Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 59» города Барнаула.
Выборка: 29 учеников 6 «А» класса.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития творческого мышления подростков на занятиях по декоративно-прикладному творчеству 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков 6
1.2. Обобщение передового педагогического опыта по развитию творческого мышления подростков средствами декоративно-прикладного творчества 12
Глава II. Методические аспекты развития творческого мышления подростков на занятиях по декоративно-прикладному творчеству 17
2.1. Диагностика развития творческого мышления подростков 17
2.2. Реализация программы развития творческого мышления подростков на занятиях по декоративно-прикладному творчеству 22
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 33
Актуальность работы. Проблема развития творческого мышления подростков является достаточно сложной для исследования, но рассмотрение всех возможных подходов к ее изучению актуально. Происходящие в обществе перемены обусловили необходимость обновления системы образования: в соответствии с изменившимся социальным заказом общества изменились и ориентиры в самой системе. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является развитие самостоятельной творческой личности. Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии подчеркивают противоречия между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств реального достижения этой цели на всех этапах обучения.
Не случайно в педагогике и психологии сейчас ведется интенсивный поиск рациональной организации обучения, стимулирующего развитие творческой активности подростков в целом и творческого мышления, в частности. Однако в общей сложности проблема развития творческого мышления пока остается и теоретически, и практически недостаточно разрешенной задачей. Сложность обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление качеств творческого мышления. Именно изучение и анализ этих факторов в их взаимосвязи актуализирует тему настоящей работы. Основу исследования составили положения о закономерностях психического развития личности в процессе деятельности. Данные труды принадлежат Б.Г. Ананьеву, П.Я. Гальперину, В.В. Давыдову, А.В. Запорожцу, А.Н. Леонтьеву, С.Л. Рубинштейну, Д.Б. Эльконину и др.; из зарубежных психологов отметим Дж. Гилфорда, Е. Торренса. Мы также опирались на некоторые теоретические положения об особом значении подросткового возраста в развитии творческого мышления, сформулированные в работах Л.С. Выготского, З.И. Калмыковой, А.М. Матюшкина, Н.А. Менчинской, К.Н. Поливановой, А.З. Рахимова и др.
В работах этих и других авторов сказано, что развитие творческого мышления подростков возможно осуществлять на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. Привлекательность такой деятельности для ребят 11 – 17 лет объясняется потребностью возраста в самоутверждении и самореализации. Пробуя свои силы в том, чего ранее не было в собственном опыте, подростки получают навык ручной умелости, необходимый в повседневной жизни. Изготовление тех или иных изделий требует не только знаний, как работать с разными материалами, но и нестандартных идей, помогающих реализовать замысел.
Методологически значимыми для нас стали работы, посвященные проблемам обучения, воспитания и развития подростков: это работы О.В. Андреевой [1], В.В. Исаевой [4], С.А. Корзун [7], Е.Б. Мамоновой [10], И.П. Подласова [12] и др. Вопросам развития творческого мышления подростков на занятиях по декоративно-прикладному творчеству посвящены публикации Е.С. Егоренко [2], Е.Н. Скляровой [14], С.В. Яновской [22] и др.
Объект исследования – процесс развития творческого мышления подростков.
Предмет исследования – влияние занятий по декоративно-прикладному творчеству на развитие творческого мышления подростков.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать программу занятий по декоративно-прикладному творчеству, направленную на развитие творческого мышления подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. представить психолого-педагогическую характеристику подростков;
2. обобщить передовой педагогический опыт по развитию творческого мышления подростков средствами декоративно-прикладного творчества;
3. осуществить диагностику развития творческого мышления подростков;
4. реализовать программу развития творческого мышления подростков на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования; систематизация накопленного материала; обобщение и классификация информации) и эмпирические (тестирование, наблюдение, беседа, качественная и количественная оценка полученных результатов).
Структура работы: данная курсовая состоит из введения, в котором представлена актуальность выбранной темы, объект, предмет, методы исследования, поставлена цель, сформулированы задачи; двух глав; заключения; списка литературы, состоящего из 22 источника и приложения.
Целью курсовой работы было определено теоретическое обоснование и разработка программы занятий по декоративно-прикладному творчеству, направленной на развитие творческого мышления подростков. Объектом исследования определен процесс развития творческого мышления подростков. Предмет исследования является выявление влияния занятий по декоративно-прикладному творчеству на развитие творческого мышления подростков. Так, в первом параграфе первой главы курсовой работы рассмотрено, что подростковый возраст является кризисным этапом в жизни личности, сложным не только для родителей, педагогов, но и окружающих. Стремясь к самоутверждению, взрослеющие дети отвергают социальные ценности, стремятся навязывать свои правила и порядки. Поскольку высоки риски социализации по негативному сценарию, целесообразно вовлекать подростков в социально одобряемые виды деятельности.
Во втором параграфе первой главы курсовой работы рассмотрено, что декоративно-прикладное творчество является тем инструментом, который помогает всестороннему развитию личности молодого поколения. Изготовление изделий не является самоцелью – в противном случае подросток всегда будет использовать шаблонный подход. Через организацию проблемных ситуаций школьников учат подыскивать нестандартное решение обсуждаемого вопроса, тем самым педагоги способствуют совершенствованию навыков творческого мышления.
В первом параграфе второй главы определено, что преобладающим большинством в классе являются учащиеся со средним (1-й и 3-й тест – немногим более половины, 2-я методика – немногим менее половины) и низким (1-й тест – 9, 2-я методика – 8, 3-й тест – чуть больше трети) уровнями творческого мышления. Отсутствие творческого мышления не позволит таким школьникам освоить на должном уровне образовательную программу по предметам, задания в которых выполняются благодаря фантазии, абстрагированию, умению выдвигать нестандартные идеи.
Таким образом, по параграфу можно сделать вывод о том, для развития творческого мышления подростков была создана экспериментальная программа «Хочу. Могу. Делаю». Суть программы заключается в организации занятий по декоративно-прикладному творчеству, благодаря которым школьники смогут апробировать свои силы на практике: с помощью педагога дополнительного образования они создадут разные изделия. Программа только начала вводиться, поэтому результатов еще нет.
Таким образом, по главе можно сделать следующие выводы: при осуществлении диагностики выявлено, что большинство шестиклассников имеет средний и низкий уровень развития творческого мышления, поэтому создана экспериментальная программа занятий по декоративно-прикладному творчеству. Поскольку реализация содержания только началось, пока нельзя сказать, насколько она эффективна. Поэтому перспектива дальнейшего исследования заключается в повторной диагностике шестиклассников.
1. Андреева, О.В. Особенности проявления агрессии подростками с точки зрения гендерного подхода / О.В. Андреева // Науковедение. – 2014. – №6(25). – С. 148-157.
2. Егоренко, А.С. Программа кружка «Умелые ручки» / А.С. Егоренко // Мультиурок. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/proghramma-kruzhka-umielyie-ruchki-9.html?ysclid=m2uvnd60zk119428013. – Дата обращения: 29.10.2024.
3. Ивойлова, Л.В. Воспитательный потенциал декоративно-прикладного творчества в сфере досуга / Л.В. Ивойлова // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2022. – №4 (47). – С. 128–133.
4. Исаева, В.В. Особенности проявления агрессии в подростковом возрасте / В.В. Исаева // Наука через призму времени. – 2020. – №12(45). – С. 98-99.
5. Канапьянова, Р.М. Декоративно-прикладное искусство как синтез народной культуры и творчества / Р.М. Канапянова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – №2(70). – С. 72-78.
6. Корженко, О.М. О принципах и методах работы по передаче художественного опыта в кружке декоративно-прикладного творчества / О.М. Корженко, Г.М. Вершинская, Л.В. Яковлева // Современный научный поиск: социально-гуманитарные аспекты: сборник научных трудов. – М.: АнтроВита, 2018. – С. 33-40.
7. Корзун, С.А. Буллинг как форма проявления агрессии в подростковом возрасте / С.А. Корзун // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2017. – № 11. – С. 107-11.
8. Коротина, Н.В. Особенности творческого мышления подростков при различной мотивации: дисс. … канд. пед. наук / Н.В. Кротина. – М., 2010. – 190 с.
9. Косогорова, Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В. Косогорова, Л.В. Неретина. – Москва: Академия, 2019. – 224 с.
10. Мамонова, Е.Б. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте / Е.Б. Мамонова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55-2. – С. 316-322.
11. Петухова, Е.А. Профилактика девиантного поведения обучающихся колледжа / Е.А. Петухова // Вестник психологии и педагогики алтайского государственного университета. – 2018. – №2. – С. 124-131.
12. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / И.С. Подласый. – Мсква: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2019. – 408 с.
13. Самотик, Л.Г. Лексика современного русского языка: учебное пособие / Л.Г. Самотик. – М.: Флинта, 2018. – 300 с.
14. Склярова, Е.Н. Программа по декоративно-прикладному творчеству «Фантазия» (для обучающихся 14-16 лет) / Е.Н. Склярова // Видеоуроки. – Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/proghramma-po-diekorativno-prikladnomu-tvorch iestvu-fantaziia-dlia-obuchaiushchikhsia-14-16-liet.html?ysc lid=m2uvou6geh6076 2181. – Дата обращения: 27.10.2024.
15. Султанова, Э.Б. Особенности проявления агрессии в подростковом возрасте / Э.Б. Султанова // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2022. – № 2 – С. 127-134.
16. Торшилова, Е.М. Маршруты эстетического развития современных детей и подростков. Теория и диагностика: учебно-методическое пособие / Е.М. Торшиллова. – Москва: Музыка. 2016. – 37 с.
17. Фетисова, Н.А. Развитие творческого мышления у подростков во внеурочной деятельности в основной общеобразовательной школе / Н.А. Фетисова // Инновационные тенденции развития системы образования: сб. матер. научно-практической конференции. – Чебоксары, 2017. – с. 161-165.
18. Цынк, С.В. Экспериментальное исследование динамики структуры ценностно-мотивационной сферы личности молодежи, склонной к девиантному поведению, под воздействием социально-психологической коррекции (часть вторая)/ С.В. Цынк // Симбирский научный вестник. – 2018. – №2(32). – С. 42-55.
19. Чернецкая, Н.И. Психологические факторы и особенности развития творческого мышления младших школьников и подростков/ Н.И. Чернецкая // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2010. - № 3. - Т. 6. –С. 96-103.
20. Шабанова, В.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству (в системе дополнительного образования): дисс. … канд. пед. наук / В.А. Шабанова. – Москва, 2014. – 222 с.
21. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Науч. ред. Т.И. Касавина. – Москва: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2012. – 1248 с.
22. Яновская, С.В. Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Кудесники» / С.В. Яновская // Арт-талант. – Режим доступа: https://www.art-talant.org/publikacii/9328-rabochaya-programma-krughka-dekora tivno-prikladnog o-tvorchestva--kudesniki. – Дата обращения: 28.10.2024.