ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Лингвистические основы словообразовательной работы с
дошкольниками 6
1.2. Словообразовательный процесс у детей дошкольного возраста 10
1.3. Нарушение словообразования у дошкольников с ОНР 15
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация констатирующего эксперимента 24
2.2. Результаты проведенного исследования 27
Глава III. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРОЦЕССУ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
3.1. Организация обучающего эксперимента 31
3.2. Содержание коррекционной работы 32
3.3. Анализ результатов контрольного исследования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Одной из главных психических функций человека является речь, и развивать ее важно с самых первых дней жизни ребенка, постепенно усложняя задачи в соответствии с особенностями его развития.
Речь - это не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Ребенок не рождается с готовой сложившиеся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе. Важность формирования речи в дошкольном возрасте огромна. Каждая ступень развития речи вносит свои огромные ресурсы в мыслительную деятельность. Ребенок чувствует себя комфортно, владея достаточными навыками речи на своем уровне познания.
Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др., установлено, что ребенок к началу школьного обучения практически владеет всеми формами и значениями, которые существуют в языке, хотя это «владение» и находятся на уровне неосознанного. И очень часто в этот период встречается общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.
В процессе словообразования у дошкольников с ОНР недостаточно функционируют процессы «генерализации». Для них характерно отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков, наблюдается большое количество смешения морфем. Также следует отметить, что нарушение процессов словообразования проявляется при образовании различных частей речи. При образовании имен существительных наблюдается употребление детьми с ОНР лишь некоторых уменьшительно-ласкательных суффиксов, которые наиболее близки и понятны им. Суффиксы для обозначения предметов по действию и качеству встречаются в речи очень редко.
К сожалению, в наше время детей с общим недоразвитием речи становится все больше. Поэтому проблема нарушения речи до сегодняшнего дня остается актуальной и требует более подробного изучения.
Цель исследования - изучить особенности словообразовательных операций и скорректировать нарушения словообразования у дошкольников с ОНР...
Изучив литературу, мы пришли к выводу, что именно в дошкольный период происходит овладение значением слова. Словообразовательная деятельность как бы подготавливается и обеспечивается развитием навыков понимания производного слова.
Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Исследования О.М. Вершининой (2004) показали, что дети с общим недоразвитием речи нередко смешивают уменьшительно-ласкательные и уничижительные оттенки слов. Н.А. Никашина, отмечает, что дети с ОНР допускают большое количество ошибок в употреблении суффиксов, приставок, окончаний.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина говорят, что созданное ребенком слово может и по смыслу и по формальной структуре совпасть с существующим в нормативном языке, но часто созданное ребенком слово в системе современного языка отсутствует. Слово может быть образовано от того же производящего, но по другой словообразовательной модели. Все это носит название «словосочинительство».
Во второй главе мы провели констатирующий эксперимент, который был направлен на изучение формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР. В ходе эксперимента мы сделали следующий вывод: при выполнении всех заданий у детей преобладает низкий уровень сформированности навыка словообразования. Дети, при выполнении заданий пользовались простыми глаголами, не могли их образовать приставочным способом словообразования. Сложными оказались задания на умение находить родственные слова суффиксальным способом словообразования, а так же допускали ошибки в образовании и нахождении родственных слов...
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. / Г.С. Абрамова. - М., 1998. - 662 с.
2. Арутюнова, Н.Д. О понятии системы словообразования. / Н.Д. Артюнова. // Филологические науки. - 1960. - № 2. - 35 с.
3. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. / А.Е. Белая, Мирясова В.И. //Пособие для родителей и педагогов. - М., 2002. - 96 с.
4. Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду. / А.К. Бондаренко. - М., 1974. - 98 с.
5. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников. / С.А. Васильева, Н. В. Соколова. - М., 2001. - 78 с.
6. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. / О.М. Вершинина. - http: //pedlib .ru/Books/4/0381/4_0381-1. shtml
7. Винокур, Г.О. Избранные работы по русскому языку. / Г.О. Винокур. - М., 1959. - 48 с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. - Спб., 1997. - 48 с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. - М., 1961. - 472 с.
10. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М., 1990. - 238 с.
11. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре. / Р.И. Жуковская - М., 1963. - 263 с.
12. Земская, Е.А. Современный русский язык. / Е.А. Земская // Словообразование. - М., 1973. - 103 с.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М., 1983. - 98 с.
14. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование. / Е.С. Кубрякова. - М., 1965. - 87 с.
15. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб., 2001. - 224 с...35