РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОСТРАНСТВЕННО-БИОТОПИЧЕСКОГО РАЗМЕЩЕНИЯ И ЭКОЛОГИИ СОКОЛИНЫХ (FALCONIDAE)СРЕДНЕЙ СИБИРИ, КАК ОСНОВА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ СОКОЛИНЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕЙ СИБИРИ 7
1.1 Физико-географическая характеристика Средней Сибири 7
1.2 Разнообразие Соколиных на территории Средней Сибири 15
ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВЕННО-БИОТОПИЧЕСКОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОКОЛИНЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕЙ СИБИРИ 21
2.1. Пространственно-биотопическое размещение Соколиных Средней Сибири 21
2.2 Биологические особенности, лимитирующие факторы, влияющие на внесение Соколиных в Красные книги субъектов Российской Федерации и меры их охраны 48
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ 53
3.1 Психолого-педагогические основы организации внеурочной деятельности 53
3.2 Анализ практики обучения биологии в рамках внеурочной деятельности 57
3.3 Курс внеурочной деятельности «Вопросы экологии семейства Соколиных (Falconidae)на территории Средней Сибири» для 11 класса 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
На территории Красноярского края имеется 1047 муниципальных общеобразовательных учреждений, 18 из которых проводят обучение биологии на профильном уровне [Список ..., 2023]. Ежегодно более 2000 выпускников сдает ЕГЭ по биологии. Согласно Центру оценки качества образования Красноярского края результаты выпускников по ЕГЭ ниже по сравнению с предыдущим годом. При выполнении заданий по разделу экологии 54% обучающихся испытывают трудности [Биология ..., 2023].
Раздел экологии изучается в 11 классе. На базовом уровне выпускники знакомятся с основными понятиями раздела. Данный объем материала недостаточен для качественной сдачи экзамена. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования одной из задач является поддержка обучающихся в выборе будущей профессии и помощь в развитии в данном направлении посредством внеурочной деятельности [ФГОС ОО, 2023]. В данных целях некоторые школы при наличии большого количества обучающихся, желающих сдавать ЕГЭ по биологии, организуют углубленные классы или вводят курс внеурочной деятельности. Количество часов по предмету увеличивается до 3-4 в неделю, в ходе которых либо подробнее изучается материал за соответствующий класс, либо повторяется предмет за 5-9 класс в обобщенном виде. Это позволяет незначительно повысить качество предметных знаний обучающихся.
Курс внеурочной деятельности по одному разделу позволяет подробно изучить определенную область предмета. На основе этого материала обучающиеся имеют возможность понять структуру заданий, выработать алгоритм их решения и отработать данные действия.
Курс внеурочной деятельности «Вопросы экологии семейства Соколиных (Falconidae) на территории Средней Сибири» позволяет подробно изучить теоретический материал по экологии, развить 3 универсальные учебные действия, научиться выполнять задания различного типа и уровня сложности, необходимые для выполнения ЕГЭ.
В курсе внеурочной деятельности рассматриваются структура населения популяций Соколиных на территории Средней Сибири, региональные аспекты пространственно-биотопического размещения и экологии популяций, биологические особенности и лимитирующие факторы Краснокнижных видов Соколиных.
Цель: изучение региональных аспектов пространственно-биотопического размещения и экологии Соколиных (Falconidae)на территории Средней Сибири для разработки курса внеурочной деятельности «Вопросы экологии семейства Соколиных (Falconidae)на территории Средней Сибири».
Задачи:
1. Дать физико-географическую характеристику и показать условия обитания Соколиных на территории Средней Сибири.
2. Изучить региональные аспекты пространственно-биотопического размещения и экологии Соколиных Средней Сибири.
3. Выявить биологические особенности видов и лимитирующие факторы, предопределяющие внесение Соколиных в Красные книги субъектов РФ и меры их охраны.
4. Разработать курс внеурочной деятельности «Вопросы экологии семейства Соколиных (Falconidae)на территории Средней Сибири».
Объект исследования: семейство Соколиных Falconidae.
Предмет исследования: пространственно-биотопическое размещение и экология Соколиных Средней Сибири.
При написании дипломной работы использовались следующие общенаучные методы: общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция), теоретические (абстрагирование, обобщение, системный метод), эмпирические (наблюдение, описание, сравнение, анкетирование); из специальных методов использовались картография значковым методом и методом заливки; методы обработки данных (графические) [Арапова, Колмогоров, Сергеев, 2017]....
На территории Средней Сибири располагается три субъекта Российской Федерации: Красноярский край, республика Тыва и Хакасия. Рельеф характеризУется геологической ярусностью. Климат в целом умеренно-континентальный. Холодная зима плавно на севере и резко на юге сменяются теплым летом. Различные типы почв и гидрографическая сеть способствуют образованию различных биотопов: от арктических пустынь до степей. Высокая мозаичность ландшафтов обеспечивает необходимые условия для обитания многих видов Соколиных. Они распространены по всей широтной зональности регионов Средней Сибири.
Соколиные спорадично распространены на территории Средней Сибири. Они занимают чужие гнезда, расположенные на возвышенностях, горных вершинах, деревьях вблизи открытых пространств с хорошей кормовой базой. Ведут оседлый, кочующий или перелетный образ жизни.
Численность популяции зависит от биологических особенностей видов и лимитирующих факторов. К биологическим особенностям относится позднее наступление половой зрелости, низкая плодовитость и выживаемость птенцов, внутри- и межвидовая конкуренция. Лимитирующими антропогенными факторами является браконьерство и разрушение естественных мест обитания Соколиных. Лимитирующий биологический фактор - наличие пригодных мест для гнездования с хорошей кормовой базой. В целях охраны и воспроизводства представителей Соколиных вносят в Красные книги, пресекают браконьерство, создают заповедники и условия для искусственного гнездования.
В целях углубленного изучения раздела экологии разработан курс по внеурочной деятельности «Вопросы экологии семейства Соколиных (Falconidae)на территории Средней Сибири». Проведена апробация курса на базе 11 «А» класса МАОУ «Лицей №28» г. Красноярск. При стабильном проведении занятий в течение полугода наблюдается положительная динамика.
1. Алхасов Д. С., Пономарев А. К. Организация и проведение внеурочной деятельности. М.: Юрайт. 2023. 178 с.
2. Арапова С. П., Колмогоров Ю. Н., Сергеев А. П., Тарасов Д. А. Методы и средства научных исследований. Учебное пособие. Екатеринбург: Уральский университет. 2017. 152 с.
3. Банникова К. К., Баранов А. А., Карякин И. В., Мейдус А. В. Степная пустельга // Красная книга Красноярского края: В 2 т. Т 1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Красноярск: СФУ. 2022. С. 106
4. Баранов А. А., Бондарь М. Г., Савченко А. П. Кречет // Красная книга Красноярского края: В 2 т. Т 1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Красноярск: СФУ. 2022. С. 102
5. Баранов А. А., Воронина К. К. Балобан // Красная книга Республики Хакасия: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Красноярск-Абакан: СФУ. 2014. С. 161-162
6. Баранов А. А., Воронина К. К. Степная Пустельга // Красная книга Республики Хакасия: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Красноярск-Абакан: СФУ. 2014. С. 169-170
7. Баранов А. А., Гаврилов И. К., Карякин И. В. Сапсан // Красная книга Красноярского края: В 2 т. Т 1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Красноярск: СФУ. 2022. С. 104
8. Балацкий Н. Н. Гнезда птиц Сибири и сопредельных регионов. Том 1. М.: Наук. 2016. 164 с.
9. Баранов А. А. Дербник // Красная книга Республики Хакасия: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных Красноярск- Абакан: СФУ. 2014. С. 165-166
10. Баранов А. А. Птицы Алтай-Саянского экорегиона: пространственно- временная динамика биоразнообразия. Том 1. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева. 2012. 464 с.
11. Баранов А. А., Савченко А. П. Кобчик // Красная книга Республики Хакасия: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Красноярск-Абакан: СФУ. 2014. С. 167-168
12. Баранов А. А., Савченко А. П. Кречет // Красная книга Республики Хакасия: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Красноярск-Абакан: СФУ. 2014. С. 159-160
13. Баранов А. А., Савченко А. П. Сапсан // Красная книга Республики Хакасия: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Красноярск-Абакан: СФУ. 2014. С. 163-164
14. Беме И.Р., Зиневич Л.С., Карякин И.В., Николенко Э.Г., Рожкова Д.Н., Сарычев Е.И., Шнайдер Е.П., Первые результаты проекта по восстановлению генетического разнообразия популяции балобана в Алтае-Саянском регионе, Россия // Пернатые хищники и их охрана. 2017. № 36. С.176-192.
15. Биология. Результаты ГИА 11 в 2023 году // Краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования». 2023. 43 с...(42)