ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 Биохимическое тестирование в спорте 5
1.1.1 Биохимические показатели крови 6
1.1.2 Физиологический показатель спортсмена при работе 10
1.2 Физиологическая специфика игровых видов спорта 12
1.2.1 Методы развития физических качеств 15
1.3 Классификация методов лабораторного тестирования 17
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 19
2.1 Материал и условия проведения исследования 19
2.2 Методы исследования 19
2.2.1 Общая схема исследования 19
2.2.2 Тестирование на беговой дорожке 20
2.2.3 Методы подсчета ЧСС 21
2.2.4 Метод определения порога анаэробного обмена 22
2.2.5 Методы определения содержания глюкозы и лактата в крови....23
ГЛАВА З.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1 Изучение влияния физической работы на уровни глюкозы и лактата у
спортсменов 27
3.2 Оценка уровня подготовленности хоккеистов 31
3.3 Оценка уровня подготовленности футболистов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
На сегодняшний момент одно из современных направлений развития биохимии в спорте - это создание алгоритмов и программ исследований, оценка состояния и подготовки спортсмена.
Тестирование помогает анализировать функциональное состояние организма, его подготовку к соревновательной деятельности. Общая физическая работоспособность соответствует тому количеству механической работы, которую спортсмен может выполнять длительное время и в нужной степени высокой интенсивностью. Специальная физическая
работоспособность дает представление о возможности спортсмена к выполнению работы, специфической для данного вида спорта. Надо полагать, что уровни общей и специальной работоспособности могут кардинально отличаться у одного и того же спортсмена
Определение биохимических показателей обмена веществ позволяет решать следующие задачи комплексного обследования: контроль над функциональным состоянием организма спортсмена, которое отражает эффективность и рациональность выполняемой индивидуальной тренировочной программы, наблюдение за адаптационными изменениями основных энергетических систем и функциональной перестройкой организма в процессе тренировки, диагностика предпатологических и патологических изменений метаболизма спортсменов. Биохимический контроль позволяет также решать частные задачи. Такие как выявление реакции организма на физические нагрузки, оценка уровня тренированности, адекватности применения фармакологических и других восстанавливающих средств, роли энергетических метаболических систем в мышечной деятельности, воздействия климатических факторов и др. В связи с этим в практике спорта используется биохимический контроль на различных этапах подготовки спортсменов.
Максимальные физические нагрузки применяются при выявлении уровня специальной тренированности спортсмена на разных этапах подготовки. В данном случае используются нагрузки, наиболее характерные для данного вида спорта. Выполняются они с максимально возможной интенсивностью для данного упражнения.
При организации и проведении биохимического обследования особое внимание уделяется выбору тестирующих биохимических показателей: они должны быть надежными либо воспроизводимыми, повторяющимися при многократном контрольном обследовании, информативными, отражающими сущность изучаемого процесса, а также соответствующими требованиям либо взаимосвязанными со спортивными результатами.
Целью данной работы является изучение биохимических показателей крови спортсменов игровых видов спорта в условиях лабораторного тестирования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) Провести анализ литературных источников по теме исследования;
2) Определить степень утомления после хоккейного и футбольного матча;
3) Определить текущую и потенциальную физическую подготовку спортсменов;
4) Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления тренировочным процессом.
Выпускная квалификационная работа написана на 45 листах, содержит 6 таблиц и список литературы на русском и английском языках из 55 источников.
В ходе выполнения бакалаврской работы исследовались биохимические показатели крови спортсменов игровых видов спорта в условиях лабораторного тестирования. Исследовались текущая и потенциальная физическая подготовка спортсменов. А так же разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления тренировочным процессом.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. По результатам лабораторного тестирования целесообразно проводить деление спортсменов на 3 группы - с высоким, средним и низким уровнем развития тренированности с целью разработки индивидуальных тренировочных планов с учетом уровня текущей подготовленности.
2. Показатели лактата при чсс 170 вариабельны и находятся в пределах
концентрации 3,5 - 7,5 ммоль/л, что с одной стороны коррелирует с
результатами других исследователей, указывающих на вариабельность уровня лактата при ПАНО, с другой стороны подчеркивают, что только концентрация лактата и пульс не может достаточно точно идентифицировать точку ПАНО.
3. Рекомендовано использование бега на уровне ПАНО в ходе тренировочного процесса для улучшения и коррекции функционального состояния. Использование данных рекомендаций позволит повысить функциональное состояние, что найдет отражении в повышении скорости бега на ПАНО и увеличение переносимости высоких концентраций лактата.
1. Андрушкевич В.В. Биохимические показатели крови, их референсные значения, причины изменения уровня в сыворотке крови. Новосибирск, 2006. 28 с.
2. Бородин Б.А. Биохимический диагноз (Физиологическая роль и диагностическое значение биохимических компонентов крови и мочи): Учебное пособие в 2-х частях. Часть 2. Благовещенск,1991. 82 с.
3. Волков Н.И. Биохимия мышечной деятельности. Киев: Олимпийская литература, 2000. 503 с.
4. Волков Н.И. Тесты и критерии для оценки выносливости спортсмена: учебное пособие для слушателей Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа. М., 1989. 44 с.
5. Дж. Дункан Мак Дауэл. Физиологическое тестирование спортсменов высокого класса. Киев: Олимпийская литература,1998. 430 с.
6. Евдокимов Е. И. Взаимосвязь потребления кислорода и динамики биохимических показателей крови спортсменов под влиянием физической нагрузки // Физическое воспитание студентов, 2011. №-3. 42-45 с.
7. Ершов, Ю.А. Общая биохимия и спорт: Учебное пособие. М.: МГУ, 2010. 368 с.
8. Железняк Д.Ю. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 520 с.
9. Занковец В.Э. Педагогический и биохимический контроль соревновательной и тренировочной деятельности в хоккее. Вестник Кемеровского Государственного Университета, 2015. 36-39 с.
10. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1970. 66 с.
11. Зимкин Н.В. Физиология человека. Учебник для институтов физической культуры. Издание 5-е. М.: ФиС, 1975. 496 с.
12. Капилевич, Л.В. Физиология спорта: учебное пособие. Томск: ТГУ, 2013. 192 с.
13. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине. М.: ФиС, 1988. 208 с.
14. Коц Я.М. Спортивная физиология. М.: ФиС, 1986. 240 с.
15. Кулиненков О.С. Биохимия в практике спорта. - 2-е изд. М.: Спорт, 2019. 184 с.
...
55 источников