Введение 3
1 Теоретическо-методологические и нормативно-правовые основы
политики в сфере образования Российской Федерации 7
1.1 Структурный анализ системы образования в Российской
Федерации 7
1.2 Нормативно-правовая база системы образования Российской
Федерации в сравнении с не принятыми НПА 28
1.3 История реформирования образовательной системы с советского до
настоящего времени 35
2 Образовательная система и образовательная политика Пензенской
области 41
2.1 Анализ результатов образовательной политики Пензенской области.. 41
2.2 Анализ содержания образовательной системы, недостатков и
последствий 54
3 Предложения по совершенствованию образовательной системы
Российской Федерации 58
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложения 71
Актуальность данной темы выпускной квалификационной работы определяется необходимостью усилить экономические позиции современного российского государства, в целях достижении эффективного, устойчивого социально-экономического развития, для достижения данных результатов необходимо изучать, анализировать и правильно воздействовать на образовательную сферу.
На образование возложена важная общественная функция - формирование самосознания человека. Человек, будучи субъектом образовательного процесса и выступая производительной силой в общественном производстве, обязан соответствовать уровню социально-экономического развития своего государства. Уровень образования определяет качество трудовых ресурсов, а значит, и состояние экономики. Образование является одним из факторов воспроизводства социально- профессиональной структуры общества. Формируя гражданина, система образования воздействует на политическую сферу.
Проблема на данный момент стоит очень остро, так как наблюдается тенденция снижения качества образования, а значит, происходит негативное влияние на все сферы жизнедеятельности общества и государства.
Сложившаяся ситуация требует системного рассмотрения вопросов функционирования системы общего образования. Научная и практическая актуальность указанных проблем определила содержание и направленность данного исследования.
Научная новизна связана с тем, что в данной бакалаврской работе представлен альтернативный анализ процессов федеральной образовательной политики, с иного ракурса, чем в подобных работах, рассмотрены проблемы и последствия функционирующей системы.
Цель - изучить и проанализировать основные тенденции, проблемы и последствия федеральной образовательной политики, на примере Пензенской области...
Данная выпускная квалификационная работа содержит в себе структурный анализ системы образования, подробно описанную нормативно- правовую базу, в сравнении с НПА не получившими одобрения. Раскрыта история реформирования образовательной системы с советского периода до настоящего времени. Присутствует анализ статистических данных по Пензенской области. Автором осуществлен также вторичный анализ результатов социологических исследований по данной проблематике, опубликованных в периодической печати. Выявлены основные тенденции, недостатки и последствия функционирования образовательной системы РФ в целом и Пензенской области. Разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной системы.
В ходе написания выпускной квалификационной работы, автор пришел к следующим выводам.
Пензенская область - регион РФ, который имеет в своей особенности большую привязанность населения к своей семье, что показывают различные исследования. Жители Пензенской области высоко ценят семейные узы, и это является одной из причин удерживающей население на данной территории.
Традиционные ценности и в первую очередь традиционная семья - это основа, фундамент российского общества.
Изучая и анализируя опрос Аксио-6, можно сделать вывод, что с точки зрения российского народа, хорошее образование - это: хорошие учителя + трудовое воспитание + опора на коллектив + индивидуальный подход к каждому учащемуся. Данная «формула» базируется на традициях (ценностях) советского образования.
Существующая и функционирующая образовательная система лишила школу, основной и фундаментальной ее функции образование и воспитания граждан. И теперь школа «дрейфует, как айсберг» в бескрайнем море образовательной системы, где ей нет определенной функции.
Цели образовательной системы, представленные на сайте Министерства образования и науки РФ, содержащие в себе развитие общества, подготовку разносторонних, квалифицированных кадров и т.п., являются недостижимы, из-за несоответствия цели и методов ее достижения. Как уже было выше изложено, либо процесс целеполагания неверный, либо произошла подмена целей...
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] Дата обновления: 20.01.2012. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
2. Всеобщая декларация прав человека (Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.)//Российская газета. - 1998. - 10 декабря.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966г.)// Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - №12.
4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) //Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXV. - М., 1972. С. 246-306.
5. Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Принята Конференцией Министров, ответственных за высшее образование 19 июня 1999г.)// Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2003. - №21.
6. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон
Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 19.12.2016. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант плюс» - 2017
7. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской
Федерации и Уголовно-Процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядке освобождения от уголовной ответственности: федеральный закон Российской Федерации от 03.07.2016г. №323-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.07.2016.
Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2017
8. Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенных к иным видам деятельности, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2015г. №104н. [Электронный ресурс] Дата обновления: 03.08.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2017
9. Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2015г. №1040. [Электронный ресурс] Дата обновления: 09.11.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2017
10. Об образовании в Пензенской области: закон Пензенской области
от 04.07.2013г. №2413-ЗПО. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.zspo.ru/legislative/acts/11780/ (дата обращения: 21.05.2017)
11. О реализации государственной молодежной политики в Пензенской области: закон Пензенской области от 26.12.2013г. №2510-ЗПО. [Электронный ресурс] Дата обновления: 05.09.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2017
12. Об установлении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности в Пензенской области на 2014 год: закон Пензенской области от 05.09.2014г. №2508-ЗПО [Электронный ресурс] Дата
обновления: 05.09.2014. Доступ из Справочной правовой
«Консультант плюс» - 2017
13. Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области: постановления Правительства Пензенской области от 05.08.2008. №485-пП. [Электронный ресурс] Дата обновления: 17.04.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2017
14. Об утверждении государственной программы Пензенской области «Молодежь Пензенской области на 2014-2020 года»: постановления Правительства Пензенской области от 24.09.2013г. №712-пП. [Электронный ресурс] Дата обновления: 05.04.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2017
15. Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие образования в Пензенской области на 2014-2020года»: постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013. №804-пП [Электронный ресурс] Дата обновления: 10.03.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2017...40