Совершенствование системы найма персонала в сфере торговли (на примере ООО «Евросеть-Ритейл»)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЙМА ПЕРСОНАЛА 8
1.1 Общая характеристика найма персонала организации 8
1.2 Управление системой найма персонала 20
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЙМА ПЕРСОНАЛА В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 33
2.1 Изучение зарубежного и российского опыта построения системы найма
персонала в торговых организациях 33
2.2 Анализ и совершенствование системы найма персонала в торговой
организации ООО «Евросеть-Ритейл» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЙМА ПЕРСОНАЛА 8
1.1 Общая характеристика найма персонала организации 8
1.2 Управление системой найма персонала 20
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЙМА ПЕРСОНАЛА В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 33
2.1 Изучение зарубежного и российского опыта построения системы найма
персонала в торговых организациях 33
2.2 Анализ и совершенствование системы найма персонала в торговой
организации ООО «Евросеть-Ритейл» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Найм является одним из основных направлений работы отдела управления персоналом, так как функционирование каждой организации неизбежно связано с необходимостью комплектования штата и поиска новых сотрудников. Именно с найма персонала начинается кадровая работа. Актуальность данной темы на сегодняшний день объясняется важностью принятия компетентного персонала, от качества которого зависит эффективность работы организации в целом. Каждая компания заинтересована в привлечении и удержании высококвалифицированных кадров. Грамотно организованный процесс найма персонала способствует быстрому закрытию вакансий и приему сотрудников, которые будут соответствовать всем требованиям.
Найм представляет собой последовательную многоступенчатую процедуру, предполагающую действия по привлечению и отбору персонала. Отбор позволяет выявить наиболее подходящих кандидатов, с нужной квалификацией, профессиональными компетенциями и личностными качествами из большого количества соискателей, претендующих на ту или иную должность. Менеджеру по персоналу очень важно сделать правильный выбор, так как ошибки могут дорого обойтись организации, а отбор компетентных кадров является удачным вложением средств.
Любая организация, которая стремится развиваться и быть конкурентоспособной должна уделять особое внимание совершенствованию системы управления персоналом, в частности системе найма персонала, ведь человеческий капитал является главным двигателем экономического роста компании. Совершенствование системы найма персонала в сфере торговли способствует более эффективному процессу приема сотрудников и уменьшению ошибок за счет правильных действий по привлечению и отбору соискателей, позволяющих выбрать кандидата, который будет не только приносить прибыль организации, но и проработает в ней достаточно продолжительное время, так как для торговых организаций текучесть кадров является одной из главных проблем.
Проблема совершенствования системы найма персонала в сфере торговли недостаточно раскрыта в отечественной и зарубежной литературе. Однако многие ученые изучали ряд общих вопросов, связанных с процессом найма персонала.
Зарубежные ученые: Ф.Тейлор, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури и современные специалисты Э. Майклз и Х. Хэнфдфилд-Джонс, консультант по обучению рекрутеров Н. Берн внесли большой вклад в разработку и развитие системы найма персонала.
Отечественные ученые, такие как: А.Я. Кибанов и И.Б. Дуракова в своих работах рассматривали принципы и философию найма. А.П. Егоршин, Т.Ю. Базаров, В.Р. Веснин, А.В. Дейнека, Д.Е. Мякушкин занимались изучением процедур подбора и отбора персонала.
Совершенствованию системы найма уделяли внимание практики: Ю.С. Джавадова, О.С. Резникова, С.Д. Удинцев и другие.
Объектом данной выпускной квалификационной работы выступает система найма персонала.
Предметом данной выпускной квалификационной работы являются основные аспекты найма персонала в ООО «Евросеть-Ритейл».
Цель исследования - анализ системы найма персонала в торговой организации ООО «Евросеть - Ритейл» и выявление основных направлений ее совершенствования.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы системы найма персонала.
2. Рассмотреть процесс управления системой найма в организациях.
3. Проанализировать зарубежный и отечественный опыт построения системы найма персонала в торговых организациях.
4. Исследовать систему найма персонала в ООО «Евросеть-Ритейл».
5. Разработать мероприятия по совершенствованию существующей в организации системы найма.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В ходе исследования были использованы общенаучные методы, такие как, метод анализа публикаций в периодических изданиях и трудов отечественных и зарубежных авторов. Также были применены методы системного подхода к предмету изучения, метод анализа и синтеза информации, которые позволили более тщательно и многогранно раскрыть исследуемую тему.
Найм представляет собой последовательную многоступенчатую процедуру, предполагающую действия по привлечению и отбору персонала. Отбор позволяет выявить наиболее подходящих кандидатов, с нужной квалификацией, профессиональными компетенциями и личностными качествами из большого количества соискателей, претендующих на ту или иную должность. Менеджеру по персоналу очень важно сделать правильный выбор, так как ошибки могут дорого обойтись организации, а отбор компетентных кадров является удачным вложением средств.
Любая организация, которая стремится развиваться и быть конкурентоспособной должна уделять особое внимание совершенствованию системы управления персоналом, в частности системе найма персонала, ведь человеческий капитал является главным двигателем экономического роста компании. Совершенствование системы найма персонала в сфере торговли способствует более эффективному процессу приема сотрудников и уменьшению ошибок за счет правильных действий по привлечению и отбору соискателей, позволяющих выбрать кандидата, который будет не только приносить прибыль организации, но и проработает в ней достаточно продолжительное время, так как для торговых организаций текучесть кадров является одной из главных проблем.
Проблема совершенствования системы найма персонала в сфере торговли недостаточно раскрыта в отечественной и зарубежной литературе. Однако многие ученые изучали ряд общих вопросов, связанных с процессом найма персонала.
Зарубежные ученые: Ф.Тейлор, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури и современные специалисты Э. Майклз и Х. Хэнфдфилд-Джонс, консультант по обучению рекрутеров Н. Берн внесли большой вклад в разработку и развитие системы найма персонала.
Отечественные ученые, такие как: А.Я. Кибанов и И.Б. Дуракова в своих работах рассматривали принципы и философию найма. А.П. Егоршин, Т.Ю. Базаров, В.Р. Веснин, А.В. Дейнека, Д.Е. Мякушкин занимались изучением процедур подбора и отбора персонала.
Совершенствованию системы найма уделяли внимание практики: Ю.С. Джавадова, О.С. Резникова, С.Д. Удинцев и другие.
Объектом данной выпускной квалификационной работы выступает система найма персонала.
Предметом данной выпускной квалификационной работы являются основные аспекты найма персонала в ООО «Евросеть-Ритейл».
Цель исследования - анализ системы найма персонала в торговой организации ООО «Евросеть - Ритейл» и выявление основных направлений ее совершенствования.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы системы найма персонала.
2. Рассмотреть процесс управления системой найма в организациях.
3. Проанализировать зарубежный и отечественный опыт построения системы найма персонала в торговых организациях.
4. Исследовать систему найма персонала в ООО «Евросеть-Ритейл».
5. Разработать мероприятия по совершенствованию существующей в организации системы найма.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В ходе исследования были использованы общенаучные методы, такие как, метод анализа публикаций в периодических изданиях и трудов отечественных и зарубежных авторов. Также были применены методы системного подхода к предмету изучения, метод анализа и синтеза информации, которые позволили более тщательно и многогранно раскрыть исследуемую тему.
В условиях рыночной конкуренции найм стал одними из главных факторов, определяющих экономическое положение организации. Найм позволяет удовлетворить потребность компании в персонале. От того, насколько квалифицированные сотрудники работают в организации, в значительной степени зависит достижение ее целей, качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.
В связи с этим возникает потребность создания эффективной системы найма персонала и использования современных технологий и методов подбора и отбора. Каждая организация самостоятельно выбирает стратегию и философию найма персонала с учетом внешних (состояние экономики в стране и мире, ситуация на рынке труда) и внутренних (периоды жизненного цикла фирмы, ее позиции в отрасли, корпоративная культура) факторов.
В российской практике в последнее время стало больше внимания уделяться управлению системой найма, постепенно приходит осознание значимости профессиональной организации найма персонала, необходимости конкретизации и совершенствования этой системы применительно к своей компании. Так система найма персонала в торговых организациях развивается с помощью введения инноваций, однако несмотря на все проводимые мероприятия процент текучести кадров в таких компаниях остается по-преженему высоким. В этом случае необходимо работать над имиджем организации, как это делают лучшие зарубежные компании и более серьезно относиться к процедуре отбора. Она должна быть построена таким образом, что персонал был оценен объективно, достоверно, комплексно, с возможностью прогноза потенциальных возможностей.
Анализ системы найма персонала в ООО «Евросеть-Ритейл» показал, что система функционирует слаженно, построена с учетом всех необходимых этапов для эффективного процесса найма персонала: планирование персонала, мероприятия по подбору, отбор персонала и прием на работу; есть четкий алгоритм процедуры найма, который регламентируется внутренними документами организации. Компания использует популярные источники источника привлечения персонала как Интернет: социальные сети, сайты Hh.ruи SJ.ru.
Обязательным этапом отбора кандидатов является собеседование с ответственным за подбор лицом и руководителями, где определяются компетенции, которыми обладают кандидаты, для этого им предлагается заполнить анкету соискателя, решить кейс-задачи, рассказать о себе.
Но несмотря на все положительные моменты, есть и недостатки системы найма в ООО «Евросеть-Ритейл», которые были выявлены в ходе исследования. В связи с этим, для их устранения и развития системы найма персонала в ООО «Евросеть-Ритейл» были предложены следующие рекомендации:
- разработать положение о «службе по работе с людьми» субфилиала Пенза;
- обновить должностную инструкцию специалиста по подбору персонала;
- оптимизировать подбор и отбор персонала на удаленных точках с помощью мотивации директоров магазинов;
- добавить в профиль должности компетенцию «Стрессоустойчивость»;
- ввести использование аудиобота для связи с кандидатами и проведения с ними телефонного интервью;
- провести мероприятия по улучшению имиджа компании.
Предложенные направления усовершенствования позволят сделать систему найма более эффективной, а также решить существующие проблемы.
В связи с этим возникает потребность создания эффективной системы найма персонала и использования современных технологий и методов подбора и отбора. Каждая организация самостоятельно выбирает стратегию и философию найма персонала с учетом внешних (состояние экономики в стране и мире, ситуация на рынке труда) и внутренних (периоды жизненного цикла фирмы, ее позиции в отрасли, корпоративная культура) факторов.
В российской практике в последнее время стало больше внимания уделяться управлению системой найма, постепенно приходит осознание значимости профессиональной организации найма персонала, необходимости конкретизации и совершенствования этой системы применительно к своей компании. Так система найма персонала в торговых организациях развивается с помощью введения инноваций, однако несмотря на все проводимые мероприятия процент текучести кадров в таких компаниях остается по-преженему высоким. В этом случае необходимо работать над имиджем организации, как это делают лучшие зарубежные компании и более серьезно относиться к процедуре отбора. Она должна быть построена таким образом, что персонал был оценен объективно, достоверно, комплексно, с возможностью прогноза потенциальных возможностей.
Анализ системы найма персонала в ООО «Евросеть-Ритейл» показал, что система функционирует слаженно, построена с учетом всех необходимых этапов для эффективного процесса найма персонала: планирование персонала, мероприятия по подбору, отбор персонала и прием на работу; есть четкий алгоритм процедуры найма, который регламентируется внутренними документами организации. Компания использует популярные источники источника привлечения персонала как Интернет: социальные сети, сайты Hh.ruи SJ.ru.
Обязательным этапом отбора кандидатов является собеседование с ответственным за подбор лицом и руководителями, где определяются компетенции, которыми обладают кандидаты, для этого им предлагается заполнить анкету соискателя, решить кейс-задачи, рассказать о себе.
Но несмотря на все положительные моменты, есть и недостатки системы найма в ООО «Евросеть-Ритейл», которые были выявлены в ходе исследования. В связи с этим, для их устранения и развития системы найма персонала в ООО «Евросеть-Ритейл» были предложены следующие рекомендации:
- разработать положение о «службе по работе с людьми» субфилиала Пенза;
- обновить должностную инструкцию специалиста по подбору персонала;
- оптимизировать подбор и отбор персонала на удаленных точках с помощью мотивации директоров магазинов;
- добавить в профиль должности компетенцию «Стрессоустойчивость»;
- ввести использование аудиобота для связи с кандидатами и проведения с ними телефонного интервью;
- провести мероприятия по улучшению имиджа компании.
Предложенные направления усовершенствования позволят сделать систему найма более эффективной, а также решить существующие проблемы.



