Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование настольных игр в сенсорном воспитании детей среднего дошкольного возраста

Работа №158899

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы68
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста в
психолого-педагогической литературе 7
1.2. Содержание и методика сенсорного воспитания детей дошкольного
возраста 12
1.3. Специфика использования игровой деятельности в процессе
сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАСТОЛЬНЫХ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня сенсорного развития детей среднего дошкольного
возраста 31
2.2. Содержание работы по использованию настольных игр как
средства сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста 39
2.3. Анализ эффективности использования настольных игр как средства
сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65


Сенсорное воспитание имеет большое значение для полноценного формирования человека. С рождения ребенка окружают различные вещи, материалы, запахи, вкусы, в процессе знакомства с которыми он постигает окружающий мир, узнает свойства предметов, их характерные особенности и качества. Невозможно представить себе жизнь ребенка без такой деятельности. Но происходить она может достаточно стихийно, когда дети сами рассматривают, разглядывают, изучают предметы, а может быть организована взрослым и проходить целенаправленно. Специально организованное сенсорное воспитание дает ребенку возможность получить разнообразный чувственный опыт, на основе которого развивается мышление, речь и другие психические процессы. Несомненно, что благоприятные условия, которые создаются в дошкольном возрасте для сенсорного воспитания, способствуют формированию психических процессов в ускоренном темпе, что в дальнейшем облегчает освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Особые условия для сенсорного воспитания дошкольников необходимо создать в дошкольном образовательном учреждении. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Средний дошкольный возраст является важным периодом для сенсорного развития ребенка. Начиная с четырехлетнего возраста, у детей формируют представления о сенсорных эталонах, в том числе о названиях цветов, геометрических фигурах и отношениях между предметами по величине. Одновременно детей обучают способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме в соответствии с эталоном, последовательному осмотру и описанию.
Для совершенствования умений детей используются специальные задания и упражнения, которые, как правило, носят игровой характер. В ходе их выполнения дошкольники совершенствуют умения выделять и сравнивать объект по отдельным качествам и свойствам. Наиболее известная методика сенсорного воспитания дошкольников, основанная на применении специальных дидактических игр и упражнений, была разработана Л.А. Венгером.
По нашему мнению, наиболее эффективным средством в работе по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста могут стать настольно-печатные или настольные игры, которые являются одним из видов дидактических игр. Достоинство настольных игр заключается в том, что дети могут играть небольшой группой, во время игры располагаются вместе за столом, что способствует их максимальному сосредоточению на процессе игры. Кроме того, игровые действия, которые они выполняют, могут быть более интересными и предназначенными для решения более сложных игровых задач, нежели в играх с игрушками или в словесных играх.
Тем не менее, несмотря на большое количество педагогической и методической литературы, посвященной вопросу сенсорного воспитания дошкольников, вопрос о возможностях использования в среднем дошкольном возрасте настольных игр для решения данной проблемы раскрыт не в полной мере. Все сказанное позволяет считать тему нашей работы достаточно актуальной.
Объект исследования: процесс сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: настольные игры как средство сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования настольных игр как средства сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть содержание и методику сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Выявить специфику использования игровой деятельности в процессе сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
4. Подобрать методики и провести диагностику уровня сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста;
5. Доказать эффективность использования настольных игр как средства сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май - сентябрь 2021 года) был посвящен изучению и анализу научной литературы по проблеме исследования;
II этап (октябрь - ноябрь 2021 года) предполагал выявление уровня сенсорного развития у детей среднего дошкольного возраста;
III этап (декабрь 2021 - март 2022 года) включал формирующий эксперимент, который предполагал организацию работы по систематическому применению настольных игр в целях сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста;
IV этап (апрель 2022 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования настольных игр как средства сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: использование настольных игр является эффективным средством сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение материалов;
- эмпирические: методика «Эталоны» (Л.А. Венгер), «Собери пирамидку» (Г.А. Урунтаева), «Собери цветок» (Е.А. Стребелева).
Теоретико-методологической базой исследования являются работы, посвященные актуальным проблемам сенсорного воспитания и обучения детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова); определению содержания сенсорного воспитания детей дошкольного возраста (З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, И.Ю. Нечаева, Н.Е. Яровая); изучению специфики игровой деятельности детей дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, С.Л. Новоселова, А.К. Бондаренко, А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова, А.И. Сорокина, Н.Ф. Губанова), выявлению возможностей использования настольных игр в воспитательно-образовательном процессе (И.С. Иванов, А.С, Кусков, Н.Г. Салмина, И.Г. Тиханова, О.В. Черная).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной системы настольных игр в процессе сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста. Применение дидактических игр возможно как в ходе организованной образовательной деятельности, так и во время самостоятельной работы детей.
База исследования: МБДОУ детский сад №109 «Планета детства» г. Пензы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 46 наименований, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сенсорное воспитание имеет большое значение для полноценного формирования человека. Базируясь на восприятии и ощущении, сенсорное воспитание дает ребенку возможность получить разнообразный чувственный опыт, на основе которого развивается мышление, речь и другие психические процессы. Большой вклад в изучение проблем сенсорного развития внесли видные отечественные педагоги и психологи: А.В. Запорожец,
Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и др.
Средний дошкольный возраст является важным периодом для сенсорного развития ребенка. Начиная с четырехлетнего возраста, у детей формируют представления о сенсорных эталонах, в том числе о названиях цветов, геометрических фигурах и отношениях между предметами по величине. Одновременно детей обучают способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме в соответствии с эталоном, последовательному осмотру и описанию.
Для совершенствования умений детей используются специальные задания и упражнения, которые, как правило, носят игровой характер. В ходе их выполнения дошкольники совершенствуют умения выделять и сравнивать объект по отдельным качествам и свойствам. Наиболее известная методика сенсорного воспитания дошкольников, основанная на применении специальных дидактических игр и упражнений, была разработана Л.А. Венгером.
Наиболее эффективным средством в работе по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста могут стать настольно-печатные или настольные игры, которые являются одним из видов дидактических игр. Достоинство настольных игр заключается в том, что дети могут играть небольшой группой, во время игры располагаются вместе за столом, что способствует их максимальному сосредоточению на процессе игры. Игровые действия, выполняемые детьми, могут быть достаточно сложными и занимательными, мотивируя ребенка на выполнение игровых и обучающих задач.
В первой главе нашего исследования мы проанализировали имеющиеся психолого-педагогические и методические работы по данной теме и пришли к выводу, что сенсорное развитие ребенка определяется как становление его восприятия и формирование у него представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Значительную роль в этом процессе играют слуховой, зрительный, кожный, обонятельный и другие анализаторы. Сенсорное развитие является основой для формирования всех других, более сложных познавательных процессов и осуществляется в процессе совместного взаимодействия взрослого и ребенка. Содержание сенсорного воспитания ребенка среднего дошкольного возраста включает знакомство с различными качествами и свойствами предметов, в том числе их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. В результате у ребенка формируется система сенсорных эталонов, происходит освоение основных приемов анализа свойств предметов. При организации воспитательно-образовательного процесса используются различные упражнения и задания, в том числе игрового характера. Наиболее эффективным средством в работе по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста могут стать настольно-печатные или настольные игры, которые являются одним из видов дидактических игр. Необходимыми условиями их использования должен быть интерес детей не только к процессу игры, но и к способу решения игровой задачи, возможность развивать различные способности в игре, а также выбирать индивидуальный вариант сложности игры.
Вторая глава нашего исследования посвящена экспериментальной работе по использованию настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста, которая проводилась на базе МБДОУ детский сад №109 «Планета детства» г. Пензы. В эксперименте участвовали дети в возрасте от 4 до 5 лет в количестве 22 человек...


1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
3. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада. / А.Н. Давидчук, Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова и др.; под ред. В.В. Холмовской. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
4. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
- 480 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4: Детская психология.
- М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
8. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 120 с.
9. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. - 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 с.
10. Детская психология: учеб. пособие. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск: Университетское издательство, 1988. - 399 с.
11. Иванов И.С., Иванова Ж.Б., Кусков А.С. Настольные игры как нестандартный интерактивный метод обучения бакалавров юриспруденции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 9. - С. 44-
51. - URL: http://e-koncept.ru/2017/870008.htm.
12. Игра дошкольника. / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.:
Просвещение, 1989. - 286 с.
13. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей дет. сада. / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. - 127 с.
14. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования. - 3-е изд., перераб. и доп. / Науч. рук. Л.А. Парамонова. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 192 с.
15. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. - С. 76-78...46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ