Развитие творческого мышления подростков на занятиях по декоративно-прикладному творчеству
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 59» города Барнаула.
Выборка: 29 учеников 6 «А» класса.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития творческого мышления подростков на занятиях по декоративно-прикладному творчеству 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков 6
1.2. Обобщение передового педагогического опыта по развитию творческого мышления подростков средствами декоративно-прикладного творчества 12
Глава II. Методические аспекты развития творческого мышления подростков на занятиях по декоративно-прикладному творчеству 17
2.1. Диагностика развития творческого мышления подростков 17
2.2. Реализация программы развития творческого мышления подростков на занятиях по декоративно-прикладному творчеству 22
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 33
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 59» города Барнаула.
Выборка: 29 учеников 6 «А» класса.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития творческого мышления подростков на занятиях по декоративно-прикладному творчеству 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков 6
1.2. Обобщение передового педагогического опыта по развитию творческого мышления подростков средствами декоративно-прикладного творчества 12
Глава II. Методические аспекты развития творческого мышления подростков на занятиях по декоративно-прикладному творчеству 17
2.1. Диагностика развития творческого мышления подростков 17
2.2. Реализация программы развития творческого мышления подростков на занятиях по декоративно-прикладному творчеству 22
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 33
Актуальность работы. Проблема развития творческого мышления подростков является достаточно сложной для исследования, но рассмотрение всех возможных подходов к ее изучению актуально. Происходящие в обществе перемены обусловили необходимость обновления системы образования: в соответствии с изменившимся социальным заказом общества изменились и ориентиры в самой системе. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является развитие самостоятельной творческой личности. Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии подчеркивают противоречия между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств реального достижения этой цели на всех этапах обучения.
Не случайно в педагогике и психологии сейчас ведется интенсивный поиск рациональной организации обучения, стимулирующего развитие творческой активности подростков в целом и творческого мышления, в частности. Однако в общей сложности проблема развития творческого мышления пока остается и теоретически, и практически недостаточно разрешенной задачей. Сложность обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление качеств творческого мышления. Именно изучение и анализ этих факторов в их взаимосвязи актуализирует тему настоящей работы. Основу исследования составили положения о закономерностях психического развития личности в процессе деятельности. Данные труды принадлежат Б.Г. Ананьеву, П.Я. Гальперину, В.В. Давыдову, А.В. Запорожцу, А.Н. Леонтьеву, С.Л. Рубинштейну, Д.Б. Эльконину и др.; из зарубежных психологов отметим Дж. Гилфорда, Е. Торренса. Мы также опирались на некоторые теоретические положения об особом значении подросткового возраста в развитии творческого мышления, сформулированные в работах Л.С. Выготского, З.И. Калмыковой, А.М. Матюшкина, Н.А. Менчинской, К.Н. Поливановой, А.З. Рахимова и др.
В работах этих и других авторов сказано, что развитие творческого мышления подростков возможно осуществлять на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. Привлекательность такой деятельности для ребят 11 – 17 лет объясняется потребностью возраста в самоутверждении и самореализации. Пробуя свои силы в том, чего ранее не было в собственном опыте, подростки получают навык ручной умелости, необходимый в повседневной жизни. Изготовление тех или иных изделий требует не только знаний, как работать с разными материалами, но и нестандартных идей, помогающих реализовать замысел.
Методологически значимыми для нас стали работы, посвященные проблемам обучения, воспитания и развития подростков: это работы О.В. Андреевой [1], В.В. Исаевой [4], С.А. Корзун [7], Е.Б. Мамоновой [10], И.П. Подласова [12] и др. Вопросам развития творческого мышления подростков на занятиях по декоративно-прикладному творчеству посвящены публикации Е.С. Егоренко [2], Е.Н. Скляровой [14], С.В. Яновской [22] и др.
Объект исследования – процесс развития творческого мышления подростков.
Предмет исследования – влияние занятий по декоративно-прикладному творчеству на развитие творческого мышления подростков.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать программу занятий по декоративно-прикладному творчеству, направленную на развитие творческого мышления подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. представить психолого-педагогическую характеристику подростков;
2. обобщить передовой педагогический опыт по развитию творческого мышления подростков средствами декоративно-прикладного творчества;
3. осуществить диагностику развития творческого мышления подростков;
4. реализовать программу развития творческого мышления подростков на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования; систематизация накопленного материала; обобщение и классификация информации) и эмпирические (тестирование, наблюдение, беседа, качественная и количественная оценка полученных результатов).
Структура работы: данная курсовая состоит из введения, в котором представлена актуальность выбранной темы, объект, предмет, методы исследования, поставлена цель, сформулированы задачи; двух глав; заключения; списка литературы, состоящего из 22 источника и приложения.
Не случайно в педагогике и психологии сейчас ведется интенсивный поиск рациональной организации обучения, стимулирующего развитие творческой активности подростков в целом и творческого мышления, в частности. Однако в общей сложности проблема развития творческого мышления пока остается и теоретически, и практически недостаточно разрешенной задачей. Сложность обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление качеств творческого мышления. Именно изучение и анализ этих факторов в их взаимосвязи актуализирует тему настоящей работы. Основу исследования составили положения о закономерностях психического развития личности в процессе деятельности. Данные труды принадлежат Б.Г. Ананьеву, П.Я. Гальперину, В.В. Давыдову, А.В. Запорожцу, А.Н. Леонтьеву, С.Л. Рубинштейну, Д.Б. Эльконину и др.; из зарубежных психологов отметим Дж. Гилфорда, Е. Торренса. Мы также опирались на некоторые теоретические положения об особом значении подросткового возраста в развитии творческого мышления, сформулированные в работах Л.С. Выготского, З.И. Калмыковой, А.М. Матюшкина, Н.А. Менчинской, К.Н. Поливановой, А.З. Рахимова и др.
В работах этих и других авторов сказано, что развитие творческого мышления подростков возможно осуществлять на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. Привлекательность такой деятельности для ребят 11 – 17 лет объясняется потребностью возраста в самоутверждении и самореализации. Пробуя свои силы в том, чего ранее не было в собственном опыте, подростки получают навык ручной умелости, необходимый в повседневной жизни. Изготовление тех или иных изделий требует не только знаний, как работать с разными материалами, но и нестандартных идей, помогающих реализовать замысел.
Методологически значимыми для нас стали работы, посвященные проблемам обучения, воспитания и развития подростков: это работы О.В. Андреевой [1], В.В. Исаевой [4], С.А. Корзун [7], Е.Б. Мамоновой [10], И.П. Подласова [12] и др. Вопросам развития творческого мышления подростков на занятиях по декоративно-прикладному творчеству посвящены публикации Е.С. Егоренко [2], Е.Н. Скляровой [14], С.В. Яновской [22] и др.
Объект исследования – процесс развития творческого мышления подростков.
Предмет исследования – влияние занятий по декоративно-прикладному творчеству на развитие творческого мышления подростков.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать программу занятий по декоративно-прикладному творчеству, направленную на развитие творческого мышления подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. представить психолого-педагогическую характеристику подростков;
2. обобщить передовой педагогический опыт по развитию творческого мышления подростков средствами декоративно-прикладного творчества;
3. осуществить диагностику развития творческого мышления подростков;
4. реализовать программу развития творческого мышления подростков на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования; систематизация накопленного материала; обобщение и классификация информации) и эмпирические (тестирование, наблюдение, беседа, качественная и количественная оценка полученных результатов).
Структура работы: данная курсовая состоит из введения, в котором представлена актуальность выбранной темы, объект, предмет, методы исследования, поставлена цель, сформулированы задачи; двух глав; заключения; списка литературы, состоящего из 22 источника и приложения.
Целью курсовой работы было определено теоретическое обоснование и разработка программы занятий по декоративно-прикладному творчеству, направленной на развитие творческого мышления подростков. Объектом исследования определен процесс развития творческого мышления подростков. Предмет исследования является выявление влияния занятий по декоративно-прикладному творчеству на развитие творческого мышления подростков. Так, в первом параграфе первой главы курсовой работы рассмотрено, что подростковый возраст является кризисным этапом в жизни личности, сложным не только для родителей, педагогов, но и окружающих. Стремясь к самоутверждению, взрослеющие дети отвергают социальные ценности, стремятся навязывать свои правила и порядки. Поскольку высоки риски социализации по негативному сценарию, целесообразно вовлекать подростков в социально одобряемые виды деятельности.
Во втором параграфе первой главы курсовой работы рассмотрено, что декоративно-прикладное творчество является тем инструментом, который помогает всестороннему развитию личности молодого поколения. Изготовление изделий не является самоцелью – в противном случае подросток всегда будет использовать шаблонный подход. Через организацию проблемных ситуаций школьников учат подыскивать нестандартное решение обсуждаемого вопроса, тем самым педагоги способствуют совершенствованию навыков творческого мышления.
В первом параграфе второй главы определено, что преобладающим большинством в классе являются учащиеся со средним (1-й и 3-й тест – немногим более половины, 2-я методика – немногим менее половины) и низким (1-й тест – 9, 2-я методика – 8, 3-й тест – чуть больше трети) уровнями творческого мышления. Отсутствие творческого мышления не позволит таким школьникам освоить на должном уровне образовательную программу по предметам, задания в которых выполняются благодаря фантазии, абстрагированию, умению выдвигать нестандартные идеи.
Таким образом, по параграфу можно сделать вывод о том, для развития творческого мышления подростков была создана экспериментальная программа «Хочу. Могу. Делаю». Суть программы заключается в организации занятий по декоративно-прикладному творчеству, благодаря которым школьники смогут апробировать свои силы на практике: с помощью педагога дополнительного образования они создадут разные изделия. Программа только начала вводиться, поэтому результатов еще нет.
Таким образом, по главе можно сделать следующие выводы: при осуществлении диагностики выявлено, что большинство шестиклассников имеет средний и низкий уровень развития творческого мышления, поэтому создана экспериментальная программа занятий по декоративно-прикладному творчеству. Поскольку реализация содержания только началось, пока нельзя сказать, насколько она эффективна. Поэтому перспектива дальнейшего исследования заключается в повторной диагностике шестиклассников.
Во втором параграфе первой главы курсовой работы рассмотрено, что декоративно-прикладное творчество является тем инструментом, который помогает всестороннему развитию личности молодого поколения. Изготовление изделий не является самоцелью – в противном случае подросток всегда будет использовать шаблонный подход. Через организацию проблемных ситуаций школьников учат подыскивать нестандартное решение обсуждаемого вопроса, тем самым педагоги способствуют совершенствованию навыков творческого мышления.
В первом параграфе второй главы определено, что преобладающим большинством в классе являются учащиеся со средним (1-й и 3-й тест – немногим более половины, 2-я методика – немногим менее половины) и низким (1-й тест – 9, 2-я методика – 8, 3-й тест – чуть больше трети) уровнями творческого мышления. Отсутствие творческого мышления не позволит таким школьникам освоить на должном уровне образовательную программу по предметам, задания в которых выполняются благодаря фантазии, абстрагированию, умению выдвигать нестандартные идеи.
Таким образом, по параграфу можно сделать вывод о том, для развития творческого мышления подростков была создана экспериментальная программа «Хочу. Могу. Делаю». Суть программы заключается в организации занятий по декоративно-прикладному творчеству, благодаря которым школьники смогут апробировать свои силы на практике: с помощью педагога дополнительного образования они создадут разные изделия. Программа только начала вводиться, поэтому результатов еще нет.
Таким образом, по главе можно сделать следующие выводы: при осуществлении диагностики выявлено, что большинство шестиклассников имеет средний и низкий уровень развития творческого мышления, поэтому создана экспериментальная программа занятий по декоративно-прикладному творчеству. Поскольку реализация содержания только началось, пока нельзя сказать, насколько она эффективна. Поэтому перспектива дальнейшего исследования заключается в повторной диагностике шестиклассников.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА
ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИСКУССТВА СОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ
ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ НА
ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого воображения подростков на основе использования элементов архитектурного проектирования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей подростков средствами декоративно-прикладного искусства на примере офисных предметов интерьера
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



