Введение 3
Глава 1. Внеурочная деятельность в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения 6
1.1. Понятие и сущность внеурочной деятельности в процессе обучения
иностранным языкам 6
1.2. Этапы внеурочной деятельности по иностранным языкам в средней
общеобразовательной школе 12
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Методические основы формирования познавательного интереса к изучению английского языка во внеурочной деятельности 18
2.1. Познавательный интерес и его сущность 18
2.2. Использование элементов арт-технологий в целях развития
познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности 21
2.3. Результаты эксперимента по развитию познавательного интереса во
внеурочной деятельности 30
Выводы по второй главе 38
Заключение 40
Библиографический список 41
Приложение 45
С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Она характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [26].
Востребованность иностранного языка в обществе и осознание родителями того, что иностранный язык является не только свидетельством образованности, но и основой будущего социального и материального благополучия их ребенка в обществе, что делает обучение иностранным языкам особенно популярным и актуальным.
Недостаточное количество часов на изучение иностранного языка, малопродуктивные формы и методы организации образовательного процесса отрицательно влияют на эффективность обучения иностранному языку в средней школе. Р. К. Миньяр-Белоручев отмечает, что «Внеурочная работа с использованием иностранного языка таит значительные неиспользованные резервы обучения» [20, с. 8].
Считаем, что целенаправленная организация внеурочной деятельности в процессе обучения иностранным языкам способствует развитию познавательного интереса младших школьников, и как следствие, повышает успеваемость.
Однако в современной педагогической и методической литературе наблюдается отсутствие четких рекомендаций по организации внеурочной деятельности в процессе обучения иностранным языкам, способствующих развитию познавательного интереса учащихся младших классов.
Отмеченные обстоятельства требуют переосмысления организационно-педагогических основ внеурочной деятельности учащихся младших классов в процессе обучения иностранным языкам и доказывают актуальность данного исследования.
Необходимость более глубокого изучения проблемы организации внеурочной деятельности в процессе обучения иностранным языкам, способствующих развитию познавательного интереса учащихся младших классов, обусловило тему исследования: «Внеурочная деятельность по английскому языку как средство развития познавательного интереса обучающихся».
Объект исследования - внеурочная деятельность.
Предмет исследования - методические основы формирования познавательного интереса к изучению английского языка во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: занятия по английскому языку во внеурочной деятельности способствуют развитию познавательного интереса у обучающихся.
Цель работы состоит в исследовании теоретических основ и практических приемов развития познавательного интереса младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
- выявить и описать понятие и сущность внеурочной деятельности в средней школе;
- выявить и представить цели, задачи, содержание, формы и направления внеурочной деятельности;
- выявить и охарактеризовать методологические подходы и принципы организации внеурочной деятельности;
- рассмотреть способы развития познавательного интереса во
внеурочной деятельности;
- разработать и экспериментально внедрить методы развития
познавательного интереса во внеурочной деятельности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, синтез, систематизация); эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседы, анализ результатов деятельности учащихся, изучение и обобщение передового педагогического опыта внеурочной деятельности учащихся младших классов в процессе обучения иностранным языкам, эксперимент); математические (статистическая обработка данных).
Экспериментальная база исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 имени Павла Александровича Щипанова города Кузнецка
Пензенской области. Исследованием были охвачены учащиеся 2 «Б» класса. В эксперименте приняли участие 20 человек.
Теоретической основой исследования являются педагогические концепции, раскрывающие сущность внеурочной деятельности учащихся средней школы (Н. П. Аникеевой, Н. И. Болдырева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Г. И. Щукиной и др.), исследования, выявляющие аспекты развития познавательного интереса во внеурочной деятельности (Е. Н. Солововой, Л. С. Выготским, А. Ребер, В. О. Кутьевым, А. Н. Щукиным и др.)
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В данной работе были рассмотрены теоретические и методические основы организации внеурочной деятельности по иностранному языку, способствующей развитию познавательного интереса младших школьников.
Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть учебного процесса. Внеурочная деятельность играет огромную роль в системе образования. Для повышения интереса обучающихся к английскому языку, а также для расширения практических знаний по этому предмету необходимы внеурочные занятия, способствующие развитию способностей учащихся.
В данном исследовании выявлены и описаны понятие и сущность внеурочной деятельности в средней школе. Выявлены и представлены цели, задачи, содержание, формы и направления внеурочной деятельности. Выявлены и охарактеризованы методологические подходы и принципы организации внеурочной деятельности. Рассмотрены способы развития познавательного интереса во внеурочной деятельности. Разработаны и экспериментально внедрены методы развития познавательного интереса во внеурочной деятельности.
Результаты и общие выводы свидетельствуют о том, что гипотеза исследования подтвердилась, цели и задачи достигнуты.
Данное исследование показало эффективность занятий во внеурочное время. Мы доказали, что развитие познавательного интереса во внеурочной деятельности имеет положительный результат. Нами намечены пути продолжения исследования во внеурочной деятельности, так как эта форма работы содержит большие возможности для развития познавательного интереса у обучающихся, имеет широкое содержание, неограниченные временные рамки и вариативность форм и методов.
1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: «Университет», 2003. 287 с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 144 с.
3. Анушкевич И. Г., Куприянова Л. В. Роль интерактивных занятий во внеклассной и внеурочной деятельности учащихся / Эксперимент иинновации в школе. 2013. № 6. С. 46-48.
4. Безрукова В. С. Педагогика. М.: Педагогика, 2003. - 240 с.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большой энциклопедический словарь, 2008. - 134 с.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Фельдштейна Д. И.; Рос. акад. образования, М.: МПСИ, 2001. - 349 с.
7. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1974. - 223 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2000 г. - 480с.
9. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников». М.: Просвещение, 2011. - 225 с.
10. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 1991. - 222с. - С. 89
11. Колкер Я. М. Внеурочная деятельность в школе. М.: Академия, 2004 г. - 279 с.
12. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие для пед. вузов. - 2-е изд. Ростов- н/Д.: МарТ, 2004. - 298 с.
13. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников. М.: Академия, 2003 г. - 312 с.
14. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь. 2003. - 256 с.
15. Лебедев О. В. Компетентностый подход в образовании // Школьные технологии, 2004. № 5. С. 3-12.
16. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. - 287 с.
17. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса: Педаг огические сочинения в 8 т. М.: Педагогика, 1983. т I. - 385 с.
18. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
19. Минина Н. В. Особенности формирования интереса к учению школьников младшего подросткового возраста // Вестник Омского университета. 2012. № 2 (64). С. 430-432.
20. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения иностранным языкам или лингводидактика. // Иностранные языки в школе. 1996. №1 С. 6-11.
21. Миролюбов А. А. Праздники в школе. Роль праздников для развития познавательного интереса у школьников. М.: Просвещение, 2001. - 276 с.
22. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов. выс. учеб. завед. Общие основы. Процесс обучения. М.: Владос, 2003. - 457 с.
23. Подласый И. П. Педагогика: Учебное пособие. М.: Юрайт-Издат, 2009. - 540 с.
24. Ребер А. Словарь психологии. М.: Просвещение, 2004. - 165 с.
25. Ребикова Ю. В. Описание структуры программы внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО // Научное обеспечениесистемы повышения квалификации кадров. 2011. № 3 (8). С. 19-23.
26. Российское образование. Федеральный портал. [Электронный ресурс]: Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Режим доступа: URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx7Catalog Id=959 (Дата обращения: 15.02.2017).
27. Савина С. Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в начальной школе. М.: «Просвещение», 2000. - 160 с.
28. Сейдниязова Н. В., Серикова Л. А. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6 (12). - С. 123¬126.
29. Смирнова О. И. Использование сказок в нравственном воспитании
младших школьников. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL:
www.festival.1september.ru. (Дата обращения: 13.03.2017)
30. Соловова Е. Н. Методика проведения внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
31. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: Просвещение, 1984. - 112с.
32. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. / М.: Педагогика, 1981. - 383 с.
33. Цепкова А. В., Григорьева О. В. Интеллектуальная игра на английском языке как способ формирования социокультурной и языковой компетенции старших школьников. // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 1¬12.
34. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2007. - 480 с.
35. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. - 208 с.
36. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
37. Якимова Н. С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально¬образовательная мысль. 2012. № 4. С. 122-124.
38. Grimm Jacob, Grimm Wilhelm. The Cinderella and others tales. N. Y.: HarperFestival, 2005. - 216 p.