Глава1. Теоретические основы реализации технологии 5 творческих мастерских в условиях смешанного обучения
1.1. Сущность технологии творческих мастерских 5
1.2. Принципы и этапы реализации технологии творческих мастерских 13
1.3. Методы и приемы, используемые при реализации технологии творческих мастерских 18
1.4. Реализация технологии творческих мастерских в условиях смешанного обучения 22
Вывод по главе 1 27
Глава 2. Методические рекомендации по реализации технологии творческих мастерских в условиях смешанного обучения на примере курса по выбору «Создание web-сайта»
2.1 Программа работы творческой мастерской 29
2.2 Обзор программных сред и средств, используемых для реализации творческого проекта, связанного с разработкой web-сайта 34
2.3 Организация творческого процесса в условиях смешанного обучения 37
Вывод по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ 62
ФГОС предъявляет требования к результатам освоения образовательной программы. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, в полной мере реализующийся через активные формы обучения, к которым относится технология творческих мастерских.
Творческая мастерская - это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, обобщения и обмена информацией. Эта технология помогает включить в работу каждого ученика: он строит свои собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои творческие способности, ученик думает, сам творит, изобретает, реализуется. В мастерской учитель и ученик расстаются со своими традиционными ролями, а это становится залогом сотрудничества, взаимного интереса уважения. Мастер реализует роль не учителя, не руководителя, а «проводника» к открытию. Данная технология позволяет формировать универсальные учебные действия всех групп, что является требованием Стандарта.
Повысить потенциал технологии творческих мастерских как средства достижения образовательных результатов в условиях ФГОС можно, реализуя ее в форме смешанного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Смешанное обучение - современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.
Поэтому исследование, посвященное разработке методических рекомендаций по применению технологии творческих мастерских с использованием средств смешанного обучения, является актуальным.
Проблему исследования можно сформулировать в виде вопроса: как целесообразно и эффективно использовать возможности смешанного обучения в процессе реализации технологии творческих мастерских?
Целью исследования является разработка тематических рекомендаций по реализации технологии творческих мастерских в условиях смешанного обучения в курсе дополнительного образования для школьников «Создание web-сайтов».
Объект исследования: процесс реализации технологии творческих мастерских в условиях смешанного обучения.
Предмет исследования: методические рекомендации по реализации технологии творческих мастерских в дополнительном образовании по информатике в условиях смешанного обучения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность, принципы и этапы реализации технологии творческих мастерских.
2. Описать методы и приемы, используемые при реализации технологии творческих мастерских
3. Проанализировать возможность реализации технологии творческих мастерских в условиях смешанного обучения
4. Разработать методические рекомендации по реализации технологии творческих мастерских с использованием средств смешанного обучения на примере курса дополнительного образования «Создание веб-сайтов».
Практическая значимость исследования: разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями, осуществляющими учебный процесс с использованием моделей электронного обучения: обучения с веб-поддержкой, смешанного обучения, дистанционного обучения.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, в полной мере реализующийся через активные формы обучения, к которым относится технология творческих мастерских. Повысить потенциал ТТМ как средства достижения образовательных результатов в условиях ФГОС можно, используя в процессе реализации данной технологии в условиях смешанного обучения с использованием средств электронного обучения, в частности сервисы Интернет, позволяющие создавать знаково-символические модели в условиях групповой работы.
В связи с этим является актуальным исследование, посвященное разработке методических рекомендаций по применению технологии творческих мастерских с использованием средств электронного обучения, является актуальным.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка методических рекомендаций по реализации технологии творческих мастерских в условиях смешанного обучения в курсе дополнительного образования для школьников «Создание web-сайтов».
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены структурные составляющие технологии творческих мастерских.
В технологии мастерских главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, а не конкретные знания - очень непростая задача для учителя. Поэтому результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, являются весьма значимыми.
Мастерская - это нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Мастерская интересна многообразием возможностей для самореализации всех ее участников, взаимообмена и взаимообогащения, интересна своей непредсказуемостью.
В мастерской учитель и ученик расстаются со своими традиционными ролями, а это становится залогом сотрудничества, взаимного интереса уважения. Мастер реализует роль не учителя, не руководителя, а «проводника» к открытию. Данная технология позволяет формировать универсальные учебные действия всех групп, что является требованием Стандарта.
2. Выявлены этапы реализации технологии творческих мастерских.
Как и в любой образовательной технологии, существуют принципы и способы построения учебного занятия в форме мастерской. На первом этапе важно организовать ввод в ситуацию. Для этого служит индуктор - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Далее реализуется схема "самоконструкция - социоконструкция - социализация". Каждое задание на мастерской приводит к разрыву: озарению, пониманию себя, других, науки. Важно, чтобы на мастерской каждый ее участник осознал пройденный путь, оценил свою личностную значимость, то есть, обязателен последний этап мастерской - рефлексия. На панели, все желающие высказываются все проблемы и чувства, которые возникли во время работы.
3. При реализации элективного курса по теме «создание web-сайтов» использовались, и применялись следующие приемы технологии: метод символического видения - обучающиеся рисуют логотип для своего сайта, придумывают его название):
— метод сравнения версий - обучающиеся сначала предлагают свои идею для сайта, потом учитель дает ссылки на аналогичные проекты в интернете, чтобы возможно автор почерпнул из них какие-то дополнительные идеи;
— метод смысловых ассоциаций - при знакомстве с новой информацией, составление ментальной карты, описывающей структуру учебного текста),
— метод самостоятельного конструирования определений понятий (составляют глоссарий по учебному тексту, с условием, что определения будут сформулированы своими словами;
— метод эвристического исследования - по этому плану описывают разные сервисы или программы для создания web-страниц, а потом в совместном обсуждении выбирают один из сервисов;
— прием «Чтение с пометками» - применяется при знакомстве с новым текстом);
— прием «Закончи предложение» используется при постановке задачи в начале мастерской.
4. Проанализирована возможность реализации технологии творческих мастерских в условиях смешанного обучения...
1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. — М.: Буки Веди, 2016. — 23 с.
2. Акутина С.П. Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании // Молодой ученый. 2015. №12. С. 700-703.
3. Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности: автореф. дис. канд. пед. Наук. СПбГУПМ, 2002.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
5. ГальперинП.Я. О методах обучения и умственном развитии ребенка: 30 лет спустя // Обучение и развитие: современная теория и практика»: материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. 2015.
6. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Смешанное обучение в условиях цифровой школы // Современные проблемы науки и образования. 2012. №6.
7. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. — СПб.: КАРО, 2014.
8. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. — М.: Лабиринт, 1999.
9. Еремина Т.Я. Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских. — СПб.: Корифей, 2012.
10. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. — СПб.: Альянс дельта, 2003.
11. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей. - 3-е изд. — Минск: 2016.
12. Зенкина С.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования // Педагогика. 2008. №6.
13. Корниенко С.А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2014.
14. Крылова О.Н., Тимофеева М.Н., Сорокина О.Ю. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. — СПб.: 2015.
15. Леонова Е.А., Крылова О.Н. Электронная модель содержания образования как инструмент реализации требований стандарта // Народное образование. 2011. № 2. С. 174-181...(34)