Реальный и виртуальный эксперимент при обучении биологии в 8 классе как условие формирования образовательных результатов
|
Введение 3
Глава 1. Роль и значение экспериментальной деятельности при обучении биологии 6
1.1. История становления эксперимента как одного из видов практических методов обучения 6
1.2. Экспериментальная деятельность: определение, сущность, классификация 14
1.3. Методические условия организации виртуальных и реальных экспериментов при обучении биологии 21
Глава 2.Методика организации виртуальных и реальных экспериментов при обучении биологии в 8 классе 27
2.1. Анализ практики учителей биологии по использованию экспериментальной работы 27
2.2. Методические условия реализации виртуальных и реальных экспериментов по биологии в 8 классе 36
2.3. Анализ результатов экспериментального обучения 50
Выводы 56
Библиографический список 57
Приложения 60
Глава 1. Роль и значение экспериментальной деятельности при обучении биологии 6
1.1. История становления эксперимента как одного из видов практических методов обучения 6
1.2. Экспериментальная деятельность: определение, сущность, классификация 14
1.3. Методические условия организации виртуальных и реальных экспериментов при обучении биологии 21
Глава 2.Методика организации виртуальных и реальных экспериментов при обучении биологии в 8 классе 27
2.1. Анализ практики учителей биологии по использованию экспериментальной работы 27
2.2. Методические условия реализации виртуальных и реальных экспериментов по биологии в 8 классе 36
2.3. Анализ результатов экспериментального обучения 50
Выводы 56
Библиографический список 57
Приложения 60
Одной из основных задач, поставленных перед современной школой является подготовка выпускника школы с активной жизненной позицией, т.е. формирование личности, способной к критическому анализу, к непредвзятой оценке фактов и мнений. В Примерной основной образовательной программе основного общего образования в изучении курса биологии определённая роль отводится биологическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в кабинете биологии.
Эксперимент как один из методов обучения биологии играет важную роль в формировании и развитии биологических понятий и материалистического мировоззрения, в развитии познавательных способностей обучающихся, в возникновении и сохранении исследовательского интереса, как к биологии, так и к обучению, в общем.
Эксперимент, как и любой другой метод обучения, имеет свои особенности и аспекты применения в рамках учебно-воспитательного процесса. Он позволяет организовать процесс познания биологии не на уровне описательного ознакомления с явлениями и процессами, а на уровне овладения их сущностью, объяснения причинно-следственных связей между ними с позиций современной биологической науки. Следовательно, только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в учебно-воспитательном процессе достигается высокое качество знаний.
В современных общеобразовательных школах наблюдается недостаточная организация экспериментальной деятельности. Чаще всего это связано с нехваткой необходимого оборудования в кабинете биологии для проведения исследований; высокие затраты во времени и финансовые трудности. Большинство учителей не проводят эксперименты, из-за отсутствия методических рекомендаций по их организации.
В связи с обозначенной актуальностью и выделенной проблемой была определена тема работы: «Реальный и виртуальный эксперимент при обучении биологии в 8 классе как условие формирования образовательных результатов».
Цель исследования: выявить и обосновать методические условия проведения виртуальных и реальных экспериментов на уроках по биологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии 8 класса.
Предмет исследования: методические условия проведения виртуальных и реальных экспериментов на уроках по биологии.
Гипотеза: применение эксперимента на уроках биологии способствует формированию предметных и метапредметных результатов если:
- выделены умения, которые необходимы для выполнения экспериментальной работы;
- разработаны вариативные инструкции по проведению экспериментальных работ.
Исходя, из цели и гипотезы определены задачи исследования
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по экспериментальной деятельности на уроках биологии.
2. Проанализировать практику применения эксперимента на уроках биологии в условиях современной школы.
3. Разработать систему экспериментальных заданий по биологии 8 класса и проверить их эффективность.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические: анализ методической, психолого-педагогической литературы по исследуемой теме; теоретический анализ, синтез и обобщение результатов экспериментального обучения.
2. Эмпирические: эксперимент, анкетирование обучающихся и учителей биологии, наблюдение.
3. Статистические: статистическая и математическая обработка результатов эксперимента....
Эксперимент как один из методов обучения биологии играет важную роль в формировании и развитии биологических понятий и материалистического мировоззрения, в развитии познавательных способностей обучающихся, в возникновении и сохранении исследовательского интереса, как к биологии, так и к обучению, в общем.
Эксперимент, как и любой другой метод обучения, имеет свои особенности и аспекты применения в рамках учебно-воспитательного процесса. Он позволяет организовать процесс познания биологии не на уровне описательного ознакомления с явлениями и процессами, а на уровне овладения их сущностью, объяснения причинно-следственных связей между ними с позиций современной биологической науки. Следовательно, только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в учебно-воспитательном процессе достигается высокое качество знаний.
В современных общеобразовательных школах наблюдается недостаточная организация экспериментальной деятельности. Чаще всего это связано с нехваткой необходимого оборудования в кабинете биологии для проведения исследований; высокие затраты во времени и финансовые трудности. Большинство учителей не проводят эксперименты, из-за отсутствия методических рекомендаций по их организации.
В связи с обозначенной актуальностью и выделенной проблемой была определена тема работы: «Реальный и виртуальный эксперимент при обучении биологии в 8 классе как условие формирования образовательных результатов».
Цель исследования: выявить и обосновать методические условия проведения виртуальных и реальных экспериментов на уроках по биологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии 8 класса.
Предмет исследования: методические условия проведения виртуальных и реальных экспериментов на уроках по биологии.
Гипотеза: применение эксперимента на уроках биологии способствует формированию предметных и метапредметных результатов если:
- выделены умения, которые необходимы для выполнения экспериментальной работы;
- разработаны вариативные инструкции по проведению экспериментальных работ.
Исходя, из цели и гипотезы определены задачи исследования
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по экспериментальной деятельности на уроках биологии.
2. Проанализировать практику применения эксперимента на уроках биологии в условиях современной школы.
3. Разработать систему экспериментальных заданий по биологии 8 класса и проверить их эффективность.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические: анализ методической, психолого-педагогической литературы по исследуемой теме; теоретический анализ, синтез и обобщение результатов экспериментального обучения.
2. Эмпирические: эксперимент, анкетирование обучающихся и учителей биологии, наблюдение.
3. Статистические: статистическая и математическая обработка результатов эксперимента....
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил установить, что необходимость организации экспериментальной деятельности декларируется нормативно-правовыми документами, а её результативность подтверждается педагогами-практиками. Эксперимент как метод обучения предполагает соблюдение норм и правил безопасной работы в кабинете биологии, проведение практических и лабораторных работ, описание результатов эксперимента, оценку результатов, что позволяет достигать планируемых предметных и метапредментых результатов.
2. Анализ практики организации и проведения экспериментальной деятельности обучающихся при обучении биологии показывает, что использование метода эксперимента в условиях современной школы повышает уровень и качество успеваемости школьников, влияет на развитие их познавательных способностей.
3. Инструктивные карты к реальным и виртуальным экспериментам дают достаточно развёрнутую ориентировочную основу экспериментальной деятельности обучающимся. Для разработки инструктивной карты необходимо четко представлять конкретные учебные цели и систему приемов и действий, которыми нужно овладеть для их достижения. Полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности использования системы экспериментальных заданий по биологии в 8 классе, так как они способствуют процессу формирования предметных знаний и метапредметных результатов, а также применяются с целью обеспечения эффективной работы на уроке, для развития познавательного интереса, самостоятельных навыков работы и развития логического мышления.
2. Анализ практики организации и проведения экспериментальной деятельности обучающихся при обучении биологии показывает, что использование метода эксперимента в условиях современной школы повышает уровень и качество успеваемости школьников, влияет на развитие их познавательных способностей.
3. Инструктивные карты к реальным и виртуальным экспериментам дают достаточно развёрнутую ориентировочную основу экспериментальной деятельности обучающимся. Для разработки инструктивной карты необходимо четко представлять конкретные учебные цели и систему приемов и действий, которыми нужно овладеть для их достижения. Полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности использования системы экспериментальных заданий по биологии в 8 классе, так как они способствуют процессу формирования предметных знаний и метапредметных результатов, а также применяются с целью обеспечения эффективной работы на уроке, для развития познавательного интереса, самостоятельных навыков работы и развития логического мышления.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО БИОЛОГИИ (8 КЛАСС)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2015 - Разработка моделей для изучения движения космических аппаратов средствами Mathcad на внеурочных занятиях по физике учеников старших классов
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ (8 КЛАСС)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Веб-квест как один из способов организации проектной
деятельности на уроках английского языка на старшей ступени
обучения сош
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Обучение правилам оказания первой помощи средствами учебных
кейсов на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧИТЕЛЯ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ (19.00.07)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001





