Развитие скоростных и скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на внеурочных занятиях боксом (Государственный Гуманитарно-Технологический Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Химки Московской области.
Выборка: 20 человек (15-16 лет).
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ развития скоростных и скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на внеурочных занятиях боксом………….…6
1.1 Понятие скоростных и скоростно-силовых качеств……………………………….6
1.2 Психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста……21
Глава 2. Методы и организация исследования……………………………………….32
2.1 Методы исследования……32
2.2 Организация исследования………36
Глава 3. Разработка и апробация программы развития скоростных и скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на внеурочных занятиях боксом…37
3.1. Определение уровня развития скоростных и скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста перед началом эксперимента………………....37
3.2. Разработка экспериментальной программы развития скоростных и скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на внеурочных занятиях боксом…38
3.3. Проверка эффективности экспериментальной программы развития скоростных и скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на внеурочных занятиях боксом…47
Заключение……………………………………………53
Список использованных источников………55
Актуальность. Проблема подбора наилучших методов тренировочного процесса всегда была важной для формирования спортивного резерва. Изучение различных научных работ по подготовке боксеров демонстрирует, что в последние годы специалисты акцентируют внимание на выборе наиболее результативных средств и методов комплексной подготовки атлетов, что, в свою очередь, сказывается на достижении высоких спортивных успехов.
Процесс соревновательной деятельности в боксе во многом зависит от всестороннего развития и проявления таких качеств, как скорость и сила у спортсменов. Поэтому во время тренировок крайне важно уделять особое внимание подготовке, связанной с показателями скорости и силовой выносливости. Эти качества имеют большое значение для боксеров, так как уровень технико-тактического мастерства во многом определяется хорошей физической подготовкой. В разных исследованиях высказывается мнение, что улучшение показателей физической подготовки, а также скоростно-силовой подготовки боксеров может быть достигнуто непосредственно через занятия боксом. Это означает, что использование разнообразных упражнений в ходе технико-тактических тренировок способствует развитию физической формы. Однако, несмотря на это, применение исключительно специализированных средств в тренировочном процессе не позволяет целенаправленно развивать те физические качества, которые необходимы для повышения эффективности их технических навыков. Если не уделять внимание целенаправленному развитию скоростных и скоростно-силовых характеристик, то в процессе совершенствования технико-тактического мастерства боксеров не удастся добиться значительного прогресса в этих показателях. Поэтому необходимо включать целенаправленное развитие скоростных и скоростно-силовых качеств в программу подготовки боксеров как одно из ключевых направлений.
Объект исследования – скоростная и скоростно-силовая подготовка детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования – программа развития скоростных и скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на внеурочных занятиях боксом.
Цель исследования состоит в изучении особенностей и обосновании программы развития скоростных и скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на внеурочных занятиях боксом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие скоростных и скоростно-силовых качеств и проанализировать психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста.
2. Определить уровень развития скоростных и скоростно-силовых качеств у старшеклассников перед началом эксперимента.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы развития скоростных и скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на внеурочных занятиях боксом.
Гипотеза исследования: выдвигается предположение о том, что развитие скоростных и скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на внеурочных занятиях боксом будет более эффективным при условии последовательного применения основных составляющих разработанной программы с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Научная новизна состоит в дополнении раздела знаний, связанных с применением комплекса упражнений для развития быстроты и скоростно-силовых качеств старшеклассников, занимающихся в секции по боксу.
Практическая значимость работы состоит в предоставлении возможности использования материалов, выводов, основных результатов и методических рекомендации педагогами физической культуры для организации учебной и учебно-тренировочной работы в общеобразовательных учебных заведениях в рамках внеурочной деятельности.
Также результаты исследования могут быть полезны для избирательного планирования объема средств и методов развития скоростных и скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на внеурочных занятиях боксом.
Методы исследования:
– методы теоретического уровня: анализ научно-методической литературы по различным аспектам развития скоростных и скоростно-силовых качеств; педагогические наблюдения, анализ и обобщение практического опыта развития скоростно-силовых способностей; сравнительный анализ, обобщение, синтез, интерпретация, проектирование;
– методы эмпирического уровня: планируемые и естественные эксперименты, направленные на изучение скоростной и скоростно-силовой подготовленности детей старшего школьного возраста; методы математической статистики.
Теоретическая основа исследования состоит из работ таких авторов, как Быков А.В. (2020); Венчакова А.Г. (2020); Гуралев В.М. (2018); Кудрявцев М.Д., (2018); Камоза Т.Л. (2018); Кузьмин В.А. (2018); Матвеев Л. П. (2022);
Павлюк, Н.Б. (2018); Петров А. А. (2020); Серёгина, О.Б. (2019); Чернова, Е.Д. (2019).
База исследования: исследование осуществлялось на базе Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Химки Московской области.
Апробация результатов исследования: полученные по результатам исследования материалы представлены в сборнике «Психолого-педагогические аспекты спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях современного образования», 21 декабря 2023 года. – С. 337.
Структура и объем работы. Работа содержит ведение, три главы, выводы, список используемых источников и представлена на 60 страницах.
На основании проведенного теоретического анализа особенностей развития скоростных и скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на внеурочных занятиях боксом можно сделать следующие выводы.
Скоростно-силовые качества имеют проявление как вариант быстродействующей, а также амортизационной силы. В качестве наиболее положительного времени формирования скоростных и скоростно-силовых способностей определяют период 15-17 лет. Кроме этого стоит сказать о том, что в этот период времени данные физические качества можно целенаправленно развивать. Во время формирования скоростно-силовых качеств нужно помнить про морфофункциональные особенности занимающихся. Возраст 15-17 лет – это стадия начальной физической зрелости, стадия завершения полового созревания. Это период относительно спокойного развития. Физическое и физиологическое развитие определяет готовность старших школьников к физическим и умственным нагрузкам. Основными физиологическими характеристиками 15-17 лет являются: завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов, это период относительно спокойного развития, отмечается готовность старших школьников к физическим и умственным нагрузкам.
В исследовании обоснована и реализована программа развития скоростных и скоростно-силовых способностей. В содержании разработанной тренировочной программы представлен недельный план подготовки, направленный на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, дано описание комплексов упражнений. Основным методом в разработанной программе являлся поточно-интервальный метод круговой тренировки, при котором отдых между упражнениями и кругами от 15 секунд до 45 секунд. Дополнительными методами тренировочной программы являлись соревновательный и игровой, ряд упражнений в рамках комплексов круговой тренировки выполнялись ударным методом. В рамках педагогического эксперимента старшеклассники экспериментальной группы выполняли специально составленные комплексы круговой тренировки, в составе которых упражнения на боксерских снарядах, упражнения с гантелями, грифом, медболом, утяжелителями, упражнения на TRX-петлях, прыжки через скакалку, прыжки через утяжеленную скакалку, прыжки через гимнастическую скамейку, упражнения на координационной лестнице. Упражнения в составе программы соответствовали двигательной структуре вида спорта, сочетали в себе силовой и скоростной компонент движения.
В настоящей работе определена эффективность разработанной программы скоростной и скоростно-силовой подготовки старшеклассников 15 – 16 лет. С помощью метода педагогического тестирования получены данные об уровне развития скоростно-силовых способностей боксеров в начале эксперимента и по его окончанию. Так, в результате сравнения средних арифметических значений показателей и статистического сравнения по t- критерию Стьюдента получены математически достоверные данные, позволяющие говорить об эффективности предлагаемой программы.
Средние групповые результаты в экспериментальной группе за время проведения эксперимента составили:
в прыжке в длину увеличились с 193,00 ± 1,93 см до 203,13 ± 4,22 см – на 5,1 %;
в сгибании и разгибании рук в упоре лежа увеличились с 24,50 ± 0,76 раз до 28,25 ± 1,28 раз – на 14,17 %;
в броске набивного мяча увеличились с 599,63 ± 6,72 см до 690,63 ± 12,82 см – на 14,09 %;
в поднимании туловища из положения лежа из положения лежа на спине увеличились с 25,38 ± 2,26 раз до 30,50 ± 1,41раз – на 18,57 %;
в челночном беге 3 х10 м улучшились с 7,82 ± 0,07 с до 7,60 ± 0,06 с на 2,6 %;
в прыжках через скакалку увеличились с 54,25 ± 1,67 раз до 61,63 ± 1,85 раз – на 12,73 %;
в серийных ударах по настенной подушке увеличились с 49,00 ± 1,51 раз до 55,38 ± 1,06 раз – на 12,24 %.
Таким образом, достигнута цель исследования, заключающая в разработке программы скоростной и скоростно-силовой подготовки старшеклассников 15 – 16 лет, способствующей повышению уровня скоростных и скоростно-силовых способностей.
В результате проведенного педагогического эксперимента подтверждена гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о том, что развитие скоростных и скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на внеурочных занятиях боксом будет более эффективным при условии последовательного применения основных составляющих разработанной программы с учетом возрастных особенностей обучающихся подтверждена.
1. Акопян А.О. Взаимосвязь физической и технико-тактической подготовленности юных квалифицированных боксеров 15 – 16 лет / А.О. Акопян, Н.В. Павлов // Вестник спортивной науки. – 2014. – № 1. – С. 24 – 27.
2. Алексеев, В.И. Подвижные и спортивные игры в системе подготовки спортсменов-боксеров / В.И. Алексеев // Устойчивое развитие науки и образования. – 2023. – № 5 (80). – С. 41 – 46.
3. Андрущишин, И.Ф. Методические аспекты совершенствования физической подготовки высококвалифицированных боксеров / И.Ф. Андрущишин, С.Ж. Сапиев, Ю.П. Денисенко, А.А. Гераськин // Теория и методика физической культуры. – 2021. – № 1 (21). – С. 48 – 52.
4. Бабаев, Ш.А. К вопросу о развитии ведущих физических качеств в боксе на этапе начальной подготовки / Ш.А. Бабаев, Ю.В. Яковых // Заметки ученого. – 2016. – № 10 (16). – С. 6 – 10.
5. Блинова, М.Л. Организация исследования по разработке методики развития скоростно-силовых способностей боксеров на этапе спортивного совершенствования / М.Л. Блинова, Д.С. Отев // Современная наука. – Йошкар-Ола: «СТРИНГ», 2019. – С. 212 – 222.
6. Бочкарев, В.И. Взаимосвязь показателей общей физической и специальной скоростно-силовой подготовленности боксеров / В.И. Бочкарев, О.В. Ворожейкин, А.В. Каргопольцев, А.В. Речкалов // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в Зауралье. Курган: Курганский государственный университет, 2013. – С. 3 – 7.
7. Волкова, Е.В. Методика развития скоростно-силовых способностей у начинающих боксеров / Е.В. Волкова, Р.Ж. Мамедов // Автономия личности. – 2020. – № 1 (21). – С. 117 – 125.
8. Горелкин, С.И. Оценка скоростно-силовых характеристик ударов квалифицированных боксеров / С.И. Горелкин, А.Ю. Дорохин, А.В. Апальков, А.А. Третьяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 4 (194). – С. 109 – 114.
9. Даленчук, П.А. Направления физического воспитания детей школьного возраста в зависимости от специфики функционирования основных систем их организма / П.А. Даленчук, В.А. Горовой // Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт: тенденции, традиции, инновации: Сборник научных трудов / Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (Симферополь), 2020. – С. 157 – 161.
10. Двейрина, О.А. Анализ педагогического (спортивного) тестирования: классификации видов спорта, требования к физическим качествам, «батарея» тестов / О.А. Двейрина, С.Е. Бакулев, Ю.Ф. Курамшин, М.М. Лалочкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 12 (178). – С. 82 – 89.
11. Егоров, А.А. Бокс: учебно-методическое пособие / А. А. Егоров, В.А. Исламов, П.А. Кузин [и др.]; под общ. ред. С.Н. Мехеда. – Санкт-Петербург: Военный институт физической культуры, 2022. – 91 с.
12. Елохов, И.В. Формирование физических качеств в боксе как важнейшая составляющая тренировочного процесса / И.В. Елохов // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 22 декабря 2022 г. / Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда» (Чебоксары), 2022. – С. 250 – 254.
13. Жарких, М.А. Методика скоростно-силовой подготовки в процессе обучения прямому удару юношей / М.А. Жарких, О.В. Гаевская // Культура физическая и здоровье современной молодежи: Материалы III Международной научно-практической конференции, Воронеж, 15 сентября 2020 г. / Под редакцией А.И. Бугакова, С.А. Бортниковой. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2020. – С. 178 – 183.
14. Зарипов, И.М. Скоростно-силовая подготовка боксеров 14 – 15 лет / И.М. Зарипов, И.Р. Федулина // Спорт высших достижений: интеграция науки и практики: Материалы VI Международной научно-методической конференции, посвященной году педагога и наставника, Уфа, 25 марта 2023 г. / Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2023. – С. 67 – 71.
15. Земсков, А.С. Особенности применения круговой тренировки в процессе общей физической подготовки школьников 15 – 16 лет, занимающихся боксом / А.С. Земсков, Д.А. Гаврилов // Актуальные проблемы теории и практики спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Самара, 25 апреля 2023 г. / Самара: ООО «Научно-технический центр», 2023. – С. 64 – 69.
16. Зубарев, Л.В. Специфика физических упражнений при занятиях боксом и их влияние на организм занимающихся / Л.В. Зубарев // Теория и практика инновационных технологий в АПК: Материалы национальной научно-практической конференции. Том Часть II., Воронеж, 17–31 марта 2021 г. / Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2021. – С. 231 – 233.
17. Иванов, С.А. Теория и методика физического воспитания в таблицах и рисунках: наглядное пособие для студентов специальности – 03 02 01 «Физическая культура» / С.А. Иванов. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины», 2020. – 186 с.
18. Какорин, Е.А. Формы организации занятий, принципы и методы обучения боксера / Е.А. Какорин // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация. – Красноярск, 2019. – С. 64 – 68.
19. Конопацкий, В.А. Круговая тренировка как основа физической подготовки юных боксеров / В.А. Конопацкий, М.О. Мельник, В.И. Метлушко // Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и туризма. – Мозырь: Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина», 2022. – С. 174 – 177.
20. Кулькова, И.В. Проектирование содержания скоростно-силовой подготовки юных боксеров / И.В. Кулькова, Д.Ю. Томас // Олимпийский спорт и спорт для всех. - Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2020. – С. 123 – 125.
21. Кульпин, Э.Ю. Кроссфит как способ развития скоростно-силовых показателей боксеров 15 – 16 лет / Э.Ю. Кульпин, Заев П.В. // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2022 – № 2 (168). – С. 140 – 152.
22. Кургузов, Г.В. Ранжирование физических качеств высококвалифицированных боксёров в подготовительном и соревновательном периоде / Г.В. Кургузов, А.Н. Корженевский А.Н. // Теория и методика ударных видов спортивных единоборств. Москва: Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФНЦ ВНИИФК), 2022. – С. 150 – 153.
23. Лойко, Т.В. Физиология спорта в схемах и таблицах: пособие / Т. В. Лойко. – Минск: БГУФК, 2015. – 108 с.
24. Лукьяненко, В.П. Специально-силовая подготовка в боксе / В.П. Лукьяненко, Р.А. Воликов, А.А. Хежев // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 1 (68). – С. 41 – 46.
25. Мамедов, С. Специальные физические качества боксеров, участвующие в выполнении соревновательных упражнений / С. Мамедов, Т. Исаков // NTERNATIONAL INDEPENDENT SCIENTIFIC JOURNAL. – 2021. – № 34-2. – С. 24 – 27.
26. Маргарян, А.А. Развитие скоростно-силовых способностей боксеров на этапе спортивного совершенствования средствами круговой тренировки / А.А. Маргарян, М.Г. Колодезникова // Кочневские чтения – 2022. – Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2022. – С. 291 – 301.
27. Маринич, В.В. Физиология спорта / В.В. Маринич. – Пинск: ПолесГУ, 2022. – 344 с.
28. Матвеев А. П. Физическая культура: 10—11-е классы: базовый уровень: учебник / А. П. Матвеев. — 4-е изд., стер. — Москва: Просвещение, 2022. — 319 с.
29. Меннер, А.Э. Особенности развития скоростно-силовых способностей при занятиях боксом / А.Э. Меннер // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2016. – № 115-2. – С. 102 – 104.
30. Мухтаров, Р.Р. Воспитание скоростно-силовых способностей у боксеров 13 – 15 лет / Р.Р. Мухтаров // Актуальные проблемы физической культуры и спорта. Астрахань: Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, 2023. – С. 93 – 96.
31. Назаренко, Л.Д. Физиологические основы совершенствования системы спортивной подготовки боксеров / Л.Д. Назаренко, И.С. Колесник, Д.А. Осипов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2017. – № 4. – Т. 12. – С. 169 – 177.
32. Окунева, Ю.С. Методика развития скоростно-силовых способностей на занятиях по боксу у юношей старших классов / Ю.С. Окунева, А.А. Ястребов // Вопросы педагогики. – 2023. – № 5 (80). – С. 41 – 46.
33. Оценка эффективности занятий аэробикой со студентками специальной медицинской группы / И. С. Чечеткина, А. А. Петров, Ю. О. Солнышкина, Ю. В. Митусова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 11(189). – С. 555-558.
34. Платонов, В.Н. Основы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Настольная книга тренера: в 2 т. / В.Н. Платонов. – М.: ООО «ПРИНТЛЕТО», 2021. – Т.1 – 592 с.
35. Плотицин, Н.И. Анатомо-физиологические особенности детей 15 – 17 лет / Н.И. Плотицин, Н.И. Малыхин // Педагогика в теории и на практике. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 70 –73.
36. Позняк, Ж.А. Развитие скоростно-силовых способностей студентов средствами фитнес-бокса / Ж.А. Позняк, В.Е. Позняк // Физическая культура и спорт в современном социуме. – Витебск: Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины, 2023. – С. 40 – 43.
37. Сверзоленко, В.А. Содержание педагогической технологии сопряженного развития координации движений и быстроты у квалифицированных боксёров / В.А. Сверзоленко, С.В. Сурмило, Д.В. Мальцев // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. – 2022. – № 1 (54). – С. 28 – 35.
38. Сергеев, С.А. Использование подвижных игр с элементами бокса в физическом воспитании младших школьников / С.А. Сергеев, А.И. Наханьков // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры. – 2019. – № 22. – С. 167 – 176.
39. Соколов, С.Ф. Особенности физической подготовки квалифицированных боксеров / С.Ф. Соколов, Р.М. Брызгалова // Интеграция теории и практики в общем, дополнительном и профессиональном физкультурном образовании. – Москва, 2023. – С. 167 – 171.
40. Солдатова, А.М. Формирование скоростно-силовых способностей боксеров 15 – 16 лет в предсоревновательный период / А.М. Солдатова, И.Ю. Аксарина, Н.В. Мосина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 10-1 (49). – С. 127 – 129.
41. Соловьев, П.Ю. Перспективные направления совершенствования спортивной подготовки боксеров / П.Ю. Соловьев, С.Л. Багдасарян // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 5 (195). – С. 357 – 361.
42. Соснов Е.В. Развитие скоростно-силовых способностей боксеров 14 – 15 лет на этапе совершенствования спортивного мастерства // Студенческий вестник. – 2022. – № 2-2 (194). – С. 86 – 89.
43. Справочник тестов по оценке различных сторон подготовленности спортсменов / А.А. Грушин [и др.]. – М.: Спорт, 2020. – 192 с.
44. Степанов, М.Ю. Развитие скоростно-силовой подготовленности в ударных единоборствах / М.Ю. Степанов, М.Б. Саламатов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – № 6. – С. 32 – 34.
45. Тинькова, Е.Л. Физиология спорта: учебное пособие / Е.Л. Тинькова, Г.В. Сейфулина. Ставрополь: Ставролит, 2019. – 116 с.
46. Упражнения в системе спортивной подготовке. Настольная книга тренера / сост. И.Г. Максименко. – М.: ООО «ПРИНТЛЕТО», 2022. – 512 с.
47. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» «Теоретические основы развития физических качеств»: учебно-методическое пособие / составитель Л.А. Коновалова. – Тольятти: ПВГУС, 2015. – 100 с.
48. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «бокс», утвержденный приказом Министерства спорта Российской Федерации от 22 ноября 2022 г. № 1055.
49. Харисов, А.С. Развитие силовых характеристик спортсмена, занимающегося боксом / А.С. Харисов // Служебно-прикладные виды спорта МВД России. – Уфа: Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. – С. 112 – 115.
50. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высшего образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 15-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 480 с.