Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования социально-психологических характеристик молодежи, склонной к ксенофобии 6
1.1. Анализ понятия ксенофобия 6
1.2. Роль социально-психологических факторов в возникновении феномена
ксенофобии 14
1.3. Психологические характеристики молодежи, склонной к ксенофобии... 19
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических
характеристик молодежи, склонной к ксенофобии 23
2.1. Описание процедуры и методов исследования 23
2.2. Анализ результатов диагностики социально-психологических
характеристик и склонности к ксенофобии в молодежной среде 25
2.3. Результаты исследования социально-психологических характеристик
молодежи, склонной к ксенофобии 32
Выводы 37
Заключение 42
Список используемых источников 44
Приложение 47
Проблема ксенофобии на протяжении уже многих лет является одной из самых сложных проблем российского общества.
В многонациональной России ксенофобия имеет множество причин: усиление миграционных процессов, отсутствие внятной миграционной политики, увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев, уровень экономического развития, стремительное расслоение общества на бедных и богатых (в России 870 тысяч сирот - больше чем после Второй мировой войны, а также 11 миллионов детей, живущих «в угнетающей бедности»). Также следует отметить различия в национально-культурных традициях, безответственность политиков, которые, играя на националистических настроениях населения, провоцируют погромы и столкновения, пропаганда насилия в СМИ (как установили исследователи, в среднем по всем каналам телевидения сцены насилия повторяются каждые 12 минут). Языку вражды сознательно или бессознательно обучают читателей большинство российских газет.
Однако, в России с многовековой историей присутствует мирное сосуществование разных наций и народностей, религий, умение понять и простить, если требуется, ошибки друг друга.
Образование и культура, закон и порядок должны помочь сформировать такое толерантное пространство, где не было бы места национализму, геноциду, расовой ненависти и ксенофобии.
Система образования всегда реализует социальные заказы общества на воспитание мировоззренческих позиций и установок молодежи. Сегодня это формирование гражданской позиции, социальной активности, эмоциональной устойчивости, коммуникабельности и толерантности, которые являются условиями успешности реализации человека в социальном и личностном общении, в профессиональной деятельности...
В ходе теоретического анализа было рассмотрено понятие ксенофобии, роль социально-психологических факторов в возникновении феномена ксенофобии и психологические характеристики молодежи, склонной к ксенофобии.
Чтобы выявить социально-психологические характеристики молодежи склонной к ксенофобии, было проведено эмпирическое исследование на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» и МБОУ СОШ №225 г. Заречного Пензенской области. В исследовании приняли участие 14 студентов в возрасте от 19 до 22 лет и 25 учащихся 9 класса в возрасте 14 до 16 лет.
Для достижения цели исследования был использован диагностический эксперимент с применением таких методик, как «Опросник уровня ксенофобии» (Е.Н. Юрасова), опросник типов акцентуаций Г. Шмишека по типологии К. Леонгарда; опросник «Шкала базисных убеждений» (Р. Янов- Бульман; адаптация О.А. Кравцовой), методика многофакторного исследования личности Р.Б. Кеттелла.
В процессе интерпретации результатов у молодежи с высоким уровнем ксенофобии были выявлены такие характерные акцентуации характера, как тревожная, возбудимая, застревающая, циклотимическая. Так же молодежи склонной к ксенофобии, характерны такие личностные характеристики, как эмоциональная неустойчивость, недобросовестность, подозрительность, тревожность. По результатам диагностики базисных убеждений можно отметить, что молодежь с высоким уровнем ксенофобии не верит в благосклонность мира, не верит в доброту людей, считает мир не справедливым, для них не свойственна вера в удачу или везение в жизни.
На основании сравнения молодежи с низким и высоким уровнем ксенофобии с помощью математической обработки данных была выявлена качественная специфика проявления некоторых социально-психологических характеристик. Таким образом, гипотеза исследования была доказана.
Полученные результаты можно использовать в практической деятельности психолога, направленной на профилактику проявлений интолерантного отношения.
1. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогические подходы к преодолению проявлений ксенофобии в молодежной среде средствами социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - Тамбов, 2012. Вып. 12 (116).
2. Апанасюк Л.А. Социально-политический аспект преодоления ксенофобии в современных условиях России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - №2 (28).
3. Апанасюк Л.А. Педагогическая эффективность преодоления ксенофобии и нетерпимости среди молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №11 (127).
4. Апанасюк Л.А. Преодоление проявлений ксенофобии в молодежной среде: социокультурный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №4 (120).
5. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность // «Язык вражды» и свобода слова: Межэтническое и межконфессиональное в российских СМИ как проблемное поле / Профессиональная этика журналиста: Рабочие материалы. В 2-х частях. Ч. 1. В поисках «мерной линейки». - М. 2003. - С. 25-32.
6. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. - 85 с.
7. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. - СПб. 2003. - 74 с.
8. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-на- Дону, 1996.
9. Зорин В.Ю., Хабриева. Т.Я. Государственная национальная
политика Российской Федерации: проблемы реализации и
совершенствования // Журнал российского права. 2003. № 8.
10. Зюков А.М. Проблемы доктрины уголовного права в сфере борьбы с ксенофобией //Евразийский юридический журнал. 2010. № 11.
11. Кельберг А.А. Ксенофобия как социально-психологический феномен // Вестник СПбГУ. 1996. Сер. 6. Вып. 2 (№ 13).
12. Кон И.С. Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений // Новый мир. 1966. № 9.
13. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М. 1985.
14. Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. А.В. Макаренко. - М. 1995.
15. Кроз М.В., Ратинова Н.А. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии. М.: Academia, 2005...35