Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ситуативного использования речевых тактик на уроках русского языка 5
1.1 Научные подходы к определению речевых тактик 5
1.2 Ситуативное использование речевых тактик на уроках русского языка: обзор предметной линии учебников 10
Глава 2 Практические аспекты обучения в 5-6-х классах использованию ситуативных речевых тактик 16
2.1 Планирование уроков русского языка в 5-6 классах по формированию использования в речи ситуативных речевых тактик 16
2.2 Частотные речевые тактики и их формирование на уроках русского языка 20
2.3 Нечастотные речевые тактики и их формирование на уроках русского языка 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена той ролью, которую играет лингвистическая компетенция в жизни человека: без знания основ национального языка, его норм, основ культуры взаимодействия коммуникация становится крайне сложной. В этой связи очевидна необходимость формирования базовых лингвистических знаний подрастающего поколения. В школе учащиеся овладевают нормами устной и письменной речи, используя языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами учебной коммуникации. Педагог-словесник помогает ребятам сформировать совокупность навыков, которые позволяют осуществлять беспрепятственное общение, используя речевые тактики. Применяемые в различном сочетании, они позволяют достичь цели, ради которой происходит общение. Ожидаемо, что освоение того или иного навыка невозможно без погружения в конкретную ситуацию, моделирующую реальный случай из жизни. В рамках воображаемого события учащиеся вступают в диалог, объясняя свои намерения и стараясь убедить собеседника.
Так, благодаря учебной ситуации формируется коммуникативный навык, без которого невозможна полноценная интеграция в социум. Закономерно, что обсуждаемая тема нашла отражение в федеральной рабочей программе основного общего образования по русскому языку. Одна из целей обучения состоит в совершенствовании коммуникативных умений школьников, тем самым обеспечивается эффективное взаимодействие с людьми. Общение может проходить как в неформальной, так и в формальной ситуациях. В каждой необходимо уметь использовать речевые тактики. Активное употребление данного понятия началось с середины 80-х годов прошлого века. Весомый вклад в разработку научного вопрос внесли О.Я Гойхман, Г.П. Грайс, Т.А. ван Дейк, О.С. Иссерс, А.П. Сковородников, И.А. Стернин, В.П. Шейнов и др. Проблема развития учащихся в процессе обучения осмыслена в трудах Ю.К. Бабанского, П.Я. Гальперина, И.Я. Зимней, И.Л. Лернера, А.А. Леонтьева, М.Н. Скаткина, И.С. Якиманской и др. Вопросы языкового развития учащихся рассматривались В.А. Добромысловым, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской, С.И. Львовым, Л.Ю. Максимовым, М.М. Разумовской, Л.А. Тростенцовой и др. В публикациях этих и других исследователей подчеркивается, что для успешного становления коммуникативной деятельности необходима специальная организация учебного процесса, в рамках которой содержание обучения направляется на постановку и решение учащимися конкретных коммуникативных задач. В этой связи на уроках используются задания, моделирующие реальные жизненные ситуации общения.
Объект исследования – речевая тактика как инструмент коммуникативной деятельности.
Предмет исследования – процесс обучения ситуативному использованию речевых тактик на уроках русского языка.
Цель исследования – обосновать возможность организации обучения ситуативному использованию речевых тактик на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. описать научные подходы к определению речевых тактик;
2. осуществить анализ учебников русского языка на предмет ситуативного использования речевых тактик на уроках.
Методы исследования: анализ литературы по теме, систематизация накопленной информации, обобщение передового педагогического опыта.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Проведенный анализ раздела «Речь» во внеурочной деятельности позволяет отметить, что освоение норм вежливого общения и развитие представлений о тактиках речи играют значительную роль в культурном и социальном становлении обучающихся. Темы, раскрываемые в учебном плане, дают школьникам возможность не только услышать теорию и примеры качественного общения, но и применять их на практике, обогащая свою речь в разных коммуникативных контекстах. Изучая обращения и речевой этикет, учащиеся знакомятся с разнообразием языка и его нюансов, что важно для установления приятной обстановки в общении. Это способствует созданию уважительных и доверительных связей, которые оказываются ключевыми для успешного взаимодействия в школе и за её пределами.
Во время уроков по изучению речевых стратегий обучающиеся осваивают важный подход к ораторскому искусству – умение подбирать не только убедительные аргументы, но и соответствующие тактики речи и стиль общения. Диалог, независимо от его сложности, проходит более успешно, если участники владеют навыками правильного применения коммуникационных стратегий и тактик. Именно удачный выбор стиля и тона помогает не только выразить своё мнение собеседнику, но и выстраивать конструктивные и уважительные отношения. Эти навыки становятся особенно актуальными в реальной жизни, где успех в личном и профессиональном общении зависит от умения формулировать свои мысли. Принципы речевого этикета и стратегии, освоенные на уроках, помогают школьникам выразительно представлять свои мысли и уверенно взаимодействовать в коллективе.
Упражнения в жанрах репортажа или интервью не только развивают у обучающихся важные речевые и коммуникативные навыки, но и способствуют развитию их критического мышления и умения смотреть на мир с различных точек зрения. Такие задачи помогают учащимся не только освоить стратегию объективности и приемы общения, но и сделаться более вдумчивыми и внимательными слушателями и рассказчиками. Работая с жанрами репортажа и интервью, учащиеся находят оригинальные решения в межличностном взаимодействии и создании текстов. Опыт ведения диалога, установления или прерывания контакта, а также самопрезентации позволяет учащимся уверенно использовать свой голос, выражая собственные мысли, и при этом уважать мнения окружающих.
1. Акулич Ю.Е. Коммуникативно-прагматическая ситуация «оценочность» как речевая тактика в ситуативном общении // Вісник Чернігівського національного педагогічного університету. Серія: Педагогічні науки. – 2018. – №156. – С. 12-15.
2. Афанасенко О.Б. Косвенные тактики речевого воздействия как средство обучения вежливости на уроках русского языка // Интерактивная наука. – 2016. – №2. – С. 34-37.
3. Гаврюшкина М.Ю. Речевые стратегии и тактики // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – №52. – С. 1417-1420.
4. Голова К.Р., Автайкина Л.Ю. Речевые тактики и стратегии поддержания и продолжения диалога во французском языке // XLV Огарёвские чтения: материалы науч. конф.: в 3 ч. Ч. 3. – Саранск: Мордов. гос. ун-т, 2017. – С. 547-552.
5. Гончарова Л.М., Ковшова Н.В. Речевые стратегии и тактики в педагогическом дискурсе // Язык. Культура. Коммуникация: изучение и обучение: сб. науч. трудов VI Международной науч.-практ. конф. – Орел, 2022. – С. 181-187.
6. Грибкова К.Е. Виды тактик речевого воздействия в педагогическом общении // Образовательный процесс. – 2018. – №5. – С. 9-13.
7. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательская группа URSS, 2024. – 320 с.
8. Иссерс О.С., Герасимова А.С. Описание коммуникативного поведения в аспекте коммуникативно-прагматического «синтаксиса» // Jzyk i metoda. Jzyk rosyjski w badaniach lingwistycznych XXI wieku. – Krakow: Wydawnistwo Universytetu Jagiellonskiego, 2019. – P. 137-146.
9. Курцева З.И. Коммуникативные стратегии и тактики учебного спора-диалога // Русский язык в школе. – 2020. – Т. 81. – № 2. – С. 21-26.
10. Кусова М.Л., Кобяшева Д.С. Обучение речевым стратегиям и тактикам на уроках русского языка на уровне основного общего образования // Бизнес. Образование. Право. – 2024. – № 3(68). – С. 511-515.
11. Кусова М.Л., Кобяшева Д.С. Обучение школьников речевым стратегиям и тактикам при создании школьной прессы // Филологический класс. – 2017. – №4. – С. 81-85.
12. Лебединский С.И. Стратегии порождения речи: типология и проблемное поле исследования // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: матер. науч. конф. – Минск, 2021. – С. 5-17.
13. Миргородская А.Ю. Коммуникативные тактики: основные принципы классификации // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия: Филологические науки. – 2021. – т.54. – №1. – С. 76-81.
14. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Сост. Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – 316 с.
15. Русский язык. 5 - 9 классы: рабочая программа / В.В. Бабайцева и др. – М.: Дрофа, 2017. – 126 с.
16. Русский язык. 5 кл.: учеб. / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос. – М.: Дрофа, 2017. – 317 с.
17. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей / Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
18. Русский язык: 5 класс: методическое пособие к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2019. – 260 с.
19. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие: монография. – Воронеж, 2001. – 227 с.
20. Филиппова О.А. Обучение эмоциональному речевому воздействию: учеб. пособ. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2017. – 142 с.