Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тропы с колоративной составляющей в романе М. Ю. Лермонтова "Вадим"

Работа №158955

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения тропов 6
1.1. Эпитет 6
1.2. Метафора и её разновидности 11
1.3. Метонимия. Синекдоха 18
1.4. Перифраз(а) 20
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Тропы с колоративной составляющей в романе
М. Ю. Лермонтова «Вадим» 26
2.1. Проблематика цветописи произведений М. Ю. Лермонтова 26
2.2. Общая характеристика тропов с колоративной составляющей в романе
«Вадим» 29
2.3. Полифункциональность тропов в романе «Вадим» 35
2.3.1. Психологическая функция тропов в романе «Вадим» как
смыслообразующая 36
2.3.2. Портретная функция 39
2.3.3. Пейзажная функция 47
2.3.4. Система заданий при изучении тропов в школе 54
Выводы по 2 главе 60
Заключение 62
Библиографический список 64
Приложение 1. Словник цветолексем из романа М. Ю. Лермонтова
«Вадим» 68
Приложение 2. Перечень тропов с колоративной составляющей 70


В последние десятилетия большое внимание в науке уделяется филологическому анализу художественного текста. В связи с этим объектом исследования становятся, в частности, изобразительно-выразительные средства, используемые автором в произведении. Прекрасным материалом для изучения изобразительно-выразительных средств продолжает оставаться русская классическая литература — образец литературного языка. Одним их важнейших и ярких поэтических средств художественного произведения являются тропы — речевые обороты, основывающиеся на употреблении слов в переносном значении. Они давно и успешно изучаются в отечественной филологии.
Настоящее исследование посвящено изучению тропов с колоративной составляющей в романе первой трети XIX века М. Ю. Лермонтова «Вадим». Выбор темы связан с неослабевающим интересом к творчеству М. Ю. Лермонтова, к языку его произведений. Активное использование писателем средств художественной выразительности, в том числе цветописи, давно привлекает внимание филологов. Изучением поэтического наследия М. Ю. Лермонтова занимались П. Н. Шмелёв, С. В. Путилов,
К. Д. Вишневский, Л. Б. Перльмуттер, В. В. Виноградов и другие исследователи.
Актуальность работы определяется неослабевающим интересом к средствам художественной выразительности, которые использовали писатели XIX века, а также недостаточной разработанностью теории тропов с колоративной составляющей.
Цель научного исследования — комплексный анализ тропов с колоративной составляющей на материале романа М. Ю. Лермонтова «Вадим»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Роман М. Ю. Лермонтова содержит богатый материал для изучения тропов, в том числе с колоративной составляющей. Научный анализ тропов с колоративной составляющей позволил сделать следующие выводы:
1. В романе «Вадим» автором использовано 140 тропов, употребляющихся 190 раз: 89 случаев употребления эпитетов, 88 — метафор (из них собственно метафор — 84, олицетворений — 4), 7 — метонимий- синекдох и 3 случая употребления перифраза.
Преобладающими тропами с колоративной составляющей в романе М. Ю. Лермонтова являются эпитет и метафора. Среди эпитетов преобладают постоянные. В состав тропов входят 76 цветолексем (190 употреблений). Перечислим самые многочисленные группы цветолексем, входящих в состав тропов: группа красного тона (70), группа, обозначающая блеск, свет (36), группа белого тона (14).
Анализ тропов в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим» позволил заключить, что для создания эпитетов чаще используются цветолексемы группы красного тона (23), обозначающей блеск, свет (18), группы белого тона (12); для создания метафор чаще используются цветолексемы группы красного тона (42), обозначающей блеск, свет (18), группы чёрного тона (8).
При создании других тропов с колоративной составляющей чаще используются цветолексемы группы красного тона.
2. Тропы с колоративной составляющей выполняют в романе следующие функции: психологическую, портретную, пейзажную. Тропы с колоративной составляющей полифункциональны. Психологическая функция тропов является конститутивной и смыслообразующей. В основе психологического портрета лежит приём контраста, реализуемый с помощью тропов с колоративной составляющей. При создании портрета преобладает метафора, а в её составе - цветолексемы группы красного тона (40) и группы блестящего (светлого) тона (13). При создании пейзажных зарисовок преобладает эпитет, а в его составе - цветолексемы группы красного тона (9), группы блестящего (светлого) тона. Остальные цветолексемы в эпитетах распределены равномерно.
3. Тропы с колоративной составляющей, использованные в романе М. Ю. Лермонтова, являются основой поэтики произведения, способствуя раскрытию идейного замысла автора...


1. Алимпиева Р. В. Семантическая структура слова белый // Вопросы семантики. - Л.: ЛГУ, 1976. - С. 13 - 27.
2. Анненкова Е. И. Семантика цвета в лирике Лермонтова // Лермонтовские чтения - 2012. - СПб.: Лики России, 2013. - С. 162 - 174.
3. Анненский И. Ф. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе // Книги отражений. - М.: Наука, 1979. - С. 242 - 250.
4. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 571 с.
5. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. - М.:
Наука, 1975. - 292 с.
6. Болдина Н. Н. Лингвистический анализ художественного текста. - Пенза: ПГПУ, 1998. - 64 с.
7. Болдина Н. Н. Филологический анализ произведений
М. Ю. Лермонтова. - Пенза: ПГПУ, 2005. - 162 с.
8. Бондалетов В. Д. Теоретические основы филологического анализа
художественного текста // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Ч. 3. - Воронеж: изд-во Воронежского
педагогического ун-та, 1996. - С. 3 - 5.
9. Василевич А. П. Цвет и названия цвета в русском языке // под ред. А. П. Василевича. - М.: КомКнига, 2005. - 216 с.
10. Виноградов В. В. Стиль прозы Лермонтова // Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Кармазина до Гоголя. - М.: Наука, 1990. - С. 182 - 270.
11. Вишневский К. Д. Цветовая палитра М. Ю. Лермонтова // Мир культуры: теории и феномены: Межвузовский сборник научных статей. - Вып. 3. - Пенза, 2003. - С. 59 - 65.
12. Герасименко И. А. Семантика цветообозначений в заглавиях
художественных произведений русских авторов // Русский язык: исторические судьбы и современность: IV Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ, 20 - 23 марта 2010 г.): Труды и материалы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 894 с.
13. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. - М.: Художественная литература, 1976. - 449 с.
14. Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского языка. - М.: Норинт, 2000. - 221 с.
15. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. - Т. 3. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 1160 с...36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ