Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Новые подходы к рассмотрению образа Штольца при изучении романа И. А. Гончарова «Обломов» в 10 классе

Работа №158891

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. История изучения образа Штольца («Обломов»
И. А. Гончарова) в отечественном литературоведении 8
1.1. Критика XIX столетия о романе И. А. Г ончарова «Обломов» (образ
Штольца) 8
1.2. Образ Штольца в современных литературоведческих
исследованиях 13
Глава II. «Обломов» И. А. Гончарова и «Души чистилища»
П. Мериме (К вопросу «пародичности» образа Штольца) 18
Глава III. Методические подходы к изучению образа Штольца в современной школе 32
3.1. Методический опыт рассмотрения образа Штольца на уроках по
изучению романа И. А.Гончарова «Обломов» в 10 классе 32
3.2. Дуэт «других» героев «Обломова» (Штольц и Тарантьев) 43
3.3. Гоголевское начало в романе И. А. Гончарова «Обломов»: Штольц
и Муразов 47
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложение 61


Сегодня по-прежнему нет ощущения, что роман Гончарова «Обломов» прочитан так, как был задуман большим писателем. Каких только оценок Штольцу не предлагали и не предлагают до сих пор критики. От восторженных высказываний Д. И. Писарева («Выработанность убеждений, твердость воли, критический взгляд на людей и на жизнь и рядом с этим критическим взглядом вера в истину и в добро, уважение ко всему прекрасному и возвышенному») до «суетного, самодовольного филистера» (у С. Венгерова), эгоиста (у А. Ф. Захаркина), «буржуазного дельца» (у А. Г. Цейтлина), и «продувной бестии» (у А. П. Чехова). От «подлинного альтруиста» (у В. Холкина) до «овеянного гордыней» (у К. Смирнова) и «чистого» негоцианта» (у Ю. Лощица).
За последние несколько лет журнал «Литература в школе» опубликовал немало статей, в которых авторами предлагаются пути углубления изучения в 10 классе идейно-художественных особенностей романа И. А. Гончарова. Нами не были найдены работы, рекомендующие обратить особое внимание на образ Андрея Штольца. Между тем, являясь антиподом Обломова, он играет исключительно важную роль в раскрытии образа главного героя и идейного содержания романа в целом. Поэтому исследование новых подходов к изучению образа Штольца в 10 классе считаем актуальным направлением в современной филологической науке.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретическое обоснование и практическая разработка путей углубления представлений учащихся 10 класса об образе Андрея Штольца при изучении идейного содержания и системы образов романа И.А. Гончарова «Обломов».
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: углубление работы над образом Андрея Штольца при изучении романа И. А. Г ончарова «Обломов» в 10 классе будет способствовать многостороннему раскрытию идейного содержания романа, образа главного героя, выявлению авторской позиции; а также развитию у учащихся неординарного мышления, навыков более вдумчивого и глубокого чтения и анализа текста с использованием сопоставительного метода...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, изучение основных работ по теме исследования помогло определить степень теоретической разработанности вопроса. Современные критики больше внимания уделяют качествам героя: его отзывчивости, умению заботиться о близких людях, искренности, а также стойкости и твердости убеждений. В то время как критики прошлого в основном рассматривали деятельность героя, обрисованную, как справедливо замечали литературоведы, неясно. Но определённого взгляда на данный образ так и не появилось, поэтому роман «Обломов» И. А. Гончарова, как и ранее, вызывает полемику в литературных кругах.
Сопоставление романа «Обломов» с новеллой П.Мериме «Души чистилища» позволяет увидеть «автоиронию» Гончарова. Применение к образу Штольца термина «пародичность», предполагающего комическую окраску и устанавливающего специфические связи с новеллой П.Мериме «Души чистилища» и архетипическим образом Дон Жуана, выявляет истоки главного свойства характера Штольца (вечного движения), а также особым образом подсвечивает любовные коллизии в романе, подчеркивает антидонжуанство Обломова.
Выявленный нами недостаток внимания к изучению образа Штольца в программах и методических пособиях по литературе для 10 класса возможно восполнить путем включения в систему уроков элективного курса по изучению романа «Обломов» И. А. Гончарова занятий, посвященных этому герою. Разработанные нами уроки по углублению работы над образом Андрея Штольца в 10 классе через выявление черт сходства и отличия с Тарантьевым и Муразовым поможет вывести учеников на более глубокое осмысление всего романа Гончарова в целом.



1. Анненский И.Ф. Книги отражений / Изд. подгот. Н. Т. Ашимбаева и др. - М.: Наука, 1979. - 679 с.
2. Ахшарумов Н.Д. «Обломов». Роман Гончарова // Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике: сб. статей / сост., авт. вступ. статьи и ком-мент. М.В. Отрадин. - Л.: Изд-во Ленингр. унт-та, 1991. - 304 с.
3. Багно В.Е. Миф-образ-мотив (Русская литература в контексте
мировой). - Санкт-Петербург: Издательство Пушкинского Дома,
издательство «Вита Нова», 2014. - 480 с.
4. Беляева Н. В. Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: углубл. уровень / Н. В. Беляева, А. Е. Иллюминарская . - М. : Просвещение, 2017. - 735 с.
5. Венгеров С.А. И.А. Гончаров: краткая справка [Электронный ресурс]
URL: http://az.lib.ru/w/wengerow_s_a/text_0780.shtml/ (дата обращения:
27.03.2019).
6. Володина Н.В. Н.Д. Ахшарумов о романе И. А. Гончарова «Обломов» // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. - 2017. - №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/nZn-d- ahsharumov-o-romane-i-a-goncharova-oblomov (дата обращения: 06.12.2019).
7. Гоголь, Н.В. Мертвые души. Том 2 [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.rU/g/gogolx_n_w/text_0150.shtml (дата обращения: 19.03.2020).
8. Голышева, Г.Э. О пользе перечитывания классики: анализ эпизода «Сон Обломова», 10-й класс // Литература в школе. - 2006. - № 8. - С. 28-31.
9. Гончаров И.А. Обломов: роман в четырех частях / статья и прим. А.Г. Гродецкой. - СПб.: Издательство «Пушкинский дом», 2012. - 640 с.
10. Гончаров И.А. Лучше поздно, чем никогда: (Критические заметки) // Гончаров И. А. Собрание сочинений: В 8 т. - М.: Гос. изд-во худож. лит., - Т. 8. Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма. - 1955. - С. 64-113.
11. Грачева И. Роман И. А. Гончарова «Обломов» и русская классика // Литература в школе. - 2009. - № 1. - С. 18-20.
12. Гродецкая А. Г. Автоирония у Гончарова // Sub specie talerantiae. Памяти В. А. Туниманова / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. - СПб.: Наука, 2008. - 613 с. - С. 532-544.
13. Гуськов С.Н. Любимое дитя Гончарова. Книга очерков «Фрегат «Паллада»: К 145-летию первой публикации книги // Литература в школе. - 2003. - № 5. - С. 9-14.
14. Гуськов С.Н. Хрустальный башмачок Обломова: о первом фр. переводе романа "Обломов" И.А. Гончарова // Русская литература. - 2002. - № 3. - С. 44-52.
15. Добролюбов Н.А. «Что такое обломовщина?» [Электронный ресурс] URL: https://www.litmir.me/br/?b=210883&p=1 (дата обращения: 19.03.2020)...72


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ