Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Молодежные движения в Пензенской губернии в первые десятилетия XX века

Работа №158943

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы144
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Молодежные движения воспитанников учебных заведений Пензы: характер и особенности 11
§ 1. Движения учащейся молодежи в предреволюционные годы (1900-1904 гг.) 11
§ 2. Движения учащейся молодежи в период Первой русской революции (1905-1907 гг.) 18
§ 3. Движения учащейся молодежи в послереволюционный и предвоенный период (1907-1914 гг.) 35
Глава II. Разработка туристического продукта. Экскурсия на тему «По следам учебных заведений губернского города Пензы» 41
§ 1. Пояснительная записка 41
§ 2. Схема маршрута и условные обозначения 42
§ 3. Список объектов показа 43
§ 4. Методическая разработка 44
§ 5. Текст экскурсии 51
Заключение 85
Список использованных источников и литературы 88
Приложения 95


В конце XIX - начале XX века Российскую империю охватил затяжной политический и социально-экономический кризис. Реакционный монархический режим достиг своего апогея к началу первой русской революции 1905-1907 гг., которую поддержали широкие слои населения, в том числе и учащаяся молодежь, как в столичных городах, так и в провинции, активно боровшаяся за свои права и свободы, за реформу школы и системы образования в целом. Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что похожую ситуацию мы наблюдаем сегодня в современной России, в условиях, когда имеют место консервативно-охранительные тенденции, политика «закручивания гаек», несовершенство многих сфер жизни, включая и систему образования, что порождает социальное недовольство. К числу недовольных активно примыкает и подрастающее поколение: ученичество и студенчество, находящееся под влиянием оппозиционных партий, как и в начале прошлого столетия. Сегодня мы наблюдаем такую картину, когда в протестных антиправительственных митингах участвует все больше молодежи. Рост протестной активности вызывает необходимость изучения исторического опыта социально-политического взаимодействия в революционную эпоху в России, и, в первую очередь, ученического и студенческого движения.
Объектом выпускной квалификационной работы является общественное движение в провинциальной России в первые десятилетия XX века.
Предметом исследования выступают причины, характер и особенности, формы и методы движения учащейся молодежи в Пензенской губернии как основной части протестной активности локальных сообществ.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1900 до 1914 г. При этом для лучшего понимания особенностей движений молодежи в рассматриваемый период, и учитывая общественно-политическую
ситуацию, сложившуюся в России в данный период, следует разбить это время на три временных периода: 1) предреволюционный с 1900 по 1904 гг., 2) революционный с 1905 по 1907 гг., и 3) послереволюционный и предвоенный 1907-1914 гг.
Территориальные рамки охватывают территорию Пензенской губернии на начало XX века. Однако в исследовании мы ограничиваемся территорией города Пенза, ввиду отсутствия сведений по выступлениям учащихся в уездных учебных заведениях. Кроме того, ввиду сосредоточения основных центров «брожений» именно в рассматриваемых в исследовании учебных заведениях города...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Конец XIX - начало XX века - время, когда кризисные явления в политической и социально-экономической жизни Российской империи затронули все слои населения. Не осталась в стороне и прослойка ученичества, втянувшиеся в борьбу для решения своих вопросов.
Существовавшие архаичные порядки, существенно ограничивали права и свободы учащейся молодежи. Сословные цензы при поступлении в учебные заведения, невозможность продолжать учебу дальше в университетах для молодых людей из непривилегированных слоев населения, строгий и порой жестокий школьный режим по отношению к воспитанникам, запреты на чтение литературы, находящейся под запретом, господство схоластики - все это способствовало росту протестного движения среди учащихся.
Немалую роль на ученическое движение в рассматриваемый период оказали политические партии, преимущественно социал-демократического и социал-революционного направления. Внедряясь в молодежные круги, они способствовали распространению среди них нелегальной литературы, листовок и прокламаций, проводя антиправительственную пропаганду толкая их на путь борьбы. Революционизируясь под воздействием партий и видя в них поддержку, учащиеся объединялись в кружки, устраивали различные сходки и демонстрации, подавали петиции, где и выражали свои требования.
Рассматривая движения учащейся молодежи в указанный временной отрезок (1900-1914), для лучшего понимания его следует разделить на три периода: 1) с 1900 по 1904 - предреволюционный, 2) с 1905 по 1907 - революционный и 3) 1907-1914 - послереволюционный. Данные периоды отличались по характеру, формам и требованиям учащихся.
Для предреволюционного периода (1900-1904 гг.) характерно движение учащейся молодежи под лозунгом академических требований. Протестные движения принимали форму бунтов и носили стихийный характер. Характерной особенностью было отсутствие организованности и руководящего центра. Последствия имели в основном мирный характер, за исключением одного случая, когда для подавления были привлечены внешние силы.
Для революционного периода (1905-1907 гг.) была характерная уже совсем иная картина. В этот период к академическим требованиям добавляются требования политического характера. Действия учащихся отличались согласованностью и тщательным планированием. На волне революционных событий движения воспитанников различных учебных заведений революционизируются. И если в первой половине 1905 года требования учащихся носили в основном академический характер, то вторая половина отмечена политической активностью молодежи связанная с Всероссийской октябрьской политической стачкой и последовавшей за ней Манифестом 17 октября. В этот временной промежуток движения учащихся становятся частью общедемократического движения...


1. Журнал Министерства народного просвещения. Часть CCCXXXIX. Январь. 1902.
2. Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. Часть I. Январь. 1906.
3. Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. Часть VI. Ноябрь. 1906.
4. Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. Часть
X. Июль. 1907.
5. Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. Часть
XI. Сентябрь. 1907.
6. Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. Часть XV. Май. 1908.
7. Каблуков Ю. Годы, события, факты в истории Пензенского края. - Пенза: Айсберг, 2012. - 471 с.
8. Книга Русской скорби. Издаше Русскаго Народнаго Саюза имени Михаила Архангела. Выпуск второй. - СПб. 1908. - 314 с.
9. Кошко И.Ф. Воспоминания губернатора (1905-1914 гг.). -
Петроград, 1916. - 260 с.
10. Пензенские епархиальные ведомости. 1906. № 11.
11. Пензенские епархиальные ведомости. 1907. № 11.
12. Пензенские епархиальные ведомости. 2012. № 6.
13. Пензенская Вторая Мужская Гимназия. Фотоальбом. 1914 учебный год. Издание фирмы С. Случанский и Сын в Париже.
14. Пензенский хронограф: факты, люди, события Пензенского края до 1917 года. - Пенза. 2012. - 248 с.
15. Революционная борьба трудящихся Пензенской губернии в 1905-1907 гг. (Сборник документов). - Пенза: Пензенское книжное издательство, 1955. - 159 с...65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ