средней школы не обладают достаточным уровнем знаний по иностранному языку, необходимых для эффективной коммуникации.
Выпускники школ сталкиваются с подобной проблемой в результате ограниченного количества часов, выделяемых на обучение иностранному языку в школе, разного уровня языковой подготовки обучающихся, а также их низкой мотивации.
Одним из способов преодоления этих трудностей может стать использование информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в процессе обучения иностранному языку.
Реалии современной жизни таковы, что выпускник средней школы должен быть готов к регулярной образовательной деятельности. В таком ракурсе самостоятельная работа обучающегося становится не просто важной формой учебного процесса, она превращается в его основу. Таким образом, перед учителем иностранного языка ставится задача по организации самостоятельной деятельности обучающихся, которая обеспечивает условия для повышения эффективности и индивидуализации образовательного процесса.
Актуальность данного исследования определяется на трех уровнях:
1) Социально-педагогическом;
2) Научно-теоретическом;
3) Научно-методическом.
На социально-педагогическом уровне актуальность обусловлена изменением характера процесса обучения - он становится более непрерывным, интенсивным и технологичным, а также необходимостью внедрения открытых электронных ресурсов в процесс обучения иностранному языку.
На научно-теоретическом уровне актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью данного вопроса, а также потребностью в систематизации знаний по организации самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку с использованием средств ИКТ.
На научно-методическом уровне актуальность обусловлена недостаточностью методических разработок для учителей иностранного языка по организации самостоятельной работы с использованием ИКТ.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема исследования «Обучение иностранным языкам на основе информационно-коммуникационных технологий в средней общеобразовательной школе».
Проблема исследования - возможности использования ИКТ в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - использование ИКТ в обучении иностранному языку учеников средней школы.
Целью данной работы является изучение особенностей обучения иностранным языкам на основе ИКТ и выявление эффективности их использования в средней общеобразовательной школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение ИКТ и выявить их связь с образованием;
- выявить достоинства и недостатки использования ИКТ в процессе обучения иностранному языку;
- выявить специфические требования к использованию ИКТ в процессе обучения иностранному языку;
- рассмотреть особенности использования ИКТ в современных учебно-методических комплектах;
- представить упражнения по изучению иностранного языка с использованием ИКТ;
- разработать методические рекомендации по использованию ИКТ при обучении иностранному языку.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Теоретические:
- анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме;
- анализ открытых электронных ресурсов.
Эмпирические:
- анкетирование;
- эксперимент;
- статистический анализ.
Гипотезу исследования составило предположение о том, что организация самостоятельной работы учащихся в средней школе по иностранному языку будет эффективной за счет использования средств ИКТ.
При написании работы были изучены труды как отечественных, так и зарубежных авторов, а также были использованы электронные ресурсы (В.А. Красильников, В.В. Беспалов, И.Г. Захарова, О.И. Пащенко, С.В. Панюкова, Н.О. Ветлугина и др.).
Теоретическая значимость работы заключается в подробном и структурированном изучении вопроса об использовании ИКТ в обучении иностранному языку.
Практическая ценность заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы учителями иностранного языка в образовательном процессе.
Работа состоит из содержания, введения, двух глав, кратких выводов к ним, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе раскрыты теоретические основы использования информационных технологий в процессе обучения иностранному языку. Во второй главе представлен анализ возможностей использования некоторых ИКТ при изучении английского языка, методические разработки урока иностранного языка и анализ результатов эксперимента. В заключении содержатся краткие выводы по результатам проделанной работы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Информационно-коммуникационные технологии идеально подходят для обучения любому иностранному языку. Они могут быть использованы при формировании всех коммуникативных умений и навыков и при обучении всем языковым аспектам изучаемого языка.
Средства ИКТ в данном случае будут нести в себе двойной результат: личностный и учебно-познавательный одновременно. Средства ИКТ не только помогают усвоить материал быстро и прочно, но и развивают старшеклассника, его самостоятельность, ответственность, удовлетворяя его потребности и психофизиологические особенности, мотивируют к изучению неродного языка, а также формируют умение учиться самостоятельно.
Нам удалось определить теоретические основы обучения иностранному языку, в частности особенности использования средств ИКТ в процессе обучения, разработанные такими выдающимися деятелями как Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Бим. И.Л., Бухбиндер В.А, Леонтьев А.А. Филатова В.М. Рогова Г.В., Соловова Е.Н.
Мы рассмотрели средства ИКТ в обучении иностранного языка учащихся старшего школьного возраста и пришли к выводу о том, что они могут быть использованы на уроках английского языка для уточнения значения и употребления изучаемых явлений, для закрепления пройденного материала и развития умения применять изученное на практике.
Во второй главе нашего исследования мы рассмотрели критерии и принципы отбора содержания обучения иностранному языку. Материалы должны быть направлены на развитие у учащихся умений эффективной, свободной и грамотной коммуникации, должны отвечать требованиям программы и уровню знаний и умений учащихся, а также содержать интересную и актуальную информацию.
Также мы провели анкетирования учащихся и учителей, с целью анализа существующей системы обучения учащихся по дисциплине «Английский язык» и изучения интереса, как учеников, так и учителей к обучению иностранному языку при помощи средств ИКТ. Результаты обоих анкетирований показали, что ученики и учителя нуждаются в решении таких проблем, как недостаток часов, отсутствие заданий с актуальным содержанием и т.д.
Для решения задач, поставленных в начале исследования, нами был разработан курс упражнений «English 4U» при помощи различных средств ИКТ и опубликован на мультимедийной онлайн-доске Padlet. Для формирования и развития коммуникативной компетентности у учащихся нами были отобраны аутентичные материалы, связанные с реальными ситуациями, интересами и целями будущих выпускников школы.
Курс «English 4U» разработан на онлайн-доске Padlet на базе учебника Forward. Было создано три модуля: «Travel», «Work» и «Engineering». Данные темы являются достаточно интересными, что увеличивает вовлеченность учащихся в познавательный процесс и самостоятельную работу.
В рамках каждого модуля было разработано по три упражнения. Данные задания сопровождаются материалами, которые способны облегчить их выполнение во время самостоятельной работы (тренировочные упражнения, игры, презентации, URL-ссылки, видеоролики).
Цели разработанных нами упражнений при помощи средств ИКТ, а именно совершенствование коммуникативных умений, повышение интереса и мотивации учащихся к изучению иностранного языка, совершенствование навыка реферирования текста, развитие умения выражать собственное мнение на иностранном языке, а также углубление знаний по темам «Travel»,«Work» и «Engineering» были полностью достигнуты. Это подтверждают результаты учащихся, а также анкетирование.
Обобщая все ответы учеников на анкетирование после прохождения курса «English 4U», можно сделать вывод, что им интересна самостоятельная работа с использованием средств ИКТ, и они находят ее продуктивной. Задания из модуля «Travel» учащиеся отметили как самые интересные и легкие для выполнения. Также в конце опроса учащиеся оставили свои пожелания для улучшения курса: наличие лексических и грамматических упражнений, заданий на перевод и аудирование. Нам важно мнение учащихся, так как этот курс был разработан и будет совершенствоваться с целью эффективного обучения учащихся по дисциплине «Иностранный язык».



1. Алейникова О. О. Информационные технологии в обучении аудированию на занятиях английского языка // PEDAGOGY. - 2015. - № 1. - С. 34-36.
2. Беспалов В. В. Информационные технологии: учебное пособие - Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. - 134 с.
3. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам// Иностр. яз. в шк. - 2001. -№ 2. -132 с.
4. Брезгина О. В. Об использовании информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку // Вестник НВГУ. - 2014. - № 4.
5. Ветлугина Н. О. Организационно-педагогические условия применения мультимедиа технологий в повышении эффективности подготовки бакалавров профессионального обучения: дис... канд. пед. наук: 13.00.08 - Екатеринбург, 2016. - 181 с.
6. Воевода Е. В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 110-114.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
8. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М: Высшая школа, 1982. -373 с.
9. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии, 2004. - №3.
10. Девтерова З. Р. Новые образовательные технологии: компьютерные телекоммуникации в обучении иностранному языку // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2009. - № 1.
11. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в
области использования информационно-коммуникационных
технологий // Иностранные языки в школе, 2011. - № 9.
12. Евстигнеев М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2012. - 9 с.
13. Еремин Ю. В, Крылова Е. А. Использование мобильных технологий в самостоятельной работе учеников по иностранному языку в неязыковом вузе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2014. - № 167. - С. 158-166.
14. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 192 с.
15. Какие категории мобильных приложений существуют сегодня? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mabee.ru. - mabee мобильные сайты и приложения. - (Дата обращения: 17.11.2018).
16. Капранчикова К. В. Мобильные технологии в обучении иностранному языку учеников нелингвистических направлений подготовки // Язык и культура. - 2014. - № 1. - С. 84-94.
17. Категории мобильных приложений и частота их использования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cossa.ru. - Cossa. - (Дата обращения: 17.11.2018).
18. Клименко М. В, Слепцова Л. А. Мобильное обучение в практике преподавания иностранного языка в вузе // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 4 (92). - С. 118-126.
19. Колесников А. К., Оспенникова Е. В. Информатизация образовательного процесса в педагогическом университете // Вестник ПГПУ. Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2005. - С. 6-15.
20. Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные
технологи в образовании: учебное пособие - М.: ООО «Дом
педагогики», 2006. - 231 с.
21. Кручинина, Г.А. Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы. Дидактические материалы к практическим занятиям и творческой работе студентов. М.: Нижегородский государственный университет, 2000. -96 с.
22. Левина, О.Г. Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление/ О.Г. Левина // Педагогический вестник, 1998. -№2. - 23-26 с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл,
Академия, 2005. - 352 с.
24. Лесникова Е. С. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам // Вестник КемГУ. - 2012. - № 4. - С. 266-270.
25. Лизенин С.М. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы/ С.М. Лизенин, Л.Г. Денисова // ИЯШ, 1992. - №5. - 15-16 с.
26. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной
образовательной школе: учебное пособие для студентов
педагогических колледжей (Под ред. Филатовой В.М.) / Серия
«Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. -416 с.
27. Миргиязова М. М. Innovative technologies in teaching English // Молодой ученый. - 2017. - № 25. - С. 301-302.
28. Мобильное приложение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org. - Википедия. - (Дата обращения: 17.11.2018).
29. Морозов К. А. Информационно-коммуникативные технологии и их применение в педагогической деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск. СибАК. - 2013.
30. Нестерова, Н.В. Информационные технологии и обучение английскому языку/ Н.В. Нестерова // ИЯШ, 2005. -№8. -102 с.
31. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е.С. Полат - учебное пособие для вузов и системы повышения квалификации, издание 2-е дополненное и переработанное, М.: Академия. -2002. -158 с.
32.Обдалова О. А. Особенности новой педагогической среды при обучении иностранным языкам // Вестник Том. гос. ун-та. - 2009. - № 322. - С. 207-211.
33. Омарова С. К. Характеристика и дидактических потенциал мобильно-цифровых технологий обучения иностранным языкам // Вестник ТГПУ. - 2018. - № 1 (190). - С. 52-58.
34. Панюкова С. В. Использование информационных и
коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 224 с. 5. Пащенко О. И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. - 227 с.
35. Пассов, Е. И, Основы методики обучения иностранным языкам Е.И.Пассов, - М.: "Просвещение", 1977. - 172 с.
36. Пассов, Е.И. Коммуникативность обучения - в практику школы Е.И.Пассов, - М.: "Просвещение", 1987. - 132 с.
37. Писаренко, В.И. Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам/ В.И. Писаренко // Открытое образование, 2004. - №1. - 17 с.
38. Подопригорова, Л.А. Использование Интернета в обучении
иностранным языкам/ Л.А. Подопригорова // ИЯШ, 2003.-№5 -13-17 с.
39. Полат, Е. С. Интернет на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. - 2001. -№ 2.- 14-18 с.
40. Полилова Т.А. Внедрение компьютерных технологий / Т.А. Полилова// ИЯШ, 1997. -№6. - 27 с. 37.Попов, В.Б. Интернет - технологии и развитие образования/ В.Б. Попов// Воронеж: ВГПУ, 2001. - 172 с.
41. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в школе/ Г. В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахаров. - М.: Просвещение, 1991. - 340с.
42. Семенова Д. К. Особенности использования веб-сайтов в обучении иностранному языку // Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2012. - № 148. - С. 68-71.
43. Симонян К. В. Очевидное и невероятное в обучении иностранным языкам на базе компьютерных телекоммуникаций // Вестник МГЛУ. - 2011. - № 632. - С. 67-75.
44. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку. - М.:
Просвещение, 2002. -241 с.
45. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетенция учителя иностранного
языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав //
Иностранные языки в школе, 2011.- № 6. - 16-20 с. 46. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. -2012. -83с.
46. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. - М.: ИОСО РАО, 2002. 135-157 с.
47. Чалкова В.В. Дистанционное обучение иностранному языку: организация взаимодействия и техническая реализация // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2016. - № 1. - С. 127-135.
48. Шадриков В. Д, Шемет И. С. Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы // Высшее образование в России. - 2009. - № 11. - С. 61- 65.
49. Шарова Н. А. Использование информационных ресурсов Интернет в подготовке преподавателей иностранного языка (обзор веб-сайтов, посвященных обучению английскому языку // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и международная коммуникация. - 2003. - № 2. - С. 92¬95.
50. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. -М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
51.10 internet technologies that educators should be informed about [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.emergingedtech.com. - Welcome to Emerging Ed Tech! - (Дата обращения: 29.11.2018).
52.6 Technology Challenges Facing Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://thejournal.com. - The journal. - (Дата обращения: 29.11.2018).
53. Aomawa Shields. How we will find life on other planets [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ted.com. - TED Talks. - (Дата обращения: 17.11.2018).
54. British Council Learn English [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://learnenglish.britishcouncil.org. - British Council Learn English. - (Дата обращения: 27.11.2018).
55. British Council Learn English Kids [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://learnenglishkids.britishcouncil.org. - British Council Learn English Kids. - (Дата обращения: 27.11.2018).
56. British Council Learn English Teens [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://learnenglishteens.britishcouncil.org. - British Council Learn English Teens. - (Дата обращения: 27.11.2018).
57. Min Pun. The use of multimedia technology in English language Teaching: a global perspective // Crossing the Border: International Journal of Interdisciplinary Studies. - 2013. - Vol. 1. - № 1.
58. Nergiz Kern. Technology-integrated English for Specific Purposes lessons: real-life language, tasks, and tools for professionals // Innovations in learning technologies for English language teaching. - 2013.
59. Ruxana Hossain Parvin, Shaikh Flint Salam. The Effectiveness of Using Technology in English Language Classrooms in Government Primary Schools in Bangladesh // FIRE: Forum for International Research in Education. - 2015. - Vol. 2 - Article 5.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ