Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы связи показателей мотивации и успешности занятий музыкой у представителей
разновозрастных групп 10
1.1. Понятие и сущность мотивации 10
1.2. Влияние мотивации на успешность деятельности 19
1.3. Психологические особенности развития мотивов в младшем
школьном и подростковом возрасте 24
1.4. Влияние занятий музыкой на психосоциальное развитие
ребенка 29
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование мотивации и успешности занятий музыкой у представителей разновозрастных групп 38
2.1. Описание этапов и методов исследования 38
2.2. Анализ результатов первичной диагностики 49
2.3. Программа занятий «Музыка как часть меня» по формированию
мотивации и успешности 61
2.4. Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной
диагностики 70
Выводы 76
Заключение 81
Список используемых источников 83
Приложения 89
Проблема мотивации является одной из наиболее сложных проблем психологической науки. Ей уделяется большое внимание как в отечественной, так и в зарубежной науке. В настоящее время мотивация недостаточно полно и всесторонне изучена, что ограничивает решение других, связанных с нею теоретических и практических задач.
Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Гарольд Маслоу, предположил, что «главной движущей силой здорового человека является необходимость полностью развивать и реализовывать способности, которые он содержит. Если человек постоянно чувствует влияние другой потребности, он болен, и эта болезнь так же серьезна, как нарушение баланса соли или кальция» [29].
Фактически, мотивация является неотъемлемой частью эффективной человеческой деятельности: об этом свидетельствуют результаты многочисленных исследований известных психологов: Л.С.Выготский, К.Д. Ушинский, И.П.Павлов, И.М.Сеченов.
Большое количество литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов впадать в излишний пессимизм и говорить о практической неразрешимости проблемы. Поэтому недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом.
В отечественной литературе очень мало внимания уделяется анализу причин столь существенного расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов. Как правило, имеет место либо простое изложение взглядов других авторов на проблему, либо критика иных точек зрения, без поиска и развития того рационального, что имеется в подходах предшественников. Между тем непредвзятый анализ позволяет увидеть в различных гипотезах и формулировках много ценной информации, которую можно использовать при построении целостной и непротиворечивой концепции мотивации и мотива...
В данной работе мы рассмотрели связь показателей мотивации с успешностью занятий музыкой у представителей разновозрастных групп.
Было проведено теоретическое исследование, в котором мы рассматривали теоретические аспекты использования занятий музыкой как средства развития мотивации и успешности. Подробно рассмотрено понятие мотивации, проанализированы взгляды отечественных и зарубежных психологов на данное понятие. Рассмотрены теории мотивации различных авторов. Описаны психологические особенности развития мотивации и успешности в младшем школьном и подростковом возрасте. Рассмотрено влияние занятий музыкой на психосоциальное развитие ребенка.
Далее была разработана процедура эмпирического исследования. Исследование проводилось в три этапа, при помощи методик изучающих различные составляющие мотивации и успешности. Испытуемые были разделены на две группы: учащиеся 1 класса (18 человек) и учащиеся 7 класса (17 человек). Испытуемые посещали занятия по музыке в течение 6 месяцев. Далее было изучено влияние мотивации и успешности занятий музыкой у представителей разновозрастных групп.
Результаты эмпирического исследования подтвердили гипотезу о том, что существует взаимосвязь показателей мотивации с успешностью занятий музыкой у детей младшего школьного и подросткового возраста. Дети с высоким уровнем мотивации имеют более высокие показатели успешности деятельности. Также у детей младшего школьного возраста мотивация на успешность занятий музыкой проявляется более явно, чем у детей подросткового возраста.
Рекомендации: педагогам необходимо применять различного рода программы по повышению мотивации к изучению каждого предмета у всех учеников, с некой периодичностью. Это касается не только неуспевающих учеников, а всех в целом. Данные меры способствуют положительному влиянию на мотивацию и успешность учеников.
Материалы данной диссертационной работы могут быть использованы педагогами-психологами для создания курсов по развитию мотивации у младших школьников и подростков, а также могут послужить справочной информацией при подготовке к индивидуальному или групповому консультированию.
1. Акифьев И.В., Пономарева И.К. Мотивация как один из основных факторов управления персоналом // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2017. - № 1. - 216 с.
2. Альтушер Д. Выбери себя!. - М.: МИФ, 2018. - 211 с.
3. Ануфриева И.Ю. Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014. - 97 с.
4. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников // Начальная школа+ до и после. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2010.
6. Балакирева Е.И., Игнатьева О.Г. Развитие творческой одаренности школьников: педагогические аспекты // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. - № 4(17). - С. 404.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2010. - 400 с.
8. Брегман П. Правило четырёх секунд. - М.: МИФ, 2015. - 196 с.
9. Брукс Д. Путь к характеру. - М.: МИФ, 2018. - 360 с.
10. Вальдшмитдт Д. Будь лучшей версией себя. - М.: МИФ, 2015. - 129 с.
11. Вышкина А.Р. Проблемы современного музыкального образования: Теория. Методика. Опыт: учебное пособие. - Великий Новгород: Изд-во Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого, 2008. - 212 с.
12. Детская и подростковая психотерапия. Учебник. - М.: Юрайт, 2016. -- 432 с.
13. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие. - М.: Флинта; Наука, 2014. - 271 с.
14. Долготов Т.В. Тревожность - фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи. - М.: Лаборатория Книги, 2010. - 125 с.
15. Домыслов Т.В. Возрастные мотивационные особенности. - М.: Лаборатория Книги, 2010. - 101 с...66