Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №158911

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОШИБОК ОПТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Письмо как сложный психофизиологический акт 6
1.2. Проблема оптической дисграфии в научной литературе 8
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с оптической 11 дисграфией
1.4. Особенности коррекции дисграфии у младших школьников 14
ГЛАВА П. ИЗУЧЕНИЕ ОПТИЧЕСКИХ ОШИБОК НА ПИСЬМЕ У
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1. Организация, методика, содержание и проведение 20 экспериментального изучения
2.2. Анализ полученных результатов экспериментального изучения 24
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКИХ ОШИБОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 32
3.2. Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии у младших школьников
3.2.1. Методические основы коррекции оптической дисграфии у 33 младших школьников
3.2.2. Игры, задания и упражнения по коррекции оптической дисграфии 35
у младших школьников
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ


Нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста, по данным разных исследований, становится причиной неуспеваемости 30% учеников младших классов. Трудности овладения навыком письма связаны не только с недоразвитием устной речи, но и с неформированностью ряда гностических и моторных функций. Именно с этими трудностями связано возникновение оптических нарушений письма.
Успешное овладение письмом и чтением в младшем школьном возрасте, это залог эффективности всего обучения в целом. Как показывает статистика, от 7 до 10 % российских школьников имеют диагноз -
дисграфия, который уже становится не понаслышке знаком и учителям и родителям.
Основываясь на исследования Мигурской А.А., Милостивенко А.Г., Парамоновой Л.Г., Ястребовой А.В., и многих других авторов, можно утверждать, что одной из частых причин неуспеваемости учащихся начальных классов, является нарушение устной речи, которое отрицательно влияет на овладение чтением и грамотным письмом.
Письмо изначально осознанный процесс, результат специального сознательного обучения. Сравнительные наблюдения показывают, что само психологическое содержание процесса письма не остается одним и тем же.
Письмо является сложной формой речевой деятельности. Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых функций: звукового анализа и синтеза, слуховой дифференциации правильного произношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Дефект одной из указанных функций может вызвать нарушение письменной речи, то есть привести к дисграфии
[42].
Специфические расстройства письменной речи несут за собой нарушения, которые в дальнейшем препятствуют в обучении в целом, влияют на формирование личности ребенка. Наиболее распространенной формой речевой патологии у обучающихся, является дисграфия. В отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмы, структура этого речевого расстройства, разработаны общие методические подходы и направления, содержащие дифференцированные методы коррекции различных видов [42].
При оптической дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного гнозиса и мнезиса, языкового анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представления о форме и цвете, величине предмета, его положение в пространстве, это проявляется в искажении букв на письме или замене их другими. Несформированность оптического образа буквы приводит к не узнаванию некоторых из них и не могут соотноситься с определенными звуками. Чаще всего у детей встречаются замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов, замена похожих элементов букв по разному расположенных в пространстве, не дописывание элементов, зеркальное изображение букв...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной выпускной квалификационной работы было подбор, разработка и апробация игр, заданий и упражнений, направленных на преодоление оптической дисграфии у младших школьников.
Для достижения поставленной цели перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме коррекции оптической дисграфии у младших школьников в логопедии и смежных науках.
Была прочитана и изучена литература известных отечественных ученых, которые освещали аспекты данной темы: Ахутина Т.В., Глозман Ж.М., Ефименкова Л.Н., Корнев А.Н., Лалаева Р.И., Левина Р.Е., Садовникова И.Н., Хватцев М.Е., Ястребова А.В. и др.
На основании работ авторов раскрыт вопрос о психофизиологии письма, раскрыта проблема оптической дисграфии, дана психолого-педагогическая характеристика школьников с оптической дисграфией, представлены современные методики по преодолению дисграфии.
2. Провести экспериментальное изучение проявлений оптической дисграфии у младших школьников.
Для проведения констатирующего эксперимента, направленного на изучение проявлений оптической дисграфии у младших школьников, нами были подобраны различные методики, методы и приемы для обследования письма и зрительно-пространственных функций.
Исследование проводилось на базе муниципального
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №30» г. Пензы в течение ноября 2021 года. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе анализировались работы учащихся второго класса. Всего было изучено 25 тетрадей детей. Из этих работ путем обработки информации были выделены работы, где встречались ошибки оптического характера, проведен их анализ. На втором этапе эксперимента мы провели углубленное изучение письма в группе детей, допускающих специфические ошибки. В нем приняли участие 10 человек.
Полученные результаты показали, что у детей данной группы отмечаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и
оптикопространственного анализа, неточная дифференцированность оптических образов букв. Поэтому им необходима коррекционная логопедическая работа, направленная на преодоление оптической дисграфии с учетом особенностей каждого ребенка.
3. Выделить направления логопедической работы и подобрать игры, задания и упражнения для коррекции оптической дисграфии и провести обучающий эксперимент.
Обучающий эксперимент заключался в проведении логопедической работы, направленной на преодоление оптической дисграфии у младших школьников. С этой целью мы изучили методики коррекционной работы разных авторов и выбрали наиболее эффективные приемы и упражнения...


1. Андреева, С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми дисорфографиками [Текст] / С. Л. Андреева // Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки. - 2003. - №43. - С. 76-84.
2. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П. К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 448 с.
3. Ахутина, Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция [Текст] / Ахутина Т.В. // Актуальные проблемы логопедической практики: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф.. Трауготт Н. Н / отв. ред. Храковская М. Г.. - СПб.: Акционер и К, 2004. - С. 225-245.
4. Бастуй, Н.А. Нейропсихологический анализ причин школьной неуспеваемости [Текст] / Н. А. Бастуй // Тезисы докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1997.
5. Безруких, М.М. Организация помощи детям с трудностями освоения навыка письма // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / М.М. Безруких - 2004. - № 2. С.60-66.
6. Беккер, К.П. Логопедия: [монография] / К.-П. Беккер, М. Совак;
пер. с нем. Г.В. Барышниковой [Электронный ресурс] / под ред. Н.А. Власовой. - Режим доступа: ййр://ШЬ.дЬз.зрЬ.ги/41/5/Беккер
КП Логопедия.р4Г
7. Волоскова, Н.Н. Формирование графо-моторного компонента
письма у учащихся начальных классов [Текст] / Н. Н. Волоскова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М.: Московский
психологосоциальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001 - С. 193-199.
8. Выготский, Л.С. Предистория письменной речи [Текст] // Умственное развитие детей в процессе обучения: Сборник статей /
Л.С. Выготский. - М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое
издательство, 1935. - С. 73-95.
9. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин // Психология как объективная наука. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. - С. 272-317.
10. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму, формирование графическихнавыков / Е.В. Гурьянов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008 - 264 с.
11. Демьянов, Ю.Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков [Текст] : автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата медицинских наук : 767 / Ю.Г. Демьянов / Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева. - Ленинград, 1971. - 20 с.
12. Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи [Текст] : метод. пособие / О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская; под ред. О.В. Защиринской. - СПб.: Речь, 2005. - 180с.
13. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. - М.: Просвещение, 2010. - 336 с.
14. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М.: Владос, 2000. - 280 с.
15. Колповская, И.К., Нарушения письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / И.К. Колповская, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова. - М.: Просвещение, 1989. - 305 с...44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ