Формирование мотивации к учебной деятельности на уроках обществознания в современной школе у детей с девиантным поведением
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации обучающихся к изучению обществоведческих наук
1.1. Психологические теории изучения учебной мотивации 8
1.2. Теории стимулирования обучающихся и формирования учебной
мотивации учеников в истории педагогики и образования
1.3. Комплекс существующих педагогических условий по формированию
учебной мотивации у обучающихся 23
Глава 2. Особенности учебной деятельности у детей с девиатным поведением 31
2.1. Особенности девиантного поведения у подростков 31
2.2. Работа учителя с подростками с девиантным поведением 38
Глава 3. Мотивация на уроках обществознания у детей с девиантным поведением 44
3.1. Способы мотивации обучению «обществознания» детей с
девиантным поведением 44
3.2. Технологическая карта урока обществознания 48
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 62
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации обучающихся к изучению обществоведческих наук
1.1. Психологические теории изучения учебной мотивации 8
1.2. Теории стимулирования обучающихся и формирования учебной
мотивации учеников в истории педагогики и образования
1.3. Комплекс существующих педагогических условий по формированию
учебной мотивации у обучающихся 23
Глава 2. Особенности учебной деятельности у детей с девиатным поведением 31
2.1. Особенности девиантного поведения у подростков 31
2.2. Работа учителя с подростками с девиантным поведением 38
Глава 3. Мотивация на уроках обществознания у детей с девиантным поведением 44
3.1. Способы мотивации обучению «обществознания» детей с
девиантным поведением 44
3.2. Технологическая карта урока обществознания 48
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 62
Актуальность темы. Проблема мотивации учебной деятельности учащихся всегда была актуальна для педагогической науки и практики. Мотивы учения меняются не только с возрастом, но и с течением времени, поэтому требуют постоянного изучения. Исследователи доказывают, что современные школьники в большей степени ориентируются на внешний престиж, социальный статус, хорошую оценку, развитие себя, активные социальные контакты, креативность, сохранение индивидуальности, целеустремленность, а качество усвоенных знаний, умений, навыков при этом отступает на второй план. На изменениях в мотивации учебной деятельности влияют и социально-экономические преобразования в нашей стране. Сейчас процесс формирования мотивации учебной деятельности школьников зависит не столько от индивидуально-возрастных особенностей обучающихся, сколько от социальной среды, в которой развивается ребенок, определяя содержание учебной мотивации.
Для современного общества характерным является процесс информатизации. Это связно с двумя факторами: развитие средств массовой информации, какими являются телевидение, радио и Интернет, а также современным уровнем развития науки и техники, благодаря которым происходит распространение этой информации. Информатизация коснулась всех сторон человеческой жизни, сфера образования не стала исключением. В школах повсеместно появляется компьютерная техника, а учителя проходят обучение по ее использованию. В данных условиях эффективным средством развития мотивации могут выступить информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В связи с данными положениями была сформулирована проблема исследования: какие информационно-коммуникативные технологии можно использовать на уроках обществознания для развития мотивации учебной деятельности учащихся.
Об актуальности использования ИКТ в образовании с целью развития мотивации учебной деятельности обучающихся говорят следующие факты: во-первых, это связано с высокой ролью информационной техники в жизни современных детей. Во-вторых, средства ИКТ интерактивны. Интерес создается с помощью разнообразия форм предоставления информации: текст, изображения, музыка, видео и т. д. В-третьих, данные средства обучения делают знания доступными для ученика и способствуют его исследовательской деятельности. В-четвертых, высокая вариативность использования: на уроках и в домашней работе, индивидуально или в группах и т. д. В-пятых, ИКТ совершенствуют процесс изучения обществознания. Несмотря на то, что большинство изучаемых обществознанием данных являются теоретическими, наглядность в ее преподавании играет важнейшую роль. Речь идет о формировании применении изображений исторических деятелей, использование схем и таблиц. ИКТ вносят разнообразие в процесс преподавания обществознания, в результате чего материал усваивается более доступно.
Проблема девиантного поведения у подростков выдвигает на первый план вопрос разработки, содержания и организации специальной практико-ориентированной деятельности педагога по профилактике девиантного поведения посредством которой совершается разрушение прежде сформированных определённых негативных установок, взглядов, ценностей, мотивов, стандартов поведения и развитие новых с целью достижения самореализации личности в обществе.
Существуют разнообразные формы профилактической работы, одной из которых является интенсивное обучение общественно значимым навыкам: общения, управления собственным эмоциональным состоянием, формированию уверенного поведения, умения корректно выражать свои эмоции, самопознания и самоопределения. Эти аспекты актуальны именно в подростковом возрасте, поскольку он является сенситивным для развития данных навыков, а использование активных методов обучения повышает эффективность профилактической работы.
Следовательно данная проблема является актуальной и требует всестороннего изучения.
Объект исследования: процесс преподавания обществознания в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: развитие мотивации учащихся на уроках обществознания средствами информационно-коммуникационных технологий у детей с девиантным поведением.
Степень изученности проблемы. Проблема развития мотивации учебной деятельности учащихся имеет высокую степень разработки в педагогической науке. Среди исследователей, рассмотревших вопросы мотивации личности можно выделить В. Г. Асеева, В. Вилюнаса, В. А. Сластенина, А.Н. Леонтьева и т. д. В отечественной педагогике и психологии проблема мотивации учебной деятельности учащихся начала активно рассматриваться в 70-80 гг. XX века. Авторы объясняют потребность в изучении мотивации недостаточным освещением данной темы в науке, несмотря на ее значимость для процесса воспитания.
Но, несмотря на широкое освещение проблем развития мотивации учащихся с девиатным поведением, процесс их взаимодействия изучен недостаточно полно. Вопросу особенностей мотивации школьников в современных условиях свое внимание уделили Е. П. Ильин, А. К, Маркова, Н. Ю. Скороходова.
Для исследования существующих проблем в сфере девиатного поведения были использованы работы следующих авторов: Н. В. Перешеина, П. С. Самыгин, А. В. Хомич, Л. Б. Шнейдер.
Цель исследования: разработать технологию развития мотивации учебной деятельности учащихся с девиантным поведением на уроках обществознания с использованием информационно-коммуникационных средств.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические положения по развитию мотивации учебной деятельности учащихся с девиантным поведением.
2. Рассмотреть теории стимулирования учащихся и формирования учебной мотивации учеников в истории педагогики и образования.
3. Выявить и систематизировать способы развития мотивации учебной деятельности учащихся с девиантным поведением на уроках обществознания с применением средств информационно-коммуникационных технологий.
4. Проанализировать работу учителя с подростками с девиатным поведением.
5. Рассмотреть особенности девиантного поведения у подростков.
6. Разработать технологическую карту урока по обществознанию на тему «Отклоняющееся поведение».
Методологическую основу исследования составил:
- системный подход (В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, Э. Г. Юдин и др.)
- образовательный процесс мы рассматриваем как сложную систему, со-стоящую из субъектов образования, учебного процесса, внеучебной работы, методов, приемов и средств обучения, а также мотивации учебной деятельности, которая, в свою очередь, также имеет ряд элементов.
- деятельностный подход (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) - учебный процесс мы понимаем как организацию совместной деятельности преподавателя и учащихся по добыванию знаний. Организация этой деятельности, по нашему мнению, является одним из способов развития мотивации учебной деятельности учащихся .
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе были использованы следующие методы исследования:
- методы теоретического исследования: анализ научной литературы и нормативных документов по теме исследования;
- эмпирические методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, методы количественного и качественного анализа эмпирических данных;
- методы исторического исследования: сравнительно-исторический, историко-диалектический, хронологический, периодизации, описание и др.
Новизна исследования заключается в разработке технологии развития мотивации учебной деятельности учащихся на уроках обществознания с использованием информационно-коммуникационных средств, выделении критериев оценки уровня развития мотивации учебной деятельности для детей с девиатным поведением.
Практическую значимость ВКР представляет то, что полученные результаты могут быть использованы для последующего совершенствования законодательства и нормативно-правовых актов, регламентирующих девиатное поведение обучающихся, и практики её применения, а также на уроках обществознания и во внеурочной деятельности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Для современного общества характерным является процесс информатизации. Это связно с двумя факторами: развитие средств массовой информации, какими являются телевидение, радио и Интернет, а также современным уровнем развития науки и техники, благодаря которым происходит распространение этой информации. Информатизация коснулась всех сторон человеческой жизни, сфера образования не стала исключением. В школах повсеместно появляется компьютерная техника, а учителя проходят обучение по ее использованию. В данных условиях эффективным средством развития мотивации могут выступить информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В связи с данными положениями была сформулирована проблема исследования: какие информационно-коммуникативные технологии можно использовать на уроках обществознания для развития мотивации учебной деятельности учащихся.
Об актуальности использования ИКТ в образовании с целью развития мотивации учебной деятельности обучающихся говорят следующие факты: во-первых, это связано с высокой ролью информационной техники в жизни современных детей. Во-вторых, средства ИКТ интерактивны. Интерес создается с помощью разнообразия форм предоставления информации: текст, изображения, музыка, видео и т. д. В-третьих, данные средства обучения делают знания доступными для ученика и способствуют его исследовательской деятельности. В-четвертых, высокая вариативность использования: на уроках и в домашней работе, индивидуально или в группах и т. д. В-пятых, ИКТ совершенствуют процесс изучения обществознания. Несмотря на то, что большинство изучаемых обществознанием данных являются теоретическими, наглядность в ее преподавании играет важнейшую роль. Речь идет о формировании применении изображений исторических деятелей, использование схем и таблиц. ИКТ вносят разнообразие в процесс преподавания обществознания, в результате чего материал усваивается более доступно.
Проблема девиантного поведения у подростков выдвигает на первый план вопрос разработки, содержания и организации специальной практико-ориентированной деятельности педагога по профилактике девиантного поведения посредством которой совершается разрушение прежде сформированных определённых негативных установок, взглядов, ценностей, мотивов, стандартов поведения и развитие новых с целью достижения самореализации личности в обществе.
Существуют разнообразные формы профилактической работы, одной из которых является интенсивное обучение общественно значимым навыкам: общения, управления собственным эмоциональным состоянием, формированию уверенного поведения, умения корректно выражать свои эмоции, самопознания и самоопределения. Эти аспекты актуальны именно в подростковом возрасте, поскольку он является сенситивным для развития данных навыков, а использование активных методов обучения повышает эффективность профилактической работы.
Следовательно данная проблема является актуальной и требует всестороннего изучения.
Объект исследования: процесс преподавания обществознания в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: развитие мотивации учащихся на уроках обществознания средствами информационно-коммуникационных технологий у детей с девиантным поведением.
Степень изученности проблемы. Проблема развития мотивации учебной деятельности учащихся имеет высокую степень разработки в педагогической науке. Среди исследователей, рассмотревших вопросы мотивации личности можно выделить В. Г. Асеева, В. Вилюнаса, В. А. Сластенина, А.Н. Леонтьева и т. д. В отечественной педагогике и психологии проблема мотивации учебной деятельности учащихся начала активно рассматриваться в 70-80 гг. XX века. Авторы объясняют потребность в изучении мотивации недостаточным освещением данной темы в науке, несмотря на ее значимость для процесса воспитания.
Но, несмотря на широкое освещение проблем развития мотивации учащихся с девиатным поведением, процесс их взаимодействия изучен недостаточно полно. Вопросу особенностей мотивации школьников в современных условиях свое внимание уделили Е. П. Ильин, А. К, Маркова, Н. Ю. Скороходова.
Для исследования существующих проблем в сфере девиатного поведения были использованы работы следующих авторов: Н. В. Перешеина, П. С. Самыгин, А. В. Хомич, Л. Б. Шнейдер.
Цель исследования: разработать технологию развития мотивации учебной деятельности учащихся с девиантным поведением на уроках обществознания с использованием информационно-коммуникационных средств.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические положения по развитию мотивации учебной деятельности учащихся с девиантным поведением.
2. Рассмотреть теории стимулирования учащихся и формирования учебной мотивации учеников в истории педагогики и образования.
3. Выявить и систематизировать способы развития мотивации учебной деятельности учащихся с девиантным поведением на уроках обществознания с применением средств информационно-коммуникационных технологий.
4. Проанализировать работу учителя с подростками с девиатным поведением.
5. Рассмотреть особенности девиантного поведения у подростков.
6. Разработать технологическую карту урока по обществознанию на тему «Отклоняющееся поведение».
Методологическую основу исследования составил:
- системный подход (В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, Э. Г. Юдин и др.)
- образовательный процесс мы рассматриваем как сложную систему, со-стоящую из субъектов образования, учебного процесса, внеучебной работы, методов, приемов и средств обучения, а также мотивации учебной деятельности, которая, в свою очередь, также имеет ряд элементов.
- деятельностный подход (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) - учебный процесс мы понимаем как организацию совместной деятельности преподавателя и учащихся по добыванию знаний. Организация этой деятельности, по нашему мнению, является одним из способов развития мотивации учебной деятельности учащихся .
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе были использованы следующие методы исследования:
- методы теоретического исследования: анализ научной литературы и нормативных документов по теме исследования;
- эмпирические методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, методы количественного и качественного анализа эмпирических данных;
- методы исторического исследования: сравнительно-исторический, историко-диалектический, хронологический, периодизации, описание и др.
Новизна исследования заключается в разработке технологии развития мотивации учебной деятельности учащихся на уроках обществознания с использованием информационно-коммуникационных средств, выделении критериев оценки уровня развития мотивации учебной деятельности для детей с девиатным поведением.
Практическую значимость ВКР представляет то, что полученные результаты могут быть использованы для последующего совершенствования законодательства и нормативно-правовых актов, регламентирующих девиатное поведение обучающихся, и практики её применения, а также на уроках обществознания и во внеурочной деятельности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Явление под названием «мотивация» это неотъемлемый психофизический процесс, присущий абсолютно любым действиям человека, будь то стремление к успеху в учебе или достижение выдающихся спортивных результатов. Специалисты в разных областях неустанно изучают мотивацию человека, начиная еще с древних времен, когда человек и не задумывался над важностью связи между действием и побуждением.
Как мы выяснили в ходе исследования, в зависимости от текущего периода жизнедеятельности человека его мотивация может быть разной и она способна меняться с течением времени. Например, для учеников важны успехи в учебе, ведь именно хорошее образование является основой для будущего студента: для получения высокого социального статуса, высокооплачиваемой работы и уважения общества. Все эти «блага цивилизации» становятся для учеников своеобразным и, зачастую, очень сильным толчком к действию, т.е. той самой пресловутой учебной мотивацией, которой им так не хватает.
При изучении тематической литературы о психологических особенностях изучения учебной мотивации среди учеников мы еще раз удостоверились в том, что мотивация крайне важна в любой сфере деятельности человека и изучение дисциплины «Обществознание» не является исключением из этого правила.
В заключение подытожим, что педагогические условия формирования мотивации учеников школы к изучению обществознания это, прежде всего процесс, состоящий из определенных этапов, которые нацелены на формирование у учеников мотивации к познанию и изучению нового материала, совместно с высоким уровнем социальной ответственности и их тягой к личному и профессиональному росту.
В рамках проведенного нами исследования по поиску педагогических условий формирования мотивации у учеников среднего профессионального образования были выполнены следующие задачи:
1. Проведен анализ психолого-педагогической и специализированной литературы по проблеме формирования учебной мотивации у учеников школ Обозначенная нами в исследовании проблема с формированием у учеников школ учебной мотивации определяется, прежде всего, наличием у обучающихся проблем личностного характера, которые связаны с их изначально низкими жизненными мотивациями. Ученики не имеют каких-либо определенных жизненных планов, не мечтают покорить профессиональные вершины или совершить научное открытие, из-за этого снижена их учебная успеваемость и отсутствует интерес к предметам, в частности к дисциплине «Обществознание». Выпускник так же должен обладать определенными личностными качествами, необходимыми для дальнейшего профессионального роста - быть социально активным, проявлять инициативу в учебе и вне ее, стремиться к самосовершенствованию, иметь устойчивые жизненные цели и мотивацию к их достижению. На данный момент, для любого учреждения важнейшая задача это способность обеспечить общество молодыми специалистами, имеющими все вышеперечисленные качества;
2. В ходе исследования мы изучили теоретические основы стимулирования обучающихся к учебе, а так же выявили условия для формирования мотивации в историческом контексте. Мы так же выявили важность личности педагога в деле успешного формирования учебной мотивации среди учеников, ведь именно харизматичный и, зачастую, несколько экстравагантный педагог способен максимально заинтересовать учеников своим предметом. Однако не следует забывать, что хороший педагог должен уметь видеть границу «студент- педагог» и придерживаться ее. Особенности современного мира требуют от педагога «идти в ногу со временем», быть интересным, ярким, использовать нетрадиционные методы обучения, уметь удерживать интерес учеников, их внимание, но при этом не терять контроль над их деятельностью и не «скатываться» в полностью «неформальное» общение. Мотивация к учебе не появится сама собой, над ней необходимо работать, что и является основной задачей педагога в школе;
3. На основании первых двух параграфов нами выявлен комплекс существующих педагогических условий для формирования мотивации у учеников. В частности мы определили, какие именно педагогические условия отвечают за формирование учебной мотивации у учеников к дисциплине «Обществознание». Мы рассмотрели особенности и характеристики данных условий, а так же определили степень их воздействия на мотивационную сферу учеников, обучающихся в школе. Так же мы обозначили важные и ключевые моменты, отвечающие за мотивацию учеников в каждом из определенных нами педагогических условий. Ведь только комплексное воздействие принесет ожидаемо высокий результат в формировании учебной мотивации у учеников. К примеру, при изучении социально-острой тематики педагог должен дать студентам возможность высказать свои опасения, мнения или предложения. Это позволит создать в группе единую атмосферу, а так же вовлечет в процесс обучения изначально малоактивных учеников. И возможно именно эта тактика в дальнейшем перерастет в фактор, мотивирующий ученика школы на изучение дисциплины «Обществознание»;
К практическим результатам опытно-поисковой работы отнесем и разработанный нами комплекс педагогических условий для повышения мотивации к изучению обществознания у учеников школы.
Как мы выяснили в ходе исследования, в зависимости от текущего периода жизнедеятельности человека его мотивация может быть разной и она способна меняться с течением времени. Например, для учеников важны успехи в учебе, ведь именно хорошее образование является основой для будущего студента: для получения высокого социального статуса, высокооплачиваемой работы и уважения общества. Все эти «блага цивилизации» становятся для учеников своеобразным и, зачастую, очень сильным толчком к действию, т.е. той самой пресловутой учебной мотивацией, которой им так не хватает.
При изучении тематической литературы о психологических особенностях изучения учебной мотивации среди учеников мы еще раз удостоверились в том, что мотивация крайне важна в любой сфере деятельности человека и изучение дисциплины «Обществознание» не является исключением из этого правила.
В заключение подытожим, что педагогические условия формирования мотивации учеников школы к изучению обществознания это, прежде всего процесс, состоящий из определенных этапов, которые нацелены на формирование у учеников мотивации к познанию и изучению нового материала, совместно с высоким уровнем социальной ответственности и их тягой к личному и профессиональному росту.
В рамках проведенного нами исследования по поиску педагогических условий формирования мотивации у учеников среднего профессионального образования были выполнены следующие задачи:
1. Проведен анализ психолого-педагогической и специализированной литературы по проблеме формирования учебной мотивации у учеников школ Обозначенная нами в исследовании проблема с формированием у учеников школ учебной мотивации определяется, прежде всего, наличием у обучающихся проблем личностного характера, которые связаны с их изначально низкими жизненными мотивациями. Ученики не имеют каких-либо определенных жизненных планов, не мечтают покорить профессиональные вершины или совершить научное открытие, из-за этого снижена их учебная успеваемость и отсутствует интерес к предметам, в частности к дисциплине «Обществознание». Выпускник так же должен обладать определенными личностными качествами, необходимыми для дальнейшего профессионального роста - быть социально активным, проявлять инициативу в учебе и вне ее, стремиться к самосовершенствованию, иметь устойчивые жизненные цели и мотивацию к их достижению. На данный момент, для любого учреждения важнейшая задача это способность обеспечить общество молодыми специалистами, имеющими все вышеперечисленные качества;
2. В ходе исследования мы изучили теоретические основы стимулирования обучающихся к учебе, а так же выявили условия для формирования мотивации в историческом контексте. Мы так же выявили важность личности педагога в деле успешного формирования учебной мотивации среди учеников, ведь именно харизматичный и, зачастую, несколько экстравагантный педагог способен максимально заинтересовать учеников своим предметом. Однако не следует забывать, что хороший педагог должен уметь видеть границу «студент- педагог» и придерживаться ее. Особенности современного мира требуют от педагога «идти в ногу со временем», быть интересным, ярким, использовать нетрадиционные методы обучения, уметь удерживать интерес учеников, их внимание, но при этом не терять контроль над их деятельностью и не «скатываться» в полностью «неформальное» общение. Мотивация к учебе не появится сама собой, над ней необходимо работать, что и является основной задачей педагога в школе;
3. На основании первых двух параграфов нами выявлен комплекс существующих педагогических условий для формирования мотивации у учеников. В частности мы определили, какие именно педагогические условия отвечают за формирование учебной мотивации у учеников к дисциплине «Обществознание». Мы рассмотрели особенности и характеристики данных условий, а так же определили степень их воздействия на мотивационную сферу учеников, обучающихся в школе. Так же мы обозначили важные и ключевые моменты, отвечающие за мотивацию учеников в каждом из определенных нами педагогических условий. Ведь только комплексное воздействие принесет ожидаемо высокий результат в формировании учебной мотивации у учеников. К примеру, при изучении социально-острой тематики педагог должен дать студентам возможность высказать свои опасения, мнения или предложения. Это позволит создать в группе единую атмосферу, а так же вовлечет в процесс обучения изначально малоактивных учеников. И возможно именно эта тактика в дальнейшем перерастет в фактор, мотивирующий ученика школы на изучение дисциплины «Обществознание»;
К практическим результатам опытно-поисковой работы отнесем и разработанный нами комплекс педагогических условий для повышения мотивации к изучению обществознания у учеников школы.
Подобные работы
- Особенности правосознания несовершеннолетних. Методика формирования адекватных правовых представлений и оценок на уроках обществознания в школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2021 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ИСТОРИЯ"
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности правовой социализации личности в юношеском возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019



