Введение 3
Глава 1. Теоретические основы модели развития спортивных субкультур экстремальной направленности 12
1.1. Спортивные субкультуры экстремальной направленности: понятие, сущность, виды 12
1.2. Модели развития спортивных субкультур 15
1.3. Основные характеристики моделей развития спортивных субкультур и их представителей 28
Глава 2. Моделирование развития спортивных субкультур экстремальной направленности в Красноярском крае 36
2.1. Анализ состояния спортивных субкультур в Красноярском крае 36
2.2. Анализ факторов, влияющих на развитие спортивных субкультур в Красноярском крае 41
2.3. Анализ разработанной модели развития спортивных субкультур в Красноярском крае 44
Глава 3. Практические рекомендации по развитию спортивных субкультур в Красноярском крае 50
3.1. Практическая реализация разработанной модели 50
3.2. Факторы, повышающие эффективность разработанной модели 53
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 88
Актуальность. В современном мире зачастую молодёжи свойственно самовыражение, которое каждый индивид ищет и обретает в чём-то своём. Таким образом, очень большой пласт молодёжи находит себя в спортивных субкультурах экстремальной направленности. О них и пойдёт речь в данной работе. Экстремальный спорт - явление молодое и крайне самодостаточное, т.к. целиком и полностью связано непосредственно с людьми, которые решили посвятить себя экстремальным видам спорта. Это может быть как спорт, требующий качественного и дорогого оборудования (BMX, kickscootering, сноубординг и другие), так и направления, связанные исключительно с возможностями собственного организма (паркур, трикинг, воркаут и другие). Хотелось бы отметить, что порог вхождения в экстремальный спорт чрезвычайно высок в связи с рисками для жизни и здоровья, что вызывает необходимость курирования развития этих направлений. В настоящее время, экстремальный спорт имеет такие проблемы, как: 1. недостаток, или отсутствие квалифицированных кадров, способных корректно работать с занимающимися и обучать их как трюкам, так и технике безопасности. 2. Недостаток, или полное отсутствие профильного оборудования для различных видов спорта. 3. Недостаток соревновательных мероприятий, способных обеспечивать высокий уровень морали и мотивации атлетов, представляющих экстремальные виды спорта.
Обозначив данные проблемы, хотелось бы также заметить ещё и непринятие обществом многих представителей экстремальных видов спорта. Это может быть как конфликт интересов обычных граждан, которые основываясь на собственных моральных ценностях, могут выгонять атлетов со «спотов» (место для тренировок), так и непринятие педагогами средней ступени образования такого индивида в классе, что действительно некорректно и вызывает уйму противоречий. Помимо развития 3
экстремальных видов спорта, наша работа направлена на показ экстремальных видов спорта с корректной стороны, с объективной точки зрения, а не субъективной эмоциональностью. Очень важно донести преподавателю средней ступени образования, простым гражданам, обществу в целом, что человек, который представляет экстремальные виды спорта, это не проявление девиантного поведения, а спортсмен, избравший своим путём столь неординарное, сложное, но самобытное направление. [2, 3, 4]
В связи со всем вышеописанным, а также анализом литературных источников были выявлены основные противоречия: 1. Противоречие собственной безопасности и желанием заниматься экстремальными видами спорта 2. Противоречие между эффективностью существующей модели развития спортивных субкультур в Красноярском крае и отсутствием положительной динамики, как среди участников соревнований/мероприятий, так и среди зрителей 3. Противоречие между развитием личности атлета спортивных субкультур и непринятием общества представителей экстремального спорта.
Цель исследования: теоретически разработать модель развития спортивных субкультур Красноярского края, систематизировать эмпирический метод исследования данной проблемы, провести анализ результатов практической реализации разработанной модели.
Объект исследования: процесс развития спортивных субкультур в Красноярском крае.
Предмет исследования: модель развития спортивных субкультур в Красноярском крае.
Гипотеза исследования: разработанная модель развития спортивных субкультур в Красноярском крае покажет большую эффективность, т.к. имеет большую степень систематизации, включает положительную динамику эмпирических методов исследования, а также имеет в данной системе все необходимые для положительной динамики факторы, способные скорректировать развитие спортивных субкультур...
В данной работе был реализован многолетний проект модели развития спортивных субкультур, было проанализировано более 300 литературных и электронных источников, включающих в себя как научно-методическую литературу, так и нормативно-правовую. Также ко всей информации был добавлен анализ многолетнего опыта работы со спортивными субкультурами. Модель была реализована в частичной мере, для более полной и комплексной реализации требуется больше времени, но результаты превзошли ожидания. За время реализации модели было проведено свыше 50 мероприятий от локального формата до международного, суммарный приток представителей спортивных субкультур составил 20% от количества на момент начала работы (около 200 человек).
Были реализованы все задачи, поставленные в работе, а также достигнута цель. Что говорит о том, что возможности для развития спортивных субкультур имеют высокий спрос и высокий потенциал. Внедрение более классических спортивных методов и методик серьёзно повысило качество выступлений атлетов экстремального спорта на Российском и международном уровнях, но и доказало важность создания более гибридного подхода, т.к. иначе спортивные субкультуры потеряют свою философию и самобытность.
Экстремальный спорт нуждается в развитии и курировании этого развития комплексно. Проведенная работа это доказала, показав высокий прирост атлетов, благодаря полному комплексному подходу к факторам, оказывающим возможности для развития спортивных субкультур. Красноярский край обладает крайне высоким потенциалом для роста экстремального спорта, благодаря своим как природным ресурсам и объектам, так и инфраструктурным и архитектурным. Созданные «базы» для развития спортивных субкультур тому пример.
Важность данного исследования сложно переоценить, т.к. с таким темпом прироста очень скоро представители экстремального спорта станут довольно массовой ячейкой современного общества, с которой важно уметь работать и понимать, что из себя представляют эти люди. Осознание того, как экстремальный спорт влияет на психологию человека на любом этапе развития данная работа предоставляет не в полной мере, а лишь поверхностно по причине необходимости решения более массовой и серьёзной проблемы.
1. Абрамов, К.В. Особенности социально-психологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе / К.В. Абрамов // Мониторинг общественного мнения: I Иэкономические и социальные перемены. - 2010. - №6 (100). - С. 143-150.
2. Адерихин, В.С. аМолодежная субкультура! и межпоколенческие отношения в современной России: алгоритм формирования диалога! поколений: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / В.С. Адерихин. - Ростов-на-Дону, 2013. - 30 с.
3. Акунина, Ю.А. Молодежные движения современной России: протест и созидание / Ю.А. Акунина // Вестник МГУКИ. - 2011. -№3. - С.123-127.
4. Алекберова, И.Э. Интегративный подход в образовании как одна из основных составляющих развития аличности [Электронный ресурс] / И.Э. Алекберова. - URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2013/178/integrativnyj podhod v obrazovanii kak odna iz osnovnyh sostavlyayuwih razvitiya lichnosti/ (19.05.2023).
5. Алексеев, С.В. Государственное регулирование физкультуры и спорта в постсоциалистический период / С.В. Алексеев // Закон и право. - 2004. - № 10. - С. 13-16.
6. Алексеев, С.В. Спортивное право России: учебник для студентов вузов / С.В. I аАлексеев, П.В. I Крашенинников. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015. - 695 с.
7. Андреева, С.В. Феномен досуга [Электронный ресурс] / С.В. Андреева. - BURL: https://elibrary.ru/download/elibrary 15640322 47496011.pdf(19.05.2023).
8. Антонов, М.И. I Формирование производственно-прикладной физической подготовки занимающихся пожарно -прикладным видом спорта на этапе (углубленной специализации / М.И. Антонов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 5. - С. 22.
9. Анцев, А.В. Техническая эксплуатация технологического оборудования на основе проектного подхода / А.В. Анцев // Известия ТулГУ. Технические науки. - 2011. - № 3. - С. 331-338.
10. Аронов, Г.З. Основы формирования муниципальной спортивной политики /Г.З. Аронов, А.М. Малинин //Журнал правовых и экономических исследований. - 2012. - №4. - С. 133-135.
11. Артемов, В.Ю. Синергетическая природа подготовки сотрудников правоохранительных органов в системе высшего профессионального образования / В.Ю. Артемов // Молодой ученый. —
2014. — №8. — С. 766-769.
12. Аруцев, М.А. Молодежная околоспортивная субкультуракак социокультурный феномен: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / М.А. Аруцев. - Москва, 2007. - 23 с.
13. Баева, Л.В. Экзистенционально-аксиологические основания формирования молодежных субкультур [Электронный ресурс] / Л.В. Баева. - URL: http://asu.edu.ru/images/File/Publikatzii/Exist.pdf(17.05.2023).
14. Байковский, Ю.В. Психологическая классификация видов спорта! по уровню / Ю.В. Байковский, А.В Пилькевич // Экстремальная деятельность человека. - 2016. - № 4 (41). - С. 32-35.
15. Бацина, О.Н. К вопросу о субкультурных явлениях в спорте / О.Н. Бацина, Ф.Д. Мухамитянов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№12 (130). - С. 44-47...(151)