Совершенствование технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в мини-футболе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 5
1.1 Характеристика соревновательной деятельности в футболе и
мини-футболе 5
1.2 Технико-тактическая подготовка в обеспечении соревновательной
результативности футболистов 21
1.3 Теоретические подходы к совершенствованию технико-тактической
подготовки в мини-футболе 29
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ44
2.1. Задачи исследования 44
2.2 Методы исследования 44
2.3 Организация исследования 45
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В
МИНИ-ФУТБОЛЕ 46
3.1 Модель процесса технико-тактической подготовки
квалифицированных футболистов 46
3.2 Технология поэтапного формирования технико-тактических действий
квалифицированных футболистов 60
ВЫВОДЫ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 5
1.1 Характеристика соревновательной деятельности в футболе и
мини-футболе 5
1.2 Технико-тактическая подготовка в обеспечении соревновательной
результативности футболистов 21
1.3 Теоретические подходы к совершенствованию технико-тактической
подготовки в мини-футболе 29
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ44
2.1. Задачи исследования 44
2.2 Методы исследования 44
2.3 Организация исследования 45
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В
МИНИ-ФУТБОЛЕ 46
3.1 Модель процесса технико-тактической подготовки
квалифицированных футболистов 46
3.2 Технология поэтапного формирования технико-тактических действий
квалифицированных футболистов 60
ВЫВОДЫ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Актуальность. Прогресс современного спорта невозможен без профессионального осмысления передового опыта и дальнейшего развития научно-методических основ управления спортивной тренировкой на различных этапах спортивной подготовки.
Отдельные стороны спортивной подготовки в мини-футболе рассмотрены в работах С.Н. Андреева, П.Б. Кононенко, В.С.Левина, С.Н. Петько, М.С. Полишкиса, А.А. Полозова, С.Ю. Тюленькова. В них затрагиваются лишь некоторые аспекты совершенствования тактической подготовки в атаке и защите, исследование величины и параметров физических нагрузок в мини-футболе, классификации тренировочных упражнений, взаимосвязи физической и тактической подготовки футболистов, использование шкалы рейтинга в тренировочном процессе [1,2,4,24,26,37,39,41].
Большинство исследований преимущественно направлено на реализацию функциональной подготовленности футболистов в ущерб технико-тактическому компоненту. Вместе с тем поиск новых подходов к спортивной подготовке опирается на необходимость повышения эффективности спортивной деятельности. При этом актуально стоит вопрос разработки новых средств и методов технико-тактической подготовки квалифицированных футболистов в мини-футболе. В последние годы в мировом мини-футболе наблюдается заметный рост интенсификации игровых действий. Она проявляется в возрастании напряженности борьбы в игровых эпизодах, в сокращении до минимума пассивных фаз в действиях каждого футболиста [7,8,10,13,18,31].
До максимума увеличиваются активные фазы игры, разнообразие форм атакующих действий и активных форм защиты, возрастает количество ударов по воротам соперников. Данная тенденция обусловлена самой спецификой мини-футбола, с каждым днем предъявляющей все более высокие требования к технико-тактической подготовленности футболистов [7,11,14,21,29,34,36,43].
Таким образом, существует достаточно выраженное противоречие между высокими требованиями к уровню технико-тактической подготовленности игроков, предъявляемыми специфическими условиями соревновательной деятельности и недостаточной эффективностью существующей методики технико-тактической подготовки квалифицированных футболистов в мини-футболе. Вследствие этого была сформулирована проблема повышения эффективности технико-тактических действий квалифицированных футболистов для обеспечения результативности соревновательной деятельности в мини-футболе. Выявленное противоречие и сформулированная проблема определили актуальность нашего исследования [5,9,12,16,19,23,29,36,40].
Объект исследования — процесс спортивной подготовки квалифицированных спортсменов в мини-футболе.
Предмет исследования — технико-тактическая подготовка квалифицированных спортсменов в мини-футболе.
Цель исследования - проанализировать и описать методику технико-тактической подготовки, обеспечивающую повышение
результативности соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе.
Практическая значимость - собранный и обобщенный материал, представленный в работе, может быть использован тренерами спортивных школ при технико-тактической подготовке игроков мини-футбольных команд.
Структура работы - бакалаврская работа общим объемом в 97 машинописных страниц содержит введение, три главы, выводы, список использованных источников и приложения.
Отдельные стороны спортивной подготовки в мини-футболе рассмотрены в работах С.Н. Андреева, П.Б. Кононенко, В.С.Левина, С.Н. Петько, М.С. Полишкиса, А.А. Полозова, С.Ю. Тюленькова. В них затрагиваются лишь некоторые аспекты совершенствования тактической подготовки в атаке и защите, исследование величины и параметров физических нагрузок в мини-футболе, классификации тренировочных упражнений, взаимосвязи физической и тактической подготовки футболистов, использование шкалы рейтинга в тренировочном процессе [1,2,4,24,26,37,39,41].
Большинство исследований преимущественно направлено на реализацию функциональной подготовленности футболистов в ущерб технико-тактическому компоненту. Вместе с тем поиск новых подходов к спортивной подготовке опирается на необходимость повышения эффективности спортивной деятельности. При этом актуально стоит вопрос разработки новых средств и методов технико-тактической подготовки квалифицированных футболистов в мини-футболе. В последние годы в мировом мини-футболе наблюдается заметный рост интенсификации игровых действий. Она проявляется в возрастании напряженности борьбы в игровых эпизодах, в сокращении до минимума пассивных фаз в действиях каждого футболиста [7,8,10,13,18,31].
До максимума увеличиваются активные фазы игры, разнообразие форм атакующих действий и активных форм защиты, возрастает количество ударов по воротам соперников. Данная тенденция обусловлена самой спецификой мини-футбола, с каждым днем предъявляющей все более высокие требования к технико-тактической подготовленности футболистов [7,11,14,21,29,34,36,43].
Таким образом, существует достаточно выраженное противоречие между высокими требованиями к уровню технико-тактической подготовленности игроков, предъявляемыми специфическими условиями соревновательной деятельности и недостаточной эффективностью существующей методики технико-тактической подготовки квалифицированных футболистов в мини-футболе. Вследствие этого была сформулирована проблема повышения эффективности технико-тактических действий квалифицированных футболистов для обеспечения результативности соревновательной деятельности в мини-футболе. Выявленное противоречие и сформулированная проблема определили актуальность нашего исследования [5,9,12,16,19,23,29,36,40].
Объект исследования — процесс спортивной подготовки квалифицированных спортсменов в мини-футболе.
Предмет исследования — технико-тактическая подготовка квалифицированных спортсменов в мини-футболе.
Цель исследования - проанализировать и описать методику технико-тактической подготовки, обеспечивающую повышение
результативности соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе.
Практическая значимость - собранный и обобщенный материал, представленный в работе, может быть использован тренерами спортивных школ при технико-тактической подготовке игроков мини-футбольных команд.
Структура работы - бакалаврская работа общим объемом в 97 машинописных страниц содержит введение, три главы, выводы, список использованных источников и приложения.
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Изучение научно-методической литературы и обобщение практического
опыта специалистов по футболу и мини-футболу свидетельствует о явном дефиците научно-методических сведений, раскрывающих теоретические и практико-технологические аспекты совершенствования технико-тактической подготовки на основе формирования специфических двигательных действий, повышающих результативность соревновательной деятельности
квалифицированных спортсменов в мини-футболе.
2. Мониторинг технико-тактических показателей соревновательной деятельности квалифицированных футболистов в мини-футболе является необходимым элементом в системе контроля уровня технико-тактической подготовленности игроков. В качестве модельных показателей соревновательной деятельности целесообразно использовать параметры объема и качества выполнения технико-тактических действий футболистов команд-лидеров мирового мини-футбола.
3. В ходе исследования нами была обоснована модель процесса
технико-тактической подготовки квалифицированных футболистов, включающая: предпосылки к моделированию; технологию поэтапного
формирования специфических технико-тактических действий с использованием комплексов тренировочных упражнений; оценку сформированного уровня и эффективности технико-тактических действий квалифицированных футболистов в соревновательной деятельности. Модель создает условия для значительного повышения эффективности учебно-тренировочного процесса и результативности соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе.
4. Описаны комплексы тренировочных упражнений по формированию специфических технико-тактических действий. Они составлены с учетом характерных особенностей соревновательной деятельности в мини-футболе и позволяют повысить эффективность формирования специфических двигательных действий.
5. В подобранной и описанной методике используется технология поэтапного формирования специфических технико-тактических действий квалифицированных футболистов, которая состоит из трех формирующих этапов: формирование знаний о специфических двигательных действиях; создание устойчивого их выполнения на основе собственного двигательного опыта футболистов; стабилизация и дальнейшее совершенствование технико-тактических действий с упором на надежность и эффективность выполнения.
Первый этап технологии охватывает два первых микроцикла втягивающего мезоцикла подготовительного периода, второй этап начинается в последнем микроцикле втягивающего мезоцикла и длится в течение всего базового мезоцикла подготовительного периода, третий охватывает весь специально-подготовительный этап годового макроцикла. При этом важным является последовательный переход от формирования элементов специфических технико-тактических действий к формированию их соединений и комбинаций.
6. Анализ описанной методики технико-тактической подготовки способствует повышению уровня технико-тактической подготовленности и результативности соревновательной деятельности квалифицированных футболистов, что выражаются достоверными улучшениями количественных и качественных показателей технико-тактических действий квалифицированных футболистов в соревновательной деятельности по мнению ряда исследователей, и повышению уровня физической подготовленности.
1. Изучение научно-методической литературы и обобщение практического
опыта специалистов по футболу и мини-футболу свидетельствует о явном дефиците научно-методических сведений, раскрывающих теоретические и практико-технологические аспекты совершенствования технико-тактической подготовки на основе формирования специфических двигательных действий, повышающих результативность соревновательной деятельности
квалифицированных спортсменов в мини-футболе.
2. Мониторинг технико-тактических показателей соревновательной деятельности квалифицированных футболистов в мини-футболе является необходимым элементом в системе контроля уровня технико-тактической подготовленности игроков. В качестве модельных показателей соревновательной деятельности целесообразно использовать параметры объема и качества выполнения технико-тактических действий футболистов команд-лидеров мирового мини-футбола.
3. В ходе исследования нами была обоснована модель процесса
технико-тактической подготовки квалифицированных футболистов, включающая: предпосылки к моделированию; технологию поэтапного
формирования специфических технико-тактических действий с использованием комплексов тренировочных упражнений; оценку сформированного уровня и эффективности технико-тактических действий квалифицированных футболистов в соревновательной деятельности. Модель создает условия для значительного повышения эффективности учебно-тренировочного процесса и результативности соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе.
4. Описаны комплексы тренировочных упражнений по формированию специфических технико-тактических действий. Они составлены с учетом характерных особенностей соревновательной деятельности в мини-футболе и позволяют повысить эффективность формирования специфических двигательных действий.
5. В подобранной и описанной методике используется технология поэтапного формирования специфических технико-тактических действий квалифицированных футболистов, которая состоит из трех формирующих этапов: формирование знаний о специфических двигательных действиях; создание устойчивого их выполнения на основе собственного двигательного опыта футболистов; стабилизация и дальнейшее совершенствование технико-тактических действий с упором на надежность и эффективность выполнения.
Первый этап технологии охватывает два первых микроцикла втягивающего мезоцикла подготовительного периода, второй этап начинается в последнем микроцикле втягивающего мезоцикла и длится в течение всего базового мезоцикла подготовительного периода, третий охватывает весь специально-подготовительный этап годового макроцикла. При этом важным является последовательный переход от формирования элементов специфических технико-тактических действий к формированию их соединений и комбинаций.
6. Анализ описанной методики технико-тактической подготовки способствует повышению уровня технико-тактической подготовленности и результативности соревновательной деятельности квалифицированных футболистов, что выражаются достоверными улучшениями количественных и качественных показателей технико-тактических действий квалифицированных футболистов в соревновательной деятельности по мнению ряда исследователей, и повышению уровня физической подготовленности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ МИНИ-ФУТБОЛИСТОВ ПРИ РОЗЫГРЫШЕ НАИГРАННЫХ КОМБИНАЦИЙ СО СТАНДАРТНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ В АТАКЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование технико-тактической подготовки спортсменов в мини-футболе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ФУТБОЛИСТОВ 14-16 ЛЕТ ПРИ РОЗЫГРЫШЕ СТАНДАРТНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИГРОКОВ 15-16 ЛЕТ В МИНИ-ФУТБОЛЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Формирование технико-тактических действий у юных вратарей к соревновательной деятельности
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА ЧЕРЕЗ СПИНУ В БОРЬБЕ ДЗЮДО
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В МИНИ-ФУТБОЛ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2015 - ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ФУТБОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование скоростных качеств и основных технических действий футболистов 18-25 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016





