Введение 3
Глава 1 Теоретическое исследование влияния стиля семейного воспитания на представления подростков о семье 7
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия «семья», её функции, типы
12
1.2. Влияние стилей воспитания на отношения родителей и подростков 23
1.3. Образ семьи, стилей воспитания в представлении подростков 30
Выводы по первой главе 32
Глава 2 Эмпирическое исследования влияния стилей семейного воспитания на представления подростков о семье 32
2.1. Описание процедуры и методов исследования 32
2.2. Анализ полученных результатов исследования 34
2.3. Рекомендации по работе с семьями подростков 50
Выводы 58
Заключение 61
Список используемых источников 66
На современном этапе развития общества одной из основных социальных задач является развитие и реализация трудового и интеллектуального потенциала молодежи, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодого поколения. В связи с этим существенным практическим запросом становится воспитание нравственной, независимой, креативной, зрелой личности. Значительную психолого-педагогическую роль здесь призвана сыграть семья.
Семья является важнейшей ценностей семьи. Следование традиционным семейным ценностям, бережное отношение к семье, пропаганда семейного образа жизни является востребованными в современном обществе. Отсюда наибольшую актуальность приобретает подготовка к выполнению семейной роли.
Семья - это первая разновозрастная социальная группа в жизни ребёнка, в которой он учится общаться с младшими и старшими людьми, получает представление о поведении мужчин и женщин в различных ситуациях взаимодействия.
В семье ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи ребенок учится взаимодействовать с другими людьми. Полученный опыт взаимоотношений у ребенка сохраняется на протяжении всей последующей жизни и может предопределять его поведение и отношения с окружающими людьми в течение жизни.
В современной науке накоплен большой багаж знаний о подростковом возрасте развития личности. Воззрения Ст. Холла, изучающего проблемы парадоксальности и амбивалентности характера подростка, труды Э. Шпрангера выделившего особенности осознания подростком собственной индивидуальности, исследования Ш.Бюллера, рассматривающие специфичность «потребности в дополнении» и потребности общения с другом, исследования черт «серьёзной игры» как особого образа действий, осуществляемого подростками и т.д. находят разнообразные пути своего решения в многочисленных работах и эмпирических исследованиях современных ученых (Фельдштейн Д.И., Поливанова К.Н.,Прихожан А.М., Шнейдер Л.Б., Баева И.А, Обухова Л.Ф., Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Кон И.С. и др.). Качественные изменения, происходящие как в психической сфере современного поколения подростков, так и культурно-историческая ситуация развития являются основанием для определения новых исследовательских целей в изучении особенностей развития подростков.
Одной из таких областей является изучение представления подростков о семье (образа семьи) как одной из составляющей целостного образа мира.
Представление о семье (образ семьи) является эмоционально¬смысловым и когнитивным комплексом представлений о динамике развития семьи, её структуре, характере взаимоотношений между членами семьи. Представление подростков о семье в первую очередь складываются на основе взаимодействия со «значимым другим», прежде всего родителями, поэтому стиль воспитания родителей является важным фактором в становлении представлений подростков о семье, о своей роли в семейном укладе. Это подтверждается исследованиями ученых, психологов (О.И. Бондаренко, М.И Буянова, А. Я. Варга, Б.С Волкова, Н.В. Волковой, А.В. Петровского, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллер и др.), которые показывают, что одной их главных причин, влияющих на развитие подростков, является сложившиеся взаимоотношения в семье - стиль семейного воспитания.
Становление личности осуществляется на всех этапах жизни человека, подростковый возраст является важнейшим периодом развития личности, а «субъективные образы родителей» влияют на формирование у подростков представлений о семье собственной семейной роли.
Все вышеизложенное указывает на актуальность и своевременность исследования влияния стилей воспитания на формирование у подростков представлений о семье. Несмотря на множество исследований, направленных на изучение семьи, влияние семьи на развитие личности, проблема влияния стиля воспитания родителей на представление о семье подростков является малоизученной.
На актуальность исследования также указывает и то, что данная проблема обусловлена большой социальной востребованностью в исследованиях по вопросам представления и дальнейшего построения семьи. Такие запросы связаны с большим количеством дисгармоничных семей, ростом разводов, неадекватностью мотивов заключения брачных союзов, ранних браков, детей, рожденных от внебрачного союза и растущих в неполных семьях, процессом поляризации возраста вступления в брак, рассогласованностью ценностей супругов.
Цель исследования - изучение представлений о семье у подростков из семей с разными стилями родительского воспитания для использования диагностических данных в работе педагога-психолога с учащимися старших классов по вопросам личностного развития.
Объект - представления подростков о семье.
Предмет - представления о семье у подростков из семей с разными стилями родительского воспитания.
Гипотеза исследования: существуют различия в представлениях о семье у подростков с разными стилями воспитания:
- у подростков из семей с авторитетным стилем воспитания образ семьи более определенный и позитивный, опирающийся на образ семьи родителей;
- у подростков из семей с либеральным, авторитарным, индифферентным стилями воспитания формирование образа семьи связано с проявлениями тревожности, отсутствия самостоятельности, формированием чувства неполноценности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ данных психолого-педагогических исследований по вопросам влияния стилей воспитания на представления подростков о семье.
2. Сформировать выборку и выявить в исследуемой группе подростков, воспитывающихся в семьях с разными стилями воспитания.
3. Продиагностировать показатели таких психологических характеристик, как стиль воспитания, отношение к семье, уровень взаимодействия подростков и родителей.
4. Провести сравнительный анализ диагностических данных и интерпретировать полученные результаты.
5. Сформулировать выводы, определить основные направления работы с подростками и их родителями по коррекции внутрисемейных отношений.
Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностический эксперимент, методы математической обработки данных. В ходе исследования были использованы следующие методики:
- методика «Стратегии семейного воспитания» С. Степанов;
- методика «Незаконченные предложения» автор Сакс-Леви, обработка Г.Г. Румянцева (модифицированный вариант);
- методика тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана);
- «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР) Е. Шафер.
Базой исследования стала МБОУ СОШ №7 г Пензы, находящаяся по адресу ул. Г оголя 31.
В исследовании приняли участие подростки (мальчики) в возрасте 14¬15 лет в количестве 21 человек, а также их родители (матери).
Исследование состояло из двух глав - теоретической и практической. В первой главе рассматривались вопросы определения семьи, стилей семейного воспитания. Были определены особенности представлений подростком о семье. Во второй главе было описано проведенное эмпирическое исследования влияния стиля семейного воспитания на представление подростка о семье.
Понятие семьи различно у разных народов и значительно изменялось в разные периоды человеческой истории. Существуют различные толкования термина «семья».
Семья реализует различные функции (репродуктивная, экономическая и хозяйственно-бытовая, первичной социализации, воспитательная, рекреационная и психотерапевтическая).
Выполнение функций зависит от типа семьи.
Семьи бывают различных типов: традиционная семья, зависимая семья, партнерская семья и договорная партнерская семья, «внешне спокойная семья», «вулканическая семья», «семья-санаторий», «семья-крепость», «демонстративная семья, семья-театр», «гармоничная семья».
С точки зрения Т.М. Мишиной, «образом семьи» является отражение знаний о семье в сознании ребёнка, т.е. то, что ребёнок видит на примере собственной семьи. Таким образом, «образ семьи» - это семейное самосознание, функцией которого является регуляция поведения семьи на основе согласования позиций отдельных её членов [27].
В.С. Собкин, Н.И. Кузнецова отмечают, что представления о семье современных подростков существенно отличаются от представлений о себе подростков 70-80-х годов XX века [37]. Причину таких деформаций представлений о семье авторы видят в росте числа неполных семей, воспитываясь в которых подростки усваивают, а затем и воспроизводят нормы и образцы семейной жизни, отвечающие их собственному опыту социализации.
Исследования представлений о семье представляют собой исследования отдельных сторон и характеристик семейной жизни. Так С.В. Ковалев изучал описание образа будущего супруга [18]. О.А. Карабанова, М.О. Резванцева, С.И. Григорьев анализировали специфику представлений подростков об осуществляемых родителями стилях воспитания и общения в семье [16],[36]. О.С. Рыбочкина, М.В. Семенихина рассматривали представленность черт родительской семьи в субъективном переживании структуры и функций нуклеарной семьи [38].
Изучение представлений о семье способствуют решению задач по выделению общих и вариативных представлений о семье, составляющих содержание представлений о семье.
Практика показывает, что стиль семейного (родительского) воспитания связан напрямую с индивидуально-психологическими особенностями родителя и ребенка, а также и с характеристиками (субъективными и объективными) сторонами семьи с точки зрения ее взаимосвязи и функционирования.
А.Л. Венгер определяет стиль воспитания как стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком (эмоционально теплый - эмоционально холодный), характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых (демократический - авторитарный), количеством запретов (ограничительный - попустительский) и т.п.[34].
Существуют различные классификации стилей воспитания. Наиболее распространёнными стиля семейного воспитания являются (авторитетный, авторитарный, попустительский, демократический).
Исследователи выделили также большое количество стилей аномального семейного воспитания.
Основным элементам семейного воспитания являются внутрисемейные отношения.
Стиль воспитания влияет на представление о семьи детьми подросткового возраста.
Исследование по методике «Стратегии семейного воспитания » С. Степанова позволили выделить группы подростком из семей с различными стилями воспитания - авторитетным, авторитарным, либеральным, индифферентным.
Результаты исследования установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте с помощью методики «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР) Е. Шафер показали, что у подростков семей с разными стилями поведения различные отношения с родителем (матерью). У подростков семей с авторитетным стилем воспитания отношения строятся на основе взаимоподдержки и взаимопомощи. Отношения с родителем (матерью) подростками из семей с авторитарным стилем поведения строятся на основе «директивности», «враждебности», выражающиеся в ограничении самостоятельности подростка, навязыванию ему способов поведения, требованиям подчинения, иногда агрессивности, эмоциональной холодности и т.д. Подростки из семей с либеральным стилем воспитания воспринимают отношения с матерью чаще как позитивные или непоследовательные, выражающиеся с одной стороны воспитанием самостоятельности, независимости, с другой стороны требованиями подчинения.
Результаты исследования представлений о семье у подростков по методике «Незаконченные предложения» Сакса-Леви, апробирована Г.Г. Румянцевым показали, что подростки из семей с авторитетным стилем воспитания более положительно оценивают семью, себя в семье, своё будущее, у них складываются хорошие отношения с отцом и матерью. Подростки из семей с авторитарным стилем воспитания также положительно относятся к семье, своему будущему, показали нейтральное отношение к себе и матери. Подростки из семей с либеральным стилем воспитания более положительно относятся к себе, будущему, показали отрицательное отношение к семье. Подростки из семей с индифферентным стилем воспитания продемонстрировали отрицательное отношение к отцу.
Исследование восприятия семьи подростками по методике тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана показало, что в семьях с авторитетным стилем воспитания подростки воспринимают семейную ситуацию как положительную, способствующую развитию личности. Подростки, воспитывающихся в семьях с другими стилями воспитания, показали дисгармоничные внутрисемейные отношения.
Анкетирование подростков показало, что подростки из семей с авторитетным стилем воспитания отметили дружеские отношения в семье, конструктивное разрешение конфликтов, отметили, что хотели бы воспитывать детей, так как воспитывают их, создать семью, похожую на ту, в которой воспитываются. Подростки из семей с другими стилями воспитания считают отношения в семье не очень хорошими, не стали бы создавать семью подобную той, в которой воспитываются.
У подростков из семей с авторитетным стилем воспитания образ семьи является положительным, основывается на образе семьи родителей, так как они указали, что хотели бы иметь такую семью. Семья воспринимается подростками как группа, в которой подростка принимают, уважают, позволяют проявлять самостоятельность. Семья придает подростку уверенность. Особо подчеркиваются доброжелательные и доверительные отношения с матерью.
Подростки из семей с авторитарным стилем воспитания воспринимают семью, в которой воспитываются как группу, в которой можно «укрыться», как «семью - крепость», в то же время прослеживается неудовлетворенность отношениями с родителями, отсутствие возможности проявлять инициативу и самостоятельность, отсюда высокие показатели чувства неполноценности, тревожности.
Подростки из семей с либеральным стилем воспитания семью воспринимают как группу с непоследовательными отношениями, способствующими формированию чувства неполноценности, тревожности, конфликтности.
Подростки из семей с индифферентным стилем воспитания рассматривают семью как объединение людей, которое не интересуется друг другом, в результате чего, человек не может иметь адекватных представлений о себе и семейной ситуации, что способствует формированию тревожности и чувства неполноценности.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Адлер А.Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ, А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. (The Education of Children. Gateway Editions, Ltd South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д, Феникс, 1998. - 448с.
2. Андреева Т. В., Психология современной семьи. Монография / Т.В. Андреева. СПб.: Речь, 2005 - 436 с.
3. Антонов А.И. Социология семьи: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / А.И. Антонов. - М.: ИНФРА-М, 2007. 640 с.
4. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субьективной семантики / Е.Ю. Артемьева - М: Наука. Смысл, 1999 - 350с. с.14.
5. Балабан, С.Е. Стили семейного воспитания/С.Е.Балабан. http: //www.valeocentre.ru/pamyatka 18. html.
6. Большой энциклопедический словарь / Ред.А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп . - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000 - 1456 с.
7. Буровихина И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира: диссертация канд. психол. наук 19.00.13. / И.А. Буровихина - М. 2013 - 123с.
8. Василюк, Ф. Е. Структура образа Ф. Е. Василюк // Вопросы
психологии. 1993. - № 5. - С. 5 - 20.
9. Гостев, A.A. Психология вторичного образа (Субъект,
феноменология, функции) текст.: дисс. д-ра психол. наук / A.A. Гостев. - СПб.: 2001.-396 с.
10. Дудина, Л.А. Родительское собрание по теме «Стили семейного воспитания»/Л.А. Дудина.festival.1 september.ru/articles/515683/.
11. Дядюнова, И.А. Научного - практические основы эффективной социализации ребенка в рамках семейного клуба / И.А. Дядюнова И.А. автореф. дис. ... канд. пед. - Нижний Новгород. 2008. - 27с.
12. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: монография / А.И. Захаров - СПб.: КАРО, 2006. - 672 с.
13. Зинченко, В. П. Образ и деятельность В. П. Зинченко.- М.: Институт практической психологии, 1997. - 608 с.
14. Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: 1998 -
896с.
15. Карабанова О.А. Образ детско-родительских отношений у современных российских подростков. // Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360 с.
16. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
17. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие / М.Кле. - М.: Педагогика, 1991. 176 с.
18. Ковалев С.В. Психология современной семьи. Информационно-методические материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни". Книга для учителя / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
19. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Григоренко Е.Л. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. С.107-122.
20. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие / Н.Н. Крыгин. - Магнитогорск, 1999. - 88 с.
21. Кузьмишина Т.Л., Амелина Е.С., Пермякова А.А., Хохлова Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация // Современная зарубежная психология - 2014 - №1 - С.16-24.
22. Курышева, О.В. Категория образа в традиции современной психологии О.В.Курышева...- Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - С. 221-241.
23. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. - М. / А.Н. Леонтьев: Педагогика, 1983.- 320 с.
24. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения : учеб. пособие / М.И. Лисина.- М.: «Педагогика», 2007. - 160 с.
25. Макарова Е.Ю. Семейные мифы как отражение проблемы созависимости в семье: //Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 2-х частях. - Часть 2 под общей редакцией доктора псих.наук В. К. Шабельникова и кандидата псих. наук А.Г. Лидерса. - М.: 2003 - 256 с.
26. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2005. - 150с.
27. Маценова, Е.Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Маценова Е.Б. - М., 2003. - 276 с.
28. Мишина Т. М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи»//Психология и психопрофилактика: Сб. науч. тр./Под ред. В. К. Мягер, В. П. Козлова, Н. В. Семеновой-Тянь-Шанской.-Л., 1983.- С. 21-26.
29. Москвичева Н.Л. Семья в системе ценностных ориентаций студентов. Дисс.канд.психол.наук. СПб, 2000.
30. Мохаммад, Хоссейн Неджад. Педагогическое содействие семьи в
социализации учащихся общеобразовательных школ (на материале исламской Республики Иран) / Мохаммадщ Хоссейн Неджад : автореф. дис.... канд. пед. наук.-Душанбе, 2012-
http://fullref.ru/job f3d5503b17145d6d36d2b2c8810019de.
31. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. и др. (ред.) Социология. Основы общей теории 2-е изд., испр. и доп. / Г.В. Осипов, Л.Н. Млсквичев - М.: Норма, 2008. - 912 с.
32. Панкова Н.В. Образ семьи у детей-дошкольников из семей «группы риска» // Семейная психология и семейная терапия - 2002. - №2. - С.3-7.
33. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. - 1984 -№4 - С.13-20.
34. Подласый, И.П. Педагогика (Процесс воспитания) / И.П. Подласый Новый курс: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн, - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 256 с.
35. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.- сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005.-176 с.
36. Психология семейных отношений с основами семейного П 86 консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И.Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В.Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
37. Резванцева М.О., Григорьева С.И. Влияние детско-родительских отношений на мотивацию обучения у младших школьников. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки» , 2007 - №4. - С.105 - 109.
38. Российский подросток 90-х: движение в зону риска: Аналит. докл. / В. С. Собкин, Н. И. Кузнецова ; М-во общ. и проф. образования РФ и др., М. ЮНЕСКО. Моск. Бюро.: 1998 - 119с.
39. Рыбочкина О.С., Семенихина М.В. Представленность системы родительской семьи в субъективном пространстве личности: постановка проблемы. // Научные публикации кафедры педагогической психологии РГГУ,http://www.pedpsy.ru/Default.aspx?id=6.1.
40. Савастенок С.И. Особенности восприятия родителей
старшеклассниками разных этнических груп // 2016,
URL:http://psyjournals.ru/ethnopsy _teor/issue/40362.shtml..
41. Семья в психологической консультации / Под ред. В.В. Столина, А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1989. - 208с.
42. Серкин В.П. Пять определений понятия «образ мира» //Вестник МГУ.Сер14. Психология. 2006. - N1. - С. 11-19.
43. Смирнова Н. Н. Влияние проблемных межличностных взаимоотношений дошкольников на их самооценку // Молодой ученый. - 2016. - №20. - С. 732-735.
44. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности / В.А. Сонин. СПб., 2004. - 408 с.
45. Социальная психология: Учебное пособие для вузов/ Сост.: Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. - Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, 2001. - 408с.
46. Терехина С.А. Образы родительской и будущей семьи у девочек- подростков с делинквентным поведением // Дисс.канд. псих. наук. М., 2006 - 34с.
47. Философский словарь / под ред. А. И. Розенталя. - М., 1975 - 496с.
48. Фомичева Л.Ф. Образ родителей и представленность отношений с ними у подростка // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 3. - С.19.
49. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки: Перепеч.с изд.1979г./ А.Г.Харчев.- М.: ЦСП, 2003.- 342с.
50. Чернявская В.С., Силич А.А. Образ семьи у детей дошкольного
возраста из семей разных типов // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь)
[Электронный ресурс] -URL: http://e-koncept.ru/2015/15221.htm.
51. Шубина А.Н. Образ семьи в картине мира детей, оставшихся без попечения родителей: дисс. канд.психол.наук. / Шубина Анна Сергеевна. - Волгоград, 2009 - 303 с.
52. Шляпникова И.А. Проективные методы психодиагностики / под ред. Е.Л. Солдатовой. - Челябинск.: Изд-во ЮУрГУ, 2006 - 69с.
53. Эйдемиллер Э. Г.. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов/ Э.Г.Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб.: Речь, 2006 352с.
54. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4 изд. / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.
55. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. - 1985.- № 3. - С.84-90.